Окно в Европу и история русского севера

Окно в Европу и история русского севера

         Содержание

     Освоение земель

     Новгород Великий

     Период русской колонизации

     Новгород XIII век

     Новгород XV век и путешествия русских мореплавателей

     Развитие торговли с иностранцами в Поморье

     Первое «окно Европу»

     Великая Северная война

     Второе «окно в Европу»

 

     Русский север издавна слыл краем, изобилующим пушниной, лесом, рыбой, моржовой костью и другими богатствами. Он привлекал к себе внимание скандинавов, стремившихся установить связь с Поморьем (побережьем Белого моря) через Студеное море. В средние века Северный Ледовитый океан назывался Студеным морем.

Освоение земель

     Первая попытка такого рода плавания относится к IX в., когда норвежец Отер обогнул север Скандинавского полуострова и Кольский полуостров, открыв, таким образом путь из Скандинавии Белое море.

     Вслед за этим норвежские мореплаватели начали систематически совершать плавания на восток, достигая уже и устья Северной Двины. Такие рейсы осуществлялись норвежскими викингами в основном с целью грабежа жителей Поморья.

Окно в Европу и история русского севера
Окно в Европу и история русского севера

     В дальнейшем, когда русские начали колонизацию крайнего севера и смогли организовать отпор викингам и даже наносить им поражения, их «визиты» стали носить торговый характер.

     Сношения скандинавов с русским Поморьем в древние времена, не оказали существенного влияния на экономическое развитие этого глухого и полудикого края, и приобщение его к хозяйственной жизни Европы.

     Лишь около двухсот лет спустя, после появления норвежцев в Беломорском крае, крайний север начал постепенно втягиваться в орбиту хозяйственной жизни России.

Видео: Клад из прошлой жизни или наследство от пирата

     Пионерами в этом деле явились предприимчивые выходцы из Новгородской земли. Процесс русской колонизации, охвативший крайних север, начиная с XII в., положил конец экономической и культурной оторванности севера от центральных районов России.

      Уже в конце ХХ в. пионеры северной колонизации, выходцы из Великого Новгорода, появились в районах Ладожского и Онежского озер. Новгородские колонизаторы постепенно продвигались все далее на север, к бассейну Белого моря.

Окно в Европу и история русского севера
Окно в Европу и история русского севера

     Территория, подвластная Великому Новгороду до присоединения к нему северных окраин, состояла из 5 частей, так называемых «пятин»: Шелонской, Водской, Обонежской, Дерёвской и Бежецкой.

     Уже в первый период колонизации северных окраин, Новгородское государство включило в состав своих владений ряд земель: на северо-западе Корелу (Карелия) и Терский берету (Тре) и на северо-востоке Подвинье, Поморье, Югру, Печору, Пермь и Вятскую землю.

Новгород Великий

     Новгород Великий, несмотря на свои обширные владения, богатство и могущество, не мог прокормиться своим хлебом.

     Почвы озерного края, при существовавших тогда методах обработки земли, не были достаточно плодородны. Основным источником процветания Новгородского государева являлась торговля.

     Великий Новгород, вступивший в XIV в. в Ганзейский торговый союз городов, энергично вел торговлю с заморскими странами (на рынок он поставлял не только свою продукцию, но, главным образом, товары, поступавшие из производящих районов России).

Новгородское государство
Новгородское государство

     В обмен на заморские товары Новгород получал необходимый ему хлеб с Поволжья и Поднепровья.

     В Западную Европу Великий Новгород сбывал пушнину, кожу, воск, смолу, мед, строевой лес и т. п. Важнейшим объектом Новгородского вывоза являлась продукция, которой в изобилии обладал северный край.

     Поэтому новгородское купечество и бояре — капиталисты, были особенно заинтересованы в присоединении Новгороду новых владений на крайнем севере, в эксплуатации его природных богатств, являвшихся основным стержнем в торговле с заморскими странами.

     Стремление к овладению природными богатствами северного края, послужило причиной движения новгородцев на север и его колонизации.

     В колонизации крайнего севера были заинтересованы прежде всего именитые люди — бояре и торговая знать. Да и только им и под силу, было организовать дорогостоящие экспедиции колонизаторов, сопровождавшихся, обычно, вооруженными столкновениями с северными туземцами: чудью, пермью, печорой, югрой, корелой, лопью, ненцаии, самоядью.

     Доставка захваченных товаров из Поморьям в Новгород, также требовала больших затрат. Новгородские купцы бояре посылали на север своих «холопов — своев» (воевод и «приказчиков»). Этот «служилый» люд двигался по рекам на лодках («ушкуях»), часто перетаскивая их по волохам.

Окно в Европу и история русского севера
Окно в Европу и история русского севера

Период русской колонизации

     В первый период русская колонизация носила характер открытого грабежа северных народов. С местного населения завоеватели взимали дань — ясак в виде ценных мехов и других товаров.

     Вслед за вооруженными отрядами ушкуйников, боярских холопов, на север и северо-восток начали двигаться массы трудового населения Новгорода, а дальнейшем — Московского государства, искавшие выхода из боярской кабалы и эксплуатации.

     По мере продвижения новгородцев на север они оседали в местах, наиболее благоприятных для развития промысловой деятельности. Промысловые поселения были созданы сначала в долинах и устьях рек Онеги, Ваги и Северной Двины, а затем и на побережье «Студеного» моря.

     Эти фактории, являвшиеся по существу боярскими вотчинами, имели целью организацию рыбного, зверобойного и соляного промыслов, а добычу пушнины в лесных районах. Они служили опорными пунктами для дальнейшей колонизации Поморья. Так возникли промысловые поселения Холмогоры, Орелец, Ненокса, Уна и др.

Окно в Европу и история русского севера
Окно в Европу и история русского севера

     Видное место в процессе колонизации севера, а затем в развитии русской торговли занимал возникший на Сухоне в 1147 г. город Устюг Великий.

     В первые годы после своего основания Устюг Великий играл роль опорного центра русской колонизации беломорского края и северо-восточной окраины Европейской части России.

     В начале XV в. существовали торговые связи Устюга с Холмогорами, где была ярмарка. В северо-западном направлении объектом новгородской колонизации были Корела и Терский берег (Лапландское побережье Кольского полуострова).

     Корела охватывала юго-восточную часть современной Финляндии, территории между Ладожским и Онежским озерами и далее на север примыкала к Кольскому побережью Белого моря.

     Население Прионежского края (Корелы) составляли корелы, лопь, лопари, саами и емь (ямь). Терский берег был заселен лопарями (прежнее название «дикая лопь»).

     Охватив район Северной Двины, волна русской колонизации устремилась отсюда по всему северному краю. Уже в XII в. началась колонизация реки Пинеги, с которой волохом через реки Кулой и Вятку новгородцы попадали на реку Мезень.

Окно в Европу и история русского севера
Окно в Европу и история русского севера

     Движение русских продолжалось далее на северо-восток в Заволочье, включало в себя течения рек Северной Двины, Мезени и Печоры. К югу и юго-востоку от Заволочья лежали земли Вятская и Пермская, а к северо-востоку от них — Югорская земля (Югра). Последняя простиралась до берегов Северного Ледовитого океана, охватывая нижнее течение реки Оби.

     Эти земли по мере их колонизации становились новгородскими «волостями» (владениями).

Новгород XIII век

     Во второй половине XIII в. Новгород официально включил Югорскую землю в состав своих волостей. Однако Великому Новгороду не удалось прочно укрепиться в захваченных им областях. Для сбора дани новгородцы отправляли в Югру, Заволочье, Печору и другие окраинные земли вооруженные отряды.

     Население Заволочья в подавляющей части составляла так называемая «заволоцкая чудь». Немногим раньше до проникновения русских в Печорский край сода пришли коми (зыряне). Пермскую землю населяло племя пермь, а Югорскую — югра (угорское племя).

     «Большое угорское племя, югра, долго отступало едва ли не из пределов теперешней Московской и Владимирской губерний на Вычегду, оттуда к Уралу и, наконец, за Урал».

     Покоренные на севере племена часто восставали против власти царской администрации. Упорное сопротивление русскому господству на крайнем севере оказывали ненцы, югра.

     Позже, когда русские основали на севере свои населенные пункты, наиболее воинственные племена систематически совершали набеги на них, причиняя им значительный ущерб. Например, одно из восточных самоедских племен — карачейская самоядь — на протяжении 17 лет четыре раза осуществляло набеги на Пустозерский острог.

Окно в Европу и история русского севера
Окно в Европу и история русского севера

Новгород XV век и путешествия русских мореплавателей

     В конце XV в. (1478 г.) Великий Новгород потерял свое господствующее положение на Руси и вошел в состав Московского государства со всеми своими владениями и колониями на крайнем севере.

     Еще до открытия северных торговых путей новгородцы поддерживали западными путями, ведущими к Балтийскому морю, торговые сношения с варягами.

     Большую роль в развитии экономических отношений Московского государства с Западной Европой сыграли путешествия русских мореплавателей в Северном Ледовитом океане. Одно из таких путешествий вокруг северной оконечности Европы совершил в 1496 г. Григорий Истома, направлявшийся в Данию в качестве русского посла.

Окно в Европу и история русского севера
Окно в Европу и история русского севера. Григорий истома

     Выйдя «на небольших ладьях» из устья Северной Двины, Истома с со своими спутниками пересек горло Белого моря, взяв курс на север вдоль Терского берега.

     Далее его путь проходил через Святой Нос, Вардегус, Нордкап (называвшийся тогда Мурманским Носом, переименованный в 1553 г. Ченслором и С. Бэрроу) и вдоль западного берега Норвегии в Тронхгейм. Из Тронхгейма Истома отправился сухим путем в Берген Копенгаген.

     Плавание Истомы вдоль берегов Северной Скандинавии не было единичным фактом. Русские поморы пользовались частью этого пути и до него. После Истомы нам известно плавание в Данию Василия Власия и из Дании в Россию — Юрия Траханиота (1501 г.) Позже этот путь был использован датчанами и голландцами в торговых целях.

     Значение путешествия Истомы заключалось в том, что он показал датчанам и голландцам путь через моря Ледовитого океана к русскому северу. Для Московского государства, открытие нового пути в Западную Европу, имело большое значение в связи с почти не прекращавшимися войнами с Швецией и другими государствами Прибалтики.

     Нужно отметить, что плавание Истомы было совершено за два года до знаменитого открытая пути в Индию Васко да Гама. Открытие морского пути в Европу через крайний север и присоединение Сибири, оказали большое влияние на развитие внешней торговли России в эпоху Ивана Грозного.

     Торговые сношения с европейскими государствами, проводившиеся на Балтийском море через Нарву, постепенно ослабевали вследствие всяческих препятствий русской торговле в Прибалтике, чинимых ливонскими немцами.

Окно в Европу и история русского севера
Окно в Европу и история русского севера. Иван Грозный

     После путешествия англичанина Ричарда Ченслора, случайно попавшего в Устье Северной Двины, и посетившего Москву в середине XVI в., начали развиваться торговые отношения Москвы с Англией, а затем Голландией и др., через крайний север.

     В 1587 г. Иван IV предоставил англичанам монопольное право на торговые операции по Северной Двине, Мезени, Печоре и Оби. Стесненные английской монополией, голландцы и датчане вынуждены были ограничиться торговлей в пределах северо-за- одной части Кольского полуострова.

Развитие торговли с иностранцами в Поморье

     Развитие торговли с иностранцами в Поморье в значительной мере содействовало возникновению населенных пунктов и основанию городов на крайнем севере Европейской России. Русские поселенцы сосредоточились главным образом, в устьях рек Беломорского бассейна.

Первое «окно Европу»

     1584 г., по приказу Ивана Грозного, на правом берегу Северной Дины, в 40 км от Белого моря, был основан город Архангельск (вначале называвшийся Новохолмогорским городом).

Окно в Европу и история русского севера
Окно в Европу и история русского севера

     До возникновения Архангельска главенствующая роль в качестве транспортно – экономических узлов крайнего севера, объединяющих основные торговые пути с Поморья ка Москву, принадлежала Холмогорам и Великому Устюгу.

     С развитием Архангельска город Холмогоры превратился в базу, питавшую ярмарочные склады Архангельска. Великий Устюг, однако, сохранил свое значение как торговый порт речной магистрали, связывающей Поморье с центром России.

     После основания Архангельска вся торговля с иностранцами, по указу Москвы, сосредоточилась в устье Северной Двины. Мурманский берег был закрыт для торговли с иноземцами.

     Первыми поселенцами Архангельска были стрельцы (гарнизон в 200 человек) и 130 семей, переведенных сюда двинских посадов и волостей. Город имел вначале лишь острог и два гостиных двора. Однако вскоре у высокого мыса Северной Двины была выстроена пристань.

     В течение конца XVI в XVII вв. Архангельск превратился в крупнейший порт Московского государства по торговле с Европой. Так было открыто первое «окно Европу».

В конце XVII в. Петр I, во время своих посещений Архангельска, положил начало судостроению. Первой была построена Вавнугская верфь, принадлежавшая купцах Бажениным, строившая торговые корабли. «Сия верфь есть самый первый купеческий корабельный завод России».

Окно в Европу и история русского севера
Окно в Европу и история русского севера

     В конце XVII и начале XVIII в. торговые сношения с Западом приняли наиболее оживленный характер. Число кораблей, приходивших в Архангельск в 1694 г., составило 49, а в 1716 г. уже 233.

     Здесь сосредоточилась преобладающая часть внешней торговли Московского государства (89% всего вывоза). Западный путь из Москвы в Европу через Балтийское море был закрыт вследствие захвата шведами Нарвы и утратил для России свое торговое значение. Тем боле стала возрастать роль Архангельска в хозяйственной жизни страны.

     Его влияние распространялось на все Московское государство, вплоть даже до Астрахани. Из Архангельска ежегодно вывозилось 20 000 пудов (около 330 000 кг) астраханской икры.

     После Архангельска, важнейшим торговым центром Севера была Вологда. Она являлась сборным пунктом для товаров, двигавшихся из Центральной России в Архангельск или далее на запад, и товаров, привозившихся с беретов Северной Валги, а также для английских товаров, отправлявшихся в Москву и Новгород.

     Здесь осуществлялся также меновой торг мехами, поступавшими с крайнего севера и северо-востока.

Торговый путь из Вологды в Москву шел на Ярославль, Ростов и Переяславль.

     Большое народнохозяйственное значение, в то время, имел санный путь Москва — Архангельск. Однако главенствующая роль Архангельска во внешней торговле России не была продолжительной. Она стала падать при Петре I, после основания Петербурга, ставшего первым торговым портом России.

Окно в Европу и история русского севера
Окно в Европу и история русского севера

     В начале XVIII в. Россия твердо решила добиться выхода Балтийскому морю. Путь из России в Европу через Прибалтику представлялся более близким и удобным для связи с европейскими рынками, чем путь Через Белое море.

Великая Северная война

     К началу XVIII в. интересы России и Швеции в Балтийском море столкнулись вплотную, противоречия достигали наивысшей точки. Началась война, известная под названием Великой Северной войны. Она продолжалась более 20 лет (1700 — 1721) и охватила Балтийское побережье, Польшу, Украину и Дунайские берега.

     Швеция воевала одновременно против России и Польши. Уже в начале Великой Северной войны, удача склонилась на сторону России.

     Петре I приступил, в первую очередь, к овладению Ингерманландией. Не решаясь начать действия с овладения Нарвой, которой шведы могли легко послать подкрепления.

     Петре I решил овладеть сначала течением Невы. С этой целью русские осадили небольшую крепость Нотебург (бывший Орешек, основанный новгородцами), расположенную на острове у самого истока Невы.

     В 1702 г. Нотебург был взят русскими войсками. Петр переименовал Нотебург в Шлиссельбург, в ознаменование того, что взятие этой крепости будет служить ключом к дальнейшим завоеваниям в Прибалтике.

     В следующем году русские овладели крепостью Ниеншанц. Вместо этой крепости (срытой после взятия) была построена новая на острове Луст-Эйланд, названная Петропавловском.

     В 1703 г. на небольшом острове Енисари («Заячий островок»), где Нева разделяется на Большую и Малую, вблизи Петропавловской крепости, по указу Петра, был заложен город (1703 года Петр I основал Санкт-Петербург) ставший в 1712 г. царской резиденцией.

Окно в Европу и история русского севера
Окно в Европу и история русского севера. Санкт-Петербург

Второе «окно в Европу»

     Летом 1703 г. русские войска захватили у шведов еще две крепости — Копорье и Ямы. Последняя была переименована в Ямбург и укреплена для прикрытия Петербурга со стороны Эстляндии.

     На острове Котлине, близ Петербурга, Меншиков по приказу Петра I построил новую крепость — Кроншлот (впоследствии Кронштадт) для прикрытия Петербурга со стороны моря.

     Завоеванием берегов Балтийского моря и основанием Петербурга в устье Невы, Россия открыла прямой выход в европейские моря, новые пути для торговых связей с Западной Европой. Таким образом, было открыто второе (после Архангельска) «окно в Европу».

     Чтобы превратить Петербург в основной торговый центр России, Петра I издал ряд законоположений. Так по указу 1722 г., завоз товаров в Архангельск был ограничен внутренней потребностью края, в то время как до возникновения Петербурга через Архангельский порт проходило 89 % всего русского вывоза.

     Петербургскому порту были снижены пошлины с 5 до 3 %, в то время, как Архангельск и Кола не получали этой привилегии.

     Поставка товаров в северные порты регламентировалась особым расписанием. В нем указывалось, какие товары могут доставляться к каждому порту в отдельности.

     Эти мероприятия привели к тому, что почти вся внешняя торговля из Белого моря была перенесена в Балтийское и сосредоточена у Петербурга. Таким образом, Петербург стад крупнейшим торговым портом Россия.

     Наряду с расцветом Петербурга и перенесением сюда торгового центра из Архангельска, торговое оживление на крайнем севере Европейской России уже в начале XVIII в. стало угасать. Торговля в Архангельске резко сократилась и вместе с этим он утратил свое прежнее экономическое значение.

     Наряду с этим и другие города Беломорском края и северных губерний (Холмогоры, Вологда др.) из оживленных торговых пунктов стали превращаться в захолустные города, мало приобщенные к хозяйственной жизни страны.

     Удобное географическое положение Петербурга как порта, связанного морскими путями с Западной Европой, а в дальнейшем, после устройства Вышневолоцкой водной системы, и речными путями с Центральной и Восточной Россией, содействовало его быстрому росту.

     Петербург стал столицей России. Здесь получила развитие промышленность по обработке заграничного сырья, судостроительная, и др. Морскими путями в Петербург доставлялось сырье из-за границы. Промышленность здесь развивалась на базе привозного сырья.

Окно в Европу и история русского севера
Окно в Европу и история русского севера. Санкт-Петербург

     Уже в 1703 г., т. е. в самом на начале основания Петербурга, было начато сооружение первого и старейшего в России искусственного сооружения канала, между реками Цной и Тверцой, как составной части Вышневолоцкой водной системы.

     Последняя была открыта в 1709 г. и соединила бассейн Волги с бассейном Балтийского моря. Благодаря этому Петербург оказался связанным с Поволжьем (откуда доставлялись хлеб и скот, а также нефть из Баку), с Уралом (откуда доставлялся металл) и с другими районами России.

     Вышневолоцкая система успешно действовала и была единственным водным путем, соединяющим Неву с Волгой, до начала XIX века, когда были устроены Мариинская (1810 г.) и Тихвинская (1808 г.) водные системы.

     Мариинская система, так же, как и Вышневолоцкая, соединяла бассейны Балтийского и Каспийского морей, но являлась более удобной и короткой. Тихвинская система должна была служить для прохода небольших судов в целях перевозки главным образом ценных и иностранных товаров из Петербурга на Нижегородскую ярмарку.

     Из всех этих водных путей, Тихвинская система была самым коротким (от Рыбинска до Петербурга по Вышневолоцкой системе 1350 км, по Мариинской 1193 км, по Тихвинской 900 км).

     Северо-запад Европейской части России, в период своего исторического прошлого, сыграл очень большую роль в ее развитии. Здесь были прорублены «два окна» в Европу (Архангельск, а затем Петербург), через которые Россия вела торговые сношения с европейскими странами.

     В наше время на северо-западе проводится работа по развитию хозяйства и культуры населяющих его народов.

                                                                                                                        Е. П. Маслов

Видео: Удивительная находка в горах Урала

 

 

You May Also Like