
Содержание
Амфоры на дне
Затонувший корабль
Корабль «Спарджи»
Что такое «ревущие широты»
После окончания войны один из опытных ныряльщиков, служивших в итальянском военном флоте, некий Джианни Раджи, с группой своих товарищей проводил отпуск, ныряя в проливе около острова Сардиния.
Они уже готовились покинуть это место, когда однажды любимец их компании, шестнадцатилетний ученик лицея Родольфо, вынырнул из моря и, задыхаясь от волнения, сказал, что на дне видел много амфор.
— Их там целое судно, — уверял Родольфо.

Амфоры на дне
Восемь дней спустя профессор Международного научного лигурийского института Нико Ламбоглия сидел в своем маленьком кабинете и читал полученное им длинное сообщение о находке в проливе у острова Сардиния.
Стало обычным находить амфоры на всем протяжении средиземноморского побережья. Эти сосуды, имевшие универсальное применение в античном мире, служили как бы вехами на местах кораблекрушений, происшедших в давние времена на наиболее оживленных морских путях тех времен.

Но в данном случае профессора Ламбоглия заинтересовало то обстоятельство, что никогда еще не находили амфор в таком большом количестве на небольшом пространстве морского дна.
Видимо, на этот раз они составляли полный груз некогда затонувшего корабля. Как объяснить, что на протяжении стольких веков этот груз не был рассеян под действием моря?
Очевидно, это могло произойти только благодаря исключительным обстоятельствам; обломки «Спарджи», как назвали позднее корабль археологи, покоятся на дне своеобразной подводной бухточки.
Эту небольшую бухту от восточных течений предохраняют огромные скалы и песок, со временем занесший погибшее судно и укрывший его груз от рассеивания и воздействия времени.

Затонувший корабль
Опытный археолог профессор Ламбоглия решил сам стать во главе экспедиции, которая должна была со всей тщательностью изучить затонувший корабль.
В порту острова Мадаллена для этой цели был специально оборудован рыболовный траулер «Медуза». Финансирование экспедиции взял на себя владелец крупного итальянского издательства, за которым сохранялось монопольное право издания материалов этих интересных научных исследований.
Так было положено начало первого подводного научного археологического розыска.

На дне, под стоящей на якоре «Медузой», развернула работу подводная мастерская с археологами в черных резиновых костюмах. Все работы производились над огромной сетью с двухметровыми ячейками, растянутой на дне, на месте древнего кораблекрушения.
По углам ячеек, на длинных шнурах были привязаны плавающие ампулы с электрическими лампочками, показывавшие вертикали.
Для восстановления топографии места исследования на первом этапе ныряльщикам было запрещено без разрешения руководителя экспедиции малейшее перемещение даже самых малых кусков амфор.
Все квадраты этой огромной сети были сфотографированы при помощи герметических фотоаппаратов. Затем, уже на поверхности, все снимки соединялись между собой, что дало возможность создать общую картину залегания и одновременно раскрыть способ, применяемый римлянами для размещения корабельного груза.
Это был первый результат исследования. В дальнейшем общая картина дополнилась рисунками, сделанными на дне специальными рисовальщиками на грифельных досках.
Остатки корабля как бы разграфили, положив на них огромную сеть и заметив, как именно лежали амфоры в каждой клетке. Затем водолазы осторожно поднимали корабельный груз на поверхность.

После того как это часть работ была закончена, группа ныряльщиков начала с одного конца свертывать сеть. Впереди них плыл один ныряльщик, на обязанности которого лежало срезать все плавучие ампулы, обозначавшие вертикали по углам.
После того как первый слой без сети был аккуратно изучен и удален, сеть вновь была установлена на прежнем месте. Началось такое же исследование следующего слоя.
По мере освобождения амфор с них осторожно сцарапывали ракушки и все другие морские наслоения. Затем ныряльщики осторожно обхватывали сосуды руками и, прижимая к себе, медленно вынимали их из грунта.
Эта работа делала их похожими на муравьев, переносящих личинки. Многие амфоры были наполнены песком и весили от 15 до 25 кг в зависимости от того, для чего они были предназначены. Так амфоры для вина вмещали 18 л, а амфоры для масла — 40 л.
Освобожденные амфоры переносились к опущенной с корабля на дно клетке подъемника. Специально придуманный настил этой клетки состоял из деревянного ящика с ячейками для амфор, в которых они устанавливались одна подле другой в порядке номеров, присвоенных им по фотографиям.

Вначале эти номера были написаны на этикетках из пластмассы, привязанных бечевками к горлу или ручкам амфор. Но наутро следующего дня оказалось, что половина этикеток с номерами исчезла.
Эта загадка была разгадана, когда открыли один из сосудов. Оказалось, что амфоры, не заполненные песком, заняты осьминогами.

Привлеченные светлым цветом этикеток, осьминоги утащили их в свои логовища. После этого номерные этикетки пришлось делать из листового железа.
Один из ныряльщиков плавал у грузового подъемника с большим деревянным циркулем, которым обычно пользуются для изображения геометрических фигур на классных досках.
Эти циркули употребляются археологами для специального изучения разрабатываемого объекта на месте его залегания. Циркулем измеряли угол, который изучаемый предмет составляет с плоскостью дна и с близлежащими предметами.
После измерения ныряльщик с циркулем подымался на поверхность, и полученные данные переносились на фотографическую карту. Таким путем получали точное положение предмета в пространстве.
На земле амфоры поставили в аналогичную клетку точно так, как они лежали на дне. Таким образом удалось узнать многое об устройстве корабля, пролежавшего на дне моря два тысячелетия.

В одном углу изучаемой площади со дна поднялось молочное облако. Это в действие вступил так называемый «сосун», представляющий собой толстую трубу из пластмассы, опущенную с судна до самого дна, как гигантский хобот слона.
В нижней части трубы струя сжатого воздуха создавала постоянное давление. Такой «сосун» заменял много рабочих рук на дне моря и обладал тем преимуществом, что легко удалял песок из «раскопок».
Группа ныряльщиков следила за работой этого механизма, окружая отверстие трубы, как раки мертвую рыбу.
Руководителем подводных работ на месте залегания древнего судна был инженер Понтеролли. На его резиновом капюшоне, на уровне ушей, виднелись две одутловатости — телефонные наушники.

Третья одутловатость насколько удлиняла его маску под подбородком — в ней был скрыт специально сконструированный подводный ларингофон. Этот прибор позволял произносить все звуки, за исключением губных, так как ныряльщик должен держать губами дыхательную трубку, чтобы не допустить прорыва воды в рот.
Но Понтеролли компенсировал этот недостаток своего рода чревовещанием. Видя постоянное движение его адамова яблока, можно было убедиться, что он все время ведет оживленный разговор с профессором, находящимся на палубе «Медузы».
Сквозь водоворот песка заметен был предмет, на который наведен «сосун»: это большой кусок почерневшего дерева с остатками свинцовой обшивки. При помощи циркуля определили, что отмытый кусок дерева составлял часть кормы погибшего судна.

Это позволило установить ориентировку корабля, его направление в момент кораблекрушения. Вероятно, корабль погиб при столкновении со скалами, которые теперь окружают его на дне, а в античные времена достигали уровня моря. Позднее эти скалы соразмерно с понижением континента опустились.
Теперь считают, что корабль «Спарджи» покинул порт Ильва (древнюю Маделлану) и направился на запад, то есть в Испанию. Он был нагружен амфорами с вином. Это обстоятельство показывает, что в ту эпоху Испания еще не знала культуры винограда. Когда же это было?

Корабль «Спарджи»
Керамическое блюдо, найденное одновременно с амфорами, при сравнении с другими блюдами того же типа дает ответ на этот вопрос: между 120 и 100 годами до нашей эры.
При археологических раскопках были сделаны и другие поразительные открытия.
Так, в свинцовой обшивке, окружавшей подводную часть судна, обнаружили медные гвозди. Почему эти гвозди, сделанные из меди и, следовательно, нержавеющие, покрыты слоем свинца?
Ответ, несомненно, говорит, что без этого покрытия медный гвоздь во взаимодействии со свинцовой обшивкой под воздействием соленой морской воды создал бы пару электрического элемента, в котором оба металла подверглись бы разложению.
Отсюда напрашивается предположение, что электричество, по крайней мере в своих простейших действиях, было известно древним римлянам. Все это является только началом на пути многих интересных открытий.
Но уже и собранные данные вместе с теми, которые будут получены в результате дальнейших поисков, несомненно, приведут к разгадке многих, исключительно интересных исторических тайн и загадок.

Что такое «ревущие широты»
Моряки называют область между 40-м и 60-м градусами южной широты «ревущими широтами». Эта область земного шара — область постоянных вспышек устойчивых западных ветров ураганной силы.
Участники дальних плаваний испытали сокрушающую силу ветров, господствующих в «ревущих широтах и в районах Антарктиды. Здесь снег и ветер работают как мельчайший наждак.

Они с неистовой силой обрушиваются на все, что попадается на их пути. Под их действием разрушается камень, металл, дерево, лед. Если оставить на время ящики без прикрытия, то доски их стираются за 15 — 20 дней на несколько миллиметров.
Ржавая цепь, брошенная на берегу, через несколько дней начинает блестеть, как будто ее чистили и полировали. Поверхность скал, обращенная «лицом» к ветру, отшлифована и сглажена, в то время как с подветренной стороны скалы шероховаты и неровны.
Свидетелями интересного и крайне редкого явления были однажды моряки и ученые, находившиеся на борту дизель — электрохода «Обь». Огромный столб снега высотой более километра в продолжение нескольких часов возвышался над ледяной пустыней.

От его вершины по ветру неслись клубы снега, и столб «дымился», как фабричная труба. К нему подходили все новые и новые снежные столбики, только меньшего размера, и пополняли основной столб новыми массами снега.
Несмотря на штормовые ветры, вихревое движение воздуха – смерчи — редкое явление в полярных областях.
Василевский Л.
Видео: Загадка остров сокровищ
Сокровища затонувших кораблей — живое серебро испанских галеонов
Летучий голландец — тайны пропавших кораблей – таинственные звуки моря
Время и поезд призрак — временные вихри — свидетельства очевидцев
Тайна корабля «Морро Касл»
Сокровища затонувших кораблей и сокровища серебряной отмели