Аналитика и мышление

Аналитика и мышление

         Содержание

     Понимание целостности системы

     Мозаичное мировоззрение

     Алгоритм процесса

 

      Аналитика — это насколько возможно точный расчёт на основе сопоставления известной информации.

     Наиболее близким примером может являться игра в шахматы.

     Так, например, зная, что партия завершена матом для чёрных, а по какой-то причине одна из ключевых фигур, обеспечивающая комбинацию «мат для чёрных», отсутствует на доске, и даже если есть подозрение, что отсутствуют какие-то ещё фигуры белых и чёрных, не имеет критического значения какие фигуры белых и чёрных отсутствуют на доске.

     А вот отсутствующую в финальной позиции фигур одну из ключевых фигур белых, игрок простым расчётом может определить, где (на какой клетке шахматной доски) и какая фигура должна стоять. Расчёт, а не домыслы.

     К слову сказать, именно на этом погорел на шахматном турнире в Васюках «великий комбинатор» Остап Бендер, утащивший с доски ключевую фигуру противника. А то, что у того «все ходы были записаны», просто облегчило и ускорило процесс доказательства мошенничества Бендера при игре.

     Задача «Мат в 1 ход».

Аналитика и мышление
Аналитика и мышление

     Это просто, а вот задача «мат в 2 хода» подразумевает условие совершения такого первого хода, который заставит противника сходить так, чтобы вы вторым ходом могли поставить мат.

Аналитика и мышление
Аналитика и мышление

     Другой формой анализа являются шахматные задачки «Мат в N ходов».

     И чем больше ходов надо совершить игроку, чтобы поставить противнику мат, тем более сложную алгоритмику ходов нужно выстроить, которые будут заставлять противника вынужденно ходить в нужной для вас алгоритмике, т.е. вынудить противника к тому, что в шахматах называется цугцванг.

     Для того, чтобы играть в шахматы, нужно знать на доске во сколько клеток играешь, какие фигуры используются в игре и по каким правилам идёт игра.

     Т.е. игрок в шахматы должен чётко представлять себе некую целостность, систему, в которой идёт игра. В игре каждая фигура имеет своё место и свои особенности, которые определяют возможности поведения и перемещения в пространстве и взаимодействия с другими фигурами (короли не могут находиться на соседних клетках).

Понимание целостности системы

     Но для того, чтобы играть в «шахматы Жизни», понимание целостности системы просто необходимо для успешности в жизнедеятельности. Если такой целостности нет, то предпринятые неверные действия заведомо приведут как минимум к неуспеху, а как максимум к катастрофе управленца лично и подчинённых ему людей.

     Именно аналитика даёт возможность определить состояние системы, её целостность и взаимосвязь элементов. Как это выглядит в жизни можно понять на образе известной игры, которую можно установить на смартфон, Clever Blocks.

     Игра состоит в том, что игрок должен совместить геометрические фигуры разнообразной формы так, чтобы они, сочетаясь друг с другом, поместились в строго ограниченное пространство. Как играть в эту игру, можно понять по приведённым ниже скриншотам с самого простого уровня игры, для начинающих.

            1 карт.                                                        2 карт.

Аналитика и мышление
Аналитика и мышление

     На первой картинке — исходные данные для решения: геометрические фигуры и поле, в которое они должны быть уложены.

     На второй картинке — все фигуры уложены в поле нужным образом, осталась последняя фигура, место для которой на поле очевидно.

     Именно аналитика определяет, как взаимосвязаны фигуры, а после определения взаимосвязей не представляет проблем сложить фигуры и увидеть систему в целом. Эти правила аналитики одни и те же и для этой игры и для «игры в жизнь».

     Однако надо понимать, что увидеть систему в целом, выявить отдельные сегменты этой системы возможно только при наличии мозаичного мировоззрения.

     Т. е. когда аналитик априори осознаёт, что все происходящие события и явления в Мироздании связаны между собой и, в конечном счёте, представляют собой единую картину, составленную из отдельных элементов-сегментов.

Аналитика и мышление
Аналитика и мышление

Мозаичное мировоззрение и калейдоскоп

     Есть детская игрушка «калейдоскоп». Обычно эта игрушка представляет собой трубку, в которой треугольником вложены направленные друг на друга зеркала, а между зеркалами находится некоторое количество цветных камешков.

     Один конец трубки — глухой, а в другом — есть глазок, чтобы можно было заглянуть внутрь трубки. При взгляде в этот глазок перед смотрящим предстаёт причудливая картинка-орнамент из разноцветных фрагментов.

     Однако, если встряхнуть трубку или повернуть её хотя бы ненамного вокруг своей оси так, чтобы цветные камешки хотя бы на немного сдвинулись со своих мест, то картинка-орнамент совершенно меняется так, что от прежней картинки-орнамента не остаётся и следа.

     Нечто подобное происходит в глазах подавляющего большинства населения планеты Земля, причём не только обывателей, но и политиков, политологов, аналитиков, когда в результате «демократических» «выборов» или государственного переворота к власти приходит новый президент или правительство: привычная картина мира разрушается в одночасье, и все начинают «гадать на кофейной гуще», что и как дальше будет в стране и мире.

     Для того, чтобы запутать человека с калейдоскопическим мировоззрением, не надо даже добавлять или убирать какой-либо элемент из социальной жизни — достаточно просто поменять местами фигуры, воспринимаемые в качестве ключевых игроков, и картина мира для человека с калейдоскопическим мировоззрением кардинально поменяется, как меняется картинка-орнамент в игрушке «калейдоскоп» при перемешивании цветных камешков.

     В мозаике же цветные камешки выложены в рисунок, и сколько бы камешков ни отсутствовало бы в этом рисунке, но пока сохраняются контуры, абрис рисунка в объёме достаточном, чтобы по реперным точкам можно было достроить, восстановить рисунок, то человек — это может сделать либо мысленно, либо на практике.

     И только, если объём оставшихся в рисунке камешков будет недостаточен, чтобы сохранились необходимые реперные точки, опираясь на которые можно достроить рисунок, — возможна ошибка, когда будет «достроен» рисунок, отличающийся от того, что был первоначально. Но такое возможно только, если достраивать рисунок на основе домыслов, а не на реально существующей информации.

     Поэтому, если человек воспринимает мир мозаично, целостно, единым, то, опираясь на реперные точки этой целостной мозаичной картины мира, он всегда сможет разобраться в хитросплетениях политической жизни страны, государства, мира.

Аналитика и мышление
Аналитика и мышление

Калейдоскопическое восприятие мира:

   все случайно,

   кругом хаос,

   причино — следственных связей нет.

     Единственное, что отличает мозаичное восприятия общественной жизни от восприятия мозаичного рисунка — это то, что оцениваются не статичные формы рисунка, а динамичные процессы общественной жизни.

     И как в статических мозаиках крупные фрагменты рисунка состоят из более мелких элементов, так и большие динамические процессы общественной жизни состоят из малых, которые, сливаясь и дополняя друг друга, образуют один большой процесс, как ручьи и маленькие речки образуют большие реки, которые, в свою очередь, вливаются в моря, из которых состоят океаны.

Аналитика и мышление
Аналитика и мышление

Мозаичное восприятие мира:

   мир един и целостен,

   все упорядочено,

   все взаимосвязано и взаимозависимо по мере развития.

     Но для человека всегда мало правильно видеть картину мира, для человека критически важно правильно описать эту картину мира в строгих лексических формах.

     Это необходимо потому, что правильное описание процессов и явлений для окружающих позволяет человеку строить общественную жизнь так, чтобы максимально минимизировать возможности вхождения в различные кризисы и катастрофы. Полностью кризисы и катастрофы из общественной жизни можно исключить только в случае, если всё человечество будет жить в соответствии с Божьим Промыслом.

     И чем более человек (общество) живёт в соответствии с Божьим Промыслом, тем менее в его жизни и жизни общества становится кризисов и катастроф.

     Если человек правильно описывает окружающим процессы и явления, то у окружающих складывается правильный образ этих процессов и явлений, а значит и реакции, действия людей будут правильными.

     Если же человек по каким-либо причинам неправильно опишет процессы и явления, то у окружающих сложится ложное представление о процессах и явлениях, а значит, и действия людей будут иными, нежели те, которые объективно необходимы для реальных процессов и явлений. Неправильные действия окружающих могут быть катастрофичными для того, кто неправильно описал те или иные процессы и явления.

     В этом смысле критически важно грамотное использование любых слов, терминов, которые выражают, описывают какие-либо процессы и явления, в формате «само собой разумеется».

Аналитика и мышление
Аналитика и мышление

     Это «само собой разумеется» для одного человека может быть одним, а для другого человека — другим, но в результате такого использования передачи информации в формате «само собой разумеется» однозначно будет порождена ошибка в обратных связях в управлении и неадекватное реагирование на реальные процессы и явления.

     Аналитика — это не гадание на кофейной гуще, не домыслы, а точное понимание того, как взаимосвязаны элементы между собой.

     Как в игре Clever Blocks невозможно сложить геометрические фигуры без понимания того, как эти фигуры сочетаются между собой, так и при складывании пазлов нельзя один элемент положить вместо другого — каждый пазл имеет свою форму и свой фрагмент рисунка, а потому для складывания картинки необходимо, чтобы сочетались не только геометрические формы пазла, но и фрагменты рисунка.

     И здесь никакие домыслы недопустимы — складывающий пазл не должен гадать о том, что именно содержит тот или иной фрагмент пазла, он должен искать соответствия.

     Так, например, если на картине изображено дерево с большой веткой, собирающий пазл должен не гадать, как выглядит ещё не собранная ветка, а просто пошагово подбирать фрагменты пазла до тех пор, пока эта ветка не предстанет целостной в картине.

     Пока пазлы не собраны, собирающий пазл не узнает какая «ветка» — длинная или нет, кривая или прямая, есть ли на ней листья или нет, может на ветке есть гнездо или сидит птица, а может ветка вообще обломана.

      Всё это станет ясно постепенно, по мере собирания фрагментов картины вместе. То же самое относится и ко всей картине — ко всем изображённым на ней элементам. Не надо гадать, кто или что ещё изображено на картинке, и что, например, стоит на столе — нужно просто собрать из пазлов картинку.

Аналитика и мышление
Аналитика и мышление

Алгоритм процесса

     С точки зрения аналитики:

   форма пазла — процесс;

   фрагмент рисунка на отдельном пазле — алгоритм процесса;

   ограничение фрагмента рисунка контуром — входящий/исходящий информационный модуль.

     Поэтому собирающий пазлы должен при поиске сочетающихся между собой фрагментов пазла искать соответствие исходящего (т.е. уже вставленного в картину фрагмента пазла) информационного модуля с входящим информационным модулем — фрагментом пазла, находящегося среди других фрагментов, ещё не нашедших своё место в картине.

     При этом надо понимать, что есть «сложные» пазлы, фрагменты которых, в свою очередь, состоят из более мелких фрагментов. И эта фрагментация отдельных пазлов на группу более мелких может продолжаться до того предела, который необходим для полной детализации объемлющего пазла.

     Для человека эта фрагментация пазлов на более мелкие пазлы имеет вполне конкретное практическое значение, которое ни в коем случае нельзя игнорировать в аналитике. И дело здесь в том — какой уровень детализации и понимания процессов, протекающих в Мироздании, необходим человеку в его жизни.

     Так, например, для подавляющего большинства населения планеты знакомство с географией вообще и политической географией мира заканчивается на уровне той школьной программы, которую предусматривает школьная программа обучения и степень её освоения конкретным человеком.

     Очень часто для человека знание о том, что есть та или иная страна, заканчивается на том, что он знает, что такая страна существует, хотя подчас не может указать её на карте и может путать страны между собой.

     Так, например, когда в 2003 году международная коалиция во главе с США начали войну против Ирака, американские обыватели вообще были растеряны: как правильно произносится название страны — ИраК (Iraq) или ИраН (Iran)?

Аналитика и мышление
Аналитика и мышление

     В 2008 году, когда состоялся военный разгром Грузии, после того, как она вторглась в Южную Осетию и устроила там геноцид мирного населения, американские обыватели негодовали по поводу того, что правительство США ничего не делает для отражения «русской агрессии в США» и «почему русские танки движутся по американской территории» — а всё потому, что Грузия и американский штат Джорджия пишутся и произносятся на английском одинаково — Georgia.

     Эти и другие факты проявления безграмотности вызывают смех у людей более образованных. Однако, эти самые «более образованные» в других обстоятельствах, например, при объяснении политической жизни собственной страны, проявляют такой же уровень некомпетентности в понимании политической жизни даже своей собственной страны, который проявляли те, над которыми «более образованные» смеялись, когда они демонстрировали свою некомпетентность в области географии.

     Так происходит только при обывательском отношении к жизни, когда все интересы сводятся только к включению в круг своих понятий только тех процессов и явлений, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь человека.

     Кругозор обывателя ограничен сферой его жизни — работа, семья, друзья, увлечения. Обыватель знает, что надо ходить на работу, чтобы заработать деньги, чтобы жила семья и у него были средства на увлечения. При этом обыватель не знает и не понимает, как осуществляется управление той деятельностью, которая и оплачивается обывателю.

     Обыватель не понимает, например, того, как и почему ему могут задержать зарплату, или того, почему разорилось и прекратило работу то предприятие, на котором обыватель работал. Всё это обывателем представляется в виде некоего абстрактного модуля, который ему недоступен для понимания, но о котором обыватель судит исключительно с точки зрения и понимания своей профессиональной компетентности.

      По мере того, как профессиональная деятельность обывателя требует понимания этих, более высоких по отношению к его непосредственным обязанностям, процессов управления, обыватель всё более и более включает в сферу своего понимания объемлющие процессы, но при этом кругозор, мировоззрение и миропонимание обывателя остаются ограниченными и не дают полноты понимания окружающего его мира и процессов, протекающих в нём.

Аналитика и мышление
Аналитика и мышление

     В этом случае управленческие должности общественной в целом значимости могут занять и часто занимают люди, чья некомпетентность тем более зримее для людей, чем больше эти люди вынуждены вести личное общение с окружающими.

     Однако, практические результаты управленческой некомпетентности человека с ограниченным кругозором, мировоззрением и миропониманием будут тем более трагичны для подчинённых такому управленцу людей и для окружающего мира, чем более высокую государственную должность занимает обыватель и чем мощнее разнообразный ресурсный потенциал государства, до руководства которого добрался обыватель, воспринимающий мир фрагментарно, исключительно в рамках должностной инструкции, не осознающий целостности и взаимосвязанности всех процессов и явлений в мире.

     Нормальным для человека является мозаичное восприятие мира, когда он в целом осознаёт целостность мира и взаимосвязь процессов, протекающих в нём. В этом случае человек понимает, как его жизнь, жизнь его семьи, профессиональная деятельность зависят от тех процессов, которые протекают в стране и мире.

     В этом случае для человека важна детализация «пазлов» непосредственно относящихся к его жизни, жизни его семьи и его профессиональной деятельности.

     Причём эта детализация не обязательно должна быть полной. Если применить образ пазлов к жизни человека, то сам человек, члены его семьи составляют отдельные фрагменты одного фрагмента пазла (семьи), который, в свою очередь, является фрагментом более объемлющей социальной общности (село, город, область, страна, государство, мир).

     А социальная общность состоит из пазлов, которые, в свою очередь, состоят из всё более мелких фрагментов, составляющих народно-хозяйственную деятельность, обеспечивающих жизнедеятельность общества, семьи и человека. Эта взаимосвязь различных фрагментов народно-хозяйственных и социальных «пазлов» между собой может быть представлена в (самом примитивном) виде 3D (объёмных) пазлов.

     При таком понимании мира для человека требуется детализация «пазлов» —процессов, которые для его жизнедеятельности имеют конкретно-прикладное значение. Чем менее прикладной характер имеют «пазлы» — процессы, тем меньшая детализация для конкретного человека требуется в его жизнедеятельности.

     Но для человека принципиально важно знать где и как, в случае необходимости, можно получить необходимую детализацию «пазла»-процесса.

     Это можно сравнить с тем, что человек, имея общее представление о географии планеты Земля вообще и политической географии, в частности, знает, что та или иная страна находится на том или ином континенте, а, соответственно этому, у него уже есть общее преставление о стране, которое он может расширить через обращение к справочным изданиям, специализированной литературе, коренным жителям этой страны, или в результате путешествия по этой стране.

     В каждом случае это будет разный уровень детализации, который будет дополнять уже имеющийся уровень информации о стране, который уже был у человека. Причём уровень знаний, полученный из специализированных изданий, будет кратно превышать уровень знаний, полученный в результате личного путешествия, поскольку в специализированных изданиях обобщён личный опыт множества людей, как современников, так и поколений прошлого.

     Но знания, приобретённые в результате личного путешествия, кратно умножают знания, полученные из специализированных изданий, поскольку дают возможность ощутить, прочувствовать атмосферу социальной жизни страны. Именно этим и ценны все путешествия.

Аналитика и мышление
Аналитика и мышление

     Таким образом получается, что жизнь отдельных людей, стран, социальных организаций и др. представляют собой сложный (многокомпонентный) взаимовложенный «пазл», когда одни и те же фрагменты являются составляющими разных «пазлов» -процессов, из которых составлены разные картинки, которые также являются взаимовложенными.

      Образно говоря, все процессы в мире, вся картина мира состоит из взаимовложенных «пазлов».

     Однако, если образ «пазлы» все понимают без проблем, когда дело касается статики, то, как складывать «пазлы» в динамике, когда дело касается процессов управления и всё время всё изменяется, такого понимания нет не только в обществе в целом, но даже у подавляющего большинства аналитиков.

     А всё элементарно просто и начать понимать «динамические пазлы» будет легче, если опереться на образ, который привычен и понятен всем дееспособным членам современного общества.

     Если посмотреть на политическую карту мира, то мы увидим своеобразный пазл, где каждая страна/государство является отдельным элементом пазла, и форма этого элемента — границы этого государства/страны, которыми оно соприкасается с другими государствами/странами.

Аналитика и мышление
Аналитика и мышление

     Каждое государство имеет свою культуру и элемент этой культуры кодифицированное и некодифицированное законодательство, т.е. нормы, предписывающие определённое поведение человека на территории этого государства, выраженные в законодательстве страны и местных обычаях.

     Поэтому любой путешественник, въезжая на территорию какой-либо страны/государства, должен быть осведомлён о нормах поведения на территории этой страны/государства, чтобы случайно, по незнанию, не нарушить эти нормы и не попасть в ситуацию, кризисную вплоть до катастрофичности для него персонально, а то и для его родной страны/государства.

     Персонально для каждого человека полнота информационного модуля поведения в стране посещения зависит от целей путешествия в эту страну: для одного может быть достаточно знания общих принципов поведения в стране (обычный турист, чьё пребывание в стране ограничивается туристической зоной), а для другого может быть необходимо детальное знание истории страны и особенностей этикета в тех или иных ситуациях (дипломаты, исследователи, разведчики и т.д.)

     Знание страновых обычаев может быть использовано и со злым умыслом именно в целях создания кризисности вплоть до катастрофичности, как для одного человека, так и для государств и стран.

Видео: Загадка исчезнувший рояль

Окно Овертона и политическая теория

 

You May Also Like