Содержание
Динозавры
Динозавры и загадки фольклора
Особая память предков
Легенды и монстры
Любопытные зверушки! Только ужасно негостеприимные. Да вы сами знаете, как они встречают непрошеных посетителей.
А. Конан-Дойль. «Затерянный мир».
Для начала еще две цитаты:
«…Но вот дважды прокричал петух, полнеба стало красным, как будто при пожаре. Это приближалось чудовище. Средняя голова его была похожа на лошадиную, из пасти вырывалось пламя…»
Из дунганской народной сказки.
«…На берегу моря лежала огромная серая туша, похожая в сумерках на скалу… Охотник решил, что перед ним какая-то странная рыба, и вонзил в нее копье. Спящий зверь взвыл от боли… Он выбросил вперед когтистую лапу… Два крыла, похожие на паруса, раскрылись и замахали в воздухе.
…Мертвый Хоту-пуку больше всего походил на… страшную ящерицу туатете, покрытую чешуей с колючими наростами…»
Из сказок маори.
Примеры можно продолжить. Но читатель, конечно, уже догадался, что речь пойдет о гигантских ящерах, некогда весьма многочисленных представителях земной фауны.
Очень давно, 60 — 70 млн. лет назад они вымерли. Случилось это задолго до появления Homo sapiens. В ту пору его предки были скромными лемуроподобными существами.
Рептилии, или пресмыкающиеся появились на Земле более двухсот миллионов лет назад в конце той эры, которую называют палеозойской, или эрой древней жизни. Их расцвет пришелся на следующую, мезозойскую эру.
Динозавры
Динозаврами, то есть «сильными» или «ужасными» ящерами теперь именуют одну из вымерших групп пресмыкающихся, которая вместе с сородичами — птеродактилями и ихтиозаврами царила на суше, в воздухе и в водной стихии более ста миллионов лет.
Многие динозавры передвигались прыжками на трехпалых задних лапах, опираясь на хвост, точно так же, как современные кенгуру. Передние лапы ящеров были развиты слабо. Впрочем, хватать и удерживать жертву они могли.
Среди динозавров встречались великаны до 10 метров высотой. Но не все рептилии мезозоя были такими гигантами. Были и малыши, не крупнее наших мышей или ящериц. Точно так же некоторые виды летающих ящеров по величине не превосходили воробья.
И эта богатейшая жизнь погибла. Неповоротливых гигантов и более мелких их собратьев победили в жизненной борьбе небольшие, но шустрые теплокровные млекопитающие. Почему это случилось предмет отдельного разбирательства.
Для нас более важен сам факт, что 60 — 70 миллионов лет назад динозавры исчезли с лица Земли.
О том, что некогда жили такие монстры, стало известно лишь в начале прошлого века. Именно тогда Жорж Кювье впервые доказал, что гигантские ископаемые кости на самом деле принадлежат огромным ящерам, а не мамонтам или людям-великанам.
Я должен был воссоздавать древние существа… Кювье Ж.
Барон Кювье, как известно, сумел по отдельным костям восстановить облик прежних обитателей Земли, определить размеры, а также описать образ их жизни и повадки. После этого динозавры перестали быть легендой.
Еще раз подчеркнем парадокс: во времена динозавров человека еще не было. А между тем рассказы о чудовищах, удивительно напоминающих доисторических ящеров, встречаются в фольклоре почти любого народа.
Динозавры и загадки фольклора
Похожие на них существа попали даже на наскальные рисунки. Почему это произошло?
Здесь мы вступаем в область догадок. Легче всего предположить, что динозавры из легенд и наскальных рисунков — просто фантазия, плод воображения.
Иероним Босх по праву считается одним из самых загадочных художников в мировой истории. Год его рождения известен приблизительно, а умер Босх в 1516 году.
Портрет Босха около 1550. Карандаш, сангина, 41×28 см. Муниципальная библиотека. Аррас.
Жил безвыездно в Хертогенбосе (Нидерланды). Биографические сведения, сохранившиеся до наших дней, скудны. Об образовании Иеронима Босха, его контактах, источниках информации, использованных в его исключительно богатых содержанием картинах, известно мало.
Бесспорно прослеживается, тем не менее, ниточка от мистических тайных учений катаров и каббалы. Несомненно и влияние алхимии: на полотнах художника много раз встречается изображение перегонного куба — алембика, а также бестиариев — популярных в средние века сборников об экзотических животных.
Картина Босха. Сад земных наслаждений. 1500 — 1510 гг.
В картинах Босха мы находим сотни предметов быта и ремесла, домашней утвари, современных ему механизмов, а также реальных, хотя и необычных для Западной Европы животных — слонов, жирафов, обезьян, дикобразов.
Заметим, что период творчества художника совпал с началом эпохи географических открытий. Но наряду с вполне реальными представителями животного мира на картинах Босха можно найти многочисленных монстров, сконструированных из органов известных животных, но изображенных при этом с реалистическим блеском.
Например, слон в сочетании с рыбой, или кувшин на мускулистых ногах оленя, или человек, у которого вместо головы красуется цветок репейника. Некоторые искусствоведы считают живопись Босха предельно материальной.
Впрочем, и они допускают мысль, что «иногда художник пренебрегает реальными качествами вещей во имя чего-то большего. Так деревья и плоды раскрывают то материальную плотность своих фактур, то (когда они выступают в качестве фантомов сознания) свою бестелесную сущность…» («Иероним Босх», М., «Искусство», 1974).
Фантастика Босха заключается в совершенно неожиданном комбинировании элементов реальности. На картинах художника можно найти изображения существ, удивительно похожих на доисторических ящеров, какими мы их себе представляем на основании палеонтологических реконструкций.
«Страшный Суд»
В двух наиболее отчетливых изображениях ящеров (триптихи «Страшный Суд» — центральная часть и «Сад наслаждений» — левая створка) их головы похожи на крокодильи или змеиные, но существа передвигаются на задних лапах, опираясь на мощный хвост; передние конечности у них хватательные.
В других случаях изображенные Босхом ящеры обитают в воде (например, на правой створке триптиха «Искушение св. Антония»).
Но ведь эти полотна были написаны за три века до первых научных реконструкций Кювье. Конкретной же проработкой деталей драконы Босха поразительно отличаются от туманных фольклорных образов. Тут неминуемо возникает вопрос: что могло послужить прообразом динозавров на картинах Босха?
Если ящеры — плод воображения, то почему они занимают столь скромное место на полотнах художника? А может, кто-нибудь из современников Иеронима Босха знал о гигантских ящерах?
На последний вопрос, как ни странно, можно ответить утвердительно. Ведь чем-то похожие изображения есть у некоторых предшественников Босха. Это чудовища на картине «Страшный Суд» из Метрополитен — музея в Нью-Йорке, приписываемой кисти Ван-Эйка (примерно 1410 — 1430 гг.).
Некоторое сходство с динозаврами можно усмотреть и в Змее-искусителе с картины «Первородный грех» Гуго ван дер Гуса (около 1470 г.). Правда, у последнего существа человеческая голова.
Подчеркнем, что монстры у Босха гораздо ближе к ящерам, нежели к мифическим драконам.
Мы выделили примерно десять признаков, характерных для дракона и динозавра (число конечностей, роль и форма хвоста, наличие или отсутствие крыльев, вид головы и т. д.).
Оказалось, что дракон отличается от рептилий по крайней мере тремя особенностями. Драконы никогда не ходят на задних лапах, опираясь на хвост. Передние конечности у них не хватательные. Дракон часто имеет несколько голов, далеко не всегда похожих на змеиную или крокодилью… Впрочем, тройка отличий в каждом случае может быть иной.
Гипотеза о порождении давным-давно вымерших животных одной лишь фантазией художника кажется нам маловероятной. Но она наводит на мысль, что могли существовать природные аналоги бестий, что, может быть, не все динозавры погибли в конце мезозоя.
Ананта — вселенский змей. (Из индийских сказок)
Хотя мы, земляне ХХI века, считаем нашу планету достаточно обжитой и изученной, время от времени появляются неожиданности. Уже не одно десятилетие интригует нас тайна шотландского озера Лох-Несс, где якобы обитает чудовище, сохранившееся с доисторических времен.
В печати то и дело мелькают сообщения о снежном человеке, великане «йети», чьи следы видели путешественники на снежных склонах Гималаев.
Следы снежного человека (Гималаи).
На острове Комодо в Малайском архипелаге обнаружили ранее неизвестных огромных варанов длиной до трех метров и массой свыше ста килограммов. Всерьез искали чудовищ в Якутии и на Чукотке.
Эти сенсационные сообщения действительно поражают воображение. Но на Земле существует такое разнообразие форм жизни, что не приходится удивляться, если какой-нибудь малораспространенный представитель фауны, затерявшийся в джунглях, трудно доступных горах или в морской пучине, еще не успел попасть в соответствующие каталоги.
Даже в наши дни человек изредка открывает на своей планете живых существ, которым по теории давно пора было вымереть. В свете сказанного не кажется столь абсурдной и вторая гипотеза.
А что, если все-таки сохранились реликтовые динозавры и другие представители рептилий, которых мы считаем давно вымершими? Они живут в экологических нишах, не подвластных ни времени, ни геологическим катаклизмам. И время от времени кто-то из землян их видит.
Давайте еще раз мысленно перенесемся во времена Босха. Каков был в XV веке уровень информированности жителя Европы об окружающем мире?
Вспомним, что европейцы бывали далеко не везде, а карта земного шара представляла по сути большое белое пятно с островками известных земель.
Когда житель Западной Европы получал сообщение из другой части света, — а путешествия на Восток, в Африку и Америку уже были отнюдь не редкостью – эта информация доходила до него через более или менее длинную цепочку людей, из которых только один был очевидцем. Информация при этом неизбежно искажалась, как в детской игре «испорченный телефон».
От средних веков остались рисунки и гравюры, дополненные словесными описаниями. Знаменитая «География» С. Мюнстера ХVІ века, наряду с подробным и достоверным описанием европейских и прилегающих стран, содержит сведения о фантастических существах, якобы обитающих в дальних краях: морских чудищах, моноподах (людях с одной ногой), кинокефалах (людях с головой собаки) и других диковинах.
Известно, что матросы каравелл Колумба приняли морских коров за русалок. А в одной книге ХІІ века о животных сказано, что дракон — самое крупное живое существо; он похож на гигантскую змею, способную своим хвостом задушить слона. Кстати, прообраз этого дракона остался неизвестным.
При изучении старинных книг, картин, рукописей очень трудно отличить то, что имело реальный источник, от порождения фантазии. В эпоху географических открытий на людей обрушился поток сведений, которые лишь гораздо позднее удалось привести в систему.
Может быть, кто-то из путешественников видел реальных динозавров, и сведения о них попали в городок Хертогенбос, лежащий невдалеке от традиционных перекрестков морских дорог. Это, конечно, допущение.
Но если оно справедливо, то у изображенных на полотнах Босха ящеров существовали вполне реальные прототипы, действительно вымершие к нашему времени. И наконец, выскажем третье предположение…
Видео: Тасманский тигр и его история
Особая память предков
Итак, третья гипотеза: возможно, существует особая память предков. Эту генетически обусловленную память необязательно воспринимать как зрительную память о том, что видели наши предки. Скорее — о том, какими были предки предков.
В биологии уже давно известен так называемый основной биогенетический закон. Вкратце его сущность такова: каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития вида (филогенез).
Или, проще говоря, наша внутриутробная жизнь есть краткое и быстрое повторение всей истории человеческих предков, начиная с одноклеточных простейших.
В дальнейшем у эмбриона человека появляются жаберные щели, как у ланцетников и рыб. Очень скоро они зарастают, но возникает хвост, который тоже потом исчезает. Другими словами, наши гены хранят информацию очень древних времен.
А если предположить, что эта закодированная в генах информация о прошлом способна претворяться в зрительные образы? Тогда в воображении могут ожить невиданные звери, и в самом деле обитавшие на Земле.
Возможно, способность извлекать из генов, информацию о прошлом является своего рода атавизмом, которым время от времени награждаются отдельные представители рода человеческого.
И если носитель этого признака талантливый и самобытный художник, на его полотнах могут материализоваться столь необычные и причудливые образы. Всю свою историю мы неосознанно храним в памяти. Хорошо бы подобрать к ней ключи…
Кандидат физико-математических наук Ассовская А. С., кандидат физико-математических наук Соловьев С. В.
Легенды и монстры
В 1965 году в Париже 30-летняя Анни Шовьер защищала диссертацию на соискание ученой степени доктора медицины. Ее темой было психопатологическое исследование фантастических сюжетов в произведениях Иеронима Босха.
На 35-й странице автореферата диссертации скрупулезно перечислены все реальные земные животные, встречающиеся на полотнах голландца: насекомые, птицы, рыбы, рептилии, львы, лошади, свиньи, верблюды, кролики и многие другие существа, а заканчивается список… доисторическими животными.
Прочитав это, так и хочется воскликнуть: «Откуда доисторические-то?» Ведь только через три века после смерти Босха впервые был реконструирован их облик.
Итак, мезозойские рептилии на полотнах кайнозойского художника, не знавшего палеонтологию.
Исследователи предлагают три возможных объяснения парадокса. Согласно первой гипотезе, «динозавры» Босха – плод воображения живописца. Вторая гипотеза предполагает существование по крайней мере в ХV веке гигантских ящеров, послуживших моделью художнику.
Есть и третье предположение. Его мы обсудим сразу. Конечно, заманчиво обзавестись таким «видео», с помощью которого можно полюбоваться мезозойским пейзажем. Тем более, что все разнообразие форм животных и человека, будь то аммонит, завропод или примат, лишь надстройка на общей для всех них генетической основе.
Увы, «бритва Оккама» безжалостно отсекает третью гипотезу — старый английский философ убедительно просил не увеличивать число сущностей без необходимости.
Значит, остаются два варианта: либо динозавры не все вымерли, либо их изображения на полотнах Босха — маловероятный результат совпадения фантазии художника с реально жившими в глубокой древности животными.
Многие мезозойские пресмыкающиеся благополучно дожили до наших дней. Это змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы. Но, как явствует из названия класса, все они передвигаются или на брюхе, или на четырех лапах, волоча его по земле.
Единственное современное прямоходящее пресмыкающееся — известный мультипликационный герой Крокодил Гена. Динозавры вымерли, и в этом не приходится сомневаться, как бы сильно ни хотелось нам верить в лохнесское чудовище или Змея Горыныча.
Оптимисты часто побивают скептиков доисторической рыбой латимерией, которая впрямь стала неожиданностью для ихтиологов.
«Обязанный» вымереть, «старина — четвероног» по какой-то причине около ста миллионов лет назад отказался от блестящей сухопутной карьеры и удалился от мирской суеты в пучину Индийского океана, раз и навсегда зарекшись даже всплывать на поверхность и редуцировав по этой причине свой плавательный пузырь — «легкие».
Латимерия.
Но оптимисты порой забывают, что кистеперая рыба давно была известна местным рыбакам, смаковавшим ее вязигу (название употребляемой в пищу хорды, добываемой из осетровых рыб).
Уверяю вас, что если бы их сети принесли не в общем-то мало чем отличающуюся от прочих рыбу, а ихтиозавра или русалку, об этом стало бы известно всему миру: в наши дни через несколько часов, в древности через годик — другой.
Теперь представим себе такую картину. В заштатный городок Священной Римской империи германского народа Хертогенбосх (либо надо писать так, либо вместо Босха — Бос) вернулся моряк, плававший, скажем, на каравеллах Америго Веспуччи.
Путешественник рассказал своему земляку — живописцу про ужасных ящеров, которых он видел во время своих странствий. Он подробно описал их внешний вид, манеру передвигаться прыжками на задних лапах, опираясь на хвост, и хватать жертву когтями передних лап.
«Господин ван Акен, — говорил матрос, представьте себе ящерку, что водятся на стенах мельницы господина бургомистра. Теперь поставьте ее на огромные задние ноги и увеличьте до размеров нашей колокольни. Право слово, более ужасного зверя я отродясь не видывал. Клянусь святым Иаковом, я еле спасся от него»
Итак, мореплаватель встретил мезозойскую фауну, случайно уцелевшую в отдаленных неведомых странах. Но постойте, слова-то какие знакомые! Вспомните, как Жорж Кювье объяснял находки костей динозавров.
Согласно его знаменитой теории катастроф, время от времени грандиозные катаклизмы (потопы, взрывы вулканов и т. п.) уничтожали все живое на огромных площадях, а на смену погибшим животным приходили другие, уцелевшие в отдаленных неведомых странах.
Так по Кювье шла эволюция — смена одних фаун другими. В дальнейшем не шибко изобретательные эпигоны барона — палеонтолога додумались до повторных актов творения — якобы каждый раз господь, увы, не по-христиански губил оптом «неудачных» тварей и создавал новых, более совершенных.
Но сама теория катастроф пережила своего создателя. Она жива и поныне в виде целого букета неокатастрофических гипотез. В нашем же случае в конце мезозоя произошла одна в самом деле сокрушительная для рептилий «катастрофа».
На авансцену вышли более совершенные млекопитающие, в жизненной борьбе поставившие не на силу, а на ум. После этого у динозавров не осталось ни шанса уцелеть. Живой гигантский ящер сейчас выглядел бы как всадник в потоке мчащихся автомобилей — непременно собьют, если добровольно не съехать на обочину.
Нельзя перенести в наше время одних динозавров, птеродактилей или ихтиозавров, нужно заодно переносить всю экосистему юры. А на вопрос, сохранились ли в ХV веке реликтовые базисы юрского периода на нашей планете, ответ один — нет.
Пиво и любопытство собеседника поистине может сотворить чудо. Или чудовище. Вспомните: все чудища из легенд и сказок, из книг писателей-фантастов, с полотен художников билатерально симметричны (их правая половина — зеркальное отражение левой и наоборот), имеют передний (головной) конец тела, где расположены органы чувств, и противоположный ему хвостовой.
Почти у всех можно различить спинную и брюшную стороны тела. Другими словами, почти всех мифических бестий можно смело отнести к типу хордовых, или позвоночных.
Пожалуй, единственное исключение — смертоносный живой цилиндр описал И. Ефремов. Но он был палеонтологом и знал, как профессионально выдумать невиданное животное.
Реальная фауна Иеронима Босха, как и следовало ожидать, делится на две неравные группы. В большей — домашние животные (свиньи, овцы, лошади, ослы, собаки, быки и т. д.), в меньшей — дикие животные (жирафы, слоны, рептилии, моллюски и другие).
Есть еще третья группа — те самые «доисторические» животные, которых при желании можно отнести к динозаврам. Она самая малочисленная, и это тоже объяснимо.
Ведь реально существующие рептилии ящерицы и крокодилы, послужившие моделью «динозавров» Босха, — занимают скромное место в нынешней земной фауне.
Кстати, если и нужен был художнику очевидец, то не гигантских рептилий, а крокодилов, в Нидерландах не обитающих. И по размерам чудовища Босха как раз соответствуют этим пресмыкающимся.
Итак, скорее всего «доисторические» животные на полотнах Иеронима Босха все же «фантомы сознания», результат видения земных тварей глазами истового католика, интуитивно (что дано только таланту) предчувствующего катаклизмы Реформации, потрясшей и начавшей разрушать привычный художнику мир всего через год после его кончины.
Александров С.
Видео: Мегалодон и некоторые свидетельства
Динозавры — травоядные динозавры — яйца ящеров
Динозавры — в поисках динозавров — криптозоология
Динозавры — почему вымерли динозавры – гипотезы ученых
Динозавры – тайны динозавров – две гипотезы ученых
Акамбаро – статуэтки динозавров и человека в один исторический период