
Содержание
Откуда появилось это изображение
Грифон и символика
Многие туристы и любители древности, кто бывал у стен храма Покрова на Нерли Боголюбове, обратили внимание на большие рельефы грифонов, держащих в лапах не то лань, не то ягненка. Что они означают?

Принято считать, что грифон — лев с головой и крыльями орла — это символ зла. Но к чему такой символ на стенах лучезарного здания, посвященного празднику Покрова, покровительства Богоматери Владимиро — Суздальской земле?

Злым силам вроде бы здесь не место. Славяне помещали грифонов на женских височных подвесках — колтах, ими украшали княжеские одежды и шлемы. Во всех случаях, они не могли быть символами злых сил.
Откуда появилось это изображение
В свое время академик Б. А. Рыбаков высказал предположение, что образ грифона вытеснил в XI веке более древнее языческое божество славян — Симаргл, очевидно, чем-то похожего на грифона.

Изучение истории образа грифона в древнем искусстве показало, что это фантастическое существо почиталось как охранитель. Грифоны изображались при тронах и у входах во дворцы.
В Древней Греции грифон связывался с мифом о стражах золота Скифии, о чем рассказывается у «отца истории» Геродота.

Но как все это связать с Древней Русью? Пришлось пересмотреть многочисленные изображения грифонов в средневековом искусстве.
Этот просмотр не дал четкого ответа. Грифон изображался и в покровительственном смысле и как существо хищное, терзающее слабое животное…
Под впечатлением одного такого изображения, увиденного на стене старого здания в Перуджии, Александр Блок писал:
А над нами — символ своеволья
Перуджийский гриф когтит тельца…

Грифон и символика
Очевидно, в средние века старая символика постепенно перерождалась в новую. Когда произошло превращение грифона из доброго в злого? И тут ответ дала «Божественная комедия» Данте, «последнего поэта» средневековья и в то же время первого поэта «нового времени».
Во второй части поэмы говорится, как Данте встретился в преддверии рая, «где обитают счастье и величье», с Беатриче. Ее везет на колеснице чудесный златотелый Грифон:
Двуколая, меж четырех зверей
Победная повозка возвышалась.
И впряженный Грифон шел перед
Ней…

Хорошо известно, язык «Божественной комедии» глубоко символичен.
Грифон у Данте был священным существом. А так как «Божественная комедия» писалась примерно на 100 лет позже сооружения церкви Покрова на Нерли, то, значит, в эпоху ее строительства – XII веке — старая символика была еще незыблема.
Грифон для мастеров владимирской скульптуры был существом высшим.
Но почему же он держит в когтях животное?
В средневековом искусстве был распространен такой мотив: орел держит в лапах зайца.
Известно, что заяц — символ слабого, но верного Богу христианина. Орел символ божественной силы. Покровительство божества слабому, но верному христианину — такова символика этого мотива.
Но грифон – это метаморфоза орла, а лань или ягненок считались также символом христианина. Отсюда можно заключить, что грифоны в скульптуре храма Покрова на Нерли — это символы небесного покровительства, что хорошо согласуется с посвящением церкви Покрова Богоматери.

На первый взгляд гложет показаться, что символика эта слишком сложна. Но мировоззрение людей средневековья было полно символами.
В народе символика была более поэтичной, не книжной, но и она постоянно пополнялась книжными образами, давая, в свою очередь, материал для последних.
В этом взаимном обмене образами и развивалось искусство средневековья. Только в XIV – XV веках образ грифона стал переходить в область демонологии. В церковных росписях он символизировал языческое Македонское царство.

В народном же творчестве, еще в XIX веке встречались вышивки, где древнее женское божество, охраняется двумя грифонами.
Тест. Угадайте название фильма, по кадру.
Видео: Мамонты, в поисках живого мамонта.