Содержание
Статуэтки Акамбаро
Статуэтки Акамбаро и динозавры
Галерея Акамбаро – фарс или открытие
Коллекция Жульсруда – гипотезы ученых
В июле 1945 года Вольдемар Жульсруд, деловой человек из американского города Акамбаро, заметил на склоне горы, нависающей над городом, несколько обломков из глины.
Статуэтки Акамбаро
Судя по всему, они оказались на поверхности, будучи вымыты из почвы обильными дождями. Вскоре Жульсруд, страстный любитель мексиканской старины, нанял местного каменщика Отилона Тинахеро и с его помощью систематическими занялся раскопками в этом месте.
За семь последующих лет его коллекция обогатилась более чем тридцатью тысячами найденных в земле экспонатов. Среди них фигурки животных, человекоподобных существ с перепончатыми руками и ногами, скульптурные композиции и т. д.
Тридцать тысяч древних археологических реликвий, и среди них ни одна не повторяет другую! Тут было над чем поразмыслить.
Статуэтки Акамбаро и динозавры
Особенно смущают статуэтки рептилий. Некоторые из них напоминают динозавров и плезиозавров, исчезнувших с лица земли шестьдесят- семьдесят миллионов лет назад.
Конечно, наши современники по книгам и фильмам знакомы с обликом некогда существовавших огромных ископаемых животных, но откуда о них могли знать древние мексиканцы?
Изображения этих чудовищ многих привели замешательство, и, разумеется, прежде всего ученых. Последних легко понять: классическая теория исчезновения больших рептилий слишком стройное и надежное сооружение, которое не так-то легко разрушить.
Не меньшее недоумение ученых вызвал еще и такой факт. Все животные вылеплены в движении, так что трудно отделаться от ощущения, что статуэтки сделаны скорее современными мастерами, нежели древними умельцами.
Детали на статуэтках не обозначены, и потому очень трудно определить, какие животные могли служить художнику моделью.
Слон, например, сильно напоминает своего индийского собрата, хотя с большей вероятностью можно предположить, что прообразом для художника послужил мамонт.
Во всяком случае, мамонта абориген Мексики мог наблюдать воочию. А вот как индейцы могли познакомиться с волосатым носорогом, с американской лошадью, с ископаемым верблюдом, вымершими десять или двенадцать тысяч лет назад?
Любой искусствовед, глядя на коллекцию Жульсруда, наверняка скажет: никакая культура вплоть до XIX века не могла бы воспроизвести в глине и камне подобные энциклопедические знания о фауне буквально всей нашей планеты.
Вот динозавр или плезиозавр; вот маски, напоминающие стиль древнегреческих мастеров; вот нечто схожее с древнеегипетскими мумиями; вот статуэтка, характерная для искусства Ближнего Востока; вот женщина, сидящая на крокодиле.
Потребовался бы многотомный труд, чтобы исчерпывающе описать диковинную коллекцию. Но откуда такое смешение стилей, такое многообразие форм и приемов, такая эклектика. Быть может, мы имеем дело с незаурядной мистификацией?
Конечно, обман всегда возможен, тем более что сам Жульсруд лично не присутствовал при раскопках. Но какой искусный ремесленник захочет добрых семь лет вводить в заблуждение почтенного покупателя (Жульсруд платил Тинахеро одно песо за каждую фигуру), чтобы в итоге получить относительно скромное вознаграждение в две-три тысячи долларов!
В конце концов, тот же Тинахеро мог бы заработать неизмеримо больше, имей он дело с иностранным коммерсантом.
Вокруг коллекции Жульсруда разгорелись такие споры, бушевали такие страсти, что, в конце концов, решено было провести дополнительные раскопки. Они были предприняты в присутствии профессоров Хепгуда и Сандерсона на склоне все той же горы, во дворе поместья, принадлежавшего начальнику полиции Акамбаро.
Вряд ли можно было бы заподозрить солидного полицейского чиновника в попытке сговора с подделывателями археологических реликвий. Эксперимент превзошел все ожидания: коллекция пополнилась еще 43 статуэтками.
Более того, Хепгуд и Сандерсон обнаружили следы древесного корня в углублениях скульптур, что говорило о длительном их пребывании в земле. Другие ученые, вскоре прибывшие на раскопки среди них доктор Раймонд Барбер и доктор Эдуардо Нахеро (первый минералог, а второй был директором доисторических сооружений в Мексике), осмотрели находки, убедились в их подлинности, однако отозвались о всей коллекции довольно скептически.
Фигурки людей в соседстве с доисторическими рептилиями они сочли за обман. Дабы поставить все точки над «и», Хепгуд отослал несколько сот фотографий с изображениями бронтозавров и прочих чудищ доктору зоологии Ромеру — профессору Гарвардского университета.
Изучив фото, маститый ученый пришел к довольно неожиданному выводу: — чудовища напоминают рептилий и доселе обитающих в Мексике. Совсем недавно появилось еще одно доказательство большой древности статуэток.
Все тот же профессор Хепгуд обнаружил в обломках экспонатов органическую материю. Радиоуглеродным анализом был установлен ее возраст: 3500 ± 100 лет! Стало быть, скульптуры формовались около 1600 года до нашей эры.
Интересно отметить, что эта дата вполне соответствует тому загадочному периоду земной истории, когда великие природные катастрофы потрясали Средиземноморье. Крит и Египет рухнули, в Индии неожиданно исчезла цивилизация в долине Инда; в Греции произошло внезапное сильное извержение вулкана Санторини.
Множество легенд, описывающих эти явления, дошли и до нас. Не существует ли связи между этими катастрофами и расцветом «культуры Жульсруда» в Мексике?
Вольдемар Жульсруд имеет свою собственную теорию. Он полагает, что коллекция принадлежала ацтекскому музею в Теночтитлане, а ее родословная идет от Атлантиды.
Коллекция была привезена ацтеками и захоронена в Акамбаро с приходом испанских конкистадоров. Тайна Акамбаро далека от разгадки. Более того, несколько лет назад в Эквадоре были откопаны керамические статуэтки, напоминающие фантастические изображения из коллекции Жульсруда.
Какие еще неожиданности поджидают ученых. Быть может, есть смысл продолжать раскопки. Тем более что в свое время рабочие обнаружили в Акамбаро тоннель, ведущий внутрь холма, и какую-то каменную лестницу, засыпанную вулканической пылью.
Тогда, двадцать лет назад, в спешке и суете о лестнице и о тоннеле забыли. Легко представить, какие фантастические открытия могут быть сделаны в Акамбаро, где столь богато уже раскрылась неизвестная культура. Какие выводы можно сделать из всего этого?
Конечно, трудно представить себе, что в древней Мексике существовала индейская культура, знакомая с внешним видом животных эры ящеров. А что думать о зубах лошади плейстоцена, теперь уже исчезнувшей? Каким образом они оказались смешанными с коллекцией?
Профессор Сандерсон пришел к такому выводу:
«Одно из двух: либо старый джентльмен Жульсруд сделал самое большое археологическое открытие всех времен, либо он был на протяжении ряда лет жертвой одного или нескольких лиц, искавших скромного заработка…»
Что ж, будем ждать дальнейшего развития эпопеи Акамбаро. В худшем случае мы имеем дело с удивительной коллекцией подделок. Однако окажись она подлинной, и человечеству придется в корне пересмотреть свои представления о культуре и истории доколумбовой Мексики.
Василевский Л.
Видео: Мегалодон и некоторые свидетельства
Галерея Акамбаро – фарс или открытие
«Любая археологическая находка — собственность страны, в которой она была найдена, и не может быть вывезена страны из страны без специального на то разрешения…
Кража археологических объектов карается законом…»
(Из Международного юридического кодекса. Закон об охране исторических археологических памятников)
Итак, некто «деловой человек» Вольдемар Жульсруд обнаружил неизвестный археологам памятник древней культуры Мексики. Будучи «любителем мексиканской старины», он никак не мог пройти мимо этого волнующего факта и нанял местного каменщика для проведения «систематических раскопок».
Чтобы избежать всяческих «недоразумений (естественно, с законом, стоящим на страже «официальной археологии»), делец не присутствовал при ночных раскопках бравого уакеро — так называют в Латинской Америке профессиональных «грабителей могил».
В результате «частная коллекция» обогатилась 30 тысячами уникальных предметов неизвестной культуры, а Мексика — теперь это можно утверждать с достоверностью — потеряла возможность понять и дешифровать еще одну страничку из своей и без того загадочной древней истории.
Впрочем, почему нельзя «понять и дешифровать»? «Деловой человек» (к сожалению, неизвестна его настоящая профессия: он может быть врачом, фабрикантом или торговцем свиными тушами) имеет свое собственное мнение по поводу уникальной коллекции: она-де происходит из ацтекского музея Теночтитлана, современного Мехико, куда волею судеб попала из… легендарной Атлантиды.
Опять Атлантида, мифическая, недоказанная Атлантида, на совести которой не только загадка ее существования и тайна ее гибели, но и ответственность за все неразрешимые тайны планеты!
Можно с такой же уверенностью говорить, что «коллекция Жульсруда» не что иное, как «неземной талисман», неземная реликвия — подарок «пришельцев из космоса», оставивших землянам изображения доисторических животных.
Для подобного утверждения оснований более чем достаточно. Уж если на страницах популярного французского журнала «Планет» объявилось имя профессора Хепгуда, дело наверняка пахнет «космическим следом».
Многим читателям он известен как ярый сторонник всего «необычного» в истории нашей планеты, и прежде всего явления космических пришельцев-просветителей, «культурных героев» грубым и невежественным народам Земли…
Коллекция Жульсруда – гипотезы ученых
Теперь отбросим в сторону псевдонаучные домыслы и попытаемся трезво оценить коллекцию Жульсруда. Предположим, что вся она собрание, искусно сфабрикованных подделок. В пользу подобного предположения говорят весьма весомые доводы.
Прежде всего нереально, чтобы в одной коллекции, собранной на одном месте, соседствовали «скульптурные портреты» динозавров и плезиозавров, исчезнувших с лица земли более 70 млн. лет назад, с изображениями животных – современников человека: шерстистого носорога Мерка, американской плейстоценовой лошади, ископаемого верблюда, южного слона, мамонта.
Другое дело, если предположить, что кого-то из ныне вымерших животных наш далекий пращур – он появился в Америке относительно недавно, 20 — 30 тыс. лет назад — мог наблюдать в естественной среде, охотиться на них, делать их изображения.
В первую очередь это относится к мамонту, гигантскому ленивцу, ископаемому верблюду, шерстистому носорогу, может быть, к южному слону — все они исчезли в ледниковый период, чуть раньше или чуть позже; крайняя дата существования некоторых из этих ископаемых животных на Американском континенте – 10 — 15 тыс. лет назад…
Науке известны галереи наскальных рисунков, скульптурные изображения из глины, камня и кости, найденные в пещерах и на стоянках каменного века в Испании, Франции, Германии, России (Европейская часть и Сибирь), Монголии.
Но как человек на заре своей мыслительной эволюции мог воссоздать облик ископаемых чудовищ мезозоя. Эры ящеров, той далекой эпохи, когда не существовало еще млекопитающих — предков всех сегодняшних теплокровных животных, включая самого гомо сапиенса?
Естественно, на этот вопрос трудно ответить без привлечения фантастических гипотез…
Теперь разберем другой вариант: «коллекция Жульсруда» — подлинник. Что следует в таком случае? Прежде всего то, что вновь открытый памятник потерян для науки, дешифровать его в дальнейшем не представляется возможным. И это самое страшное!
«Любители археологии» и «грабители могил», а они не могут существовать изолированно друг от друга, в погоне за сенсацией и барышом разрушают исторические памятники, отнимают у человечества историю его культуры.
Нечего и говорить, какими трагедиями для науки оборачивается охота на золотого тельца. Ведь важно не только найти, извлечь вещь из археологического памятника, необходимо изучить условия ее залегания, увидеть сопутствующие вещи в одном горизонте культурного слоя, датировать памятник и многое, многое другое…
Только тогда «заговорит» археологическая находка, расскажет о своей эпохе, о своих создателях… Любопытно — и, думается, ближе всего к возможной истине, если коллекция все-таки не подделка! — мнение доктора зоологии А. Ромера, просмотревшего сотни фотографий с изображениями ископаемых чудищ.
Он полагает, что изображения эти могли быть «подсказаны» внешним видом рептилий и доныне живущих в Мексике. Эту небезынтересную мысль хотелось бы развить подробнее.
Мы теперь хорошо знаем, что первобытный человек эпохи палеолита (древнекаменного века) в Европе создал подлинные шедевры наскальной живописи. Известный американский ученый-палеонтолог Р. Эндрюз, неутомимый и страстный охотник за ископаемыми животными, в своей книге «Диковинные звери» пишет:
«О первобытных млекопитающих мы много узнали по ископаемым останкам. И особенно хорошо нам удалось изучить животных ледникового периода; помогли нам современники этих животных — люди, жившие в те далекие времена.
Они запечатлели облик многих зверей в рисунках и статуэтках, и эти произведения первобытного искусства часто находят в различных пещерах…
Неандертальцы не оставили нам рисунков животных ледникового периода; это сделали люди, жившие после них. Мы называем их кроманьонцами. Жили они от пятнадцати до тридцати тысяч лет назад и создали древнейшие в истории человечества произведения искусства.
Эти люди рисовали на стенах пещер и лепили из глины фигурки животных. Их Картины настолько точны, что служат для нас неисчерпаемым источником сведений о вымерших животных ледникового периода».
И это мнение квалифицированного палеонтолога для нас много значит…
20 — 30 тысяч лет назад кроманьонец стал первым сухопутным Колумбом, открывшим Новый Свет через Сибирь, Чукотку, Берингию (так называют условно ту часть суши, которая когда-то в древности соединяла Азиатский материк с Североамериканским).
Нет основания отказывать азиатским или евразийским предкам американских индейцев в чувстве развитого художественного вкуса, в умении изображать животных в различных материалах.
Об этом говорят многочисленные находки памятников изобразительного искусства уральских и сибирских стоянок, Памятники Забайкалья, Монголии и Приамурья.
Например, на всемирно известной палеолитической стоянке Сунгирь, близ Владимира, археологом О. Бадером были найдены костяные изображения древних лошадок, положенных в захоронения охотников-сунгирьцев.
Кроме того, Бадеру удалось реконструировать самый древний костюм первобытного человека, жившего в ледниковый период. Он до деталей напоминал одеяние многих арктических народов и … североамериканских индейцев:
меховая рубаха и куртка глухого покроя, надеваемые на тело через голову, меховые штаны, сшитые в одно целое с мокасинами, отороченные по длине неги шерстью и усеянные сотнями костяных бляшек.
Да и сам внешний вид сунгирьцев в реконструкции советских антропологов Дебеца и Герасимова был близок к «индейскому» антропологическому типу. Пути миграции древних сунгирьцев, смелых охотников на мамонта, и других коллективов указывают на Северный Урал и далее в Зауралье, вслед за отступающим ледником, за стадами мамонтов…
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что в Северной Америке можно встретить изображения животных ледникового периода.
Нам кажется, что животные, в авторском изображении которых Р. Виллис отказывает ацтекам, в свое время могли быть как объектами охоты, так и объектами поклонения тотемным предкам, «родоначальникам» отдельных охотничьих групп и коллективов.
Пока охота, рыболовство и собирательство, эта знаменитая «триада» в экономике каменного века, оставались основными источниками добычи жизненных благ, до тех пор и существовал культ «животных предков».
Изготовлялись статуэтки мифических пращуров (тотемом могло быть растение, животное, рыба, рептилия, птица).
В трактовке «скульптурного портрета», как правило, наблюдался известный схематизм, контуры животного, детали его анатомии не всегда передавались с подобающей подробностью, подчеркивалась какая-то основная, доминирующая деталь «идея животного».
На более поздней стадии во многих цивилизациях древности, в том числе и доколумбовой Америке, существовал определенный религиозный культовый канон, придерживаться которого в изображении богов (и «животных предков») должны были древние мастера — «богомазы», способные уже и более реалистически изобразить «божество». Каждое нарушение канона, «отсебятина», жестоко каралось колдунами, а затем жрецами многих ранних религий.
Видимо, учитывая подобные условия создания «скульптурных портретов», следует понимать и фантастическое в изображении странных рептилий «коллекции Жульсруда», принятых исследователями за изображения динозавров мезозоя.
На поверку может оказаться, что прототипом этих «завров» послужила обычная ящерица, геккон, саламандра, игуана или крокодил (в Америке — кайман).
Сталкивался ли с кайманом древний индеец «культуры Жульсруда» в своей повседневной хозяйственной деятельности?
Вероятно, драматические взаимоотношения человека и страшной рептилии начались в охотничье-рыболовецкий период, когда человеку пришлось добывать себе пищу и в плавнях рек, и в болотистых зарослях озер и пойм, ловить рыбу, собирать клубни водяных съедобных растений.
Надо полагать, что в древности прибрежные воды рек и озер просто кишели кайманами, с которыми древним мексиканцам приходилось вести кровопролитные сражения. Отсюда, вероятно, и идет культовое значение каймана как покровителя, хозяина и постоянного спутника пищи.
Да, да, у древних мексиканцев существовал культ каймана! Об этом сообщает известный знаток культуры древних майя, доктор исторических наук Р. Кинжалов в своей Книге «Культура древних майя».
Впрочем, в культе каймана нет ничего удивительного: кругом, где встречается этот страшный монстр, в Африке, на Ниле, в Индии — его обожествляли.
Какие конкретные формы принимал культ каймана? Можно предполагать, что ему приносились определенные жертвы, что животные в культовых целях отлавливались, какое-то время содержались в неволе в ожидании празднеств, что отдельные особи приручались, им прислуживали жрецы или — что вполне вероятно — жрицы. Отсюда и статуэтки рептилий, изображаемые в паре с женщиной.
Впрочем, ничто не ново под луной. В Древнем Египте водились ручные крокодилы и змеи, ручными, совсем как куры, были журавли, доились табунки ручных антилоп, а ныне дикий камышовый кот, с которым страшится встречи сегодняшний феллах (оседлое, земледельческое население арабских стран), исправно таскал дичь древнему египтянину.
Видео: Кот мануал на охоте
В Индии и Индонезии питоны служат няньками, слоны тягачами, где-то в районе Новой Гвинеи дети купаются на спинах совсем ручных миролюбивых крокодильчиков, в Полинезии ручные рыбки-провокаторы заманивают в сети своих диких и по первобытному глупых собратьев, а на одном из атоллов Тихого океана даже дети могут приручать и дрессировать стрекоз.
Поэтому нет ничего обычнее, чем «женщина, сидящая на каймане» — амазонка эпохи собирательства…
Однако это уже другая тема, нас интересовали «динозавры Жульсруда», родом из Атлантиды. Насколько позволяли факты, мы — к сожалению, не видя подлинников скульптур! — выдвинули свое объяснение, своего рода «рабочую гипотезу».
Читателю решать, где в этом споре истина: был ли «деловой человек» из Акомбаро жертвой банальной мистификации, или же он сам своими систематическими антинаучными раскопками открыл и закрыл одну из загадок древнего континента?
Кандидат исторических наук Буслаев Г.
Видео: Динозавры и причины их гибели
Плезиозавр – в поисках динозавров
Эффект Джанибекова и гибель мамонтов.
Фигурки динозавров и гипотезы их происхождения