Огненные шары — рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев

Огненные шары - рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев

         Содержание

     Рассказ летчика Короткова

     Гипотезы исследователей

 

     В 1981 году газеты «Красная звезда» и «Правда» поместили корреспонденции о необычном происшествии в воздухе. Мощный разряд атмосферного электричества оставил свой автограф на обшивке самолета, который благодаря мужеству летчика Б. Короткова удалось спасти.

     Подробности этого эпизода записал и прокомментировал А. Мордвин-Щодро, ученый секретарь комиссии по изучению аномальных явлений в окружающей среде Географического общества CCCP.

Летчик Борис Коротков.

Огненные шары - рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев
Огненные шары — рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев

Рассказ летчика Короткова

     16 октября 1981 года в 16 часов 30 минут самолет, управляемый лейтенантом Борисом Коротковым, неожиданно встретился с огненной сферой диаметром около 5 м. Сам пилот рассказывает об этом так:

     «При выполнении полета в сложных метеорологических условиях, перед заходом на посадку на высоте 1800 м я установил режим снижения с вертикальной скоростью 15 м/с. Шел в облаках, облачность была светлой. Болтанки, чего-либо необычного не ощущал.

     Пилотировал по приборам. На высоте 1300 м боковым зрением увидел что-то непонятное вверху. Поднял глаза и увидел шар цвета пламени спички. Нижняя его половина была чуть-чуть закрыта носовой частью самолета.

     В центре выделялось более темное кольцо диаметром до 1 м и шириной около 15 см. Это было также пламя, но более темное, как бы с дымом.

     Наблюдал я эту картину чуть больше секунды. Шар на каком-то удалении постоянно летел вместе с самолетом, впереди него и совершенно не касаясь обшивки, на расстоянии около 5 м от моих глаз. Я не отрываясь смотрел на него.

Огненные шары - рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев
Огненные шары — рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев

     Шар не приближался, не увеличивался в размерах и вдруг исчез. Исчез на глазах, мгновенно, без следов. И тут же сзади послышался глухо и отдаленно взрыв. Затем наступила какая-то непривычная тишина, я почувствовал запах гари. Перевел взгляд на приборы и понял: неладно с двигателем.

     Температура и обороты резко упали до малого газа и продолжали падать, пока не достигли режима авторотации. Я подумал, что бы это могло значить и что докладывать руководителю полетов. Посмотрел на аварийное табло — пожара нет. И решил просто доложить, что падают обороты двигателя и запахло дымом.

     Руководитель полетов запросил мое местоположение. Служба посадки сообщила ему: высота 1200 м, удаление 20 км. Запросил меня — доложите обстановку. Я доложил только скорость — 380.

     Обстоятельства не оставляли времени докладывать подробнее. Прошла секунда или две — руководитель полетов приказывает: «Катапультируйтесь!» Я доложил: «Понял вас». Приготовился к катапультированию, поставил ноги на подножки…

     Забыл сказать, что до этого я уже попробовал РУДом, то есть рычагом управления двигателем, восстановить обороты, но безуспешно, и я поставил РУД на «малый газ».

     Уже после получения команды на катапультирование подумал: раз пожара нет, значит, можно попробовать запустить двигатель. Перевел РУД назад, в положение «стоп», и затем снова вперед, в промежуточное положение, — при этом должна была сработать система запуска двигателя.

Огненные шары - рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев
Огненные шары — рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев

     И точно — с не большой задержкой стрелка оборотов пошла, очень энергично пошла. Скорость стала увеличиваться. За это время я вышел из облаков, вывел самолет в горизонтальный полет.

     Руководителю доложил: «Запуск, обороты растут». Он запросил высоту. Было 300 м. Получил команду: «Наберите пятьсот и выполняйте проход». С ходу посадку выполнить я не смог, потому что отказали обеспечивающие ее приборы радиокомпас и счетчик дальности.

     Я доложил об этом руководителю полетов, развернулся на обратный посадочный курс и потом уже нормально сел».

Огненные шары – таинственные шары и группа Дятлова – свидетельства
Огненные шары – таинственные шары и группа Дятлова – свидетельства

Гипотезы исследователей

     Я привел почти дословно рассказ Бориса Короткова. Как все просто в его изложении! Но я сам отдал авиации два десятка лет и знаю, что кроется за этой кажущейся простотой.

     Каким мужеством, какой выдержкой и собранностью надо обладать, чтобы хладнокровно действовать в столь необычных условиях.

     Ответы летчика на дополнительные вопросы, осмотр самолета, изучение метеообстановки и других сопутствующих обстоятельств позволяют дополнить и уточнить описание происшедшего.

Огненные шары – таинственные шары и группа Дятлова – свидетельства
Огненные шары – таинственные шары и группа Дятлова – свидетельства

     Непосредственно перед снижением и во время его полет проходил в условиях восьми — десятибалльной облачности с верхней кромкой 2100 — 2400 м и с нижней – 700 — 900 м. Не было никаких признаков грозы или ее приближения. Самолетик на приборе не дрожал и не накренялся, и пилоту не пришлось в связи с этим выравнивать машину.

     Коротков увидел шар внезапно после того, как поднял глаза, он вел самолет по приборам, поскольку летел в облаках. Раньше он лишь отметил боковым зрением где-то вверху посторонний предмет. Как давно этот предмет появился перед самолетом, точно сказать нельзя.

     Но можно утверждать, что шар уже находился перед самолетом, когда летчик поднял глаза. После этого Коротков уже не отрываясь смотрел на шар до самого его исчезновения.

     Шар не увеличивался в размерах и не приближался к наблюдателю. Он все время находился на одном и том же расстоянии около 5 м, а потом мгновенно исчез.

     «Когда он исчезал, я смотрел на него, говорит летчик. — Он не приближался и не проходил над кабиной. Просто мгновенно исчез, и послышался отдаленный глухой взрыв сзади». 

Огненные шары - рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев
Огненные шары — рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев

   — Борис Дмитриевич, — прошу я Короткова, — давайте уточним, сколько времени прошло с того момента, когда вы оторвали свой взгляд от приборов и перевели его на шар, до момента, когда он исчез у вас на глазах.

   — Около секунды, не менее, — отвечает летчик.

     В правильной оценке времени пилотом я не сомневался — я разговаривал с человеком, который точно знает, что такое секунда. Ведь когда я спрашивал его: «Если бы не удалось запустить двигатель, то вы, наверно, не успели бы катапультироваться?» Борис ответил: «Успел бы. Оставалось еще секунды две».

     При осмотре самолета на земле обнаружили разрушение силовых элементов обшивки и обтекателя в верхней задней части киля. Но почему задней? Почему осталась нетронутой передняя часть киля?

Разрушения верхней части киля в результате воздействия огненного шара.

Огненные шары - рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев
Огненные шары — рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев

     Если шар взорвался от столкновения, то это должно было произойти еще на носовой части самолета. Но там никаких следов соприкосновения, не говоря уже о разрушениях, не было.

     Коротков утверждает, что не отрывал от шара глаз, пока тот не исчез, и уверен, что шар не соприкасался с самолетом. Разве что коснулся трубки приемника воздушного давления, поскольку она выступает за обрез носовой части.

     Но и это предположение, очень неуверенное, возникло только после осмотра, когда на этой части обнаружили темные крапинки диаметром 1,5 — 2 мм.

   — Через кабину шар не проходил — приближения не было, — добавляет Коротков.

   — В момент, когда он исчезал, я смотрел на него. Никакого взрыва спереди я не видел и не слышал. И над кабиной шар не проходил. Я не видел, чтобы он сел на самолет или коснулся приемника воздушного давления.

     Через воздухозаборник шар тоже не проходил — он был в несколько раз больше его. Фонарь кабины не поврежден, стекло не помутнело. Других следов тоже нет.

Огненные шары – таинственные шары и группа Дятлова – свидетельства
Огненные шары – таинственные шары и группа Дятлова – свидетельства

     Итак, огненный шар с килем не соприкасался, передняя часть его осталась нетронутой. Тогда почему же разрушилась верхняя задняя часть киля?

     Предварительный анализ причин разрушения нервюры одного из силовых элементов киля — показывает, что она разрушилась под воздействием нагрузки, созданной скоростным напором воздуха в условиях перегрева и резкого снижения предела прочности металла.

     А перегрев возник в связи с мощным электрическим разрядом между самолетом и окружающей средой. Полет любого тела в атмосфере сопровождается накоплением на нем статического электричества.

     Метеорологи хорошо знают: чем больше скорость и мощнее облачность, тем выше интенсивность такого накопления.

     Статическое электричество необходимо отводить, чтобы избежать разряда. Оно хорошо «стекает» с острых металлических элементов конструкции. Поэтому на самолетах устанавливают разрядники, обычно в форме металлических метелочек.

     В случаях, когда интенсивность накопления статического электричества превышает интенсивность его «стекания», возможен разряд между обшивкой самолета и облаком. Обычно разрядники справляются со своей задачей.

     Известно также, что облака в своей верхней и нижней частях, как правило, несут заряды противоположных знаков.

Почему гремит гром и сверкает молния
Почему гремит гром и сверкает молния

     Полет Короткова в верхнем слое облачности должен был сопровождаться накоплением на самолете статического электричества. Достаточно резкое снижение лишь увеличило разность потенциалов между машиной и окружающими облаками. Создались условия для разряда.

     Однако для того чтобы разряд произошел, необходима либо высокая разность потенциалов, что для современных самолетов в условиях спокойной облачности и при отсутствии грозовой деятельности практически недостижимо, либо резкое снижение сопротивления (повышение электрической проводимости) окружающего воздуха, например, из-за ионизации.

     Задняя верхняя часть киля — одно из мест наибольшего скопления статического электричества. Здесь и произошел разряд.

     Электрическая природа воздействия подтверждается также и тем фактом, что самая верхняя часть киля — обтекатель, изготовленный из не проводящего электрический ток материала, не подвергался тепловому воздействию, а частично разрушился из-за повреждения металлического основания, к которому он крепится.

     Итак, вероятнее всего электрический разряд произошел в связи с резким увеличением проводимости воздуха вокруг самолета, вызванной, по-видимому, пролетом огненного шара. Разряд же произошел в месте наибольшего скопления статического электричества.

     Не исключено, что именно в этом месте оказалась и наилучшая проводимость окружающей среды в тот момент.

Шаровая молния и ее загадка – огненный шар и свидетельства очевидцев
Шаровая молния и ее загадка – огненный шар и свидетельства очевидцев

     Нельзя не остановиться и на странном поведении приборов, которыми летчик должен был пользоваться перед посадкой. После встречи с шаром Коротков доложил об их выходе из строя. Это, как и последующее восстановление их работоспособности, зафиксировано достаточно надежно.

     Нарушение работы счетчика дальности удалось проверить еще в воздухе, связавшись со службой посадки (радиосвязь работала нормально). После осмотра было обнаружено, что перегорел плавкий предохранитель одного из приборов, установленных в киле, по какой-то причине произошла перегрузка по току.

     И наконец, об отказе двигателя. Учитывая, что после запуска в воздухе он работал нормально, можно утверждать, что причиной выключения мог быть только срыв пламени. А что к нему привело, без сложной исследовательской работы с моделированием всех условий полета установить нельзя.

Огненные шары - рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев
Огненные шары — рассказ летчика Короткова – свидетельства очевидцев

     Подведем общий итог. В атмосфере Земли на высоте 1300 м был обнаружен огненный шар диаметром около 5 м, причем с рядом необычных свойств: он летел со скоростью до 520 км/ч без нарушения сферической формы; видимо, развивал ускорения, превышающие 20 g.

     Огненный шар повышал электрическую проводимость окружающего воздуха; воздействовал на процессы, протекающие в радиотехнической аппаратуре; вызвал нарушение условий устойчивого горения углеводородного топлива в камере сгорания воздушно-реактивного двигателя.

    Что же это было? Пока вопрос остается открытым.    

                                                                        Коротков Б., Мордвин-Щодро.

Видео: Летучий Голландец и пропавшие корабли

Огненные шары – таинственные шары и группа Дятлова – свидетельства

Необычные истории из прошлого – свидетельства очевидцев

Тунгусская катастрофа – новые факты — гипотезы — свидетельства очевидцев

Свечения океана – загадочные огни — свидетельства очевидцев

Шаровая молния и ее загадка – огненный шар и свидетельства очевидцев

 

You May Also Like