Рождество — как в старину Рождество справляли

Рождество - как в старину Рождество справляли

         Содержание

     В рождественский праздник

     Настали Святки, то-то радость

 

     Один из главных христианских праздников Рождество Христово — православная церковь отмечает 7 января. На Руси Рождество стали праздновать после введения христианства — в X веке.

     Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник — коляду. Рождеству предшествовал 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника все православные сочельничали.

Рождество - как в старину Рождество справляли
Рождество — как в старину Рождество справляли

В рождественский праздник

     До появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с обрядовой каши — кутьи.

     Ее варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы и приправляли медом, изюмом и сочивом — маковым, конопляным, миндальным или другим семянным соком, который называли молоком.

     В рождественский сочельник такую кашу ставили на стол, покрытый соломой, а сверху скатертью. Вынимали соломинку и гадали. Окажется длинная родится хороший урожай льна, а короткая будет неурожай.

     В этот вечер спутывали ноги столу, чтобы скот не бегал.

     Девушки собирались за околицей и пригоршнями бросали снег против ветра. Если снег падал звучно, это предвещало молодого красавца — жениха, если неслышно и криво быть за глухим или стариком.

     В сам день Рождества обычно пекли крупитчатые калачи, перепечи (небольшие ржаные колобки), фигурки из теста, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных, и посылали их в подарок родным и близким.

     Главными угощениями на праздничном столе были свиное мясо и рождественский гусь с яблоками.

Рождество - как в старину Рождество справляли
Рождество — как в старину Рождество справляли

Настали Святки, то-то радость

      Между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) отмечают святки — двенадцать святых дней, установленных православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане.

     Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества церковь начала с древних времен. В эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния (от слова «кумир» — изображение, изваяние языческого божества).

     Запрещалось также работать, особенно с наступлением темноты. Во многих местах, однако, святость этих дней нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника коляды, воспевавшего культ природы.

     Колядки, как и святки, справляли в период зимнего солнцестояния. По древним воззрениям славян, это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, это, наконец, поворот к лету, к теплу, которое несет плодородие и веселье.

     «На коляду дня прибыло на куриную ступню» — говорили в народе.

Рождество - как в старину Рождество справляли
Рождество — как в старину Рождество справляли

     Существует версия, что слово «колядки» произошло от слова «календы», которым римляне называли начало нового года. Коляда — славянский мифологический персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла, «бог торжеств и мира», по словам историка Н. М. Карамзина.

     Обряды колядок были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье — счастье, но прежде всего — чтобы не прекратилась жизнь. Об этом пелось и в колядных песнях:

 … А дай Бог тому,

     Кто в этом дому!

     Ему рожь густа,

     Рожь ужиниста!

     Ему с колосу осьмина,

     Из зерна ему коврига,

     Из полузерна — пирог.

     Наделил бы вас Господь

     И житьем, и бытьем,

     И богатством…

                    И. Н. Крамской. Святочное гадание. 1870-е годы.

     Колядовать начинали с рождественского сочельника. Молодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу.

Рождество - как в старину Рождество справляли
Рождество — как в старину Рождество справляли

     Обычно четверо парней несли чучело кобылы, связанное из соломы. Верхом на «кобылу» сажали мальчика — подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой.

     Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие.

     Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье.

     Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:

     Коляда, моляда,

     Уродилась коляда!

     Кто подает пирога —

     Тому двор живота,

     Еще мелкой скотинки

     Числа бы вам не знать!

     А кто не дает ни копейки —

     Завалим лазейки,

     Кто не дает лепешки —

     Завалим окошки,

     Кто не дает пирога —

     Сведем корову за рога,

     Кто не даст хлеба —

     Уведем деда,

     Кто не даст ветчины —

     Тем расколем чугуны!

Рождество - как в старину Рождество справляли
Рождество — как в старину Рождество справляли

     После безуспешных попыток искоренить коляду христианская церковь включила ее в святки, противопоставив играм и обрядам коляды славление Христа, хождение со звездой и пр.

     В колядных песнях народ начал воспевать и Иисуса Христа, события праздников Рождества и Нового года. Духовенство подключилось к такого рода творчеству, церковники стали сочинять книжные колядки — «канты».

     Так святки стали воплощением языческих и христианских верований, самым насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами праздником.

Рождество - как в старину Рождество справляли
Рождество — как в старину Рождество справляли

     С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов.

     Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.

     Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими.

     Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.

Рождество - как в старину Рождество справляли
Рождество — как в старину Рождество справляли

     «На святки самая строгая мать, — читаем в книге С. В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», — не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в «жировой» избе, на посиделках, заливается гармонь, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают «слушать» под окнами и гадать в поле».

     В «святые вечера» женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Ткать было грешно, иначе в праздник случится несчастье. Грешно было и охотиться на святки на зверей и птиц.

     Девушки обычно наряжались в чужие сарафаны и закрывали лицо платком, самые бойкие облачались в мужской костюм. Парни надевали женские платья. Так интриговали и дурачили знакомых из других деревень, когда приходили к ним в гости.

Рождество - как в старину Рождество справляли
Рождество — как в старину Рождество справляли

     Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая на Васильев день (с 13 на 14 января), вторая на Крещение (с 18 на 19 января).

     Для святок характерны «очистительные» обряды: окуривание и окропление водой крестьянских построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы и др.

Видео: Загадка Новогодняя ёлка

Новый год — где и как встречают новый год

Тест Новый Год

Новогодние игрушки своими руками — новогодний праздник

Новогодние гадания эгрегор и Гаусс

Рождественская сказка – буквы в ночной типографии

 

You May Also Like