Содержание
Вычислительная техника против «Кон-Тики»
Что доказали плавания на «Ра»?
Плавание «Ра II»
По пути Колумба
Что показало плавание на «Тигрисе»?
Экспериментальные факты, в какой бы научной дисциплине они ни были получены, достоверны лишь при достаточно высокой степени чистоты эксперимента.
Хотя и раздавались голоса о невозможности моделирования в исторической науке, жизнь показала иное. Экспериментально воссозданы многие приемы древнейшей техники (изготовление каменных орудий, испытание их эффективности и к. п. д., опыты получения огня и пр.).
Построены и старинные боевые машины: катапульты, баллисты, тараны… Весьма поучительно и моделирование плаваний прошлых эпох.
Иные модели гипотетических плаваний далекого прошлого, по замыслу их участников, должны были решить проблемы этногенеза и происхождения культуры некоторых стран, решить спор диффузионистов и изоляционистов.
К таким плаваниям следует отнести известные всему миру экспедиции Тура Хейердала.
Вычислительная техника против «Кон-Тики»
Плавание Хейердала на плоту «Кон-Тики» в 1947 г. было призвано доказать, что за селение островов Тихого океана шло со стороны Америки.
Редкое мужество норвежского ученого и его помощников снискало им симпатии всего мира, но гипотеза осталась недоказанной.
В научной литературе уже высказывали сомнения по поводу соблюдения Хейердалом требований чистоты эксперимента (такелаж «Кон-Тики» был из современных материалов, плот к месту старта прибуксировали, питание путешественников было высококалорийным, «европейским» и т. д.).
А недавно плавание «Кон-Тики» было подвергнуто «критике» вычислительной программой. Имитационная модель целеустремленных, направленных плаваний по океану и дрейфа потребовала очень сложной программы.
В нее были включены схемы ветров и течений Тихого океана, координаты островов, методы навигации, транспортные качества лодок и плотов, здоровье мореходов, вероятность контактов между архипелагами, островами и материком.
Исходя из этих вероятностей, и оценивали правдоподобие вариантов древнего расселения.
Вычислительные компьютеры анализировала расстояния, на которых можно увидеть с моря сушу и реальность попытки на нее высадиться; вероятность того или иного направления и силы ветров и течений в каждый из месяцев года; скорость плота или лодки при различном состоянии стихии; риск внезапных штормов и многое, многое другое.
Расчеты выполняли американские специалисты. Вычислительная техника выдала миллионы битов информации, были рассчитаны 732 варианта.
Плот «Кон-Тики», снабженный современными медикаментами и продуктами питания, благополучно плыл 101 день.
Модель же выживаемости поведала, что у древних мореходов шансы на сохранение жизни были скромнее — до пятой недели плавания доживет только 88% экипажа, на 15-й неделе живы только 12%; максимальное время жизни — 26 недель.
Расчеты показали, что успешный древний дрейф от американского побережья до Полинезии между 11° и 15° ю. ш. имел нулевую вероятность.
Спешим оговорить: мы отнюдь не собираемся зачеркивать все результаты плавания «Кон-Тики» и тем более экспедиции его руководителя на остров Пасхи.
Усилиями норвежского исследователя были организованы крупные археологические работы, вышло в свет великолепное издание памятников острова, изучены многие стороны мореходства древних перуанцев.
Что доказали плавания на «Ра»?
Тур Хейердал отнюдь не однозначно высказывался о географической и исторической идее трансатлантических плаваний «Ра».
В 1969 г. он заявил:
«Я вовсе не предполагаю, что египтяне перенесли свою культуру на далекие острова и континенты. Я такой гипотезы не выдвигаю, у меня нет свидетельств ни за, ни против…».
Но в том же 1969 г. он писал иначе:
«Многочисленные свидетельства сходности культур (Африки и Америки) могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики».
Это теория диффузионизма, она утверждает, что цивилизация Мексики — средиземноморского происхождения. Далее у Хейердала говорится:
«Нигде — ни в Мексике, ни в других частях Америки археологи не обнаружили определенных признаков эволюционного развития культуры. Везде, как показали раскопки, цивилизация расцвела сразу, будто принесенная со стороны.
Везде мы находили следы эмигрантов, откуда-то пришедших и принесших с собою зрелую и утонченную цивилизацию в районы, где жили довольно примитивные народы».
Увы, тезис о внезапном взрыве цивилизации, занесенной с берегов Средиземного моря, пребывает в противоречии с фактами, накопленными американской археологией за многие годы.
И все же экспедиция на «Ра» пыталась доказать средиземноморское происхождение культуры Мезоамерики.
Тур Хейердал не говорит о Египте, предпочитает упоминать анонимных аборигенов внутренних районов Средиземноморья (кто мог ими быть: критяне, карфагеняне, эллины?).
Однако «Ра» скопирован с древнеегипетского корабля, наречен именем египетского бога Солнца, а черты сходства, которые Хейердал увидел в культуре Африки и Америки, говорят, конечно, об Египте (культ Солнца, пирамиды, замечательное искусство каменотесов, суда из тростника, астрономические познания и т. д.).
О Египте свидетельствует и ссылка Хейердала на библию, в которой упоминаются папирусные суда египтян. Вот это место из Книги пророка Исайи:
«Горе земле, осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских, посылающей послов по морю и в папировых судах по водам!»
Речения ветхозаветных пророков далеко не всегда ясны. Но если вдумчиво отнестись к этому тексту, станет понятным, что здесь противопоставляются плавания в папировых (текст по синодальному переводу библии) судах по водам, то есть по озерам и рекам, и плавания на обычных для Египта деревянных судах по морю.
Строки из Исайи не могут служить доказательством плаваний египтян в папирусных судах по Средиземному морю и уж никак не подтверждают выхода папирусных лодок за Геракловы столбы.
Но даже если мы примем, что задуманное плавание не несло египетского отпечатка, все же непонятно, почему «Ра» дважды стартовал не из внутренних районов Средиземного моря, а из марокканского порта Сафи, лежащего на побережье Атлантики примерно в 4000 км от устья Нила и в 2100 км от Карфагена.
Путь из центральной части Средиземного моря до Нового Света оказался искусственно сокращенным не на одну тысячу километров!
Само собой разумеется, эксперимент, в котором моделируется древнее плавание, должен быть максимально приближен к тогдашней технологии.
При бесспорно серьезном подходе Хейердала (изучение судов древнего Египта, консультации с виднейшими знатоками флота фараонов, сложные инженерные расчеты двух «Ра») мы с недоумением узнаем, что пучки папируса связывали манильским шпагатом, чего в древности, конечно, не могло быть.
И еще несколько слов о чистоте эксперимента. «Ра» располагал современными картами, лоцией, компасом и секстантом, хронометром, радиостанцией с генератором электроэнергии (работающим на бензине), керосиновыми лампами, газовой плитой с баллонами, кинокамерой, пластмассовыми канистрами для питьевой воды.
Тур Хейердал (1914 – 2002 гг.)
Часть воды взяли в амфорах с гипсовыми пробками, причем сосуды были погружены в воду под судном, а добывали воду из амфор, засасывая ее резиновым шлангом).
Разумеется, все эти атрибуты современной цивилизации не вяжутся с моделированием древней экспедиции.
Весьма далеко от обстановки древних плаваний было и питание членов экспедиции. Тур Хейердал отказался от консервов, неведомых древним, но на борт были взяты томаты, приготовленные в оливковом масле, то есть те же консервы. (К тому же, Старый Свет узнал томаты лишь после Колумба.)
Не мог быть известен древним и суп из риса с томатами. Не будем упрекать членов экспедиции за то, что они получили от встречного парохода свежие фрукты и газеты, но это еще более отдаляет рейс «Ра» от модели древнего плавания.
На последнем отрезке пути «Ра» страховала яхта «Шенандоа», которая и приняла на борт потерпевший крушение экипаж папирусного судна.
Плавание «Ра II»
Плавание «Ра II» прошло удачно. Необходимо выделить еще одну важную черту экспедиции на «Ра».
Древние, если они и брали курс на запад, в просторы Атлантики, не знали и не могли знать того, что известно европейцам нашего века.
Древние не знали, что Земля — шар, не знали протяженности океана, не могли ориентироваться в открытом море, не знали карты, не ведали, какие острова и земли лежат впереди, и что встретят они завтра или послезавтра.
Они были во власти примитивных космогонических представлений, видели в шторме, молниях и громе гнев могучих и грозных богов. И трудно согласиться с утверждением Хейердала о том, что океан был древней дорогой человечества, соединявшей народы и культуры.
Многие тысячи лет люди страшились океана и плавали только вблизи берегов. Пожалуй, океан сблизил континенты и страны лишь после Колумба и Магеллана.
Ладья викингов (900 г.), найденная в 1880 г. при раскопках.
Разумеется, экипаж обоих «Ра» проявил незаурядное мужество. Неудача первого плавания не сломила энергии Тура Хейердала и его товарищей.
Плавания двух «Ра» показали, что мореходные качества папирусного судна довольно высоки. Многонациональный экипаж «Ра» явил собою пример интернационального братства народов. Но вопроса о том, плавали ли Древние обитатели средиземноморских берегов в Америку, экспедиции «Ра» не решили.
Ответ может быть только один: могли плавать. Но нет никаких данных о том, что плавали.
Доводы Хейердала, а вслед за ним и Ю. Сенкевича о сходстве культур Африки и Америки, на наш взгляд, не выдерживают критики. Пирамиды Центральной Америки воздвигнуты в конце I тысячелетия до н. э. и позднее, они на тысячи лет моложе египетских пирамид.
И если допустить, что цивилизация тропической Америки средиземноморского происхождения, то почему же безымянные выходцы из внутренних районов Средиземного моря не принесли с собой в Новый Свет домашних животных (коров, ослов, коз, свиней, собак, кошек), не принесли ни колеса, ни культуры пшеницы, ржи, ячменя, проса, льна, плодовых деревьев, ягодников?
Почему они перенесли через Атлантику лишь некоторые элементы культа мертвых, и то эти элементы загадочным образом пробудились лишь через тысячелетия?
Египетской деревянное судно времен древнего царства, 2550 год до н. э. Рисунок из гробницы фараона Сахора, Мемфис.
В 1974 г. болгарские граждане, супруги Папазовы, в обычной простой шлюпке под парусом отплыли из Гибралтара к берегам Вест-Индии. Оставив берег Европы в апреле, Папазовы в августе достигли Кубы.
Отважные путешественники хотели доказать возможность питания планктоном и проверить на себе психофизиологические ощущения и поведение одиночек в открытом море.
И у нас, признаться, появилась коварная мысль: а что если из этого плавания сделать вывод о том, что древние болгары за восемь веков до Колумба плавали к островам Вест-Индии?
Строго говоря, логической основой выводов Тура Хейердала и его сторонников является именно подобное построение.
Ну, а теперь следует поговорить о моделировании реальных, а не предположительных плаваний и о научных результатах таких экспедиций.
По пути Колумба
Немногим более десяти лет осталось до 500-й годовщины открытия Америки. За много лет о Колумбе накопилось большое количество публикаций: научных книг, статей и очерков, романов и повестей, поэм и стихотворений.
Но не утихают дискуссии вокруг неясных черт биографии открывателя Америки, замысла его первой экспедиции, точного места высадки в Новом Свете, гробниц Колумба (их три — в Сан-Доминго, Гаване, Севилье), причем неизвестно, где в действительности покоятся останки адмирала! Даже портреты Колумба — сфера многих неясностей.
«Санта-Мария» — судно Колумба, 1492 г.
Из четырех плаваний Колумба в Новый Свет наиболее успешно повторено первое (1492 — 1494 гг.). До нас не дошли ни чертежи, ни достоверные (современные Колумбу) изображения, ни точные размеры трех кораблей его первой экспедиции.
Поэтому приходится довольствоваться изображениями судов на старинных картах. На карте Хуана дела Косы (так звали шкипера флагманского судна Колумба «Санта-Мария», однако он ли был автором карты 1500 года или же его однофамилец — не ясно) изображены девять парусников, но из них только два несут флаги Кастилии, остальные — португальские.
Вот от этих нарисованных корабликов и исходят построения историков экспедиций Колумба. Давно кипят споры о том, к какому классу кораблей принадлежали суда адмирала — каравеллы они или нао.
Каравеллы были небольшими быстроходными судами для каботажной перевозки пассажиров и почты, а нао — трехмачтовыми кораблями с широким и массивным корпусом и высокими надстройками на носу и корме.
Флагман Колумба — «Санта-Мария», видимо, был нао, два других судна — каравеллы.
Старинных рисунков, конечно же, недостаточно для сооружения точных моделей судов Колумба. Поэтому модели будут лишь подобиями, а не копиями. Такие подобия принято называть новоделами.
В 1893 году на всемирной выставке в Чикаго экспонировались тщательно изготовленные новоделы трех Колумбовых судов. Их размеры и оснастка и стали каноном. (Новая «Санта-Мария» пришла из Испании своим ходом.)
В 1929 году в Кадисе построили второй новодел «Санта-Мария». Эта «Санта-Мария» пробыла на плаву 16 лет. Третья «Санта-Мария» появилась в 1951 году в Валенсии, она предназначалась для съемок фильма «Зори Америки».
Постройка новодела отнюдь не решает всех проблем моделирования экспедиций. Так, весьма трудно воспроизвести быт матросов и офицеров эскадры конца XV века: режим питания, приготовление пищи, медицинскую помощь, состав лекарственных снадобий… Наши знания здесь в лучшем случае не очень точны.
Христофор Колумб (1451 — 1506 гг.).
Кают на судах Колумба не было, лишь на флагмане в двухэтажной надстройке имелось подобие рубки для адмирала.
Матросы спали вповалку в трюме или на палубе, на досках и ящиках. (Подвесные койки появились в XVI веке.) Вместо камбуза — открытый очаг из кирпичей и песка на палубе.
Поэтому в шторм моряки не получали горячей еды. В трюмах застаивалась вода, царила невообразимая грязь, сновали крысы. Меню было скудным — солонина, соленые овощи, сухари, дешевое сухое вино.
Пресная вода быстро портилась, несмотря на то, что в нее добавляли уксус. Напомним, что во времена Колумба Европа не знала ни картофеля, ни томатов, ни табака. Да и сахар был редкостью.
Спор о том, какой именно остров Багамского архипелага был открыт Колумбом на рассвете 12 октября 1492 года, могло решить лишь Моделирование плавания, пусть даже на приблизительном подобии каравеллы.
В 1932 году в такую экспедицию отправился морской деятель США, адмирал С. Э. Морисон. Отплыв из испанского порта Палос (на два дня позднее Колумба, 5 августа), Морисон на паруснике типа каравеллы, следуя точно в соответствии с «Дневником первого путешествия Колумба», в середине октября подошел к острову Уотлинг (Сан-Сальвадор по Колумбу).
Кстати, неугомонный 84-летний Морисон в 1971 году отправился в труднейшую экспедицию — предпринял успешную реконструкцию кругосветного плавания Магеллана!
Но вернемся к Колумбу. В «Дневнике первого путешествия» говорится о таинственном свете, увиденном Колумбом с палубы «Санта-Мария» в ночь на 12 октября, всего за несколько часов до высадки на Сан-Сальвадоре.
Впечатление было такое, будто на горизонте пылал костер. Свет видели и офицеры корабля. Однако расчеты показывали, что «Санта-Мария» находилась еще далеко от Сан-Сальвадора — свет с берега никак нельзя было увидеть.
Прижизненный биограф Колумба писал о духовном свете, озарившем душу адмирала. Нет недостатка и в новейших гипотезах: галлюцинация, яркая звезда на горизонте, свечение моря…
Вскоре все эти гипотезы отпали. Их опровергло плавание в 1959 году Рут Дж. Уолпер и Дж. Роджерса. Они повторили маршрут экспедиции Колумба, следуя на мотоботе точно по «Дневнику первого путешествия», миля за милей.
В ночь на 12 октября Уолпер и Роджерс, через 451 год после Колумба, увидели на горизонте, за 20 миль, яркий огонь! Оказалось, что жители острова Уотлинг именно в октябре жгут большие костры для борьбы с докучливыми земляными блохами — те сами ползут в пламя.
Такой огонь, разведенный на холме, вероятно, видел и Колумб.
Флора и фауна Уотлинга совпали с описанием «Дневника». Правда, ярко окрашенных попугаев, поразивших матросов Колумба, ныне здесь нет, но кости этих птиц — частая находка.
Маис, кассава и бататы возделывали здесь, как и 500 лет тому назад; нашли и особо отмеченный в «Дневнике» хлопчатник. Экспедиция Уолпер — Роджерса сделала археологическую разведку там, где Колумб, судя по «Дневнику», видел поселения аборигенов. И снова удача — следы поселений были обнаружены.
Наконец, в 1962 году очередную реконструкцию первого плавания Христофора Колумба предпринял Христофор Колумб! Мистики здесь нет — речь идет о потомке Колумба — Кристобале Колоне.
Кстати, сам Колумб Колумбом никогда и не назывался: генуэзца Христофоро Коломбо в Испании именовали Кристобаль Колон. Потомок Колумба, 17-й герцог де Верагуа, Кристобаль Колон отплыл из порта Палос, как и его великий предок, 3 августа на каравелле «Нинья II» — подобии самого малого судна адмирала. Его водоизмещение было около 30 тонн — размеры нынешнего катера.
Из навигационных приборов на «Нинье II» был только компас; столь любимый всеми радиопередатчик отсутствовал. В середине октября «Нинья II» с экипажем из 12 человек, как и ее знаменитая тезка, приплыла к Уотлингу.
Единственным путеводителем герцога и его спутников был «Дневник первого плавания».
Итак, несколько моделей первой экспедиции Колумба привели к обоснованному выводу — на рассвете 12 октября 1492 г. испанцы, открыв Новый Свет, высадились на острове Уотлинг.
Скандинавы еще за пять веков до Колумба добрались до Северной Америки. Неправда ли, заманчиво пройти их маршрутом на копии древнего судна?
Таких экспедиций было несколько. Но увы, в статье всего не опишешь. К тому же следует оставить место и для нового путешествия Хейердала — плавания на «Тигрисе».
Что показало плавание на «Тигрисе»?
Путешественники 23 ноября 1977 года отбыли из Ирака на тростниковом подобии судна древних шумеров. От места слияния Тигра и Евфрата судно спустилось в Персидский залив, где чуть не потерпело крушение, было взято на буксир и после ремонта вышло в Индийский океан.
Ю. Сенкевич, приглашенный Хейердалом в состав интернационального экипажа, перед отъездом из СССР говорил:
«Цель экспедиции — доказать, что океанские просторы никогда не были препятствием для контактов между цивилизациями и что народы, обитавшие в Древней Месопотамии, могли поддерживать постоянные связи с жителями культурных центров на других континентах».
Если Тур Хейердал действительно имел в виду другие континенты, то «Тигрису» следовало плыть каботажем в Африку или через океан в Австралию, ибо Ирак и Индия находятся на одном Азиатском континенте.
Контакты же Древнего Двуречья и Индостана (культура Мохенджо-Даро, нынешнем Пакистане) давно известны и, вероятнее всего, осуществлялись не морем, а древней дорогой купцов и завоевателей — по оазисам Средней Азии и через Гиндукуш.
Доказывать взаимные контакты государств древнего Востока незачем — даже в школьных учебниках немало места отведено завоеванию Египта ассирийскими царями, борьбе фараонов за Палестину…
И на этот раз заметны несоответствие цели и методов ее достижения. На модель старинного судна было погружено новейшее портативное оборудование.
В интервью «Советскому спорту» Ю. Сенкевич сказал, что увозит и несколько «гастрономических сюрпризов», изготовленных консервной промышленностью.
И далее:
«Мне, Хейердалу и ветеранам, плававшим с нами на «Ра», выданы штормовые костюмы, непромокаемые куртки, словом все, что нужно для плавания через океан». Вряд ли у древних шумеров могло быть хоть что-нибудь подобное.
Много прекрасного в жизни. Наш знаменитый соотечественник Н. М. Пржевальский как-то сказал, что жизнь прекрасна еще и потому, что можно путешествовать. В науке же самое прекрасное — истина.
Доктор исторических наук Коган М. А.
Видео: Летучий Голландец и пропавшие корабли
Исторический эксперимент – экспедиция по пути Колумба
Античный телеграф и сигнальные огни
Индейцы — уникальные способности — феномен неуязвимости
Инки – уникальная дорожная сеть инков – мосты инков
Сокровища затонувших кораблей — тайна кладов затонувших кораблей