Нравственность и нравственный стандарт

Нравственность и нравственный стандарт

         Содержание

     Нравственные стандарты

     Безнравственность

     Нравственность, как совокупность нравственных стандартов

     Психика человека

 

     Нравственность представляет собой совокупность нравственных стандартов, свойственных алгоритмике психики личности.

     Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами (толковый словарь Ожегова).

Нравственные стандарты

     Всякий нравственный стандарт (как компонента нравственности в целом) функционально — аналог оператора условного перехода, которые хорошо известны всем, кто изучал программирование для компьютеров:

     «Если выполняется условие «А», то выполнить действие № 1, если условие «А» не выполняется, то выполнить действие № 2», например: «если Х > 2, то перейти к оператору № 2000, иначе — к оператору № 3000».

     Если некий алгоритм представить как блок-схему, то в операторах условного перехода, последовательность операций, свойственных алгоритму, разветвляется.

     Если искать зримую аналогию, то оператор условного перехода аналогичен стрелочному переводу на железной дороге: стрелка положена в одном направлении — поезд (информационный поток) идёт на один путь, если стрелка положена в другом направлении поезд (информационный поток) направляется в другом направлении.

Нравственность и нравственный стандарт
Нравственность и нравственный стандарт

     Отсутствие определённости в условиях перехода (перенаправления информационного потока) — аналогично поломанной железнодорожной стрелке, которая не способна направить поезд ни по одному из двух путей, исходящих из неё, что обычно влечёт за собой катастрофу.

Безнравственность

     Соответственно безнравственность — это отсутствие определённости в некоторых нравственных стандартах, всегда чреватое катастрофой.

     Предположим, что мы имеем одни и те же исходные данные и два экземпляра одного и того же алгоритма их обработки, отличающихся друг от друга только тем, что в операторах перехода, управляющих информационными потоками, заданы не совпадающие друг с другом стандарты, с которыми производится сопоставление переменных при анализе условий перехода.

     Например, в одном экземпляре алгоритма стоит условие «если Х > 2, то перейти к оператору № 2000, иначе — к оператору № 3000», а в другом «если Х > 20, то перейти к оператору № 2000, иначе — к оператору № 3000».

     Соответственно в этих экземплярах одного и того же алгоритма, переход к оператору № 2000 будет выполняться только в том случае, если Х > 20. В диапазоне значений 2 < Х ≤ 20 первый экземпляр алгоритма будет направлять информационный поток к оператору № 2000, а второй к оператору № 3000.

     В диапазоне значений Х ≤ 2 оба экземпляра алгоритма будут направлять информационный поток к оператору № 3000.

     Понятно, что результаты обработки одних и тех же исходных данных на основе каждого из экземпляров одного и того же алгоритма, отличающихся стандартами сопоставления хотя бы в одном из операторов условного перехода, будут совпадать не во всех случаях.

Нравственность и нравственный стандарт
Нравственность и нравственный стандарт

Нравственность, как совокупность нравственных стандартов

     Если от этой аналогии возвращаться к нашей двухуровневой модели психики человека, то нравственность, как совокупность нравственных стандартов индивида, функционально аналогична совокупности операторов условного перехода в любом алгоритме обработки информации.

     И соответственно эта аналогия означает, что характер и результаты преобразования информации в психике человека прежде всего прочего обусловлены его нравственными стандартами:

     Нравственные стандарты управляют всеми информационными потоками в психике человека.

     Соответственно этому обстоятельству мудрость разных народов гласит: что бы ни сделал добрый человек — добро, что бы ни сделал злой человек — зло.

     Вне зависимости от того, являются нравственные стандарты, управляющие информационными потоками в психике личности, взаимно согласованными либо же нравственность как совокупность нравственных стандартов внутренне конфликта (т.е. в ней имеются несовместимые друг с другом нравственные стандарты), нравственность в психике человека едина: она одна и та же и для уровня сознания, и для бессознательных уровней психики.

Нравственность и нравственный стандарт
Нравственность и нравственный стандарт

     Обладая описанной выше функциональной значимостью, нравственность является специфической составной частью мировоззрения и, в зависимости от того, насколько она осознаётся и выражается в лексике, — составной частью миропонимания.

     Объективно свойственная индивиду нравственность — это та, которая выражается в его реальных действиях, а не та, которая им заявляется в самооценках и декларациях на публику.

     Однако надо иметь в виду, что в силу особенностей взаимодействия сознательного и бессознательного уровней психики, сам индивид далеко не всегда может осознавать расхождение своей декларируемой и реальной нравственности.

     Это одно из выражений внутренней конфликтности нравственности как системы нравственных стандартов. Поэтому есть люди, которые искренне убеждены в том, что их декларируемая нравственность и есть их реальная нравственность, а все упрёки в свой адрес они воспринимают как не обоснованные.

     В таком случае желательно помочь человеку увидеть расхождение его реальной и декларируемой нравственности в реальных жизненных ситуациях, участником которых он был или является.

Нравственность и нравственный стандарт
Нравственность и нравственный стандарт

Психика человека

     Психика человека в представлении её двухуровневой моделью «сознание + бессознательное» от этой аналогии отличается одним: сознание способно ставить перед бессознательными уровнями психики ещё две задачи, аналогичные друг другу по своему существу — познанию и творчеству:

   вырабатывать информационно  — алгоритмическое обеспечение тех видов деятельности, которыми человек ранее не занимался;

   исправлять ошибки и неадекватности в тех компонентах информационно — алгоритмического обеспечения поведения личности, которые уже наличествуют в психике.

     И соответственно бессознательные уровни психики должны обслуживать работу уровня сознания.

     При этом ещё раз обратим внимание на то, что воля и внимание, — в психике человека действуют на уровне сознания, а одним из объектов воздействия воли и внимания являются бессознательные уровни психики: за автоматизмы бессознательных уровней психики осознанно должен отвечать сам индивид.

Соответственно:

     Режим взаимодействия, при котором сознание находится под диктатом бессознательных уровней психики, в плену своего бессознательного, безвольно или по невнимательности следует всему, что делает бессознательное, — ошибочен. Это — системная ошибка.

Нравственность и нравственный стандарт
Нравственность и нравственный стандарт

      Анализ процессов в предложенной двухуровневой модели психики приводит к вопросу о том, что объединяет сознание и бессознательные уровни психики в единую информационно — алгоритмическую систему — психику индивида?

     Ответ на этот вопрос прост: нравственность и нравственно обусловленная взаимосвязь эмоций и осознаваемого смысла.

     «Нравственность», «безнравственность», «эмоции» — слова, которые употребляются довольно часто и которые как бы понятны всем в обыденном разговоре. Однако они же приводят в недоумение почти всех, когда им предлагается объяснить, какие именно реальные явления в психике индивида стоят за этими словами.

     Причина этого недоумения — Я — центризм, в котором информация и мера не являются объективными категориями бытия.

Видео: Медитация и общество

Шаманы и шаманизм

 

Выбрать палатку в магазине.

Нравственность и нравственный стандарт
Нравственность и нравственный стандарт. Палатка

 

You May Also Like