История почтового ящика и почты

История почтового ящика и почты

         Содержание

     Почтовые ящики в России

     День рождения почтового ящика

     Американская «Пони-экспресс»

     Оленья почта

     Почтовые собачьи упряжки

     Почтовые «корабли пустыни» верблюды

     Почта и цивилизация

     Четвероногие и крылатые почтальоны

     Пчелиная почта

     Почтовые поезда и авиапочта

 

     Без изобретения простых почтовых ящиков и различных почтовозов, цивилизация была бы совсем другой. Идея изобретения прочного контейнера – почтового ящика, в который помещалась самая важная и самая ранняя форма коммуникации в мире — письмо.

     Почтовый ящик на улице — вещь привычная и незначительная, мы замечаем его только, когда надо отправить письмо. И трудно себе представить, что было такое время, когда почта уже существовала, а почтовых ящиков еще было.

     Чтобы послать письмо, надо было явиться в ближайшее почтовое отделение (работавшее, естественно, круглосуточно) и лично заплатить там причитающиеся за пересылку деньги.

Почтовые ящики в России

     Введение почтовых ящиков, принимающих письма безотказно в любое время дня и ночи и практически в любом месте города, стало возможно только после того, как были введены знаки почтовой оплаты.

     Сначала это были «штемпельные куверты», в стоимость которых входила и стоимость пересылки письма. Они были выпущены в России в 1848 году, а через десять лет у нас появились и марки.

     С тех пор запас конвертов с марками или марок можно купить заранее на почте или в киоске, а письма бросать в ящик, не являясь в почтовое отделение.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

   Единственный сохранившийся экземпляр первого уличного почтового ящика. Сделан из дюймовых досок, обшит снаружи листовым железом, окрашенным в темно-синий — «фирменный» почтовый цвет. На передней стенке — рисунок почтового конверта. Видна запиравшаяся дверца для выемки писем.

     Почтовые ящики для сбора простых писем, отправляемых в пределах России, впервые были установлены на улицах Петербурга и Москвы в 1848 году.

     Это удобное новшество значительно упростило пользование услугами почты, увеличило популярность почтовой связи и приблизило почту к населению.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

     Такие ящики устанавливались в 1851 году на вокзалах только что построенной тогда железной дороги Петербург — Москва. На передней стенке — инструкция к пользованию. Письма из ящика, вынимались сбоку. Первые ящики легко было открыть, поэтому они не обеспечивали сохранность опущенных в них писем. Это вызывало недоверие публики н нововведению. Так, в 1848 — 1849 гг. из каждых ста отправленных писем только 11 опускались в ящики. В 1854 году это количество возросло до 22 писем.

    Первоначально ящики предполагалось устанавливать только у почтовых контор, но в том же 1848 году было решено для удобства публики размещать ящики и при мелочных лавочках.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

     Конструкция почтового ящика 1875 года. На циферблате почтальон отмечал передвижной стрелкой, когда он придет за почтой в следующий раз и когда почта доставит корреспонденцию адресатам. Но такое устройство требовало пунктуальности в выполнении графика и в передвижении стрелки, и, видимо, поэтому уже через пять лет такие ящики были заменены другими конструкциями.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

     В 1910 году конструктор Павел Николаевич Шабаров изготовил почтовый ящик с донной дверцей, механически открывающейся при вдвигании в специальные направляющие почтового мешка. Ящик Шабарова был широко распространен у нас вплоть до 1924 года, а удобная система выемки писем, все гарантирующая, письма попадут в мешок, сохраняется и сейчас.

День рождения почтового ящика

     Это новшество было введено с 1 декабря 1848 года, и эту дату следует считать днем рождения почтового ящика. В Центральном музее связи имени А. С. Попова хранится богатая коллекция почтовых ящиков — от первого до современных образцов. 

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

     В 1859 году появились ящики, отлитые из чугуна. Они весили около трех пудов (48 кг). Такой ящик трудно было взломать или унести, но он был очень дорог и потому широкого распространения не получил.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

     Образцы почтового ящика Россия и СССР.

Видео: Тайна почтового ящика

Древнеримские гонцы

     Древнеримские гонцы знак своей скоростной профессии щеголяли палками, увенчанными гусиными крылышками. Так и тянет написать, что быстроногие вестники древности летали словно птицы. Но сколько ни тренируйся в беге, а птицу не обогнать.

     И вот гонец сел на лошадь. История конной почты длинна и разнообразна. Здесь европейские почтовые дилижансы, знаменитая русская ямская гоньба.

Американская «Пони-экспресс»

     И одна из самых ярких последних страниц — американский «Пони-экспресс». «Требуются молодые, стройные, выносливые парни, не старше 18 лет, великолепные наездники, готовые ежедневно рисковать жизнью», — призывали смельчаков объявления в газетах США в 1860 году.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

     Шел набор почтальонов для линии, связывающей Восток и Запад страны. Четыре мешка почты, притороченных к седлу. Лошадь под ними меняли на протяжении пути через континент 119 раз — столько было почтовых станций.

     Две минуты на отдых, еду — и снова вскачь, пока не придет очередь другого наездника. 3200 километров менее чем за восемь суток. И каких километров! Даже не о дорогах речь.

     За почтальонами охотились наемные убийцы, подкупленные конкурентами, и просто бандиты. Не случайно компания при выборе предпочтение отдавала сиротам.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

     «Пони-экспресс» просуществовал недолго. Как только вступила в строй трансконтинентальная телеграфная линия, его дела пошли на убыль, он не выдержал и месяца конкуренции.

 Оленья почта

     А вот оленья почта дожила чуть ли не до нашего времени. Олени исправно тащили по заснеженным просторам русского севера легкие нарты, делая по 250 верст в сутки.

     Иногда они шли друг за другом: передний олень, запряженный в короткие нарты, вез ямщика; за ним на привязи бежал еще один олень с нартами подлиннее, крытыми холстом. Следом спешили два-три запасных оленя — без груза.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

     Для своего времени оленья почта оказалась очень практичной. Достаточно сказать, что при освоении Клондайка американцы пришли к выводу, что она лучше собачьих упряжек, и закупили в России партию оленей.

     С 1899 до начала 1910-х годов олени помогали доставлять почту более чем в дюжину почтовых отделений на северо-западе Аляски, в том числе в несколько расположенных к северу от Полярного круга.

     Открытие золота в Номе в 1898 году привело к созданию новых почтовых отделений для обслуживания тысяч искателей счастья, прибывших на северо-запад Аляски. Большинство офисов располагалось вдоль побережья или внутренних водных путей.

     Летом до офисов можно было добраться на лодке, но в долгие морозные зимы, период «закрытой навигации», путешествие было крайне затруднено. Перемещение между почтовыми отделениями было настолько трудоемким и опасным, что на протяжении десятилетий некоторые отделения на Аляске получали почту только два или три раза каждую зиму.

     Зимой 1903–1904 годов олени использовались на трех почтовых маршрутах: от Теллера до Уэльса (150 миль туда и обратно), от Теллера до Иглу (130 миль туда и обратно) и от Барроу до Коцебу (1300 миль туда и обратно).

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

     Сообщается, что маршрут из Барроу в Коцебу был самым длинным и опасным в мире. В своем «Тринадцатом ежегодном отчете об интродукции домашних оленей на Аляску» (1903 г.) Шелдон Джексон описал поездки по этому маршруту «долгой зимней ночью с температурой от 20 до 60 градусов ниже нуля».

     Он заявил, что «выносливые водители-эскимосы… рискуя своей жизнью» несут почту по маршруту, добавив, что иногда они пережидают непогоду в своих снежных хижинах по несколько дней подряд.

Почтовые собачьи упряжки

     Недостаток почтовых собачьих упряжек — небольшая скорость. Такая почта бывала в пути неделями и проходила до 75 км, редко до ста километров в день.

     Зато собакам оказывались под силу такие маршруты, где олени погибли бы от бескормицы. По 80 верст в сутки пробегали сибирские лайки.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

     Мчавшаяся первой прокладывала путь, прислушиваясь к подаваемым ямщиком командам. За нею бежали две, а потом еще три — всего шесть собак в упряжке, рассчитанной на одного человека. Олени и собаки заменили лошадей на севере.

Почтовые «корабли пустыни» верблюды

     А как доставлялась почта на юге? В знойных краях на помощь почтальону пришли «корабли пустыни» — верблюды. В двадцатые годы верблюжья почта была распространена и в среднеазиатских республиках.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

     На одном из маршрутов неприхотливые животные проходили 420 километров за 10 суток. Не быстро, зато прямо по пескам, почти без воды и пищи.

Почта и цивилизация

     Участь четвероногих почтовозов всюду одинакова. Появились шоссейные дороги и автомобили, они вытеснили конную перевозку из горных районов Грузии, верблюжью — из Таджикистана. Позднее пришла очередь оленьих и собачьих упряжек.

     Но есть еще районы, где в распутицу и метель до сих пор используют лошадей, не уволены окончательно неприхотливые верблюды, выносливые мулы, олени и ездовые собаки.

     Более того, остались еще в горах и тайге такие селения, к которым, особенно в непогоду, не проедешь ни на машине, ни даже верхом. Туда почта добирается пешком.

     Но во всех вышеизложенных случаях животные были, собственно, не почтальонами, а лишь почтовозами. В истории использования человеком фауны для переноски почты достаточно примеров и самостоятельной работы четвероногих, крылатых и даже шестиногих помощников.

Четвероногие и крылатые почтальоны

     Из птиц не только всем известные почтовые голуби носили весточки. Во французском городе Тулоне одно время использовали для этого дрессированных чаек, кстати, не боявшихся плохой погоды.

     В Америке экспериментировали с вчетверо превосходящими голубей по скорости ласточками, в России проводили эксперименты с соколами. Но в целом голуби оказались вне конкуренции и даже удостоились за свою почтовую деятельность памятника от благодарных парижан.

     В 1870 — 1871 годах немецкие войска осадили столицу Франции. Сообщение с провинциями прервалось. Пруссаки обыскивали всех, кто переходил линию фронта и, если обнаруживали депеши, скрытые в подметках или даже внутри пустотелых монет, их владельцев казнили.

     Отлавливали или убивали даже специально обученных парижанами собак. Правда, через вражеские позиции перелетали воздушные шары с почтой на борту. Но как получить на нее ответы?

    И тогда вместе с письмами в корзины стали грузить клетки с голубями. Шар приземлялся, куда его заносил ветер. Отсюда голубя отпускали обратно домой. Он летел в Париж, неся на хвосте важные сообщения и частные письма. Да-да, именно на хвосте. Весточки помещались в маленькой капсуле, прикрепленной к птичьему хвосту.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

    Так как она была невелика, депеши и письма предварительно переснимали на микропленку. Депеши были легки и компактны. Голубь мог лететь с 18 — 20 депешами сразу. А всего отважные птицы перенесли тогда более миллиона частных писем и около ста тысяч официальных сообщений и документов.

     Пруссаки, разумеется, голубей в небе видеть спокойно не могли, солдаты сразу открывали пальбу по птицам. Так что памятник голубю говорит и о военных заслугах мирной птицы.

     Надо сказать, успех крылатой почты заставил военных призадуматься. Не случайно один из старых журналов сообщал: «Недавно в Петербурге, на выставке охотничьих принадлежностей, экспонировались также дрессированные соколы. С ними были произведены интересные опыты у Красного села.

     Соколы были спущены на почтовых голубей, отправленных с пункта, находящегося на расстоянии двух километров от того места, где проводились опыты. Опыт дал удовлетворительные результаты».

     Энтузиасты соколиной охоты пророчили, что «в будущем от голуби- вой почты не останется ничего, кроме воспоминаний». Сторонники крылатой связи оснастили тогда птичьи хвосты легкими свисточками: их звук пугал соколов и защищал голубей от нападения.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты. Памятник голубю во Франции

     Но не соколы заставили уйти в отставку голубей, а развитие радиосвязи. И произошло это далеко не сразу: еще во время Великой Отечественной войны в наших войсках с помощью «голубиной связи», как ее тогда называли, было получено около 15 тысяч донесений.

Пчелиная почта

     В конце прошлого века француз Тейнак изобрел пчелиную почту. Ею он сообщался со своим приятелем, пасека которого отстояла примерно на пять километров. Друзья обменялись несколькими пчелами и держали их взаперти.

     Пчелу выпускали с приклеенным к спинке кусочком папиросной бумаги. Пчела устремлялась к родному улью. Когда насекомое наконец добиралось до него, депеша застревала в зауженном отверстии летка. Изобретение Тейнака привлекло внимание газет и германской разведки, разглядевшей в нем нечто большее, чем остроумную забаву любителей природы.

     Приграничные немецкие пчеловоды стали заманивать французских пчел на свою территорию. Те охотно летели навстречу дувшему из-за рубежа ветру, соблазнительно пахнувшему медом, и постепенно проторили постоянные трассы к угощению.

     Так длилось годами, до начала первой мировой войны. Французы подтянули свои войска к границе. Германские шпионы тут же отправили через нее пчел с донесениями. Из предосторожности они заменили заметные все же для чужого глаза кусочки папиросной бумаги намотанными на брюшко тонкими шелковинками.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

     Пехоту обозначала красная ниточка, кавалерию — синяя, артиллерию — зеленая. И военные приготовления французов перестали быть тайной для противника.

     Быть может, здесь и следовало бы поставить точку, но одна из зарубежных книг утверждает, что описанный случай – это единственное практическое применение пчелиной почты.

     Но с ней спорит другая. В ней говорится, что работники разведывательных служб по-прежнему используют пчел для донесений. Но теперь не увидишь даже ниток, современные технологии носителей информации, шагнули далеко вперед. Депеша уменьшилась в еле приметную точку на крылышке.

     Но, если взглянуть на нее в микроскоп, и глазу предстанет микрофотография подробной зашифрованной депеши.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

Почтовые поезда и авиапочта

     Поезда как средство транспортировки почты оказались быстрыми и эффективными, что побудило, многие развитые страны, добавлять все больше и больше поездов для обслуживания почтовых маршрутов.

     После успеха многих экспериментальных полетов, создавались системы доставки почты с использованием самолетов. Радиостанции были построены на летных площадках, чтобы предупреждать пилотов о погоде, открывая путь для широкого использования радиосвязи вместо телеграфа.

История почтового ящика и почты
История почтового ящика и почты

     Когда почта поднялась в небо, она принесла с собой серьезные инновации в технологиях и услугах, улучшив жизнь людей во многих странах.

     Интернет, еще один новый качественный шаг, в возможности быстрой передачи информации.

                                                                      Н. Балаев, М. Шпагин  и др.

SOS сигнал и его история

Видео: Тасманский тигр и его история

 

                

You May Also Like