Содержание
Искусство составлять букет
Составление букета
Главные элементы японского букета
Составление букета
Плавающий букет
Только в одной стране мира, в Японии, существует уникальный и очень древний вид искусства — искусство составлять букет. По-японски оно называется икебана, так называется и сам букет.
Искусство составлять букет
Есть несколько разных школ, направлений икебаны. Каждая школа имеет свои законы. Мы расскажем об основных принципах одной из крупнейших школ икебаны — школы Согэцу.
Красота букета и красота цветка, ветки — это совсем не одно и то же. Цветы и ветки проявляют свою настоящую красоту, если их поставить, показать соответствующим образом.
В букете должны быть новизна, динамичность, пропорциональность и гармония. Что это означает?
Новизна — это неожиданная форма букета, необычный материал, из которого он составлен.
Под динамичностью подразумевается то, что в букете большое значение придается красоте линий. Совсем прямые ветки употребляются редко. А каждый изгиб передает какое-то действие, настроение, качество.
Например, ветка сосны с большим изгибом, по мнению японцев, символизирует силу. Иногда в букет добавляют совсем сухие ветки без листьев и коры, отбеленные химикатами и изогнутые самым причудливым образом.
Составление букета
Пропорциональность — это прежде всего соответствующие размеры трех главных элементов букета (об том речь будет идти ниже). Это сбалансирование трех основных элементов до6авочными ветками, цветами, которые называются дзюси (помощники).
Наконец, гармония. В частности, гармония цвета. Трудно, скажем, сочетать в одном букете такие цвета, как красный, желтый и голубой. Трудно, но можно.
Один цвет должен гармонировать с вазой, другой (самый броский) будет представлен небольшим цветовым пятном, а третий станет главным цветом букета. Важна и гармония всего букета с вазой. Если букет яркий или составлен только из цветов, то вазу лучше взять одноцветную.
Обычно в букете цветы, ветки, листья — главный элемент букета. Но бывают случаи, когда главной становится ваза. Тогда ставят небольшой, скромный букет, такой, чтобы он не затмил красоту вазы, а еще больше подчеркнул ее изящество.
В-третьих, букет должен гармонировать с тем местом, на которое он будет поставлен. Форма букета должна зависеть от того, где он будет стоять: посредине стола, в углу, в нише и т. п. Букеты ставят в высокую вазу или в низкую.
Чтобы укрепить цветы и ветки в низкой вазе, употребляют специальные щетки — латунные иглы на свинцовой основе. В высокой вазе стебли можно укрепить перекладинами из твердых веток. Перекладины привязывают к нижним концам веток с таким расчетом, чтобы они упирались в стенки вазы.
Главные элементы японского букета
Перед тем, как делать букет, надо оживить цветы, листья, ветки, если они немного завяли: подрезать концы стеблей, опустив их в воду.
Японский букет состоит из трех главных элементов, которые на рисунках — схемах условно обозначены так:
син (Ο), соэ ( Π ) хикаэ ( Δ ).
Это скелет букета. Высота трех основных веток зависит от высоты вазы и находится в строгой пропорциональности по отношению друг к другу.
Размер первого элемента — син — полтора диаметра вазы плюс полторы высоты вазы.
Второй главный элемент — соэ — должен составить 3/4 высоты первого элемента (син).
Третий элемент — хикаэ — 3/4 от второго элемента (соэ).
Если букет составляют из зелени и цветов, то син и соэ — это зелень, а хикаэ — цветы.
К каждому из трех главных элементов добавляются помощники (дзюси). Они короче своих хозяев, по месту тяготеют к ним.
Если син, соэ, хикаэ — это скелет букета, то дзюси — его мясо. Обычно дзюси бывают из того же материала, что и ветка — хозяин (цветок — так цветы, ветка — так и дзюси ветки). Дзюси третьего элемента — хикаэ ставятся так, чтобы короткие цветы были сзади, а более длинные впереди, с наклоном вперед и в сторону на столько градусов, сколько указано в схеме.
Такое размещение цветов придает букету объемность, создает впечатление глубины и пространства.
Составление букета
Начиная составлять букет, надо прежде всего из имеющегося материала выбрать самую высокую и красивую ветку. Посмотреть, с какой стороны, в каком повороте или наклоне эта ветка или цветок выглядит наиболее выигрышно.
Листья большинства растений имеют «лицо» и «изнанку». Так вот «изнанка» листьев не должна быть видна. Затем надо отмерить длину ветки (см. выше), срезать все некрасивые, «лишние» листья, цветы.
С нашей точки зрения, японцы, подготавливая ветку для букета, беспощадно обрезают ее. Они прореживают густые ветки, убирают все некрасивые части, срезают все задние листья и ветки, которые накладываются на передние.
Сосну, например, ощипывают так, что главный стебель и развилки веток становятся голыми. При этом очень четко вырисовывается основная линия ветки.
Одно из правил икебаны гласит:
Не бойтесь отрезать лишние ветки, цветы, листья во имя создания красоты.
Подготовленную таким образом ветку поставьте в вазу по выбранной схеме (см. ниже). Это будет ветка син. Потом таким же образом подбирается и подготавливается второй элемент — соэ, который должен иметь длину 3/4 от первого. После соэ ставится третий элемент хикаэ.
Поставив три главных элемента, надо взглянуть на букет со стороны. Потом добавить ветки и цветы — помощники, опять посмотреть издали, поправить, подрезать, и букет готов.
Количество веток и цветов в букете не имеет значения, главное — гармония. Есть две основные формы:
Прямостоячая и наклонная и семь разных вариантов схем каждой формы.
За вариантами схем закреплены определенные порядковые номера. В прямостоячих формах букета главный элемент син всегда имеет наклон 15° (по отношению к вертикали), а у наклонных форм син имеет наклон 45°.
Основные формы букета — прямостоячая.
Основные формы букета — наклонная.
Кроме того, в наклонных формах элементы син и соэ меняются местами.
Изогнутые, искривленные ветки и стебли цветов больше подходят для икебаны наклонной формы, прямые ветки — для прямостоячей.
Коротко об особенностях некоторых вариантов, схемы которых здесь даны.
Вариант № З — букет трехсторонний.
В варианте № 4 отсутствует второй элемент соэ. Этот вариант употребляется особенно часто.
Вариант № 5 — син и соэ ставятся вместе, а в стороне от них, как можно дальше — хикаэ.
Ваза для этого букета должна быть удлиненной. Такой букет особенно хорош летом, потому что вода, которая видна между двумя частями букета, создает впечатление прохлады.
Некоторые варианты букетов (слева направо): вариант № З, вариант № 4, вариант № 5 наклонной формы и вариант № 3, вариант № 4, вариант № 5 прямостоячей формы.
Плавающий букет
Один из вариантов — плавающий букет. Делают его обычно для украшения обеденного или банкетного стола. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные под черешок, добавляют несколько листьев. В этом букете должна быть видна вода, поэтому дзюси не ставят.
Несколько дополнительных советов для желающих заняться составлением букетов. Каждый вариант может быть зеркально перевернут. Мелкие цветы, вроде ландышей, лучше связать в пучки, а потом уже ставить в вазу.
Ветки и листья, такие как у туи, папоротника, нельзя ставить в полный анфас или профиль. Им надо придать небольшой поворот и наклон (по схеме).
Видео: Пион распускается
Долголетие и тайна цветочной пыльцы