
Содержание
Легенда деда Айсату
Старая газетная публикация
Древние воспоминания очевидцев
Из истории легенд
По следам легенд о мамонтах и человеке
Давно это было, еще дед рассказывал Айсату! Отправился один рыбак на сенокос. Лето в Заболотье стояло жаркое, сухое — комары попрятались по болотам, мошка еще в силу не вошла.
Легенда деда Айсату
Косил, косил он траву, передохнуть решил, ягод пособирать. Едва взошел на лесной бугор заскользила под ним земля и вниз пошла. Провалился рыбак в большую темную пещеру, насмерть перепугался: как наверх выберешься?
Сколько ни силился, ничего не вышло: высоко, не допрыгнешь. Решил камней натаскать, чтоб горку сделать. Нагнулся за первым попавшимся камнем и обомлел. Прямо на него — громадный «земляной бык», маммутом называемый, ползет, рога свои кривые и гладкие наставляет.
Обомлел рыбак — конец настал: проткнет его «бык» страшными рогами. Но мамонт подполз, подул на него, пофырчал, а потом у ног примостился. Сидит рыбак ни жив ни мертв. Темнеть в пещере стало — видно, свечерело наверху.
Поднял мамонт свою лохматую голову, посмотрел в упор на человека и к камню, что хотел взять рыбак, направился. Стал он камень тот лизать, урчать от удовольствия, досыта нализался, а после и рыбака к камню вроде бы подтолкнул: ешь!
Рыбак попробовал камень языком — теплый, на хлеб похожий, ну и тоже лизать принялся. Сразу голод прошел. Осмелел рыбак, сызнова вознамерился наверх выбраться, но мамонт от дыры его оттолкнул и в ход за собой повлек.

И начал рыбак с мамонтом по подземным ходам шастать, мамонт рогами землю роет, лбом уминает за ним дорога и остается. Иногда же на свой ход набредут или на чей еще там, по нему идут.
Много они исходили, камнями питались, кореньями. А однажды отлучился куда-то мамонт, и не было его несколько дней, наверное. Рыбак нигде съедобных камней найти не мог, отощал, чуть с голоду не помер.
Потом пошел по следу мамонта разыскивать, и — чудо! Впереди вроде бы свет. Смотрит, дыра в береговом обрыве и день видно. Кинулся рыбак к той дыре, да чуть было не ослеп с непривычки от яркого солнца и не разбился — высоко в обрыве нора была, свалился он вниз, по грудь в речную тину ушел.
А когда опамятовался, то увидел: находится он у Тапкинских юрт, что выше Лайтамака стоят на реке Носке… Стало быть, не одну сотню километров отмахал рыбак под землей.
Добрался он до дому, а там его давно уже ждать перестали, посчитали мертвым. Как-никак прошло целых три года, рыбаку же показалось — три месяца минуло…
Ну, а куда мамонт делся, никто не знает: говорят, тапкинские мужики нору ходили на берег смотреть и видели будто бы след к реке от чего-то тяжелого, будто бы полз кто-то к воде и там скрылся. Но для мамонта это не страшно, он ведь и в воде может жить.
Сказывают, будто это мамонт зимами ломает толстый лед в реках и озерах, устраивает на реке заторы в ледостав. Порою хозяин реки, «албаны», рассердившись на «земляного быка», затирает его льдинами или обрушивает под ним берег.
Вот тогда жители прибрежных селений и находят на берегу скелеты и «рога» мамонтов. И еще говорят: не выносят мамонты солнечного света, гибнут, как только луч солнца коснется их шкуры…

Старая газетная публикация
Такую странную легенду о мамонте, гигантском животном ледниковой эпохи, рассказал мне старый охотник Айсат на Аулкуле, в Заболотье, неподалеку от Тобольска. Не часто приходится слышать подобные байки, как-никак, а мамонты вымерли много тысяч лет назад.
Наверное, я бы не торопился поделиться с читателями своими мыслями, если бы не «случайная встреча» в библиотеке Тобольского музея-заповедника осенью того же года.
Помню, работая над архивами, я просматривал старые подшивки «Ежегодника Тобольского губернского музея». В выпуске за 1908 год рядом с серьезными научными статьями доктора Бахметьева «Биометрические исследования из области ботаники», «Список растений Тобольской губернии» Николая Скалозуба и другими я увидел небольшую публикацию краеведа П. Городцова — «Мамонт. Западносибирское сказание».
И вот что любопытно: один из рассказов о мамонтах, сообщаемый Городцовым, записан в Заболотье.
Время действия 1863 — 1868 годы, аналогия рассказу Айсата поразительная, впечатление, будто бы Городцов брал интервью у дедушки Айсата. Есть незначительные различия в деталях и в географии — «мамонтовая нора» находилась у каких-то неизвестных мне Воспожинок (кстати, где они в Заболотье?).
Да «земляной бык» в сказании Городцова выглядит несколько «добрее»: он отпускает человека на волю, выводит его на речной плес, а сам скрывается в воде.
Удивила меня вовсе не живучесть легенды, история знает примеры куда более долговечных преданий. Да и находки целых замерзших трупов мамонтов давно не сенсация в Сибири.
Другое удивило: та приязнь, с которой легенда сообщает о вымершем гиганте, о его незлобивом, добром характере, «не враждебности» человеку. Так могли говорить только люди, хорошо знавшие характер животного.
От берегов Атлантического океана до берегов Тихого океана простиралось в древности царство первобытного человека — охотника на мамонтов; об этом говорят многочисленные находки наскальных рисунков мамонтов в Европе и Азии.

П. Городцов, приводя западносибирский цикл сказаний о мамонтах у обских угров, сибирских татар и русских, пишет с их слов:
«Мамонт существует на земле и до сих пор, только в небольшом количестве: это животное теперь очень редко. Ранее же — в прежние времена — мамонтов водилось на земле, несомненно, гораздо больше.
Мамонт внешним своим видом и строением тела напоминает быка или лося, но размерами своими он значительно превышает этих животных: мамонт раз в пять-шесть больше самого большого лося.
На голове у мамонта имеются два громадных рога; рога его гладкие, розовые и чистые, слегка изогнутые, как у быка, но не ветвистые, как у лося; копыта у него раздвоенные.
Мамонт так силен, что совершенно свободно и легко пролагает себе путь в земле, в пластах цельных и совершенно нетронутых…
Мамонт по своему нраву животное кроткое и миролюбивое, ак людям ласковое; при встрече с человеком мамонт не только не нападает на него, но даже льнет и ластится к человеку».
Какое поразительное знание психологии зверя, жившего, согласно общепринятому мнению, самое позднее в эпоху верхнего палеолита, то есть 30 — 14 тысяч лет назад! Откуда эта осведомленность наших современников о мамонте?
В древностях, найденных на территории Приуралья, там, где когда-то процветали знаменитая Волжская Болгария и загадочная Биармия, ученых поражал довольно часто повторяющийся мотив «ящеров».

Металлические литые фигурки изображали каких-то фантастических чудищ, соединявших в себе черты нескольких животных — медведя, бобра и какого-то рогатого и клыкастого зверя с короткими лапами, таким же коротким и толстым хвостом, состоящим из нескольких отростков, чешуйчатым туловищем и прямо торчащими ушами.
«Ящеры» интересны тем, что нижняя их челюсть имеет форму загнутого кверху клыка или бивня. Разумеется, сей монстр мало походил на величавого жителя приполярных тундр и лесов.
Можно полагать, что поводом для создания подобных изображений послужили, как и в позднее время, находки бивней мамонта, заставлявшие авторов этих изображений предполагать существование какого-то крупного, но не известного им животного.

Древние воспоминания очевидцев
Комментатор «Сказания о человецех, незнаемых в восточной стране», известный русский историк и этнограф профессор Д. Анучин «ящера» Приуралья, как и мамонта, относил к числу легендарных подземных животных.
Не о таком ли «гибриде» из нескольких зверей говорят сказания русского народа, например, известный «Азбуковник» (собрание И. Сахарова, 1849):
«Ноздрох-зверь приличен слону, а страшнее слона, уши у него медвежьи, а очи — под горлом, рога на губе, а рогами может великое древо искоренити».
Д. Анучин отмечал в «ящере» одну важную «идеологическую деталь», помогающую понять суть этого, видимо, ритуального изображения:
«Зверь этот… изображался или в виде отдельных фигур, или в подножии антропоморфных и зверовидных фигур — «образков», как бы заменяя собою Землю… Тем не менее ящер представлялся все-таки способным к передвижению на себе других, более или менее антропоморфных существ».
Рассказы о мамонте собраны и записаны у многих народов Западной и Восточной Сибири, есть они и у народов Восточной Европы. В знаменитой «Голубиной книге» можно прочесть такие строки, рисующие легендарного зверя Индрика русских сказаний:
Живет зверь за Окияном — морем,
И рогом проходит зверь по подземелью,
Аки ясное солнце по поднебесью,
Он происходит все горы белокаменные,
Прочищает все ручьи и проточины,
Пропущает реки, кладязи студеные.
Когда зверь рогом поворотится,
Словно облацы по поднебесью,
Вся под ним всколыбается…
Все зверья земные к нему приклонятся,
Никому победы он не делает.
Англичанин Ричард Джемс, побывавший в 1618 — 1620 годах в Прибалтике и на Русском Севере, писал в своих заметках о чуди, эстах, лопарях, самоедах и черемисах.
По поверьям эстов, «мамонт живет и ходит под землею, прочищает русла ручьев и подземных рек». Совсем как в «Голубиной книге».
А теперь покинем европейскую территорию и совершим путешествие вслед за мамонтом: сначала в Западную Сибирь, к тем народам, у которых мы еще не бывали в поисках следов древнего животного, затем далее на восток.
Кстати, мы, вероятно, повторим маршрут последних европейских мамонтов, покинувших когда-то Европу ушедших вслед за таявшим ледником в Сибирь. По крайней мере, так считают многие археологи — «каменщики», то есть специалисты по древнекаменному веку.

Ссыльный казак — мазепинец (сторонник гетмана Ивана Мазепы) Григорий Новицкий, автор одной из первых в мировой литературе этнографических монографий «Краткое описание о народе остяцком» (1715 г.), почти не сомневался в существовании мамонта — чудесного зверя остяцких и ненецких легенд:
«… Различно разумеють: глаголют же ненцыи звера сего быти земна, иже влагою земною живеть и в пещерах земных обретается, наипаче в влажных: сухого бо и зрачного воздуха блюдется зело, и глаголють, яко егда киим случаем пещера его опадеть, и изыйдеть на воздух, в влажную же скоро не обратится пещеру, тогда воздухом скоро убивается и погибает и тако оставляет кости…»
Береговые ненцы — юраки называли мамонта «кипахой». Другие названия мамонта в различных ненецких родах — «janhorei», «еrrора», происходящие, по мнению большого знатока Зауральского Севера археолога В. Н. Чернецова, от искаженного «јаn hora», где «јa» — «земля», а «hora» — «самец», что в целом означает «земляной бык».
Южные соседи ненцев — манси (вогулы) и ханты (остяки) также называют мамонта «земляным быком». Видимо, к заболотцам понятие «земляной бык» перешло от их северных соседей.
По рассказам ненцев, питался мамонт вначале растениями, когда жил на поверхности, и землей — когда перешел в ее недра. Там, где проходил этот громадный «земляной бык», образовывались реки и озера; где рыл землю — поднялись сопки и горы, пролегли овраги.
Перед этим сильным и могучим зверем ненцы испытывали мистический страх, считая его своим священным животным.
Некоторые народы Западной Сибири видели в мамонте не только подземное, но и подводное, и даже летающее животное, представляя его этаким гибридом (например, щуки с оленем, с лосем или медведем).
Деревянные и металлические изображения «гибридизированных» монстров — мамонтов, аналогичные приуральским «ящерам» и Ноздроху — зверю русских сказаний, встречаются у многих северных народов.

Из истории легенд
Посол австрийского императора хорват Сигизмунд Герберштейн, посетивший в середине XVI века Московию, писал в 1549 году в своих «Записках о Московии»:
в Сибири «… имеется великое множество птиц и различных животных, каковы, например, соболи, куницы, бобры, горностаи, белки и в океане животное морж… Кроме того, Вес, точно так же белые медведи, волки, зайцы…»
Кем был этот таинственный зверь Вес, долгое время никак не могли понять комментаторы «Записок». А ведь еще 1911 году тоболяк П. Городков писал в очерке «Поездка в Салымский край» («Ежегодник Тобольск. губ. музея», выпуск XXI за 1911 год), что у салымских хантов «щука — мамонт» называется «весь».
Этот монстр был покрыт густой длинной шерстью и имел большие рога, иногда «весь» затевали между собою такую возню, что лед на озерах ломался со страшным грохотом.
Не удивительно, что впечатлительный посол, наслушавшись рассказов о таинственном звере Весе, занес его в разряд реально существующих животных наряду с Медведями, волками, белками и соболями.
Интересно, что чем дальше на восток мы идем по следам «земляных быков», тем больше находим в легендарном образе схожести с оригиналом — живым и ископаемым мамонтом.

Известный исследователь Чукотки и Дальнего Востока, этнограф В. Богораз сообщал, что чукчи и юкагиры видят в «рогах» мамонта не рога, а клыки — бивни, торчащие из носа и в крайнем случае растущие на плечах животного, но никак не на голове.
Очевидно, палеоазиаты — юкагиры и чукчи — одни из самых древних жителей северо-востока Сибири, да и нашей планеты, не раз находили не только бивни и скелеты мамонтов, даже целые мороженые туши этих животных, но и сохранили память о живом мамонте. Разумеется, это всего лишь предположение, но…
Тот же В. Богораз приводит в своем известном труде «Чукчи» одну местную легенду, в которой рассказывается, как однажды были найдены бивни мамонта, торчащие из земли.
Собравшиеся чукчи принялись бить в бубен и шаманить, произнося магические заклинания. И вот открытый костяк стал обрастать живой плотью, и люди ели мясо мамонта…
А в 1897 году В. Богоразу случайно посчастливилось в одном из заброшенных юкагирских амбарчиков на реке Анюе найти оригинальную дощечку, окрашенную в два цвета черный и красный.
Выяснилось, что этот узор, украшающий рукавицу манси, тоже в стилизованной форме изображает мамонта.

На черной стороне дощечки, видимо изображавшей потусторонний «подземный» мир, и был нарисован мамонт, причем в окружении «сегодняшних» животных.
Впереди, наклонив тяжелую «лошадиную» голову с большими лирообразными изогнутыми бивнями, шествовал мамонт, за ним цепочкой следовали лошади и собаки, над мамонтом парили две птицы, с каким-то неясным рисунком между Ними.
Какое значение имел для юкагиров этот сюжет, выяснить не удалось, известно только, что дощечка применялась юкагирскими шаманами для призывания духов — помощников.

В одном древнем предании, записанном в 1900 году, рассказывается о том, как однажды старый могущественный шаман вызвал «холбут аiбi» — «тень мамонта», взобрался с сыном на спину этой «тени» и заставил ее плыть по озеру…
Только могущественный шаман — чародей мог «передвигаться» верхом на мамонте, и только ему, жрецу рода или племени, мог «повиноваться» мифический зверь сибирских легенд…
Маньчжуры считали мамонта огромной подземной мышью, обитавшей в северных странах под толстым слоем льда. Мясо этой мыши весило якобы 1000 фунтов и было вполне съедобным, а шерсть достигала нескольких футов длины…
О мамонте же писал маньчжурский император Кан-хи, большой любитель и знаток старинной литературы:
«Далеко на Севере, в стране олоссов (русских), близ моря, имеются мыши величиной со слона. Они живут в земле и умирают, едва лишь их коснется дуновение воздуха или луч солнца… Мясо этих животных холодно как лед… Зубы их сходны с зубами слонов».
Видимо, Кан-хи хорошо знал древнекитайскую историческую и географическую литературу. По легендам китайцев, еще в древности узнавших о богатствах северных стран, в том числе и о загадочных животных «Страны тьмы», мамонт представлял собой исполинскую крысу или мышь — «тиен-ту», водившуюся на холодных побережьях Ледовитого моря.

1. Изображение мамонта в гроте Камбарелль.
2. Рисунок мамонта, найденный В. Богоразом в 1897 г. в юкагирском амбарчике на р. Анюе (Анадырский край).
З. Рисунок мамонта из пещеры Хойт-Цэнкер Агуй (Монголия).
4. Вылепленное из теста изображение «земляного быка» — «мув-хор’а», или мамонта, у казымских хантов. (Сообщение этнографа В. Сенкевич-Гудковой, 1937 г.)
5. Мамонт в ловушке. Изображение в пещере Фон де Гом (Франция).
6. Так называемый «Патриарх» из Зала Мамонтов в Руфиньяке (департамент Дордонь, Франция).
7. Бизоны и мамонты излюбленный сюжет художников далекого палеолита (Фон де Гом, Франция).
Китайцы полагали, что «тиен-ту» избегает света, живет внутри земли в темных пещерах производит землетрясения. Мясо «тиен-ту» считается съедобным и даже полезным для человека. А первым, кто сообщил миру о сибирских мамонтах, вероятно, был «китайский Геродот» знаменитый древнекитайский историк и географ Сыма Цянь (188 — 155 годы до н. э.)
В своих «Исторических записках» он сообщает, как ни странно, о представителях далекой ледниковой эпохи как о ныне здравствующих на севере Сибири:
«Из зверей водятся… огромные кабаны, северные слоны в щетине и северных носорогов род».
Действительно, нетрудно увидеть в этих животных мамонта и шерстистого носорога — древних вымерших гигантов, сведения о которых каким- то чудом дошли до Сыма Цяня.
Можно предположить, что вмерзшие в сибирскую мерзлоту туши этих монстров видел кто-то из путешественников или торговцев мамонтовой костью и сообщил об этом любознательному ученому.
Удивляет одно: почему Сыма Цянь не называет их мифическим именем крысы «тиен-ту» и не сообщает об их «ископаемом» состоянии, ведь еще в 250 году до н. э. мамонтовые бивни ввозились в Китай из Сибири?

Поневоле складывается впечатление, что речь идет о реально существующих животных, обитавших в Сибири еще в III — II вв. до н. э. Или же талантливый ученый правильно представлял себе существо дела и не верил ни в какие россказни о гигантской волосатой крысе?
Спустя века предвидение ученого, основанное на реальных фактах, было предано забвению, как это не раз бывало в императорском Китае, и уступило место фантастическим спекулятивным измышлениям о крысе «тиен-ту».
Уже китайский посланник Тулишен, проехавший через Сибирь в Россию, сообщал в 1714 году императору:
«А находится в сей холодной стране некоторый зверь, который, как сказывают, ходит по подземелью, и как скоро солнце или теплый воздух до него коснется, то он умирает… имя сего зверя «мамунт», а по-китайски «хишу»…
Итак, вполне возможно предполагать — не более! — что мамонт в древности у народов Сибири считался священным тотемным животным.
Что ж, в истории человечества был широко распространен культ животных: например, культ обезьян, змей, кошек или священного быка Аписа у древних египтян, священной коровы в Индии.
Животные — боги, особенно дикие, отлавливались, приручались, им воздавались почести, приносились жертвы, в их честь воздвигались статуи и храмы.
Не было ли на заре истории у наших далеких предков — охотников желания приручить доброго, миролюбивого мамонта, живую кладовую мяса, как приручили его ближайшего родственника — азиатского слона в Индии — еще в незапамятные времена?
На этот счет молчат письмена, нам лишь остается строить более или менее правдоподобные версии и гипотезы. И последний вопрос: когда исчез мамонт с лица планеты? В далекое ледниковое время?
Или же отдельные колонии мамонтов пережили климатический катаклизм и долго обитали в малонаселенных и малодоступных районах приполярных областей нашей планеты уже в послеледниковое время? Неизвестно.
Г. Еремин

По следам легенд о мамонтах и человеке
Предки мамонта появились, видимо, в Индии и на сопредельных азиатских территориях около миллиона лет назад, примерно в то же время, что и человек.
В самом начале ледникового периода, около 800 тыс. лет назад, мамонты достигли Франции и Северной Америки. Около 300 тыс. лет назад началась эра мамонта. С тех пор мамонт и человек сосуществовали на планете очень долгое время, о чем свидетельствует фольклор сибирских народов.
В течение долгого ледникового периода множество мамонтов жило на всех северных материках. Можно с уверенностью сказать, что огромные тысячные стада этих животных бродили в ту пору по Европе, Азии, Северной Америке.
Интересны работы известных археологов, академика И. Пидопличко и доктора исторических наук О. Бадера, открывших целую «костяную цивилизацию», построенную, в буквальном смысле слова, на костях мамонта.
Академик И. Пидопличко исследовал позднепалеолитические жилища из костей мамонта на Украине, типа яранг. По его данным, на постройку жилищ стоянок Киево-Кирилловской, Гонцовской, Мезинской, Межиричской и Добраничевской — общее количество «яранг» 11 — пошли кости от… 324 мамонтов. И это еще не предел.
В одном из поселений каменного века были найдены кости 800 — 1000 мамонтов! В захоронениях на всемирно известной стоянке Сунгирь, близ Владимира, раскопаны тысячи предметов, изготовленных из мамонтовой кости, в том числе целый склад палеолитического оружия – острые и тонкие кинжалы — стилеты, метательные копья — дротики, большие и тяжелые копья длиной свыше 2 м.
Но чтобы изготовить подобное копье, необходимо было размягчить 200-килограммовый бивень, распрямить его. Каким образом? Увы, секрет «бивневой» технологии утерян безвозвратно.

На каком этапе истории планеты вымер мамонт? Известный русский путешественник и ученый Эдуард Толль предполагал, что мамонты в европейской части России и в северной Сибири существовали в эпоху последнего оледенения, а отдельные их колонии даже в послеледниковое время. Таких же взглядов придерживался и В. Докучаев.
После находки в 1949 году «таймырского мамонта», датированного 10 тыс. лет до н. э., академик Е. Павловский заявил:
«Мамонт не мог существовать в условиях только ледникового периода, он мог жить в более теплое, послеледниковое время».
Кстати, об этом говорил и споро-пыльцевой анализ почвы на месте находки.
Интересно мнение академика И. Пидопличко, убежденного, что мамонт — «житель» современного климата. На VII Международном конгрессе антропологов и этнографов в Москве он заявил:
«Мамонт существовал еще в тысячелетии нашей эры… Есть все основания признать, что основным фактором в вымирании мамонта был человек».
А в своей книге «Позднепалеолитические жилища из костей мамонта на Украине» ученый пишет:
«Как вид и как редкость мамонт продолжал существовать в условиях Восточной Европы до начала техноцена, то есть до начала письменноисторических времен».
Что ж, может быть, действительно Сыма Цянь упоминал о живом мамонте…
Кандидат исторических наук Булавинцева Т.
Видео: Мамонты, в поисках живого мамонта
Эффект Джанибекова и гибель мамонтов.
Мамонт — каким был мамонт
Мамонты – причины гибели и гипотезы ученых
Фигурки динозавров и гипотезы их происхождения
Плезиозавр – в поисках динозавров