Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

        Содержание

     Ниндзя

     Свидетельства очевидцев

     Ниндзю-цу — терпеливые

     История ниндзя

     Ниндзя без масок

     Они приходят из пустоты

     Оружием может быть все

     Они рождены для мира, но едят кровавый хлеб

     У — шу: самооборона по школе «Чой»

 

     Ниндзя, или шиноби (яп. 忍), являются легендарными японскими воинами, специализирующимися на разведывательных операциях, шпионаже и атаках на врага из засады. Они появились в Японии примерно в период средневековья с 12-го по 16-й век.

    Кодекс ниндзя, так называемый «нинпо», был передаваемым устным путем, поэтому многие детали его сущности и организации остаются слабо известными.

     Однако, из некоторых исторических источников, легенд и современных исследований были сделаны некоторые выводы.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

Ниндзя

Ключевые аспекты кодекса ниндзя могли включать:

   1. Секретность.

     Ниндзя строго соблюдали секретность своих знаний и методов, чтобы сохранить свою эффективность в качестве воина.

   2. Адаптация.

    Ниндзя были известны своей способностью адаптироваться к различным ситуациям и вражеским тактикам.

   3. Разведка и шпионаж.

     Одной из главных задач ниндзя была разведка врага, сбор информации и шпионаж.

   4. Обман и засады.

     Ниндзя использовали обман и засады для устрашения и атаки врага.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

   5. Физическая подготовка и владение оружием.

     Ниндзя были отличными бойцами, владели различными видами оружия и обучались боевым искусствам.

   6. Доблестный подход.

     Несмотря на то, что ниндзя использовали хитрость и обман, они стремились к доблести и чести в своих действиях. Ниндзя были верны своим кланам, лидерам и союзникам. Они стремились к доблести, чести и справедливости в своих действиях.

   7. Самоотверженность.

     Ниндзя полностью посвящали себя своей профессии и задачам, которые выполняли. Они были готовы жертвовать собой ради выполнения своих обязанностей.

   8. Самоконтроль и невидимость.

     Ниндзя стремились быть незаметными и невидимыми, избегая лишних контактов с врагами или другими людьми, чтобы сохранить свою маскировку и безопасность.

   9. Использование различных инструментов.

     Ниндзя использовали разнообразные инструменты и оружие, такие как катаны, кунаи, шурикены, дымовые шашки и другие приспособления для выполнения своих миссий.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Важно понимать, что многое из того, что мы знаем о ниндзя, обрастает мифами и легендами, так как они старались сохранять свои методы в тайне.

     Они были активны на протяжении многих столетий, но их роль уменьшилась с укреплением центральной власти в Японии и уходом от феодальной системы.

    С течением времени ниндзя стали более скрытыми и иногда занимались наемными убийствами и шпионажем, а также применяли свои навыки в других сферах жизни.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

Свидетельства очевидцев

     Утром 1540 года в одной из многочисленных комнат замка, принадлежащего известному самураю Фугаси, слугам открылось страшное зрелище: в луже крови на татами лежало тело их хозяина. Вероятно, Фугаси даже не увидел своих убийц.

     Чуткий слух самурая не потревожил ни один звук — его убили спящим. Удивительным оказалось и другое – воины охраны лежали тут же, перебитые столь быстро, что даже не успели обнажить мечи.

     У некоторых на теле не было ран, но остекленевшие глаза застыли в ужасе. Чудовищное событие поражало и тем, что все двери были заперты изнутри, а сам замок представлял собой крепость, окруженную высокими стенами и глубоким рвом.

     У каждой двери, ведущей в покои Фугаси, стояла стража, так и не заметившая ни одного постороннего.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Кто же пробрался по лабиринту замковых покоев, умертвил его обитателей, да так, что ни один из опытных воинов не поднял тревогу? Тогда эта загадка осталась неразгаданной.

     Сам факт убийства в средневековой Японии, раздираемой клановыми распрями, был не удивителен, однако характер удавшегося покушения и его загадочность породили немало слухов.

     Говорили о призраках — убийцах, обитающих в подвалах замка и проникших сквозь решетчатые бойницы в покои Фугаси, о духах мертвых, мстящих самураям за свою смерть. В то, что подобное могли совершить люди, верилось с трудом…

     Почти через два столетия после этого события кортеж самурая Сегуми направлялся в столицу. Дорога шла по опушке леса. Авангард охраны скрылся за поворотом, следом — Сегуми. Когда и свита сделала поворот, ей открылась поистине мистическая картина на лошадях сидели два воина… без голов.

     Сам же самурай исчез, а его лошадь в испуге задирала морду вверх. Подняв взоры, охранники увидели тело их господина, повешенное на суку ели, наклонившейся над дорогой. Кто же сумел за несколько секунд расправиться с тремя сильными воинами? Поиски убийц в лесу ничего не дали.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

Ниндзю-цу — терпеливые

     Оба загадочных убийства уже в наше время были отнесены на счет ниндзя, которых еще называют разведчиками — невидимками, специалистами по тайным убийствам, шпионами, не оставляющими следов, средневековыми лазутчиками.

     Однако правильный перевод более прост и емок «терпеливые», а учение, которое они практиковали, — ниндзю-цу — переводится как искусство быть терпеливым.

     Ниндзя слыли мастерами всех видов оружия, блестящими кулачными бойцами, знатоками многочисленных ядов, гениями маскировки, способными укрыться от врагов даже в чистом поле.

     Лунная ночь. На мшистой скале небольшая буддийская кумирня. Человек, закутанный с головы до ног в плащ, приоткрывает узкую дверь, входит внутрь, приближается к статуе Будды, лицо которого застыло с насмешливо — загадочной улыбкой.

     Человек возжигает благовония, произносит имя своего врага и молит Будду об отмщении. Затем он кладет в небольшое углубление перед статуей деньги или золотые украшения и незаметно выскальзывает наружу.

Эзотерические знания у древних народов мира
Эзотерические знания у древних народов мира

    Через несколько дней его соперник будет убит. А если нет, то напрасно ждать покушения — Будде пока не угодна смерть. Надо искать другую кумирню и все повторять заново.

     Эти кумирни принадлежали одному из «кланов смерти» ниндзя, которые таким скрытым образом общались со своими клиентами и заключали с ними договора об убийствах. Похоже, не все в этих историях выдумки. Нечто подобное происходило совсем недавно.

     Во время американской оккупации Японии контрразведка Страны восходящего солнца наняла особую группу людей, тренировавшихся по системе ниндзя. Они должны были ликвидировать командующего американскими войсками в Японии генерала Дугласа. Лишь великолепная система охраны сорвала покушение.

     Есть данные, что и американские спецслужбы, в свою очередь, стали активно использовать опыт слежки и тайных убийств ниндзя.

     Например, в мае 1980 года посольство Ирана в Лондоне захватила группа иранских террористов. Они требовали от аятоллы Хомейни отпустить 91 политического заключенного и независимость одного из регионов страны.

     Террористы заявили, что если их ультиматум не примут, они будут казнить по одному заложнику каждые полчаca. Положение стало критическим после убийства двоих. Говорят, для штурма посольства использовалось подразделение Специальной воздушной службы, бойцы которого были одеты в черные костюмы с закрытыми лицами — униформу ниндзя.

     Род Дункан один из лучших американских специалистов по ниндзюцу признал в действиях этого подразделения почерк ниндзя. В ходе стремительной атаки три террориста были убиты, остальные даже не успели оказать сопротивление. Вся операция, проведенная почти бесшумно, заняла лишь несколько минут.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Вообще если раньше о принадлежности к клану ниндзя говорить было не принято, даже опасно, то сейчас сотни западных секций ниндзюцу зазывают к себе учеников. Ниндзя (хотя бы по названию) сегодня может стать почти каждый.

     В журналах широко рекламируется их униформа: темные обтягивающие костюмы, маски, закрывающие нижнюю половину лица, особые «когти» на руки и ноги, позволяющие лазать по практически гладким поверхностям, метательные звезды — сюрикены, короткие и длинные мечи, цепи, боевые серпы и многое другое.

     Нетрудно купить и общедоступные учебники, в которых описано все — начиная от способов передвижений до использования особых комбинаций пальцев, устанавливающих в теле человека свободный ток жизненной энергии ки (китайское — ци).

     Патриарх американских ниндзя Стивен Хейс издает многотомное пособие по технике ниндзюцу. Всплеск интереса к этому загадочному боевому искусству подстегнули и многочисленные фильмы с участием Cе Косюги — «Месть ниндзя», «Ниндзя – убийца» и т. д.

     Появились доморощенные ниндзя — довольно неумелое копирование образов, созданных на экране Се Косюги, — демонстрирующие забавную смесь из приемов каратэ, любительского у-шу и собственной фантазии.

     Однако есть малоприметный факт, затерявшийся среди душераздирающих историй о ниндзя. Дело в том, что в документах японского средневековья… нет никаких упоминаний о ниндзя! А ведь по всем многочисленным рассказам именно на этот период приходится пик их активности…

     Попробуем разобраться, были ли ниндзя вообще, а если они действительно существовали, то какие. Чем они занимались, ради чего пускались в опасные авантюры?

     В середине 1970-х годов японец Масааки Хацуми публично заявил, что он является преемником в 34-м поколении и руководителем одной из последних оставшихся школ ниндзюцу — Тога- курэ-рю. Даже в Японии не многие в то время слышали о таком боевом искусстве, и, вероятно, Хацуми не рассчитывал на широкую популярность.

     Американский энтузиаст восточных единоборств Стив Хейс, узнав о необычной системе, приехал в город Нода, где преподавал Хацуми, чтобы стать его учеником.

     Японца заинтересовал первый американец, явившийся в его школу, и вскоре Хейс — единственный западный человек в школе ниндзюцу — получил звание «утидэси» — личного ученика в доме наставника.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Система Тогакурэ-рю не была некой застывшей глыбой традиций или каноническим набором приемов, она постоянно изменялась самим Хацуми и его ближайшими учениками.

     Хейс изучал приемы рукопашного боя, взятые в основном из арсенала каратэ; искусство владения мечом, алебардой, пикой, любыми подручными средствами, которые в руках опытного мастера становились эффективным оружием, палочками для еды, обрывками веревки, заточенными монетами, иглами и многим другим.

     Вернувшись в США, Хейс стал преподавать освоенное искусство. Появились публикации, где он был назван «первым американским ниндзя». Именно с его слов Запад впервые узнал о ниндзюцу о его истории, философии, структуре, технике и целях.

     Узнал и безоговорочно поверил, как в рациональное зерно системы, так и в многочисленные выдумки.

     Расцвет современного ниндзюцу пришелся на начало 80-х годов, когда интерес к каратэ стал понемногу спадать — во многих европейских странах осознали, что оно стало спортом высших достижений со всей сопутствующей атрибутикой: чемпионатами мира и Европы, сборами и семинарами, методикой спортивной подготовки.

     Тогда явилось «искусство терпеливых», далекое от соревнований, полное загадок и мистики. Патриарх Хацуми считает, что истинное ниндзюцу это гармоничное развитие духовного и физического начал в человеке, раскрытие его безграничных возможностей.

     Но если обретение физической силы и выносливости, а также общих боевых навыков доступно практически всем, то духовный аспект ниндзюцу может открыться лишь тем, в ком сочетаются врожденные таланты, преданность делу, терпение и уважение к учителю.

    Современное обучение в школе Тогакурэ-рю включает 8 частей: бой без оружия; прыжки; бой с помощью деревянной палки; использование холодного оружия и броски; бой с помощью цепи и меча освобождение от пут и проникновение в закрытые помещения; искусство маскировки и, наконец, военная стратегия.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Все обучение разбито на три уровня. На первом осваиваются простейшие методы боя «голыми руками», развиваются основные группы мышц и сухожилий. Будущие ниндзя приобретают особую гибкость, прыгучесть.

     Тренировки с самого начала крайне суровы, и многие новички не выдерживают нагрузок. Они учатся падать на жесткий пол, проползать по-пластунски большие расстояния. Опытный ниндзя, как гласят устные предания, мог преодолеть за день до 300 км.

     Их учат бесшумно двигаться и ускользать от засад. Это уровень подготовки генина — разведчика и бойца, овладевшего всеми базовыми навыками. Согласно легендам, тренировки ребенка начинались с момента его рождения (хотя, вероятнее, с 5 — 6 лет). К 14 — 15 годам подросток мог стать уже зрелым генином.

     Второй уровень соответствует определенному развитию психических способностей и называется тюнин. Ниндзя должен различать 5 душевных состояний (го дзе) своих противников: тщеславие, трусость, горячность, леность, мягкотелость и использовать 5 желаний (го йоку): голод, секс, удовольствие, жадность, гордыню.

     Опытный боец, зная природу этих чувств, оборачивает их против соперника. Тюнин уже может преподавать базовую технику. «Учитесь чувствовать», — говорят наставники обучающимся на втором уровне.

     Как может ниндзя, достигший его, избежать опасности, поджидающей в пути? Вступит в поединок? Устроит ловушку сопернику? Нет, он просто не выйдет из дому, почувствовав неладное. Победа приходит без боя…

     Достигший третьего — высшего уровня — зовется дзенин. Он преемствует сам дух «великого учения терпеливых». Ему известны 9 тайных ступеней к просветлению. Каждой из них соответствует свое мистическое переплетение пальцев и особый звук, позволяющие сочетать духовную энергию человека и универсальный разум Неба.

     Считается, что истинный ниндзя не только блестящий боец, способный бесшумно устранить своего соперника, уйти от погони, парализовать конечность нападающего одним касанием, но и мудрец, осознающий свою жизнь как акт высокого творчества.

     Например, Масааки Хацуми — прекрасный каллиграф и знаток классической японской поэзии. Признаемся, это не очень вяжется с образом ниндзя, известным из кинобоевиков и бульварных из брошюр.

     Такова единственная известная в мире школа ниндзюцу Тогакурэ-рю, заявившая о себе совсем недавно и, увы, не стремящаяся подтвердить свою древнюю историю какими-либо источниками.

     Однако факт остается фактом, в ней готовятся умелые и духовно развитые современные ниндзя. Интересно, похожи ли они на своих давних предшественников?

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

История ниндзя

     Многие исследователи связывают возникновение ниндзюцу с китайскими боевыми искусствами. Действительно, они оказали решающее влияние на формирование каратэ и некоторых других видов восточных единоборств.

     В у-шу существуют особые разделы ударов и воздействия на активные точки, способные привести к смерти, обмороку или частичной парализации противника. Практиковалось в Поднебесной и применение всех подручных средств в качестве оружия.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

    …В 1620 году в город Эдо (сегодняшний Токио) приехал из Китая знаток философии, каллиграфии, мастер у-шу Чэнь Юаньюнь (1587 — 1671). Долгое время он обучался в Шаолиньском монастыре в Хэнани, однако, приехав в Японию, никого не посвящал в свое боевое искусство.

     Китаец поселился в небольшом монастыре Кокусеги, почти все время проводил в затворнических раздумьях и чтении старых книг. Лишь изредка он выходил из дома, чтобы дать уроки каллиграфии и конфуцианской философии придворной знати и самому сегуну (князю).

     Так прошло 5 лет. Но однажды вечером Чэнь Юаньюнь возвращался от правителя Эдо после очередных занятий. Он мерно вышагивал по улицам пустынной столицы, погруженный в свои мысли. За ним следовала охрана — три воина, каждый из которых был вооружен двумя мечами.

     Внезапно небольшой отряд атаковали бандиты с палками, ножами, короткими мечами в руках. Охрана была тут же обезоружена. И вдруг доселе невозмутимый философ сделал несколько хитроумных передвижений, и двое нападающих лишились оружия.

     Бандиты оторопели, даже не поняв, каким образом монах выбрался из плотного окружения. Увидев, что еще один разбойник корчится от боли, нападающие рассеялись.

     Чэнь, не проронив ни слова, пошел дальше, а пристыженные воины последовали за ним. Они стали упрашивать философа показать им его необыкновенное искусство, но тот хранил молчание.

     Они прождали всю ночь перед воротами монастыря. Наконец Чэнь, видя искренность их помыслов, согласился, предупредив, что его искусство не для слабых душ. Одного из воинов он обучал броскам шуайцзяо, другого — заломам, захватам и удушениям, третьего — ударам по жизненно важным точкам.

Самбо – учебное пособие
Самбо – учебное пособие

     Легенда гласит, что соединение всех трех стилей стало основанием некоторых школ ниндзюцу. И все же в Китае прямого аналога ниндзюцу не было. Скорее всего корни надо искать в самой Японии, хотя, безусловно, не обошлось без китайского влияния.

     Японские версии утверждают, что ниндзюцу зародилось в Стране восходящего солнца в VI веке, вскоре после проникновения в нее буддизма из Китая и Кореи. Конечно, было бы приятно считать, что «искусство терпеливых» имеет столь глубокие корни, но это, пожалуй, вымысел.

     Во-первых, в известных хрониках того периода мы не найдем даже косвенных указаний на ниндзюцу.

     Во-вторых, надо помнить о специфике Востока. В Китае и Японии считается, что чем древнее явление, тем оно ценнее. А раз ниндзюцу пережило столько веков, то уже одно это доказывает его ценность.

     Уже с VI — VII веков в Японии было известно многое, что впоследствии взяли на вооружение ниндзя, например, изготовление и использование ядов, бой подручными средствами.

    Из буддизма приходят особые положения пальцев (мудра) и произнесение звуков (мантра), наполненных мистическим смыслом. Тогда же появляются знаменитые монахи — воины — ямабуси, воплощавшие собой дух отшельничества и мудрости.

     Они странствовали по Японии либо жили в горах, занимались самовоспитанием. Ямабуси великолепно владели всеми видами боевого искусства и нередко в периоды запрета на хранение холодного оружия обучали крестьян кулачному бою.

Кунг-фу - тайна Повелителя зверей - развитие боевых искусств Восточной Азии
Кунг-фу — тайна Повелителя зверей — развитие боевых искусств Восточной Азии

     С усилением централизованной власти в VII — VIII веках возникает спрос на умелых шпионов и лазутчиков. Устные традиции передают, что именно тогда возникла первая школа ниндзюцу — Ига. Она образовалась недалеко от Киото и принадлежала клану Хаттори.

     Члены школы многому учились у ямабуси, однако в отличие от горных отшельников — воинов активно использовали знания для шпионажа в пользу своего хозяина.

     Самого названия «ниндзя» тогда не существовало, и те, кого принято считать родоначальниками ниндзюцу, сильно отличались от мифологизированных персонажей. Они состояли на службе у господина, работали по найму и не задумывались, что такое «духовность».

     К началу ХII столетия в Японии наступил период кровавых междоусобиц. Самураи еще с большим усердием принялись за боевые искусства. Их практика в основном включала искусство владения копьем (содзюцу), фехтование на алебардах (нагината), стрельбу из лука (кодо), искусство владения мечом (кэндо), искусство верховой езды и бой на коне (бадзюцу).

     Шпионы, состоявшие при воюющих кланах, немало переняли из воинской подготовки самураев, однако устранили многие ритуальные элементы, не несущие практического значения в бою.

     Использовали лишь то, что позволяло быстро одержать победу и избежать опасности. Если самурай не мог нарушить ритуал, так как все время находился на виду, да и вообще речь шла о его чести и духовности, то для шпионов проблемы морали, а тем более чести, не существовали.

     Кроме того, само оружие накладывало отпечаток на технику ведения боя. Настоящий самурайский меч — катана стоил страшно дорого. Его изготавливали в течение нескольких лет, технология предусматривала последовательное наложение сотен слоев друг на друга и их тщательную проковку.

     Слои содержали разное количество углерода, их вязкость была неодинакова. В умении подобрать эти слои и заключался секрет изготовления катаны. Естественно, катана — «душа самурая» — был недоступен лазутчику.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Шпионы пользовались малыми мечами легкими и более хрупкими. Искусство владения катаной проявлялось в тати-кадзе — количестве махов мечом. Их должно быть как можно меньше, а оптимальным вариантом считалось убить соперника одним ударом, едва вынув катану из ножен.

     Легкий меч ниндзя не позволял наносить таких сокрушительных ударов, зато его можно было вращать и перебирать в руке, что делало технику более разнообразной и скоростной. Опытный ниндзя вращал меч с такой скоростью, что перед его корпусом возникал как бы защитный барьер, преграждавший путь стрелам.

     Феодальные войны XII века усилили роль наемных телохранителей и знатоков шпионажа, а последующий период японской истории — Кимакура (1185 — 1333) стал временем возникновения многих школ ниндзюцу. (Хотя этого термина еще нет, но для простоты будем его применять.)

     Каждая деревня выделяла в дружину самурая-феодала людей: копьеносцев, пеших воинов, слуг. Часть из них превращалась в самураев низшего ранга, прозванных асигapy — легконогие. Они-то и были прообразом тех, кого мы называем сегодня ниндзя.

     Со временем они стали образовывать кланы. Бойцы могли быть связаны родственными узами. Но превыше самого близкого родства была присяга. Она связывала клан строгой дисциплиной, основанной на подчинении младших старшим и соблюдении ритуалов самурайского общения.

     Тогда появилось разделение на три категории – генин, тюнин и дзенин. Непосредственными исполнителями саботажа, убийств, шпионажа были генины, а разрабатывали операции, руководили мелкими группами тюнины. Дзенины стояли на вершине этой иерархии.

     Кланы зачастую формировались и в деревнях для обороны родного очага от набегов бандитов и удалых бродячих самураев. Между деревенскими ниндзя и самураями нередко происходили жестокие стычки.

     Чтобы не быть узнанными, простолюдины прикрывали лица масками из темной материи, оставляя открытыми лишь глаза. Отряды самообороны нередко нанимались и для сведения счетов между самураями.

     Если ниндзя попадал в плен, наказание для него было крайне жестоким — его заживо варили в кипящем масле. Труп вывешивался на стене замка в качестве назидания, причем самураи гордились большим количеством неудавшихся покушений на них. Это говорило об их неуязвимости и о том, что «их берегут духи».

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

Ниндзя без масок

     В XVI веке японский князь Ода Нобунага начал гонения против буддизма. Кланы ниндзя восприняли их негативно. Они считали себя связанными с буддизмом через своих предшественников ямабуси.

     Попытка убить Нобунагу не удалась — ее сорвала умелая охрана и личное мужество князя. Нобунага во главе испытанного войска вторгся в мятежную провинцию Ига — гнездо заговорщиков.

     В 1581 году произошла кровавая бойня. Некоторые исследователи считают, что со стороны Ига выступили отряды ниндзя. Они превосходили силы Нобунаги почти в двадцать раз, но полностью были разбиты, не показав своего легендарного мастерства.

     Кланам провинции Ига пришел конец. Осталось лишь несколько крайне закрытых сект, в том числе и основанная в 1550 году школа Тогакурэ-рю.

     И все же Нобунага не избежал смерти — он пал от руки наемного убийцы. Из кого же состояло войско мятежников? Чаще всего клан ниндзя совпадал с деревенской общиной. Вся деревня могла быть организацией ниндзя!

Загадки истории человечества - необъяснимые совпадения древности
Загадки истории человечества — необъяснимые совпадения древности

     Навыки тайного искусства здесь передавались по наследству, сын всегда мстил самураю за смерть отца, и даже женщины участвовали в боевых операциях. Вот почему о ниндзя нет никаких упоминаний в исторических хрониках — они были неотличимы от обычных деревенских жителей.

     Эти люди никак не именовали себя и не выделялись на фоне других. Подавляющее большинство ниндзя занималось не шпионажем и тайными убийствами, а защищало свои деревни от грабительских набегов. Предания повествуют о героизме ниндзя тех времен.

     …На одну из деревень напали воины самурая Такатоки. Часть населения ушла в лес перед набегом, часть осталась, чтобы не выследили ушедших и не перебили весь клан. Староста деревни глава местного сообщества ниндзя — принял решение вступить в бой.

     В ходе сражения, действуя серпом на длинной цепи, он перебил шестерых могучих воинов, но был пронзен стрелами и приколот копьями к стене дома. Самураи полностью разгромили деревню.

     Первый помощник старосты молодой ниндзя Дзиро попытался защитить свою жену, но был тяжело ранен. При нем самураи обесчестили ее, а затем разрубили мечами. Напоследок они выбили Дзиро один глаз и оставили ему жизнь, решив, что опасаться его больше нечего. Но ниндзя поклялся отомстить Такатоке.

     Через несколько месяцев самурай получил письмо от неизвестного ему Дзиро с вызовом на синкен-себу — дуэль на мечах, которая должна закончиться смертью одного из участников. Такатока усмехнулся, считая себя непобедимым, и хотел было отказаться достойно ли чести аристократа биться с простолюдином?

     Однако Дзиро выдвинул интересные условия: если он проигрывает, то весь его клан переходит в подчинение Такатоки. Если же Такатока падет от меча ниндзя, то никто из людей самурая никогда не тронет жителей деревни. Такатока решил, что условия выгодны, а победа несомненна.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Через день они сошлись в поединке. Одноглазый Дзиро был явно слабее противника. Ниндзя терял силы с каждым ударом и наконец пал, пронзенный мечом самурая. Такатока подобрал с земли легкий короткий меч несчастного Дзиро — дешевое оружие, в рукоять которого, однако, был вделан дорогой бриллиант.

     Аристократ, очарованный его красотой, протер камень от крови. В тот же миг отравленная игла укрепленная на пружине в рукояти меча, вонзилась в руку победителя. Такатока все понял — он действительно пал от меча Дзиро, хотя и выиграл поединок.

     Перед тем как закрыть глаза, верный слову самурая, он приказал всем своим воинам оставить в покое клан Дзиро. Мужественный ниндзя, понимая, что его мастерство явно уступает мощи Такатоки, пожертвовал жизнью ради своего клана.

     А вот сравнительно недавняя история, характеризующая ниндзя. В 1854 году на японском рейде встала английская военно-морская эскадра. Стране восходящего солнца неясны были замыслы иноземцев, и на флагманский корабль послали группу лазутчиков.

    Ниндзя, никем не замеченные, проникли на борт, сумели даже просмотреть секретные бумаги адмирала подслушать его разговоры. Но вся хитроумная операция свелась к нулю. Ни один из лазутчиков не знал английского языка!

     И все же, несмотря на это недоразумение, действия ниндзя надо признать блистательными. Как же они приобретали свои удивительные качества, превращаясь в «шпионов — невидимок»?

Корабль призрак «Марлборо» и его тайна
Корабль призрак «Марлборо» и его тайна

Они приходят из пустоты

     Учись ждать — говорит первейший принцип ниндзюцу. Ждать — несмотря на боль, гнев, страх, усталость. Ждать — перешагнув через собственное Я.

     Этот принцип великолепно выразил знаменитый японский фехтовальщик на мечах Минамото Мусаси, чьи пособия высоко ценились в кланах ниндзя.

     Он учил, что настоящий воин должен представить себя уже мертвым. Тогда он избавится от страха смерти и желания жизни. Его разум уподобится незамутненному зеркалу, мгновенно отображающему любые изменения во внешнем мире.

     Глядя в зеркало, человек видит лишь свое отражение и не замечает самой полированной поверхности. Поэтому умение оставаться незамеченным ниндзя связывали с бесстрастностью (беспристрастность зеркала) и внутренним покоем (зеркало не должно дрожать), которые следовали из абсолютного сaмообладания.

     Нужно уметь не просто маскироваться в траве, прятаться на деревьях и в коридорах замков, но прежде всего ничем не отличаться от окружающего мира. Поэтому ниндзя должен находиться в состоянии полной гармонии с природой и тем местом, куда бы ни занесла его судьба.

     Не каждый может достичь заоблачных высот в психотренинге. Мастера боевых искусств (будзюцу) признавали, что многое зависит от врожденных способностей. Однако базовыми навыками должен был овладеть каждый ниндзя.

     Они изучали особые дыхательно — медитативные упражнения, направленные на управление жизненной энергией ки. Это «внутреннее искусство», пришедшее из Китая, заключалось в том, чтобы провести ки по своим внутрителесным каналам и наполнить энергией особое поле (тандэн — «поле священной пилюли, или «киноварное поле»), находящееся в 3,5 — 4 см ниже пупка.

     Умеющий концентрировать ки в необходимый момент пускает ток энергии в ударную конечность, как бы выбрасывает ки в соперника. Особым движением ладони, которое для непосвященного наблюдателя выглядит легким касанием, можно нанести удар, повреждающий внутренний орган соперника.

     Однако подобными способностями обладали лишь единицы. Секрет держался даже внутри школы, а среди некоторых кланов вообще не был известен. Большинство же ниндзя пользовались управлением ки как способом психорегуляции, успокаивая и очищая от ненужных мыслей свой разум.

     В предельной стадии такой тренировки боец обретает состояние му-син — «неразума», как бы утрачивает свое Эго в потоке мировых перемен. Он лишь следует по пути развития всего сущего — До (китайское — Дао).

     Так реализуется уже упоминавшийся принцип «единого тела», когда ниндзя чувствует не только движения соперника, но и предугадывает его замыслы, ибо связан с ним в этом «едином теле».

     Сначала ученик должен понять самого себя, затем постичь науку управления ки. Среди ниндзя распространились оригинальные способы саморегуляции, пришедшие из тантрического буддизма. Его последователи произносили особые заклинания — звуки входили в резонанс с небесными силами.

     Ниндзя высшего посвящения владели подобными формулами, произнося их перед боем, слова должны исходить от сердца и откликаться в нем, как эхо Неба.

     Тайное знание заключалось и в особых переплетениях пальцев (кудзи-ин), которые замыкали круговорот ки по специальной траектории. Одна пальцовка могла успокоить разум, другая — давала силу, третья — позволяла адаптироваться к экстремальным условиям.

     Считалось, что каждый палец связан с определенным космогоническим началом. Это могли быть 5 стихий традиционной китайской философии (металл, огонь, вода, дерево, земля) либо что-то другое.

     Например, в некоторых школах ниндзюцу большой палец соответствовал пустоте — началу и конечной точке всех вещей, указательный — ветру и любым газообразным субстанциям, отвечал за мудрость и добродетель.

     Средний палец — огонь и горение — представлял разум и агрессию, безымянный — вода и жидкости — контролировал деятельность тела и эмоции, мизинец — земля — был связан со стабильностью человека в переменчивом мире.

     Правая рука считалась позитивной (ян), отдающей энергию; левая — пассивной (инь), принимающей энергию. Замыкая в кольцо, например, большой и безымянный пальцы, ниндзя повышал приспосабливаемость и гибкость сознания.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Вся эта сложная наука всесторонне развивала разум и тело ниндзя. Он слышал звуки, недоступные обычному человеку (тренировка заключалась в различении одного звука от другого), приложив ухо к земле, узнавал поступь самурайского коня на расстоянии до километра.

     Сам же ниндзя умел передвигаться неслышно и незаметно, стремительно, как дуновение ветра. Специальная техника передвижения боком — (йоко-аруки) давала возможность запутать преследователей, к тому же так лучше всего двигаться по коридорам самурайского замка, чтобы вовремя заметить опасность, с какой бы стороны она ни угрожала.

     Другой тип передвижений (нуки-аси) заключался в умении двигаться столь легко, чтобы в лесу под ногой не хрустнула ни одна ветка.

     Наиболее опытные проходили курс каруми-дзюцу — искусство облегчать вес тела. Они могли стоять даже на натянутом над землей листе бумаги. Это удивительное свойство до сих пор демонстрируют мастера китайского цигуна.

Левитация - летающий человек – загадка летающего монаха
Левитация — летающий человек – загадка летающего монаха

     Благодаря навыкам в каруми — дзюцу, бойцы совершали высокие прыжки, наносили удары ногами, ловко передвигались по деревьям, цепляясь за ломкие ветви. Существовали и специальные испытания — надо было, например, пройти по раскатанному листу тончайшей рисовой бумаги, не прорвав его, или выполнить упражнения на хрупких фарфоровых чашечках.

     Придерживаясь крайнего практицизма, ниндзя не стремились победить врага канонически, как предписывал кодекс самурайской чести — бусидо (путь война). Надо было неожиданно появиться, нанести удар стилетом или мечом, подсыпать яд и так же неожиданно скрыться — «ниндзя приходит из пустоты и уходит в пустоту, не оставляя следов».

     Для осуществления этой заповеди существовали десятки методов. «Терпеливый» умел «просачиваться» сквозь небольшие щели, например, пролезть под забором, сделав подкоп не более чем в 20 Х 20 см.

     Благодаря тренировкам, начинающимся в детстве, ниндзя могли без вреда для себя делать искусственные вывихи в плечевом, локтевом, тазобедренном суставах. Это помогало им извиваясь, как змея, освободиться от тугих пут или притвориться мертвым, лежа в немыслимой позе.

     Основа тактики заключалась в том, чтобы выдавать ложное за действительное. Избегая неожиданного нападения, ниндзя, например, разжигал огонь в своем жилище, накрывал стол, а сам ночевал в укромном шалаше или землянке — личная безопасность превыше удобств.

     Великолепными притворщиками были ниндзя в бою. Получив удар, они делали вид, что корчатся от боли. Изо рта шла кровь, якобы из горла, а на самом деле высосанная из десны. Ниндзя падал, агонизировал, издавая предсмертные хрипы.

     Но стоило противнику приблизиться, как снизу следовал удар ножом, либо в горло летел сюрикен (острозаточенная многогранная пластина).

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

    Ниндзя старался избегать прямого столкновения, не рассчитывая оказаться сильнее самурая. Вот почему надо было «прийти из пустоты» и нанести решающий удар.

     Случаи, когда казалось, что именно так и происходит, были нередки, и в феодальной Японии верили в существование тенго — мистических созданий, наполовину воронов, способных исчезать в одно мгновение, будто растворяясь в воздухе.

     На самом деле ниндзя достигал «невидимости», действуя, например, под покровом ночи, неслышно выслеживая свою жертву. Огромное внимание уделялось умению маскироваться и использовать рельеф местности.

     Ниндзя мог часами плыть по реке, держась за бревно и сливаясь с ним; мог неделями делать подкоп под самурайский дом и подпиливать в нем каменные половицы. Вероятно, именно так убийцы проникли в замок самурая Фугаси.

     Среди ниндзя было немало женщин, называемых куноити. Их главным оружием была красота, женская изворотливость и фанатизм. Они могли служить гейшами, служанками, выполнять крестьянскую работу.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Лишенные возможности носить меч, уступая мужчинам в физической силе, они использовали заколки для волос и веера, которыми наносили удары в горло и лицо противнику. Если самурай распознавал куноити, ее отдавали на поругание страже и лишь потом убивали.

     Поэтому женщины — ниндзя в минуту опасности следовали древнему ритуалу самоубийства. В отличие от мужчин, взрезавших себе живот в акте харакири или сеппуку, куноити производили дзигай — удар ножом в шею.

     Как правило, они делали это хладнокровно, на глазах врага показывая полное презрение к смерти.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

Оружием может быть все

     Любой предмет в руках опытного воина превращался в оружие. Ниндзя, переодетый бродячим монахом, мог пустить в ход тяжелый монашеский посох. Для противника было полной неожиданностью, когда из конца безобидной палки выскакивало острое лезвие или вылетала отравленная стрелка.

     Иногда в посохе делалось отверстие, и там пряталась длинная цепь. Другая, короткая, палка использовалась не только для защиты от ударов, но и в качестве рычага для заломов конечностей жертвы.

     Характерным оружием ниндзя были кусаригама — крестьянский серп с прикрепленной к его рукояти длинной цепью; нунтяку — цеп для обмолота зерна; тонфа — ручка ручной зерновой мельницы.

     Особую категорию составляли мелкие подручные предметы — тонки. Во время любовных утех куноити вонзала в особую точку на теле самурая обычную иголку. Смерть могла наступить мгновенно, а иногда самурай сначала ничего и не замечал. Вынув иглу и ласково распрощавшись, куноити удалялась.

     Через два-три дня самурай вдруг умирал в страшных мучениях. Поскольку видимых причин не было, вновь рождались слухи о духах — убийцах.

     К тонкам относились и метательные орудия — например, те же сюрикены. Брошенные опытной рукой, они поражали цель на расстоянии до 25 м. Сюрикены могли быть отравленными, от них почти не удавалось спастись, когда их метали веером по 5 — 6 штук.

Сюрикены.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Чтобы обезопасить себя от погони, ниндзя  оставлял за собой острые шипы — тетсу-биси. В полутемных анфиладах замка стража неизбежно напарывалась на эти маленькие «мины», а ниндзя вновь исчезал непойманным и неузнанным.

     Огнестрельное оружие редко использовалось лазутчиками. Выстрел обнаруживал стрелявшего. В ход шли эффективные на ближней дистанции и крайне неожиданные для жертвы духовые трубки с набором отравленных игл.

     Как видим, ничего мистического в «невидимости» ниндзя не было, существовало лишь блестящее умение использовать ситуацию, верно подобранное оружие и… терпение. Яд тоже входил в арсенал ниндзя. Он изготавливался не только из трав, но и из рыб, минералов, ртути.

     Нередко ниндзя шли поварами или прислужниками к самураю. Необязательно в приготовленное блюдо клали отраву. В Японии несколько сот яств приготавливается из рыб, среди которых встречаются и небезопасные виды.

     Однако их мясо очень вкусное, надо лишь предварительно вымочить его или, скажем, промыть уксусом, настоем трав. Но можно было и не сделать этого…

     Помимо добавления яда в пищу и использования отравленного оружия, ниндзя практиковали еще одну уникальную уловку. «Терпеливый» долго натирал свою кисть укрепляющими бальзамами, затем покрывал ее толстым слоем жира и других и других веществ и, наконец, наносил на нее тонкий слой яда.

     Достаточно было «отравленной рукой» сделать царапину на теле противника или даже коснуться его слизистой оболочки, как яд сразу же проникал в кровь.

     Но и для ниндзя такой способ был небезопасен, яд мог находиться на кисти не более часа — двух, после чего он начинал просачиваться сквозь кожу. Метод «смертельных касаний» требовал расчета и быстроты.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Изредка ниндзя вступали в поединок и без оружия. В кинофильмах это выглядит весьма зрелищно и эффектно: человек в маске поражает нескольких могучих самураев, ускользая от их тяжелых мечей и алебард.

     Однако здесь надо избавиться от иллюзий: в открытой дуэли меч в руках самурая был для шпиона смертным приговором.

     Современные западные школы ниндзя берут за основу кулачного боя, как правило, технику каратэ, в прошлом же использовались главным образом несложные и практичные в ближнем бою заломы рук, броски, нажатия на болевые точки.

     Не забудем, что для «невидимок» невыгодно вести долговременный поединок. Если убить соперника сразу не удалось, лучше побыстрее скрыться.

     Чтобы заполучить пленника, ниндзя обычно использовал тонкую крепкую веревку с небольшими утяжелителями на концах. Он бросал ее в ноги соперника, утяжелители по инерции закручивались вокруг них, и тот спотыкался; подскочив, ниндзя окончательно опутывал руки и ноги жертвы, продевая веревку под пах и закрепляя ее петлей на шее.

     При малейшей попытке освободиться пленник лишь затягивал ее еще больше. Сами же ниндзя, напоминаем, великолепно владели искусством освобождения от пут, будучи связаны по рукам и ногам.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     И все же главным «оружием» ниндзя было терпение. Качество, которое прививалось им с детства не только искусственными тренировками, но и всем сельским бытом, тяжелым крестьянским трудом.

    Известен случай, когда ниндзя пробрался в замок самурая и, прикрепившись к потолку специальными когтями, ждал, пока самурай зайдет в залу. Однако самурай пришел не один, с ним были гости, которые сели играть в японские шашки — го. Игра затянулась до поздней ночи.

     Ниндзя провисел под потолком почти пять часов, но он умел ждать. Когда гости наконец ушли, ниндзя выполнил свою задачу.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

Они рождены для мира, но едят кровавый хлеб

     Пожалуй, мы смогли ответить на вопрос — кто же такие были ниндзя. В основном это представители деревенских тайных обществ и отрядов самообороны, иногда нанимаемые самураями.

     Они редко одевались в темные костюмы с масками, шпионаж и тайные убийства не были их основным родом деятельности. В традиционной Японии не существовало «системы ниндзя» как некоего единого стиля.

     Большинство ниндзя уступали опытным самураям в воинском искусстве, и в открытом бою их погибало гораздо больше, нежели соперников.

     Здесь, кстати, вырисовывается интереснейшая проблема противостояния народной и элитарной культур — в ее плоскости лежат ответы на вопросы о генезисе каратэ, дзюдо, дзю-дзюцу, других японских боевых искусств.

     И хотя понятна тяга современных поклонников ниндзюцу соотносить себя с неуловимыми бойцами — лазутчиками, задрапированными в черные одеяния, все-таки истинными ниндзя Японии были скромные крестьяне и неприметные монахи.

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     «Искусство терпеливых» заключено не в богатом декоре из оружия, костюмов, легенд. Оно рождено искренностью и мужеством простых людей, отстаивающих родные очаги, за которыми сидели еще их предки, у которых еще будут согреваться их потомки.

                                                                           Востоковед Маслов А.

У — шу: самооборона по школе «Чой»

     Предлагаем познакомиться с двумя способами защиты от удара ножом таким распространенным подручным средством, как зонтик (или короткая палка).

     Противник пытается нанести удар сверху. Держите зонтик в правой руке так, чтобы он был направлен вверх вдоль предплечья (1).

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     В момент удара сделайте левой ногой шаг назад, согните ее и перенесите на нее вес тела (левое колено и стопа развернуты в сторону). Одновременно с этим выведите вперед и вверх правую руку, согнутую в локте.

     Расположенным горизонтально предплечьем войдите в контакт с рукой противника — свободный конец зонтика поднимается вверх за счет поворота кисти и предплечья вокруг их продольной оси против часовой стрелки (2).

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

    Обратим внимание! В описанном действии совмещено несколько базовых движений (бедер, ног и рук). Эффективность приема зависит от того, насколько правильно и согласованно вы можете их выполнить.

     Не старайтесь удержать атакующую руку противника, но в то же время контролируйте траекторию ее движения. Для этого поворачивайте свободный конец зонтика по направлению часовой стрелки до горизонтального положения.

     Рука противника окажется зажатой между вашим предплечьем и зонтиком (3).

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Одновременно выводите вперед под своей правой рукой левую руку и обхватите ею сверху свободный конец зонтика (4).

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

    Затем, учитывая направление силы противника, сделайте шаг назад правой ногой, перенесите на нее вес тела и опустите вниз руки, осуществляя болевое воздействие зонтиком на запястье противника (5, 6).

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     В описанном варианте защиты требовалось завести зонтик за нож (рис. 2), но можно и просто блокировать им снизу атакующую руку противника (7).

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Не прерывая общего движения, поворачивайте свободный конец зонтика вокруг запястья противника по направлению часовой стрелки (конец зонтика заводится за предплечье соперника).

     При этом зонтик оказывает давление на плоскость ножа. Усилить воздействие помогает перенос веса тела на правую ногу (8).

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Обращаем ваше внимание на то, что прием требует очень хорошей координации и умения чувствовать направление силы противника. При дискретном выполнении защиты сдержать удар будет невозможно.

     Поэтому необходимо начать поворот зонтика практически в момент его касания атакующей руки. Получается не противостояние силе, скользящее, обвивающее руку движение с достаточно мощным воздействием на нож.

     Продолжая поворот зонтика вокруг запястья уже против часовой стрелки, переносите вес тела назад, на левую ногу (9).

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

     Усиливающееся на нож давление помогает вывести кисть противника в болевое положение и обезоружить его (10).

Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев
Ниндзя – тайны боевых искусств – ниндзя и свидетельства очевидцев

Видео: Афоризмы победы Сунь Цзы

Самбо – учебное пособие

Прогулка – история и методика пеших прогулок

Риск и наука о риске

Предсказания и предвидение – наука и предвидение

Вуду – магия и загадки колдовства

 

You May Also Like