Содержание
Рисунки в пустыне Наска
Для кого рисовали геоглифы
Геоглифы
Гипотезы ученых
Гигантский календарь
Уцелеет ли древня загадка?
Это необычайное открытие было сделано в начале XX века, в те времена, когда над горами и первые джунглями Южной Америки пилоты еще только прокладывали авиатрассы.
Рисунки в пустыне Наска
Однажды музей этнографии в Лиме посетил летчик и заявил ошарашенному директору, что в пустыне Наска можно открыть оросительную сеть Древних перуанцев.
Удивление директора вполне понятно: долина Наска — одно из самых сухих мест на земном шаре. Бывают годы, когда на этом выжженном плато кофейного цвета не выпадает ни единой капли дождя.
B подтверждение своих предположений пилот извлек из планшета карту, где были простым карандашом нанесены какие-то причудливо переплетенные линии.
Однако, как это зачастую бывает в науке, почтенный ученый муж вскоре после ухода летчика… положил карту пылиться в архив. Слишком уж невероятной была мысль, что древним индейцам зачем-то понадобилось орошать пустыню, занимающую почти 300 квадратных километров.
Несколько лет спустя карта с весьма странными каналами попала в руки историка Поля Козока. Специалист по древнеиндейским цивилизациям долго разглядывал запутанные линии, увиденные с воздуха.
Вот треугольная площадка, ограниченная каналами. Рядом несколько извилистых линий. Чуть дальше — изображение, напоминающее жезл Нептуна.
Каналы? А быть может, остатки военных дорог инков? Или игра природы следы эрозии почвы?
Геоглифы Наски (исп. Líneas de Nazca), группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу.
Под отвесными лучами солнца экспедиция Козока начала свой путь по долине. Почти сразу же всех охватило ни с чем несравнимое предчувствие важных открытий.
На темной поверхности довольно отчетливо выделялись белые линии, местами занесенные песком. Нет, не каналы: для этого они слишком малы — всего 15 — 20 сантиметров в глубину.
Кроме того, на плоской равнине вода не пошла бы по ним самотеком.
Одни канавки причудливо изгибались, другие тянулись к горизонту по прямой линии на полтора — два километра. Ученые думали, что находятся на большой чертежной доске. На самом деле они ходили по каменным полотнам картинной галереи.
Однажды Поль Козок и его спутники проделали интересный опыт. Двигаясь вдоль кривых линий с компасом в руках, они наносили на карту все изгибы канавок. Для проверки рисовал каждый.
Через несколько часов рисунки сличили: все они оказались изображением огромной птицы с вытянутым клювом. Но какой птицы! Длина клюва — около 100 метров! 40-метровый хвост! Размах крыльев — 90 метров!
Изображение гигантской птицы в пустыне Наска.
Клюв зачем-то упирался в прямые линии, протянувшиеся на 1700 метров…
Безмолвная пустыня Наска начала открывать археологам свои тайны. Было над чем задуматься, поразмышлять, пофантазировать. 200-метровая птица — результат не только высокоорганизованного труда, но и свидетельство безупречного художественного вкуса.
Для кого рисовали геоглифы
Для чего или для кого ее нарисовали?
Нетрудно было установить технику рисунков. Каменным орудием древние живописцы разбивали верхний слой и расчищали канавку, пока не обнажался желто — белый песчаник.
Но как рассчитывались направления линий? Как соблюдались превосходные художественные пропорции рисунков? Какими измерительными инструментами пользовались безызвестные топографы и математики, помогавшие художникам?
Первые исследования выглядели со стороны довольно необычно. Обливаясь потом в раскаленном воздухе, археологи буквально бегали вдоль загадочных линий. Иногда приходилось останавливаться и обыкновенным веником или обыкновенной лопатой расчищать канавки.
Так были открыты какие-то непонятные орнаменты, стилизованные изображения растений, гигантские параллельные линии. Тогда и вспомнили про самолет.
Он поднял археологов на высоту двух с половиной километров. Долина Наска видна была внизу как на ладони. Но… линии и рисунки исчезли из поля видимости.
Даже сильный бинокль показывал лишь унылую коричневатую поверхность. Опять загадка! Летчик стал кружиться над пустыней, и при определенном угле зрения все увидели необычайное.
Тысячи линий разбегались в разные стороны, примыкали к геометрическим фигурам, пересекались между собой. Стрелы, треугольники, квадраты, спираль колоссальных размеров… А это что?
Изображение осьминога с волнистыми щупальцами. Как попал обитатель моря сюда, в долину у подножия Анд? Самолет сделал еще один вираж, и рисунки снова пропали.
Ученым стало ясно, какой титанический труд предстоит им выполнить. Надо спешить, пустыня неумолимо затягивает песчаной пеленой огромный и удивительный альбом древних индейцев.
Геоглифы
К этому времени разразилась вторая мировая война. Археологам пришлось разъехаться. Газеты, переполненные сводками с фронтов, уделили открытию экспедиции Козока буквально десять строк петитом.
И все же короткое сообщение породило первую фантастическую легенду о рисунках Наска: то, что линии видны с самолета под определенным углом, — хитрость-де древних художников, умелый прием, осуществленный по приказу верховного жреца.
Только служитель культа знал точку, откуда видны гигантские рисунки. Только богам и их земным наместникам открывались гигантские картины в пустыне. Однако у археологов уже тогда было свое квалифицированное мнение на сей счет.
Рисунки открывались взору в определенном месте вследствие работы ветра. Ветры же в пустыне Наска, особенно зимние, дуют всегда в одном направлении. Хорошо расчищенные линии видны сверху под любым углом.
46-метровый паук с трудом различим с небольшой высоты. Однако с птичьего полета он выглядит великолепно.
Одной из помощниц Поля Козока была местная учительница Мария Райхе. Пока над миром гремели взрывы, она совершала в таинственной долине свой подвижнический труд: расчищала, измеряла, зарисовывала.
Так появились в исполинской картинной галерее 80-метровая обезьяна с затейливо закрученным хвостом, 46-метровый паук, 180-метровая ящерица с человеческими ладонями.
Зверинец гигантов!
Рыбы, павлины, броненосцы, муравьи, парящий орел, как бы скопированный с древних гербов, фантастические животные.
Мария Райхе, проработавшая в безлюдной пустыне около 30 лет, писала впоследствии, что линии и рисунки приобрели над ней какую-то совершенно неотразимую власть.
Труднейшая работа не только не изматывала ее, а, наоборот, вдохновляла. Именно Мария Райхе открыла, что одинаковые фигуры некоторых животных растянулись как бы по закругленной цепочке, повторяясь на протяжении десятков километров.
Они были так похожи, словно выбиты в окаменевшем песке одним и тем же огромным штампом!
И еще одно открытие — фигуры людей, по размерам во много раз превосходящие изображения зверей. Длина одной из фигур — 620 метров. Тело человека вытянуто, руки прижаты к бокам.
У другой фигуры нет головы. Зато на руке — шесть пальцев. На головах у некоторых гигантов — подобие корон. Цари это или боги? Автопортреты художников или фантастические образы?
Марию Райхе весьма поразил тот факт, что многие линии безошибочно идут с юга на север. Их точность — менее 1° — сделала бы честь любой современной геодезической экспедиции.
Между тем компас не был известен ни одному народу Южной Америки, а Полярная звезда в Перу не видна. Не меньше вопросов рождают спирали и круги.
Ни в одном другом месте Южной и Центральной Америки индейцы не оставили нам подобных изображений. Ведь они вообще не знали колеса. И наконец: почему ни в легендах индейцев, ни в хрониках испанских завоевателей нет даже упоминания о самом большом в мире альбоме?
Гипотезы ученых
Конечно, гигантские рисунки Наска удивительны. Не случайно ученые предложили назвать их восьмым чудом света: они под стать и египетским пирамидам, и постройкам Семиречья, и дворцам Древней Эллады.
И не случайно рисунки привлекают к себе пристальное внимание популяризаторов науки и писателей — фантастов.
Одним кажется, что изображения — ровесники египетских пирамид. Другие уверены: рисунки в точности повторяют карту Марса. Третьи «обнаруживают» на плато фигуры доисторических животных — ихтиозавров, плезиозавров, птеродактилей.
Особенно много сенсационных теорий о долине Наска развил швейцарский археолог и писатель Деникен. Он считает, что пустыня — неоспоримое свидетельство посещения Земли инопланетной цивилизацией. Доказательства?
Прежде всего, весьма плотный и твердый грунт, подходящий для посадки космического корабля. Деникен полностью игнорирует в своих гипотезах рисунки.
Однако гигантский трезубец, выбитый в скалах близ пустыни, он твердо считает символом космодрома.
Между тем наука давно определила происхождение трезубца: его выбили инки на приморской дороге несколько веков спустя после гибели цивилизации Наска.
Стреловидные знаки в долине, которые Деникен посчитал указателями взлетных полос, после расчистки оказались вершинами треугольников. И вершины направлены не в одну сторону, как утверждает писатель, а в самые разные.
А каково мнение инженеров? Они считают, что космическим кораблям, вооруженным уймой приборов, без которых межзвездный полет вообще немыслим, для старта с Земли совсем не нужны полосы и стрелы (не говоря уже об обезьянах и осьминогах!).
Так что бессмысленно говорить о «методическом руководстве со стороны инопланетян при создании огромных линий на космодроме».
Действительно, прилетают, скажем, из туманности Андромеды разумные существа и заставляют древних индейцев каменными топорами вырубать для себя канавки. А где же луч лазера? Или следы плазменного кинжала? Или приметы действия отбойного молотка, использующего антиматерию? Таких следов нет.
Группа ученых недавно проделала работу, восстанавливающую труд индейцев. Томагавком, взятым из музея, они пробили примерно метровую канавку, а затем руками вынули из нее мелкие камни. Новая белая линия на коричневатом фоне ничем не отличалась от остальных.
С 1946 года вокруг долины Наска начались планомерные археологические раскопки. Удалось найти остатки керамической посуды с разноцветными узорами.
На некоторых осколках фантастические узоры, птицы и насекомые изображены в той же условной манере, что и на поверхности плато. Трудно переоценить такой факт!
Позже были раскопаны фундаменты скромных жилых строений. Увы, это все, что осталось от народа с таким богатым художественным воображением. Этот народ не строил военных укреплений, зато успешно боролся с суровым климатом, возделывая поля вокруг пустыни.
Именно поэтому он был так быстро и безжалостно разбит инками, которые непрерывными захватами расширяли свою великую империю.
По остаткам древесины удалось определить, что расцвет культуры Наска падает на II и III века нашей эры. Следовательно, рисункам — около полутора тысяч лет!
Гигантский календарь
Как-то Поль Козок и Мария Райхе любовались рисунком огромной птицы, которую они открыли более 30 лет назад. Это было вечером 21 декабря — в день зимнего солнцестояния.
Археолог случайно заметил, что лучи заходящего солнца ложились точно на линию, в которую упирался клюв птицы. Целых полгода пришлось ждать, чтобы 21 июня обнаружить линии, соответствующие лучам закатного светила в день летнего солнцестояния.
Только после этого Поль Козок высказался вполне авторитетно:
«Долина Наска — грандиозный астрономический справочник. Смысл линий в том, что они служат календарным целям. Линии позволяли древним земледельцам Перу очень точно определять приход весны, то есть начало полевых работ. Здесь, как и когда-то в Древнем Египте, астрономия родилась из насущных потребностей тружеников земли».
Сверяя планы долины с картами звездного неба, археологи постепенно убедились, что на все времена года существуют определенные знаки.
Одни показывают на точки восхода Луны, другие — на положение ярких звезд над горизонтом. Каждой планете солнечной системы в «справочнике» соответствуют свои линии и треугольники.
Многие созвездия южного полушария можно отыскать по начертаниям геометрических фигур. Зная секрет линий и имея многолетние, а может быть, и многовековые записи астрономических явлений, индейские звездочеты легко определяли любой день года.
Посев, орошение, уборка урожая — все это совершалось в долине Наска не вслепую, а по точным датам, отражающим вековой опыт крестьян.
Любопытная деталь. При фотографировании линий «солнцестояния» на цветную пленку ученые заметили, что наше светило касается горизонта не совсем точно над концом параллельных канавок — линий, а несколько правее.
Именно это позволило еще раз провести датировку «астрономического справочника». Ведь точка захода Солнца со временем смещается.
Выяснилось, что Солнце заходило точно над этими линиями 1550 лет назад.
Итак, более полутора тысячелетий назад к юго-востоку от столицы Перу существовала нынешней доинкская цивилизация, высокоорганизованное государство индейцев создателей уникальных по своим размерам и характеру рисунков.
Конечно, это самая незначительная часть их культуры, открытая на сегодняшний день учеными. Не найдена еще столица Наска, не обнаружено ни одного города этого народа. Не открыты следы его письменности, которая, несомненно, существовала.
Рисунки и линии столь грандиозных масштабов не могли появиться у племени без письменности, без оригинальных математических трудов, без астрономических расчетов. Но где они? Будут ли когда-либо найдены следы тех, кто начертал в долине Наска грандиозные письмена астрономического календаря?
Малиничев Г.
Уцелеет ли древня загадка?
Даже поверхностное знакомство с каменным «астрономическим справочником древнего Перу неизменно приводит к выводу, что археологические открытия в долине Наска по своему значению для науки сродни раскопкам гробницы Тутанхамона, открытию дворцовых сооружений хеттов, расшифровке письменности майя.
Однако — в силу уже сложившихся в печальную традицию гримас цивилизаций — необходимых ассигнований на более глубокое исследование в долине, увы, не предвидится.
Все исследования в перуанской пустыне произведены энтузиастами, добровольцами, тратившими подчас собственные средства на разгадку одной из величайших тайн Нового Света.
Комплексное обследование Наска учеными разных специальностей остается по-прежнему мечтой. Именно поэтому еще долго будут существовать недостающие звенья в истории древних индейцев, еще будут появляться фантастические предположения и гипотезы относительно необыкновенных изображений птиц, сороконожек, осьминогов, спиралей.
До сих пор науке не удалось проникнуть в тайну рисунков животных и растений, причудливых зверюшек и закругленных линий, не связанных с движением звезд, планет и Солнца. Единственное, что остается ученым – это выдвигать осторожные догадки и гипотезы.
Например, южноамериканский археолог Бушнеко, специалист по доинкским культурам в Перу, предположил, что рисунки Наска соответствуют созвездиям южного полушария. Но какому, например, созвездию отвечает изображение обезьяны? С какими звездами можно сопоставить рисунок павлина или паука?
Австрийский историк Ганс Винкель выдвигает гипотезу, опирающуюся на силу религиозно — мистических настроений у древних индейцев. Он представляет себе центральный участок каменистой пустыни как площадку для пышных ритуальных празднеств в честь приближения весны или предстоящей уборки урожая.
Где-нибудь у одного из рисунков устраивалось возвышение, откуда служители культа наблюдали заход солнца, а потом торжественно изрекали волю богов, разрешивших начинать полевые работы.
Привлекательно то, что ученый уверен в земном происхождении рисунков, в творческой оригинальности индейцев. Да, достаточно человек одарен от природы; брать уроки рисования у представителей иных миров ему нет необходимости.
Сегодня из долины Наска приходят весьма неутешительные вести. Через пустынное плато местные власти, не считаясь с уникальностью этой пустыни, проводят бетонную автостраду и телеграфные линии. Ноги одного из гигантских насекомых уже пересечены автомобильной дорогой. Отрезан хвост у ящерицы.
Фигура огромной ящерицы — длиной более 180 метров пересечена асфальтом шоссе. Задние ноги ящерицы уже не видны, они безнадежно уничтожены.
Провода повисли над Древними треугольниками и квадратами. Ученые бьют тревогу. Однако к их голосу никто не прислушивается.
Дорога предназначена для вывоза фруктов и руды. В ней заинтересованы бизнесмены. А с ними, как известно, не поговоришь о культурных ценностях…
Встревоженные археологи предложили объявить долину Наска заповедником международного значения. Близ этого музея под открытым небом целесообразно построить аэродром и гостиницу для туристов.
Определенная доля доходов может пойти на консервацию рисунков и линий, на оплату охраны в пустынном плато.
Постоянные и целенаправленные исследования в Наске и Пальпе сейчас не ведутся. Ответственность за изучение и охрану комплекса Наски в настоящее время возложена на Национальный институт культуры Перу, но у него нет достаточных средств на проведение масштабных полевых исследований.
Поверхность пустыни такова, что единожды проехавший по ней автомобиль оставляет следы колес. Именно поэтому территория Наски тщательно охраняется, а за порчу рисунков, даже неумышленную, грозит тюремное заключение сроком до 5 лет и штраф в несколько сотен тысяч долларов.
В декабре 2022 года появилось сообщение о том, что были обнаружены сразу 168 новых геоглифов, после чего общее число открытых геоглифов достигло 358 штук.
Историк Еремин Г.
Видео: Загадка похитители древних артефактов
Ракеты древних цивилизаций — каменный чертеж — необычные находки
Инки – уникальная дорожная сеть инков – мосты инков
НЛО – исследователи о UFO — Розуэлловский диск
Снежный человек — гипотезы криминалистов
Время и поезд призрак — временные вихри — свидетельства очевидцев