Содержание
Мамонт в легендах и фольклоре
Следы древних животных
Чудо-юдо и сказки
Хобот
Как мамонт превратился в змея
Горыныч-мамонт
Гипотезы ученых
Рассказы о живых мамонтах
Мамонт занимает особое место в мифах, легендах и фольклоре многих народов мира, особенно тех, кто жил в арктических регионах или в местах, где находили ископаемые останки этих древних животных. Несколько интересных примеров из разных культур мира.
Мамонт в легендах и фольклоре
1. Северные народы Сибири.
У народов Сибири, таких как якуты, эвенки и другие, существует множество легенд о мамонтах. Часто их считают подземными животными:
— Якуты верили, что мамонты живут под землей, как кроты, и появляются на поверхности только случайно. Если мамонт выйдет на воздух, он погибает.
— В фольклоре мамонты ассоциировались с духами предков или охранителями земли.
2. Мифы народов Арктики.
Эскимосы (инуиты) и чукчи иногда связывали кости мамонтов с древними временами, когда жили «гиганты». Эти кости находили на берегах или в вечной мерзлоте, что вызывало у людей страх и восхищение.
3. Европейские традиции.
В Европе находки мамонтовых бивней и костей часто объяснялись в легендах о древних гигантах. Например, в средневековье считали, что это останки «слонов Ганнибала», использованных им для перехода через Альпы.
4. Китайская легенда.
В Китае бивни мамонта называли «драконьими зубами». Их использовали в медицине и считали останками мифических существ, связанных с небесами и землей.
5. Древнерусские сказания.
На Руси крупные кости и бивни мамонтов, обнаруженные в реках, называли «костями исполинов» или «рогами древних животных». Иногда находки связывались с богатырями или древними великанами из фольклора.
6. Мамонты как часть фольклора охотников.
У народов, живших вблизи мест находок останков мамонтов, находки часто упоминались как духи-хранители охоты. Их изображение использовали как амулеты, а бивни — для изготовления инструментов.
Мамонт всегда вызывал в людях восхищение и страх благодаря своим размерам и загадочности. Находки окаменелостей способствовали созданию мифов о древних мирах и необычных существах.
Мамонт также стал символом силы природы и ее изменчивости, особенно для народов, чья жизнь зависела от взаимодействия с окружающим их миром.
Хобот, вытянутая подвижная носовая часть морды животных с открывающимися на ее конце ноздрями. Хобот обычно выполняет дыхательную, обонятельную и осязательную функции.
Степень развития и подвижности хобота различна. У слонов он образуется в результате срастания вытянутого носа с верхней губой и снабжен на конце подвижным пальцевидным придатком; служит также для захватывания воды и пищи, ощупывания и удерживания предметов.
Добрыня, конечно, едет на борьбу со змеем, но об этом, за одним единственным исключением, никогда не говорится прямо. Это значит, что выпадение первого звена есть результат не забвения или разложения, а глубоко скрытого художественного намерения.
Подвиг Добрыни не случаен, но внутренне обусловлен и подготовлен. Однако во внешней завязке это не выражено, и создается впечатление, что здесь выпало какое-то звено.
Путилов Б. П.
Если вы — любитель фантастики, то, вероятно, помните рассказ Бредбери «И грянул гром» — о том, как некий путешественник во времени попал в меловой период и по неосторожности раздавил мотылька.
Из-за этого, казалось бы, ничтожного происшествия через много миллионов лет на президентских выборах победил другой кандидат. Конечно, притча, но только ли притча?
Никогда еще, пожалуй, не всматривался человек с таким вниманием, как сегодня, с такой болью в уходящий от него мир живой природы.
Никогда еще такое множество людей не пыталось понять, что означает для цивилизации потеря того или иного вида живых существ, обитающих на планете или уже исчезнувших, как бабочка Бредбери.
Но, может быть, это лишь своего рода ностальгия, естественная, однако не слишком основательная вроде печали по поводу утраты райских кущ?
Следы древних животных
Вот ведь не в меловом периоде, а сравнительно недавно ушли из жизни человека (и не без его помощи) не какие-то там мотыльки, а великаны-мамонты.
А где ж их следы в памяти людской, сохраняющей самые важные для цивилизации эпизоды — открытие огня, появление скотоводства и земледелия, возникновение астрономии и металлургии?
И если даже такой наш «меньший брат», как мамонт, не смог оставить свой след в человеческой культуре, то стоит ли волноваться из-за уничтожения какой-нибудь там стеллеровой коровы, а тем более вырубленной реликтовой рощи?
Стоит! Ибо, как справедливо подмечено в одной хорошей песне, «ничто на земле не проходит бесследно». Только не всегда эти следы легко и просто открываются нашему взору. Так, по-видимому, получилось и с мамонтами.
Информация, накопленная нашими далекими предками в течение нескольких тысячелетий совместного проживания с мамонтами, претерпела множество трансформаций и теперь стала практически неузнаваемой.
Чудо-юдо и сказки
Между тем нет, вероятно, ни одного человека, который ни разу не встретился с этой информацией хотя бы в детстве, когда входил в прекрасный и таинственный мир русской народной сказки.
Непосредственное отношение к мамонтовой теме может иметь один из самых ярких сказочных сюжетов о борьбе богатыря с неким чудищем. Своими корнями этот сюжет уходит в очень глубокие слои народной памяти.
И многие подробности соответствующих сказок и былин (кстати, нередко опускаемые авторами пересказов для детей) ныне совершенно непонятны. Вот, например, сказка «Иван Быкович» из знаменитого собрания А. Н. Афанасьева:
«Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост; слышал я, что там не одно чудо-юдо живет…»
Что за мост такой — из калины? Ведь калина — не дуб, не сосна, стволик у нее в руку толщиной, а то и в палец…
Читаем дальше: «Вдруг на реке воды взволновалися, на дубах орлы раскричалися — выезжает чудо-юдо девятиглавое».
Выезжает — значит, всадник…
«Как махнет богатырь своим острым мечом раз-два, так и снес у нечистой силы шесть голов; а чудо-юдо ударил — по колена его в сыру землю вогнал».
Что, право, за странный способ сражаться у этого чуда-юда?
«Пока чудо-юдо протирал свои глазища, богатырь срубил ему и остальные головы, взял туловище — рассек на мелкие части».
А на мелкие-то части зачем?..
Возьмем другую сказку с тем же сюжетом — «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, а усы на семь верст»:
«Приехали они к огненной реке, через реку мост лежит».
Теперь и река стала непонятной — огненной…
«Приехал к нему двенадцатиглавый змей».
Всадник оказывается змеем…
В третьей сказке — «Буря-богатырь Иван коровий сын» появляются новые обстоятельства:
«Море всколыхнулось — лезет чудо-юдо, мосальская губа».
Супротивник выходит прямо из огненного моря, а самой выдающейся — во всех смыслах — его особенностью оказывается какая-то губа…
Впрочем, насчет губы можно кое-что почерпнуть из других вариантов рассказа о том же событии, например из былины «Добрыня купался — змей унес»:
«Налетел на ево Змей Горынчишша,
А хочет Добрыню огнем спалить,
Огнем спалить, хоботом ушибить».
Вот мы, кажется, и добрались до цели…
Сейчас мосты сооружают в основном из стали и бетона. Но, конечно, еще немало и деревянных мостов из крепких бревен — сосновых, еловых, лиственничных, березовых.
Перечень древесных пород, разумеется, можно продолжить. Но сколь бы длинным и полным он ни стал, уж какое дерево в него бы не вошло нипочем — так это калина. Потому что не делают из калины бревен, как не делают их, например, из малины.
Колина красная.
Значит, мост из калины — чистая фантазия? Нет. Калиновый мост — вещь реальная, только это не мост в обычном понимании, а нечто иное.
Раскроем «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля на слове «Мост» и прочтем:
«Мост м. помост, стилка, стлань, накат, всякого рода сплошная настилка из досок, бревен, брусьев…».
Итак, еще в прошлом веке этим словом обозначали гораздо больший круг предметов, чем ныне, и в том числе настил. О каких же настилах могла идти речь в каменном веке?
В те времена люди собирали дикорастущие съедобные растения, охотились. Чем крупней добытый зверь, тем больше шансов спастись от голодной смерти. И первобытные охотники поджигали леса, огненной лавиной пожара гнали стада оленей, быков и других животных к обрывам.
А где не было обрывов — к ловчим ямам, замаскированным настилами из тонких деревьев и веток. Стоп! Вот вам и «калиновый мост», под которым герой боролся с чудом-юдом. А заодно — и «огненная река», «огненное море».
И все же почему именно мамонт? Только из-за хобота? Но ведь у лося, например, тоже имеется хоботок. Может чудо-юдо — это лось? Почтение наших далеких предков к нему не подлежит сомнению — это животное даже на небо поместили: созвездие Большая медведица прежде именовалось «Лось»…
Однако лось, тем более попавший в ловчую яму, вряд ли мог произвести впечатление существа необыкновенного по силе и величине — зубр или тур больше и сильней.
А в сказках и былинах Змей Горыныч всегда предстает великаном он не просто Змей, а «Змеище», не просто Горыныч, а «Горынычишше». «В высоту-то он трех сажен». «Ногами своими лес ломает; где пройдет, все повянет».
Да и само прозвище «Горыныч», возможно, означает великана. Правда, обычно это прозвище трактуют как «живущий на горе». Но почему бы не трактовать имя «Горыныч» как «Похожий на гору», «Зверь-гора»?
Из всех ныне живущих на земле животных эти определения подходят, пожалуй, только к слону. Рост его достигает пяти метров (это меньше трех сажен, но больше двух), вес — четырех тонн, да и конфигурацией слон походит на гору.
Еще больше слонов походил на гору мамонт, у которого был на спине мощный горб хранилище запасенного за лето жира.
К сожалению, последние мамонты ушли из жизни около 10 000 лет назад — таково бесстрастное свидетельство радиоуглеродного анализа, которому были подвергнуты туши из природных холодильников вечной мерзлоты.
И хотя люди ледникового периода оставили много вещественных доказательств своего общения с мамонтом, можно ли предполагать, что информация об этом, передаваемая из поколения в поколение, способна сохраняться столь долго? Можно.
Двадцать лет назад археолог В. И. Бибикова, рассматривая поперечный срез мамонтовой кости, обратила внимание на разительное сходство ее структуры с обычным в каменном веке ромбовидным орнаментом — такой узор встречается на предметах, изготовленных из кости, камня, глины.
Этот орнаментальный мотив люди сохранили и при переходе из каменного века в бронзовый. И далее, вплоть до нашего времени, — он найден на русских вышивках.
Вывод, который сделали исследователи, парадоксален, но вероятен: резонно считая мамонта воплощением здоровья и силы, человек пытался с помощью «мамонтоподобной» татуировки, гравировки, росписи, вышивки прибавить себе здоровья и силы.
Затем первоисточник был забыт, но орнамент, в который вкладывался все тот же смысл, продолжал существовать. Дольше всего «мамонтовым» орнаментом украшали постельное белье, которое шло в приданое невесте — это должно было, очевидно, содействовать появлению здорового и сильного потомства.
Хобот
А теперь поговорим о хоботе. Казалось бы, о чем говорить? Хобот есть хобот. И раз Добрыня, или как там его звали в каменном веке, «Змею Горынычишшу глаза запорошил и два хобота ушиб», то, устранив преувеличения (свойственные, впрочем, охотникам всех эпох), мы обязаны признать в чудище мамонта, и все тут.
Однако, к сожалению, дело осложняется именно из-за хобота. Это сегодня хобот ни с чем не спутаешь, а наши предки хоботом называли, например, змеиный хвост: «Обвивается лютый змей около чобота зелен сафьян, около чулочка шелкова, хоботом бьет по белу стегну» (былина «Вольх (В) сеславьевич»).
Или — окольный путь: «Он бегал, скакал по чисту полю, хоботы метал по темным лесам» («Высота ли, высота поднебесная»). В. Даль, кроме этих значений, приводит еще и более общее: «изгиб», «дуга».
Ну что тут сказать? Если признать хоботами, которые сшибал Добрыня, хвосты загнанных в ловчую яму зверей, то получается совершеннейшая чепуха, какого зверя ни вообрази. Разве что у крокодилов хвост служит мощным орудием, но где же в европейском лесу, да еще в ледниковый период, взяться крокодилу?
И как тогда понять такие слова:
«Захочу — Добрыню теперь потоплю,
Захочу Добрыню в хобота возьму…»
В хвосты никого не возьмешь — взять можно либо настоящим мамонтовым хо- ботом, либо на бивни…
Кстати, есть как будто улика и в пользу наличия у чудища бивней. Та самая «мосальская губа», которая упоминается в сказке о Иване, коровьем сыне.
Вообще-то Мосальск — небольшой город, расположенный к западу от Калуги и основанный в ХІІІ веке. Имя свое он получил от реки Мосалки, притока Угры.
В сказку прилагательное «мосальский» попало, возможно, взамен какого-то другого, по звучанию сходного, но применительно к губе ставшего непонятным. Сходные по звучанию слова в русском языке производятся только от слова «мосол».
Мослом называли (и сейчас иногда называют) длинную и толстую кость. И если до того, как «губа» стала «мосальской», она была «мосольной» или еще какой-нибудь в том же духе, то речь, возможно, шла о такой губе, рядом с которой торчат мослы, то есть бивни.
Как мамонт превратился в змея
Все хорошо, но каким образом наш мамонт превратился в змея, да еще вдобавок очутился на коне? Давайте разберемся и с этим.
Есть такая детская игра: тот, кто водит, садится на корточки, а остальные образуют хоровод и припевают:
«Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом.
Грызи, грызи, Яша, орешки каленые, милою дареные.
Чок-чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок.
Где твоя невеста? В чем она одета?
Как ее зовут? И откуда привезут?»
Тут все разбегаются, а тот, кто водит, ловит «невесту». В мои детские времена вместо «милою дареные» произносили «милому дареные», а «невестой» мог быть и мальчишка. Интерес игры был в том, чтобы удрать от водящего.
В незамысловатой этой игре может показаться несколько странным имя, которым наделяется водящий. Почему не Ваня, не Вася, не Петя? Почему непременно Яша? Откуда он взялся?
А вот откуда. Сто лет назад, а точнее в 1871 году, был опубликован (в книге П. Бессонова «Белорусские песни») такой вариант той же игровой песенки:
«Сядить ящер
У золотым кресле,
У ореховым кусте
Орешачке луще.
— Жанитися хочу.
— Возьми себе панну,
Котораю хочешь…»
В отличие от никому не ведомого Яши Ящер (он же змей) — персонаж, хорошо известный специалистам-мифологам. Это «водяной», «хозяин воды», которому в древности почти все народы, занимавшиеся земледелием, приносили жертвы, чтобы в обмен (ты мне — я тебе) получить необходимый для урожая дождь или обильный паводок.
На более высокой ступени сознания люди создали легенды о героях, спасающих от лютого змея предназначенную ему жертву. Например, Никита Кожемяка спасает дочку киевского князя, а Георгий Победоносец — царскую дочь (кстати, греческое слово «георгос» означает «земледелец»).
Змееборцем был Геракл, убивший Лернейскую Гидру; Зевс, победивший Тифона; Индра, одолевший Дракона Вритру и т. д. В общем, откуда взялся змей, науке известно.
Не составляет тайны и змеев конь — он появился в еще более близкую к нам эпоху. Земледельцы-славяне, да и другие оседлые народы, вынуждены были отражать нападения кочевников, которые разоряли их до тла. Несущая смерть конная орда запечатлелась в народной памяти как мчащееся на коне многоголовое чудище.
А в самом факте «мирного сосуществования» в одной сказке или былине деталей разных эпох нет ничего необычного.
Крупнейший знаток славянских эпических сказаний Б. Н. Путилов утверждал: «В эпосе образы разных исторических измерений живут рядом, в одном времени. Разные эпохи и исторические слои, разные степени сознания совмещаются в пределах одного сюжета или сюжетного цикла».
Горыныч-мамонт
В научной литературе идею о Горыныче-мамонте первым выдвинул академик Б. А. Рыбаков («Язычество древних славян». 1981 г.). Но еще двести лет назад русский поэт Ипполит Федорович Богданович, автор поэмы «Душенька», из которой Пушкин взял известный эпиграф для «Руслана и Людмилы», написал удивительные строки:
«О, Змей Горыныч, Чудо-Юда!
Ты сыт во всяки времена;
Ты ростом превзошел слона,
Красою помрачил верблюда».
Закроешь глаза — и видишь обросшую рыжей косматой шерстью гору, бредущую по перелескам…
У одной из народностей Сибири, юкагиров, потомков древнейшего коренного населения Северо-Восточной Азии, есть предание, что озера в тундре — места лёжки мамонтов («турхукэнни» — «земляных коров»), а протоки между озерами — мамонтовы тропы.
Совсем немного не дотянул до нашего времени северный исполин. Но в преданиях, в былинах, в сказках он и сегодня живет среди нас. Никто по земле не проходит бесследно…
Рич В.
Видео: Фигурки динозавров Акамбаро
Гипотезы ученых
Существует несколько гипотез, пытающихся объяснить происхождение сказочного образа Змея Горыныча. Например, по мнению академика Б. А. Рыбакова, это не что иное, как претерпевшее значительные трансформации воспоминание о мамонтах.
Другие авторы связывают легенды об огнедышащем змее с попытками древних понять сущность полярного сияния или проводят аналогию между Змеем Горынычем и смерчем.
Этот ряд можно было бы и продолжить: почему бы не считать прообразом Змея Горыныча, скажем, шаровую молнию («огненный шар»), извержение вулкана («огненная река»), динозавров (страшная гора с «хоботом»), не говоря уже о космических пришельцах (похищение людей)?
Но высказывалось и иное предположение, согласно которому образ Змея Горыныча мог отражать тему борьбы славян с их лютыми врагами — степными кочевниками в конце I начале II тысячелетия н. э.
Правда, сколько-нибудь конкретной разработки это предположение не получило. Однако нам кажется, что оно имеет серьезные основания.
Битва на Куликовом поле в 1380 году. Миниатюра из рукописи XVII в. «Сказание о Мамаевом побоище».
Более того, его можно в значительной мере конкретизировать — для этого достаточно сопоставить некоторые исторические факты с определенными чертами фольклорного образа Змея Горыныча.
Сначала напомним некоторые сведения из истории. Расхожие представления о татаро-монгольском нашествии на Русь, основанные на школьном курсе истории и популярных кинофильмах, рисуют воображению дикие полчища кочевников, заполонившие степь.
Главными причинами военных успехов этой неорганизованной орды мы привыкли считать внезапность нападения, подавляющее численное превосходство завоевателей, их варварскую жестокость.
Между тем серьезные исследователи единодушно утверждают, что войско Чингисхана и Батыя в ту историческую эпоху было одной из лучших, если не лучшей в мире армией.
Ее высокие боевые качества во многом объясняются заимствованием и усвоением чужого военного опыта. Это относится и к вооружению татаро-монголов.
В частности, не подлежит сомнению, что они располагали артиллерийским оружием, в основном китайского производства. Это была еще не ствольная артиллерия в нынешнем понимании, а различные типы метательных установок, использовавшие «огневые снаряды», основным компонентом которых был пороховой заряд.
О том, что порох китайское изобретение, знают все. Но вместе с тем бытует мнение, будто его первоначальным назначением было устройство фейерверков, и только значительно позднее его начали применять в военном деле.
Однако огневые средства издавна занимали важное место в военном искусстве китайцев. Специфике их использования в нападении и обороне посвящались целые разделы китайских военных учебников, новые модели порохового оружия проходили специальные полигонные испытания (первое упоминание о таком испытании относится к 969 г.).
Источники того времени описывают множество случаев применения огневых снарядов и ракет в войнах китайских правителей между собой и с соседями, причем счет использованных снарядов велся на сотни тысяч и миллионы. Ничего подобного Европа тогда не знала и не имела.
Уже в то время китайцы располагали достаточно разнообразным арсеналом порохового оружия. Например, зажигательные снаряды «огненные ястребы» представляли собой деревянные сосуды с порохом или глиняные горшки, наполненные расплавленным легкоплавким металлом.
Против живой силы противника использовались осколочные снаряды, начиненные порохом и разбрасывавшие при взрыве железные колючки, осколки железной или фарфоровой оболочки.
Взрыв такого снаряда мог быть слышен на расстоянии до 100 ли (около 50 км), а осколки пробивали латы.
Существовало у китайцев и, так сказать, химическое оружие: «дымовые шары», испускавшие разноцветный дым, иногда с добавками удушающих веществ; «шары ядовитого дыма», заполненные порохом с примесью сильнодействующих растительных ядов (аконита, белены и пр.); снаряды, начинявшиеся негашеной известью и особым образом приготовленными фекалиями.
Упоминаются в источниках и реактивные снаряды. Например, «огневые стрелы» метали из лука или арбалета, поджигая перед этим пороховой заряд, благодаря чему стрела получала дополнительный реактивный импульс. Существовали и настоящие ракеты — полые бамбуковые трубки, начиненные порохом.
Благодаря военно-экономическому шпионажу и использованию знаний и опыта попавших в плен китайских специалистов новое оружие недолго оставалось исключительным достоянием китайской армии.
Известно, что уже в конце XI в. оно появилось у северных соседей Китая — в киданьской империи Ляо, а в ХІІ в. им располагали разгромившие киданей чжурчжэни.
Активно осваивали огневое оружие и монгольские завоеватели, вторгшиеся в Северный Китай в начале ХІІІ в. Армия Чингисхана успешно применяла гранаты с нефтью и огневые стрелы с зажигательным фитилем — так, в 1206 г. монголами был сожжен флот одного из китайских полководцев.
Средневековые огневые снаряды (по китайским источникам): пристрелочный снаряд (1); «огненные ястребы с железным клювом» — деревянные оболочки, начиненные порохом и мелкими камнями и снабженные соломенным хвостом для стабилизации в полете (2, 3); «огневой шар с колючкой», начиненный железными колючками (4);
«железный пороховой шар» (5) и «железный огневой снаряд» (6) осколочно-взрывного действия; «огневой горшок — глиняный тонкостенный снаряд с пороховым зарядом (7); «огневой шар со звуком грома», взрывавшийся с особенно сильным грохотом для устрашения противника (8); (9) «огневая стрела» — судя по рисункам и описаниям, настоящий реактивный снаряд из полой бамбуковой трубки с пороховым зарядом.
В 1225 г., осаждая Хорезм, монголы обстреливали город ракетами и пороховыми разрывными снарядами.
В 1232 г., при осаде столицы чжурчжэней Кайфэна, монгольские артиллеристы уничтожили зажигательными снарядами защитные средства осажденных. Таким образом, монгольская армия располагала различными типами огневого оружия еще до вторжения на Русь.
Было бы странно, если бы войска, отправленные Чингисханом на завоевание Европы, не были снабжены столь эффективным средством ведения войны.
А теперь вернемся к Змею Горынычу и сопоставим некоторые характерные признаки этого былинного и сказочного персонажа с изложенными выше сведениями о китайской артиллерии.
1. Змей Горыныч неизменно предстает как носитель опаляющего огня («из ноздрей пламя пышет») и дыма («из ушей дым валит»).
Китайские огневые снаряды представляли собой прежде всего гранаты «фонтанирующего действия»: в полете или после попадания в цель их подожженное перед запуском содержимое сгорало, выбрасывая через оставленное отверстие огонь и дым.
2. Змей Горыныч многоголов.
Китайские огневые снаряды имели форму шара или бочонка и, действительно, могли напоминать головы какого-то чудовища. К тому же, зная пристрастие китайцев к украшению предметов материальной культуры, можно предположить, что некоторые снаряды раскрашивались под головы драконов и могли восприниматься защитниками крепостей как кем-то отрубленные.
3. Змей Горыныч имеет «хобота», которыми может задушить или ушибить.
Согласно словарю Даля, древнерусское «хобот» означало «хвост», а также «изгиб» и «дуга». Вполне возможно, что этим словом первоначально описывались шлейфы дыма, тянувшиеся за снарядами и ракетами. Такой дым мог и задушить или «ушибить», поскольку, как говорилось выше, некоторые типы снарядов на это и были рассчитаны.
4. Змей Горыныч в русских сказках всегда нападает сверху и никогда не появляется из леса или из воды, что характерно для драконов из фольклора других народов.
Описанные выше снаряды и ракеты, действительно, падали буквально с неба.
5. Полет Змея Горыныча всегда сопровождается страшным свистом и грохотом.
Пороховые снаряды в полете и при взрыве, разумеется, издавали и свист, и грохот; кроме того, у китайцев были специальные снаряды «шумового действия», рассчитанные на устрашение противника.
6. У Змея Горыныча «черная кровь», которая подолгу не впитывается в землю, потому что ее «не хочет принимать земля русская».
Из неразорвавшихся снарядов и гранат с нефтью вытекала черная маслянистая жидкость, которая с трудом впитывалась в землю и могла восприниматься как кровь змея.
7. Добрыня Никитич после победы над змеем освобождает множество пленников — «с сорока земель, с сорока стран» — обоего пола, разных возрастов и званий, что существенно отличает Горыныча от большинства других сказочных драконов, предпочитавших захватывать лишь молодых людей и девушек и руководствовавшихся при этом преимущественно гастрономическими соображениями.
Известно, что татаро-монгольские завоеватели, как правило, уводили «в полон» оставшихся в живых жителей покоренных городов.
8. Змей Горыныч появляется всегда неожиданно, его появление в дыму и пламени контрастирует с подчеркнуто хорошей погодой.
Обстрел пороховым оружием в дождливую погоду был невозможен, поскольку вода гасила подожженные снаряды и ракеты.
9. В сказках ничего не говорится о туловище Змея Горыныча, хотя в описаниях китайских, египетских и западноевропейских драконов много внимания уделяется их чешуе, окраске и т. п.
Если прилетающие из-за крепостных стен снаряды со шлейфами дыма могли ассоциироваться с головами и «хоботами» гигантского огнедышащего змея, то тела его, естественно, никто видеть не мог.
10. Прозвище Змея — «Горыныч».
Традиционно принято связывать это прозвище с понятием «гора»: он либо сын гороподобной тучи (Змей-гроза), либо сам огромен, как гора (Змей-мамонт).
Но нужно иметь в виду, что легенды, былины и сказки о Змее Горыныче записаны в основном в великорусских областях. Возможно, первоначальная форма прозвища Змея была связана со словом «гореть», и уже позднее и севернее оно подверглось переосмыслению.
Все эти соображения позволяют высказать нашу гипотезу в следующем виде.
В древней мифологии широко использовалась тема змееборчества, борьбы героя с огнедышащим змеем-драконом.
В такую форму могли облекаться, в частности, преломленные в народной фантазии представления о непонятных, пугающих природных явлениях, будь то гроза, комета или шаровая молния.
В результате у многих народов возник традиционный образ дракона охранителя вод и хозяина природных стихий.
В мифологии же славян, столкнувшихся в период татаро-монгольского нашествия с новым, загадочным и страшным огненным оружием, эта традиционная тема получила совершенно иной поворот.
Змей Горыныч, утеряв привычные черты носителя стихийных сил, стал олицетворением такого оружия, превратился в метафорический образ артиллерийского обстрела.
Так змееборческая символика древних мифов приобрела конкретный смысл, отражавший мужественную борьбу защитников славянских крепостей с чудовищным врагом.
Кандидат психологических наук Енгалычев В. Ф
Видео: Мамонты, в поисках живого мамонта
Рассказы о живых мамонтах
Рассказы о живых мамонтах время от времени появлялись в разных уголках мира, особенно в тех местах, где их ископаемые остатки находили в большом количестве — Сибири, Канаде, Аляске.
Хотя современные ученые считают мамонтов вымершими около 10 — 4 тысяч лет назад, такие истории продолжают будоражить умы людей.
Сибирь и легенды о «земляных быках».
В Сибири существует множество историй, где местные жители утверждали, что видели живых мамонтов:
— Якутские охотники рассказывали о том, что находили странные огромные следы в тайге или видели животных, похожих на мамонтов, которые скрывались в болотистых местах. Описания часто совпадали: длинные бивни, шерсть, массивное тело.
— Одна из наиболее известных историй — рассказ купца и исследователя XIX века Ричарда Маакса, который собирал сведения у местных жителей. Они утверждали, что мамонты живут в труднодоступных болотах и редко показываются на глаза людям.
Аляска и рассказы о гигантах.
Индейские племена Северной Америки также упоминают крупных животных, похожих на мамонтов, в своих мифах. Например:
— Народ макахо (одна из групп североамериканских индейцев) описывал встречи с гигантскими зверями в лесах. Они считали этих животных древними духами.
— В 1890-х годах золотодобытчики на Аляске заявляли, что видели вдалеке больших зверей, напоминающих мамонтов, хотя эти заявления не получили научного подтверждения.
Советские и российские экспедиции.
В XX веке на Севере России также возникали слухи о живых мамонтах. Например:
— В 1920-х годах исследователь Иван Порфирьевич Толмачёв упоминал в своих записях рассказы якутов о живых мамонтах, но сам он не находил доказательств.
— В 1940-х и 1950-х годах поступали сообщения от геологов и охотников, которые якобы видели странных крупных животных в глубине тайги. Но большинство этих историй оставались неподтвержденными, а иногда их считали результатом фантазий или страха.
Современные слухи и поиски.
— До сих пор в интернет-форумах и местных сообществах Сибири или Канады можно найти свидетельства о «живых мамонтах». Однако современные ученые считают это мифами, так как:
— Огромные животные трудно не заметить в наше время со спутниковых наблюдений и развитой науки.
— Криозамёрзшая среда, в которой находят мамонтов, делает крайне маловероятным их выживание в современных условиях.
Психологическое объяснение.
Многие случаи «наблюдения» живых мамонтов можно объяснить:
1. Ошибочной идентификацией. Лоси или крупные бурые медведи могли восприниматься за мамонтов в условиях плохой видимости.
2. Фольклорным влиянием. Услышанные рассказы могли подсознательно влиять на восприятие и интерпретацию увиденного.
3. Страхами и легендами. Истории передавались из поколения в поколение, обрастая фантазиями.
Хотя реальные доказательства существования живых мамонтов не были найдены, рассказы об их встречах остаются частью человеческой культуры. Они связывают нас с древним прошлым и поддерживают интерес к загадкам природы.
Видео: Тасманский тигр и его история
Мамонты — почему исчезли мамонты – гипотезы ученых
Мамонты – зачем мамонту были нужны большие бивни
Мамонты и человек – древние легенды очевидцев
Мамонт — каким был мамонт
Мамонты и поиски живого мамонта