Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»

Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»

         Содержание

     Судно «Геркулес» вышло в море и исчезло

     Следы экспедиции «Геркулес» — остров Песцовый

     В поисках следов экспедиции

 

     Летом 1912 года в Арктику почти одновременно отправились три экспедиции.

     10 августа из Петербурга вышла элегантная трехмачтовая паровая яхта «Святая Анна». Ее капитан, лейтенант флота Г. Л. Брусилов, решил пройти в Тихий океан вдоль побережья Сибири.

     Через два дня из Архангельска на север двинулось неказистое зверобойное судно «Святой великомученик Фока». Начальник этой экспедиции, старший лейтенант Г. Я. Седов, задумал пройти, насколько возможно, в высокие широты, а затем на нартах достичь Северного полюса.

     Тогда же со Шпицбергена на восток ушло маленькое парусное моторное судно «Геркулес». На нем геолог В. А. Русанов намеревался достигнуть Берингова пролива.

     Ни Седов, ни Брусилов, ни Русанов не могли знать, что зима 1912/13 года войдет в историю Арктики как самая суровая и на родину, потеряв на Земле Франца — Иосифа командира, вернется только «Святой великомученик Фока».

     Надо сказать, что наиболее опытным полярником был Владимир Александрович Русанов. Необычна его судьба. Студентом он участвует в революционном движении и, преследуемый полицией, в 1903 году эмигрирует во Францию.

Памяп(ый знак, установленный участниками экспедиции в честь русановцев.
Памяп(ый знак, установленный участниками экспедиции в честь русановцев.

Судно «Геркулес» вышло в море и исчезло

     Там разрабатывает проект крупной экспедиции в Северный Ледовитый океан; четыре исследовательских судна, двигаясь попарно навстречу друг другу, должны были пройти всю трассу будущего Северного морского пути. (Кстати, именно проект Русанова лег в основу гидрографической экспедиции, предпринятой российским правительством в 1912 — 1915 годах.)

     Закончив курс в Парижском университете, Русанов в 1907 году возвращается в Россию и отправляется исследовать Новую Землю. Он, как говорят полярники, «заболел Севером».

     До 1911 года Русанов изучает Новую Землю, первый пешком проходит пролив Маточкин Шар, описывает берега острова. Едва успев обработать собранные материалы, отправляется в новую экспедицию, теперь на парусно — моторном боте «Геркулес» (водоизмещение 65 т) на Шпицберген.

      Участникам этого предприятия — зоологу З. Ф. Сватошу, горному инженеру Р. Л. Самойловичу (через 16 лет — начальник экспедиции на ледоколе «Красин», выручившей итальянских воздухоплавателей), океанографу (он же капитан) А. С. Кучину, штурману К. А. Белову, механикам К. А. Семенову и Ф. А. Быковскому, боцману А. А. Попову, матросам А. С. Чукчину, В. Т. Черемухину, А. А. Равину, Ф. М. Ермолину, В. Г. Поцову и другим — предстояло разведать залежи угля на острове. Ушла на «Геркулесе» и жена Русанова, студентка Сорбонны Жюльетта Жан.

     Завершив программу научных работ, начальник экспедиции предложил ученым и морякам (кто изъявит желание) попробовать пройти на «Геркулесе» вдоль побережья Сибири к Берингову морю.

     Посовещавшись, решили, что З. Ф. Сватош, Р. А. Самойлович и А. А. Попов доставят материалы экспедиции в Россию, а остальные испытают необычный маршрут.

     Взяв курс на восток, судно, борясь со штормами, миновало остров Медвежий и в начале августа отдало якорь у западного входа в пролив Маточкин Шар, близ становища в Поморской губе. Здесь Русанов оставил последнюю весть об экспедиции.

    «Телеграмма начальника экспедиции 1912 года В. А. Русанова, оставленная на Новой Земле в самоедской колонии. Маточкин Шар 18 августа с просьбой отправить ее, когда представится возможность, по следующему назначению: Петербург, Ждановка, 9, Стюниель.

     Юг Шпицбергена, остров Надежды окружены льдом. Занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год, все здоровы, Русанов».

Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»
Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»

     «Геркулес» вышел в море и исчез … Через несколько месяцев обеспокоенное отсутствием известий Русское географическое общество снарядило спасательную экспедицию, зафрахтовав судно «Эклипс», капитаном которого был опытный полярник Г. Свердрyп. Но ни спасатели, ни команды других судов не нашли следов «Геркулеса».

     А потом грянула первая мировая война … Что же, появилась еще одна неразгаданная тайна Арктики?

     В 1919 году вахтенные ледокольного парохода «Соловей Будимирович», который находился между островом Белый и проливом Югорский Шар, в точке с координатами 72⁰ 24′ северной широты и 65⁰ восточной долготы, заметили корпус перевернутого деревянного судна, похожего на норвежский зверобойный бот.

     Моряки определили его длину в 80 футов, а ширину в 28 футов (27м и 9 м соответственно). Подобные размеры были у «Геркулеса». Попытки отбуксировать обломки к берегу оказались безуспешными из-за свежей погоды. Что за судно видели с «Соловья Будимировича», осталось неизвестным.

     В 1934 году команда гидрографического бота «Сталинец» обследовала шхеры Минина — архипелаг, открытый в 1738 — 1740 годах штурманом Ф. А. Мининым восточнее устья Енисея.

     При осмотре необитаемого острова Вейзель топограф А. И. Гусев заметил деревянный столб. На нем виднелась четкая надпись: «Геркулес» 1913 года». Позже обнаружили еще одну надпись, но прочесть ее так и не удалось. Интересно, что она была сделана, аккуратно, видно, вырезали ее не торопясь.

Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»
Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»

     Заметим, что такие столбы и другие приметные знаки у полярников принято оставлять по своим маршрутам. Если экспедиция базируется на судне, указывается его название, если исследователи идут по суше, то фамилия начальника.

     Близ столба на острове Вейзель, переименованном гидрографами в Геркулес, лежали сломанные нарты. Позже на другом безымянном острове (ныне острове Попова — Чукчина), находящемся юго-западнее Геркулеса, гидрографы обнаружили визитные карточки … З. Ф. Сватоша, мореходную книжку А. С. Чукчина, справки, выданные Б. Г. Попову, и серебряные часы с его инициалами.

     У самого берега лежали присыпанные песком обрывки одежды, фотоаппарат, горная буссоль, ружейные патроны.

     Спустя два десятилетия полярник Б. А. Троицкий обнаружил там же золотую запонку с английским клеймом. Следов захоронения и останков людей на островах не было …

     В 1936 году остров Попова — Чукчина вновь обследовали гидрографы с судна «Торос». Они нашли остатки одежды, обоймы от пистолета системы «браунинг», пуговицы, монеты и блокнот.

     В нем на первой странице рукой Русанова было написано заглавие исследования: «К вопросу о Северном морском пути через Сибирское море» …

     Несомненно, гидрографы нашли последние стоянки русановцев. Но совершенно непонятно, зачем они оставили там визитные карточки Сватоша, давно вернувшегося в Россию? Зачем матросы Чукчин и Попов оставили здесь свои документы и серебряные часы?

     В 1944 году Арктика преподнесла еще один сюрприз: к поселку Мыс Дровяной, что находится в Обской губе, волны выбросили часть обшивки судна с сохранившейся надписью «Геркул» и кусок доски от палубного настила. На ней была вырезана фамилия Чукчин! Однако до сих пор не установлено, кто видел эти предметы … Других следов «Геркулеса» и его экипажа обнаружить не удалось.

                                                                                    Историк Боечин И.

Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»
Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»

Следы экспедиции «Геркулес» — остров Песцовый

     О следах кораблекрушения у Песцового — одного из островов в шхерах Минина — охотник П. Г. Колотов рассказал только в 1975 году.

     Все началось с того, что, обходя по обыкновению летом то ли 1942-го, то ли 1943 года западное побережье Песцового, Колотов заметил среди выброшенного морем плавника трехметровый обломок судового киля и части обшивки.

     Чуть дальше, в море, на мелководье, что-то темнело. Зайдя в воду, Колотов увидел изрядно помятый льдом небольшой двигатель, реверсивную муфту с обломком гребного вала и массу мелких металлических предметов.

     С кожуха двигателя охотник на всякий случай снял медную фирменную табличку с надписью латинскими буквами. Колотов долго держал ее в своей избе, но потом затерял. Время было военное, тревожное, и Колотов не придал значения давно проржавевшему металлу.

     Вспомнил о своей находке лишь спустя три десятилетия, когда участники экспедиции газеты «Комсомольская правда», занимавшиеся поисками русановцев, спросили его, не встречал ли он в шхерах Минина чего-нибудь необычного.

     Где находились обломки судна, Колотов помнил хорошо — в 2 км севернее скалистого мыса Флаг, юго-западной оконечности острова Песцовый. Там широкий галечный пляж выступает в пролив Глубокий, отделяющий этот остров от остальных. Выйдя на кромку пляжа, участники экспедиции сразу нашли обломок киля сечением около 20 см, но кусков обшивки уже не было.

     Предположив, что все это могло быть остатками парусно — моторного бота «Геркулес», участники экспедиции два летних сезона обследовали место кораблекрушения. Со дна прибрежного участка, протянувшегося на 50 м, а в море — до двухметровых глубин, они подняли свыше 200 предметов.

     Среди них были исковерканные дрейфующим льдом детали двигателя внутреннего сгорания, реверсивной муфты, части гребного вала и лопастей винта, парусного рангоута и палубного ограждения. Были там и слесарные инструменты, бронзовые втулки, подшипники, запальные свечи двух видов, свинцовая гиря лота. Почти все оказалось под слоем гальки и песка, отыскали их с помощью металлоискателя.

     Эксперты ВНИИ Министерства внутренних дел СССР, изучив дроссельную заслонку двигателя, на которой виднелась латинская надпись «РАТ… 1902», сочли, что свечи зажигания и клапан были изготовлены за рубежом до 1917 года. Не исключалась их принадлежность к «Альфе» — керосиновому мотору, с двойным впрыском топлива, мощностью 50 л. с.

Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»
Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»

     Такой мотор, как мы знаем, стоял и на «Геркулесе». К сожалению, других двигателей «Альфа», с деталями которых можно было бы сравнить находки, не сохранилось. Поэтому однозначного заключения эксперты не дали.

     Насторожило участников экспедиции то, что среди находок оказался гаечный ключ с маркой «Промвоенторг» и гильза с клеймом «Торгохота», наверняка сделанные в советское время. Поэтому сначала было решено, что судно, найденное у Песцового, «Геркулесом» быть не может.

     Автор этих строк придерживался иного мнения. И вот почему. Хроника мореплавания в этом районе не содержит сведений о гибели в шхерах Минина парусно — моторного судна длиной около 20 м. Установлено, что в 20 — 40-х годах морские перевозки здесь осуществляла специализированная организация Комсеверопуть, в 1933 году преобразованная в Главсевморпуть.

     До этого в водах восточнее Енисейского залива побывало всего четыре судна — «Зверобой», «Белуха», «Иней» и «Профессор Житков». Два из них, «Зверобой» и «Профессор Житков», погибли в 30-х годах у берега Петра Чичагова — и остатки их корпусов можно было увидеть и спустя два десятилетия.

     С 1933 года шхеры Минина начали основательно обследовать гидрографические суда Главсевморпути. Ученые нанесли на карты очертания свыше 200 островов, выявили судоходные фарватеры.

     В архивах, например, сохранился первый планшет острова Песцовый, составленный в том же году. На нем нет отметки «затонувшее судно» — а такой знак непременно наносится на навигационные карты.

     Нет упоминаний о серьезных авариях, сопровождавшихся гибелью судна, и в отчетах гидрографов за 1933 — 1944 годы. Опрошенные нами ветераны гидрографической службы сочли невероятным, что факт гибели у Песцового даже небольшого судна мог остаться незамеченным.

     Они припомнили, что осенью 1943 года на скалы мыса Флаг штормом выбросило деревянный баркас длиной 7 м, оснащенный отечественным мотором Л-6. Через некоторое время место аварии осмотрели, но корпус баркаса не нашли. По мнению гидрографов, его снесло дрейфующим льдом и течениями к галечному пляжу туда, где Колотов нашел следы кораблекрушения.

Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»
Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»

     Вполне возможно, что за три десятилетия металлические предметы с баркаса перемешались с деталями раннего происхождения. Так, среди частей старого мотора «Альфа» и оказались ключи Промвоенторга и гильза Торгохоты. Поэтому нельзя утверждать, что охотник обнаружил корпус судна, затонувшего в 20 — 40-е годы.

     Кстати, вспомним, что деревянный корпус старого парусно-моторного судна к началу 40-х годов полностью разрушился. Эта ли не свидетельства того, что катастрофа произошла в начале века? Что ни говорите, а есть основания предполагать: Колотов обнаружил у острова Песцовый именно «Геркулес». Но тогда нам придется ответить: как русановцы оказались в этих водах?

     Можно предположить, что зиму 1912/13 года они провели у острова Вейзель (ныне — Геркулес). Теперь-то известно: лето 1913 года в Арктике было необычайно холодным, ледовый припай у суши вскрылся очень поздно и далеко не везде. Вероятно, «Геркулес» у Песцового был затерт очень тяжелыми льдами.

     Потеряв надежду, что судно само выйдет на чистую воду до наступления зимы, Русанов с частью экипажа отправился в пеший поход вдоль берега, чтобы разведать путь на материк.

Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»
Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»

     Скорее всего, они пересекли полуостров Михайлова и вышли к бухте Глубокая. Там, на тундровом склоне, разожгли огромный костер (следы его сохранились). Это был сигнал оставшимся на «Геркулесе». Иначе непонятно, зачем измотанные походом люди втаскивали тяжелые бревна плавника на высоту: чтобы обогреться и приготовить пищу, можно было развести костер и у самой воды.

     Встреча разведчиков с теми, кто был на судне, произошла, видимо, где-то у северо-западной кромки шхер. Потом, уходя на материк, русановцы оставили все лишнее на одном из безымянных островов — ныне остров Попова — Чукчина.

     Вероятно, им пришлось дожидаться, когда в проливах между островами установится прочный ледовый покров, чтобы пройти к устью реки Пясины, где надеялись встретить кочующих оленеводов.

     Зная Арктику, берусь утверждать: готовясь к переходу, русановцы провели на Песцовом не одну неделю. Естественно, им понадобилось жилье. Просматривая полевой планшет первой топографической экспедиции, составленный при съемке острова в 1933 — 1934 годах, мы обнаружили у береговой линии, против следов кораблекрушения, черный прямоугольник с надписью «изба»!

     Несомненно, гидрографы видели хорошо сохранившееся жилье. В противном случае они пометили бы его как «развалины» (именно так обычно помечают на картах полуразрушенные дома русских промышленников XVII — XIX веков).

     К тому же известно: в прошлом столетии промысловая деятельность на берегах Пясинского залива прекратилась, а возобновилась она лишь в 20 — 30-е годы советскими кооператорами.

     Предположив, что изба построена промысловиками 100 — 200 лет назад, мы пошли бы против здравого смысла. Вряд ли они стали бы капитально обосновываться на побережье пролива Глубокий, где рыбная ловля плоха, плавника (одновременно топлива и строительного материала) мало, постоянного источника пресной воды нет.

     Куда лучше условия в юго-западной бухте Песцового. (Там, кстати, и построил свою избу Колотов!) Недаром она стала называться Промысловой … Словом, невольно напрашивается версия: избу соорудили русановцы.

Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»
Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»

     Поскольку на острове не нашли останков и следов захоронения, можно предположить, что Русанов и его товарищи осенью или зимой 1913 года ушли к реке Пясине, оставив «Геркулес» у Песцового, где его со временем разрушили дрейфующие льды. Деревянные обломки унесло течением, а металлические части осели на дне, где их и увидел Колотов.

     За двое — трое суток русановцы могли достичь устья Пясины, но найти само устье без надежной карты было непросто: в начале зимы вода, нагоняемая с моря западными ветрами, нередко взламывает неокрепший лед.

     И еще одно обстоятельство. Если русановцы и вышли к низовьям Пясины, встретить оленеводов они не могли — те откочевывают еще в сентябре, с первыми холодами. В таких условиях без продовольствия, без топлива (плавника в этих местах нет) исход пешего марша ослабевших, наверняка еще и больных людей предугадать нетрудно.

     Правда, пока это только гипотеза. Чтобы подтвердить или опровергнуть ее, необходимо разыскать в архивах или в фондах технических музеев чертежи, фото и описания мотора «Альфа» с двойным впрыскиванием керосина.

     Сравнив их с остатками мотора, найденными у острова Песцовый, можно ответить, там погиб «Геркулес» или нет. Нужно тщательно обследовать избу — не исключено, что в ней исследователей ждут следы русановцев.

     В низовьях и дельте Пясины (где, вероятнее всего, погибли они) надо скрупулезно осмотреть местность, опросить старожилов, разузнать, не встречались ли им странные находки. Заодно выяснить у них, откуда пошло название речки Четырех — наверняка его дали неслучайно…

     Стоит обследовать берега озера Надудотурку, находящегося примерно в 100 км юго-западнее нижнего течения Пясины. Рыбаки, бывавшие там, видели останки людей, погибших очень давно. Не исключено, что русановцы, заметив на материке следы оленей, пошли по ним, надеясь выйти к стойбищу. А попали к пустынному, замерзшему озеру.

     Одним словом, если удастся сделать хотя бы часть намеченного, то, возможно, будет раскрыта еще одна тайна Арктики…

                       Кандидат географических наук, почетный полярник Троицкий В.

Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»
Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»

В поисках следов экспедиции

     Через десятки лет после находок гидрографами следов русановцев нам удалось обнаружить третью стоянку экипажа «Геркулеса» в бухте Глубокой, юго-восточнее полуострова Михайлова. Теперь это место называется мысом Русановцев.

     Да, логично предположить, как это делает Владилен Александрович Троицкий, что русановцы шли к устью Пясины. Так считали и мы в 1975 году, когда в третий раз, используя отпуска, отправились искать на берегах Карского моря следы «Геркулеса».

     Мы разделились на три отряда: один направился в залив Ахматова на острове Большевик в архипелаге Северная Земля, другой под руководством старшего радиста экспедиции Леонида Лабутина работал в устье Пясины, а третий (в нем были авторы этих строк) шел на надувных лодках вдоль северной кромки шхер Минина от острова Попова — Чукчина к Пясино.

     12 августа мы связались по радио с Лабутиным.

   — Вчера вышли к зимовью охотника Земцова, — взволнованно говорил Леонид. — От него узнали, что в юго-западной части острова Песцовый зимует Колотов. На вашей карте его изба отмечена?

   — Отмечена.

   —  Земцов слышал от Колотова, что тот еще в 1943 году нашел остатки судна, видел предметы с иностранными надписями. Сейчас Колотов ждет погоды, чтобы переправиться на Таймыр, а оттуда пойдет на Пясину.

     Вскоре наши ребята познакомились с Павлом Гавриловичем Колотовым. Что за судно погибло у мыса Флаг, он, оказывается, не знал, о Русанове слышал, но с «Геркулесом» свою находку не связывал. Место, где лежали остатки судна, он охотно показал нам. Там мы подняли сачком со дна 65 предметов и передали их на экспертизу.

   «По представленным музею деталям и фотоснимкам можно предположить, что найденные части корпуса и корабельные детали относятся к небольшому деревянному судну с усиленным корабельным набором, о чем можно судить по снимку части киля с металлическими нагелями его крепления, сообщили нам специалисты Центрального музея ВМФ.

     Судя по наметкам для баллера руля, его корпус был не вельботного типа, а транцевый. Судно имело невысокий фальшборт, высоту которого до необходимых размеров дополняли одношариковые леерные стойки.

     Об их наличии на судне говорят сохранившийся башмак стойки и сама стойка. По всей вероятности, на судне была невысокая надстройка, поскольку сохранились башмаки рубочного леера — либо деревянного, либо трубчатого. Детали мотора и части стоячего и бегучего такелажа, как-то: винтовые талрепы, шкивы блоков, такелажные скобы говорят о том, что судно было парусно — моторным.

     Его размеры могли быть: длина в пределах 18 — 22 м, ширина 5 — 6 м при осадке до 2,2 м. Таким образом, найденные корабельные детали могли принадлежать судну, близкому по своим размерам к «Геркулесу».

Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»
Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»

     Троицкий писал, что мы нашли муфту мотора, клапан, свечи. Был расчет, что на них удастся что-нибудь прочитать, например, название фирмы — изготовителя. Сотрудники ВНИИ МВД согласились помочь, но в их ответе значилось:

    «…надписи и клейма не удалось обнаружить даже после специальной обработки предметов». Не нашлось и технической документации на мотор «Альфа», которым, как известно, был оснащен «Геркулес».

     Поэтому результаты обследования деталей двигателя, найденных у острова Песцовый, выглядели так:

    «1. Свеча зажигания изготовлена до революции и не в России; не исключена возможность, что свеча зажигания такой конструкции использовалась на двигателе моторной лодки экспедиции В. А. Русанова.

   2. Клапан двигателя внутреннего сгорания изготовлен, вероятнее всего, до 1920 года, существует большая вероятность, что клапан мог принадлежать именно двигателю «Альфа».

     Итак, заключения обеих экспертиз свидетельствовали:

     Судно, погибшее у Песцового, могло быть «Геркулесом». Поэтому в 1977 году мы организовали у мыса Флаг подводные работы. Руководил ими опытный подводник, председатель совета московского клуба аквалангистов С. Прапор.

     Участники экспедиции были хорошо оснащены — десяток аквалангов, гидрокостюмы, два компрессора, боксы для подводной фото и киносъемки, моторная шлюпка… Однако нас подвела ледовая обстановка: у мыса Флаг стоял крепкий припай, а в проливе Глубокий взад-вперед дрейфовал лед. Пришлось ломами долбить припай.

     Первые же спуски дали находки — части мотора, инструменты. Вытащенные из-под воды предметы разнообразны: массивная бронзовая втулка, бронзовый подшипник, ключ разводной, ключ гаечный, кусачки, стамеска, зубило, свинцовый лот, кованый болт с гайкой, леерная стойка, медная трубка и т. д.

     Свидетельствуют ли они в пользу гипотезы, выдвинутой Троицким? Безусловно! Но решающем доказательством их считать нельзя. Мы нашли две сломанные лопасти винта. По размерам они подходят «Геркулесу», но доказать, что они принадлежали именно ему, ни нам, ни экспертам не удалось.

     Все, о чем рассказал известный полярник В. А. Троицкий, нас радует, но, откровенно говоря, мы относимся к находкам у мыса Флаг с меньшим оптимизмом. Ведь прямых доказательств, что Колотов нашел остатки именно «Геркулеса», как мы уже подчеркивали, пока нет. Есть только версия…

Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»
Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»

     А вот соображения В. А. Троицкого, касающиеся избы на острове Песцовый, обнаруженной в 30-е годы гидрографами, для нас весьма интересны.

     На острове Геркулес участники полярной экспедиции «Комсомольской правды» побывали в 1977 году, на мысе Русановцев и на острове Попова — Чукчина мы были по четыре раза, трижды осматривали окрестности мыса Флаг.

     На собственном опыте убедились: работать в этих местах очень трудно. Бывало, сходит снег, лед взломало, но прошло две-три недели — и, глядишь, лето кончилось, вновь пошел снег, море затягивает молодым льдом.

     И все-таки очень хотелось бы вновь побывать на острове Песцовый, тщательно осмотреть озеро на острове Попова — Чукчина. Весьма заманчиво было бы исследовать берега реки Четырех и озера Надудотурку…

Кандидат технических наук Шпаро Д., кандидат географических наук Шумилов А.

Видео: Летучий Голландец и пропавшие корабли

Альпинисты – истории альпинистов и сообщения очевидцев

Исторический эксперимент – экспедиция по пути Колумба

Арктика – зеленая Арктика и древняя колония норманнов

Беллинсгаузен и первые русские в Антарктике

Миклухо – Маклай и его путешествия

 

You May Also Like