Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений

         Содержание

     Влияние океана

     Цунами

     Айсберги

     Гигантские кальмары

     Свирепые киты

     Как бабочки потопили пароход

     Будь всегда начеку – со стапеля на дно

     Происшествие в порту Норфолк

     Случаи с подводными лодками

     Галифакская катастрофа

     Не разминулись

     Предел беспечности

 

     В современное время достижения науки и техники, машинного судоходства, широчайшего применения космической радиосвязи — 2 — 4 морских судна в год пропадают без вести? Никто не знает, что происходит с этими судами.

     Трудно даже строить какие-либо догадки на этот счет. Ведь морская летопись хранит сведения о таких случаях, происшедших на море, каких не сможет выдумать самый смелый фантаст.

     Нередко океан позволяет себе «пошутить» с моряками. Иногда эти «шутки» кончаются благополучно, но гораздо чаще приводят к весьма драматическим последствиям. Однако было бы неправильно все несчастные случаи «списывать» на счет стихии.

     Опыт показывает, что большинство аварий и катастроф, происходит из-за невнимательности, небрежности людей. Незначительный, казалось бы, недосмотр экипажа, навигационный промах штурмана, даже недисциплинированность пассажира могут стать причиной грандиозной морской катастрофы.

     Вот почему необходимо строжайшее соблюдение правил, выработанных многовековой морской практикой.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

     К каким последствиям могут привести «шутки» океана и отступления от правил, читатель узнает ниже. Все случаи, о которых рассказывается в статье, не выдумка, хотя в это порой трудно поверить.

Влияние океана

     Метеорит падает в судно

     Несмотря на то, что на поверхность нашей планеты ежесуточно выпадает в среднем около сотни тонн метеоритного вещества, попадание метеорита в судно может быть отнесено к маловероятным явлениям.

     За всю историю мирового торгового судоходства таких случаев было зарегистрировано не более десяти. Вот некоторые из них.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

     Английский трехмачтовый барк «Эклипс» вышел из Ньюкасла в Сан-Франциско. На 85-е сутки, ночью, когда судно находилось в Тихом океане, раздался сильный треск, и грот-бом-брам-стеньга оказалась перебитой.

     Упавший метеорит величиной с человеческую голову насквозь пробил Барк. Пожар, начавшийся в трюме судна, удалось потушить, но пробоину в днище заделать не смогли. Проработав четверо суток на помпах без сна и без отдыха, экипаж вынужден был покинуть судно, которое вскоре затонуло.

     Капитан «Эклипса» решил добраться в шлюпках до Гавайских островов. Потерпевшим кораблекрушение предстояло преодолеть 900 миль. На 17-й день плавания в открытом океане 13 оставшихся в живых из 16 высадились на берег.

     Такая же учесть постигла в Атлантическом океане английский парусник «Сагнттариус». Еще больший по размерам метеорит пробил насквозь судно, которое пошло ко дну настолько быстро, что экипаж едва успел спустить на воду шлюпки.

     Через несколько дней команда была спасена проходившим мимо пароходом. Перед началом второй мировой войны жертвой метеорита едва не стел большой голландский грузовой пароход «Океан».

     Когда судно находилось у северо-восточного побережья Америки, в нескольких метрах от его борта упал огромный метеорит. Возникшая при этом волна едва не опрокинула пароход. Вода вокруг судна закипела, и пароход оказался окутанным удушливым газом, который, на счастье был отнесен ветром.

     Следует заметить, что именно падающим в океан метеоритам можно приписать определенный процент таинственно исчезнувших судов.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

Цунами

     Цунами — это японское название гигантских морских волн, распространяющихся по поверхности Тихого океана в результате подводных землетрясений, мощных сдвигов морского дна или извержений подводных вулканов.

     В открытом океане цунами не опасны, зачастую даже совсем незаметны. Но, приближаясь к мелководью, волны вырастают иногда до 20 метров, и водяная стена обрушивается на берег, сметая все на своем пути.

     В октябре 1746 года цунами разрушили один из самых оживленных портов Южной Америки на Тихом океане — Кальяо. Из жителей города спаслось всего 200 человек. Из 23 находившихся в момент катастрофы в порту судов 19 затонуло, остальные были выброшены на берег. Стоявший на рейде английский фрегат «Сан-Фирмин» оказался на вершине большого холма.

     В августе 1868 года через 20 мин. после первого толчка сильного землетрясения в районе Арики, на побережье Перу на берег набежала волна высотой около трех метров. Затем море отхлынуло на одну милю, после чего на берег надвинулась новая волна высотой уже 7 м.

     Это повторялось каждые 15 мин. в течение нескольких часов. Все стоявшие на рейде Арики суда были выброшены на берег. Американская канонерская лодка «Уатери», стоявшая в трех милях от берега, была вынесена цунами на две мили вглубь суши и оказалась у подножья холма, заросшего лесом. Команда корабля не пострадала, а судно не получило каких-либо серьезных повреждений.

     Аналогичный случай произошел с другой канонерской лодкой в августе 1883 года во время извержения вулкана на острове Кракатау, лежащем между Явой и Суматрой. Третий взрыв вулкана возбудил волну гигантских размеров, затопившую все вокруг.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

     Высота этой волны достигала 33 м.  Все суда, находившиеся в районе острове, погибли. Канонерская лодка, стоявшая на якоре в порту Белукбетунг, была вынесена на полторы мили вглубь острова Яве.

     Совершенно невероятный случай произошел с английским грузовым пароходом «Эвенгер». В январе 1904 года это судно было выброшено цунами на остров Чанделер в Мексиканском заливе. Пароход простоял на суше двенадцать лет.

     В июле 1916 года остров, где среде деревьев стоял пароход, подвергся еще более сильному действию цунами. Волны перенесли пароход обратно в море. После этого «Эвенгер», как ни в чем не бывало, вышел в плавание.

Айсберги

Пароход на айсберге

     В июне 1893 года канадский пароход «Поршиа» направлялся из порта Сант-Джонс в порт Нью-Бруисвик.

      Был ясный солнечный день. Вдруг с парохода заметили большой айсберг. Пассажиры попросили капитана подойти поближе, чтобы лучше рассмотреть его. Вскоре «Поршив» подошла левым бортом к ледяной горе и остановилась примерно в 70 м от нее.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

     Длина айсберга была более четверти километра, а высота его составляла почти 70 м. Неожиданно искрящаяся на солнце ледяная громада стала быстро удаляться от парохода. Через несколько секунд судно вздрогнуло всем корпусом, и охваченные ужасом пассажиры и команда парохода почувствовали, как судно поднимается из воды. Еще через мгновение судно оказалось на гладком ледяном поле айсберга.

     Произошло роковое совпадение: айсберг начал переворачиваться в тот момент, когда к нему подошел пароход. Известно, что айсберги, оттаивая, теряют равновесие и время от времени переворачиваются в воде.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

     К счастью, окончательно этот айсберг на сей раз не перевернулся. Прошло несколько минут. Корпус парохода дрожал и, как говорится, «скрипел по швам»: винт продолжал рубить воздух. Постепенно честь айсберга, где находилось судно, начала погружаться в воду, и пароход снова очутился в родной стихии. Его корпус был настолько деформирован, что «Поршиа» с трудом добрался до ближайшего порта. 

Гигантские кальмары

     Периодически в мировой прессе встречались и встречаются сенсационные сообщения о нападении спрутов на рыбачьи лодки и суда. Огромные морские животные, которые под названием «полипусов» упоминаются еще античными писателями и о которых моряки разных стран рассказывают столько удивительных историй, действительно существуют. Сейчас они хорошо изучены.

      Кракены, кальмары, или, как их еще называют, спруты, — это гигантские животные из класса головоногих моллюсков и каракатиц. Только у осьминогов восемь, а у кальмаров десять щупалец.

Гигантский кальмар спрут как живая торпеда моря
Гигантский кальмар спрут как живая торпеда моря

     В настоящее время известно более десяти видов гигантских кальмаров. Все они принадлежат к одному роду «архитевтис» и обитают во всех океанах, кроме Ледовитого. До настоящего времени длина самого крупного из известных науке и точно измеренных экземпляров кальмара составляет 18 м. Однако есть сообщения и о 25 — 35-метровых кальмарах.

     Известен случай, когда китобои извлекли из желудка кашалота кусок щупальца кальмара «толщиной с тело человека». Нападают ли гигантские кальмары на современные суда?

     Норвежский танкер «Брунсвик» водоизмещением 15 тыс. т, по словам капитана, трижды подвергался нападению гигантских кальмаров. Во всех случаях спруты действовали одинаково.

     Они неожиданно появлялись на поверхности океана позади корабля. Затем со скоростью около 38 км в час настигали судно, некоторое время плыли параллельным курсом и вдруг стремительно бросались на корабль. Щупальца, извиваясь, точно огромные змеи, вползали на палубу, но не могли удержаться на гладкой поверхности корпуса.

Гигантские кальмары и истории неожиданных встреч
Гигантские кальмары и истории неожиданных встреч

     Соскользнув к корме, спруты попадали под винт и погибали. Нападающих кальмаров не смущало, что стальной противник крупнее их. Очевидно, старинные морские легенды о кракенах, самых отважных и сильных хищниках океанских глубин, не так уж фантастичны.

Свирепые киты

     Из всех существующих видов китов самым свирепым считается кашалот. Нападение кашалотов на суда — далеко не редкое явление в истории китобойного промысла.

     В 1819 году американское китобойное судно «Эссекс» в южной части Тихого океана было атаковано гигантским кашалотом. Сначала кит головой ударил в носовую часть судна и, оглушенный ударом, вынырнул на поверхность с другого борта.

Кашалот - рассказы очевидцев и китобоев
Кашалот — рассказы очевидцев и китобоев

     Через несколько минут он вторично атаковал «Эссекс», и опять его удар пришелся в носовую часть судна. В результате в подводной части корабля образовалась большая пробоина. «Эссекс» быстро затонул.

     Другой нашумевший случай нападения кашалота на судно произошел в 1850 году, когда загарпуненный кит, нырнув на глубину, ударил китобойное судно «Энн Александр». Получив пробоину, судно вскоре пошло ко дну. Экипаж китобоя был подобран проходившим мимо судном.

     Спустя 5 месяцев после этого происшествия китобойное судно «Ребекка Симс» добыло огромного кашалота. В спине кита было обнаружено два гарпуна с надписью «Энн Александр».

     В 1947 году в районе Командорских островов загарпуненный кашалот длиной 17 метров остановил китобоец «Энтузиаст». Семидесятитонный кит, мчавшийся со скоростью более десяти узлов, ударил головой под корму китобойца, сломал стальной гребной вал, вывел из строя рулевое устройство. Когда кашалота добыли и извлекли на поверхность, то оказалось, что на его голове было всего несколько полутораметровых порезов кожи.

Как бабочки потопили пароход

     В 1913 году немецкий грузовой пароход «Адлер» следовал Персидским заливом. Курс судна проходил вблизи опасного района, изобиловавшего подводными рифами. Море было на редкость спокойное. К полудню подул легкий ветерок, и вдруг как будто туча заволокла небо. Это была огромная стая бабочек, отнесенная сильным ветром с берега.

     Словно обрадовавшись случайному пристанищу, насекомые облепили пароход. Огнетушители и гидранты, примененные командой «Адлера» для борьбы с бабочками, не помогали.

     Смотровые окна ходового мостика были залеплены насекомыми. Рулевой потерял ориентировку и посадил судно на скалы. Пароход, получив большую пробоину, начал заполняться водой.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

     Когда же в рупор прозвучала команда капитана «Покинуть судно!», стая бабочек исчезла так же неожиданно, как и появилась. Удивлению моряков не было предела.

Будь всегда начеку – со стапеля на дно

     Даже сейчас, при хорошо разработанной теории корабля, проектировщики иногда допускают непоправимые ошибки в вопросах остойчивости. Стоит хотя бы вспомнить два нашумевших случая из практики итальянского судостроения.

     Летом 1907 года на стапеле одной итальянской верфи стоял пассажирский лайнер «Принчипесса Иоланта». Это был фешенебельный пароход, водоизмещением 12000 тонн, рассчитанный на перевозку 1 500 пассажиров.

     После того как на лайнере установили котлы, машины, дымовые трубы и мачты, решено было приступить к спуску его на воду. День 22 сентября 1907 года выдался теплый и солнечный.

     В полдень состоялась церемония крестин судна. Через двадцать минут после того, как по старинной традиции о форштевень была разбита бутылка шампанского, судно медленно начало скользить по стапелю к воде. Но едва корма поднялась из воды, пароход стал крениться на левый борт. Толпа тихо ахнула. Затем наступила зловещая тишина.

     Лайнер медленно продолжал валиться на левый борт. Вот уже вода подошла к иллюминаторам и окнам главной палубы. В одно мгновенье каюты левого борта были затоплены. Еще секунда — и лайнер опрокинулся на борт.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

     В таком положении «Принчипесса Иоланта» начала постепенно погружаться, пока на поверхности не осталась лишь небольшая часть борта. Это было печальное следствие ошибки проектировщика в расчетах остойчивости «Принчипессы Иоланты».

     Аналогичный случай произошел в начале февраля 1952 года в Неаполе. Итальянский теплоход «Рио Риеджи Гамбини» перевернулся через семь секунд после спуска со стапеля.

Происшествие в порту Норфолк

     Это произошло несколько лет назад в американском порту Норфолк, где на судоремонтной верфи заканчивались работы на испанском грузовом судне «Нотомар». После того как портовый буксир вывел отремонтированное судно на рейд, капитан «Нотомара», увидя за кормой силуэт эсминца, перевел ручку машинного телеграфа на Малый ход вперед».

     Заработал винт, и… «Нотомар» кормой ударил эсминец в борт. Тщетно пытался капитан направить судно вперед. «Нотомар» упорно двигался только назад, и эсминец получил еще несколько ударов. Пришлось вызвать буксир, чтобы отправить «Нотомар» на верфь и устранить там причину столь необычного происшествия. Как оказалось, во время ремонта произошла досадная ошибка: винт судна был установлен наоборот.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

Случаи с подводными лодками

     В 1910 году у северо-восточного побережья США произошло столкновение американской подводной лодки с плавбазой «Кастайн». Командир лодки, находившейся на значительном расстоянии от плавбазы, приказал рулевому:

   — Рассечь «Кастайн» пополам!, — имея в виду провести лодку под днищем судна. Однако рулевой понял приказ буквально. Перископ с треском врезался в днище «Кастайна», проделав в нем значительную пробоину. Плавбазу пришлось отбуксировать на мелкое место.

     Во время первой мировой войны английский грузовой пароход «Олив Бранч» неожиданно был атакован немецкой подводной лодкой «U-28». Экипаж английского парохода отошел от своего судна на шлюпках.

     Подводная лодка выпустила торпеду. В результате сильнейшего взрыва боеприпасом один из размещенных на палубе парохода броневиков был подброшен высоко в воздух. Описав дугу, трехтонный броневик упал на подводную лодку и переломил ее пополам. «U-28» мгновенно затонула со всем экипажем.

     22 октября 1944 года, подводная лодка США «Танг», находясь в районе острова Тайвань, сделала залп торпедой. Эта торпеда, описав вокруг своей же лодки круг, как бумеранг, ударила ее в борт. Из 88 человек погибло 79 человек.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

Галифакская катастрофа

     Утро 6 декабря 1917 года обещало жителям канадского порта Галифакс чудесный солнечный день. В этот ранний час трудно было представить себе, что где-то в Европе гремела война, а совсем рядом, в Северной Атлантике, в поисках добычи рыскали «волчьи стаи» кайзеровских подводных лодок.

     Среди десятков различных судов, стоявших на галифакском рейде, находился норвежский грузовой пароход «Имо». Около десяти часов утра «Имо» снялся с якоря и через пролив Нарроуз направился в океан. В это же время проливом Нарроуз в Галифакс направлялся французский грузовой пароход «Мон-Блан».

     Вскоре оба судна оказались на пересекающихся курсах на расстоянии полумили. В проливе было достаточно места, чтобы два парохода могли благополучно разойтись, видимость была идеальной и других судов на фарватере не было.

     Однако судоводитель «Имо» в момент, когда «Мон-Блан» подавал один гудок («изменяю свой курс вправо»), почему-то прервал этот сигнал двумя гудками («изменяю свой курс влево»), «Мон-Блан» повернул вправо, а «Имо» — влево, то есть оба судна изменили курс в одну и ту же сторону.

     Когда расстояние между судами было 50 м, «Мон-Блан» дал два гудка. Спустя несколько секунд пароходы оказались параллельны друг другу, причем расстояние между их правыми бортами составляло всего 15 м. После этого «Имо» дал три гудка («даю задний ход»).

    «Мон-Блан» также начал работать на задний ход, дав тоже три гудка. И в следующий момент пароходы столкнулись. Удар был несильным, и казалось, что дело обойдется двумя — тремя вмятинами. Однако все обернулось по-иному, и это столкновение вписало, пожалуй, самую мрачную страницу в историю судоходства.

     На борту Французского парохода был палубный груз горючего в бочках, над одной из которых вскоре показался синий язычок пламени. Вспыхнувшую в момент столкновения бочку потушить или сбросить за борт не успели, и пламя переметнулось на соседние бочки.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

     Наблюдавшие с берега пролива эту картину были удивлены тем, что команда «Мон-Блана», бросив тушить пожар, начала поспешно спускать на воду спасательные шлюпки. Несколько человек бросились с парохода в воду и поплыли к берегу.

     «Мон-Блан», брошенный командой на произвол судьбы, начал пылать, как гигантский факел, густой дым широкой лентой тянулся к безоблачному небу. В проливе по-прежнему стояла тишина, нарушаемая теперь, лишь глухим гулом и шипением огня.

     Через несколько минут к горящему пароходу подошел портовый буксир и, закрепив на его корме трос, начал отводить судно к выходу в океан. Прибывшие к месту происшествия пожарные суда безуспешно пытались бороться с огнем.

     На причалах и на набережных порта уже собрались толпы жителей. Неожиданно над горящим судном взметнулся стометровый огненный язык, и через мгновение чудовищный по силе рев потряс воздух.

     На несколько секунд и порт, и стоявшие у причалов суда — все утонуло в кромешной тьме. На месте, где только что пылал «Мон-Блан», образовалась кипящая водяная воронка, а огромный гриб черного дыма опустился на город. Что же все-таки произошло?

     Конечно, бочки с горючим не могли привести к такому колоссальному взрыву. Только команда пострадавшего судна и портовые власти города знали, что в трюмах «Мон-Блана» находилось 3 121 т тринитротолуола (THT) и 2300 т пикриновой кислоты.

     Этот взрыв помнят в Канаде до сих пор. Некоторые современные специалисты считают, что по силе это был самый большой взрыв до появления атомной бомбы. Достаточно сказать, что «Мон-Блан» разлетелся, как граната, на мелкие куски. Дождь расплавленных при взрыве кусочков металла вызвал в городе многочисленные пожары.

     Более 3 тыс. человек осталось без крова. Веретено станового якоря, весившее полтонны, было найдено на берегу в трех милях от залива. В каменистом дне залива в месте взрыва образовалась огромная воронка. Расположенная поблизости скала дала трещину.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

     Что касается судов, стоявших в это время на рейде и в порту, то большинство из них было сорвано с якорей и выброшено на берег. Трубы многих судов были погнуты. На нескольких судах вспыхнули пожары. Сильно пострадал и город Галифакс. Немало фабричных строений, служебных зданий и жилых домов рухнуло, как карточные домики.

     Взрывная волна дошла до города Труро, расположенного в 60 милях от Галифакса, где она принесла также немалый ущерб. В результате этой катастрофы было убито около 2 тыс. человек, примерно столько же пропало без вести и 8 тыс. человек было ранено. Убытки составили почти 30 млн. канадских долларов.

Не разминулись

     Как правило, большинство столкновений судов происходит в условиях плохой видимости, из-за нарушения тех или иных параграфов и пунктов международных правил для предупреждения столкновений судов.

     Ясным декабрьским днем 1952 года на реке Темзе близ Лондона столкнулись два английских судна в… дыму.

     Теплоход «Элблаг» шел из Лондона вниз по реке. Навстречу следовал танкер «Эссо Плимут» водоизмещением около 7 тыс. т. Неожиданно на реку опустилась широкая полоса густого дыма из труб заводов в Суонскоме, и оба судна потеряли круг друга из виду.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

     На танкере уменьшили ход и включили радиолокатор. Но, несмотря на эти меры, суда столкнулись и получили сильные повреждения. Позже выяснилось, что оба судна шли с чрезмерной скоростью, не соблюдая правил о подаче звуковых сигналов при плавании по Темзе.

     Включенный радиолокатор ввиду холодной погоды не успел прогреться и вовремя не сработал. При разборе дела убытки были распределены поровну между обоими капитанами столкнувшихся судов.

     А бывает и такое. Перед началом второй мировой войны пароход столкнулся… с паровозом. Произошло это следующим образом.

     Большой океанский лайнер пришел в итальянский порт Геную и начал швартоваться к причалу. В это время на причале маневровый паровоз подводил несколько железнодорожных вагонов под разгрузку прибывшего в порт лайнера.

     Закончив манёвр, паровоз двинулся дальше. Железнодорожный путь проходил по самому краю причала. Выступающая над причалом корма лайнера закрыла паровозу путь. Растерявшийся машинист не успел остановить паровоз. Столкновение… и паровоз сошел с рельсов. Сильное повреждение получила и корма парохода.

     И, пожалуй, одно из самых странных столкновений в истории морского судоходства произошло в 1884 году в устье реки Сены в густом тумане. Один из первых французских рефрижераторов, пароход «Фригорифик», и английский грузовой пароход «Рамней» столкнулись бортами.

     Экипаж французского судна в панике перепрыгнул на борт английского парохода. Через минуту оба судна разошлись.

     Едва на «Рамнее» успели застопорить машину, чтобы обследовать повреждения, из тумана, как призрак, появилось судно и носом ударило англичанина в борт. Это был опять злополучный «Фригорифик», машина которого работала на средних оборотах.

     Описав циркуляцию, французский рефрижератор пробил борт остановившегося «Рамнея», который вскоре пошел ко дну. Через полчаса затонул и «Фригорифик». Экипажам обоих судов пришлось спасаться на шлюпках. При разборе дела суд обвинил обоих судоводителей и отказал в обоюдных претензиях.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

Предел беспечности

     В феврале 1957 года американский танкер вышел из Балтиморы в Южную Америку. По выходе в открытое море танкер взял курс по гирокомпасу 118°, который был принят истинным. Через 10 мин. из строя вышла система согласования репитеров гирокомпаса, которые, однако, продолжали показывать курс 118°.

     Приблизительно через 15 мин. репитеры снова начали действовать, но уже не синхронно с маткой гирокомпаса, продолжая показывать курс 118°. В действительности судно за это время изменило курс фактически на 111° — прямо на остров Лонг Айленд.

     В течение трех вахт ни один из помощников капитана танкера не догадался сверить показания гироскопического и магнитного компасов. Никто из них не придал никакого значения неожиданному изменению направления ветра. Перемена температуры воды при пересечении течения Гольфстрим также не вызвала никаких сомнений в правильности курса.

     Вскоре танкер оказался по соседству с Балтиморским подводным каньоном, где глубины резко увеличиваются со 100 до 1000 м. Но судно по-прежнему следовало не верным курсом.

     Вахтенный рулевой обратил внимание на не совсем обычное явление, когда репитер гирокомпаса оставался в абсолютно спокойном состоянии в продолжение 15 мин., но не счел нужным доложить вахтенному помощнику капитана.

Кораблекрушения - из хроники великих кораблекрушений
Кораблекрушения — из хроники великих кораблекрушений

     Велико же было удивление экипажа, мечтавшего о теплой погоде Южной Америки и неожиданно оказавшегося на мели острова Фаир у Лонг Айленда, в 200 милях от своего места назначения.

                                                                              Скрягин Л.

Видео: Летучий Голландец и пропавшие корабли

Кашалот — рассказы очевидцев и китобоев

Будущее за горизонтом — секреты Этьена Боттино

Бутылка с запиской в океане

Чудовища океана

Тайны морского змея – описания очевидцев и гипотезы

 

You May Also Like