Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

         Содержание

     Первые американцы

     Погоня за золотом

     Семь городов Сиболы

     Путешествие Кабеса де Вака

     В поисках «Семи городов Сиболы»

 

     Кто они, первые американцы? Когда впервые появились на землях Нового Света? Немецкий журналист и писатель К. В. Керам (Курт Вильгельм Марек), используя материалы историков и археологов, воссоздает картины жизни индейских племен, рассказывает об их высокой культуре.

Первые американцы

     Только один влиятельный для своего времени человек, знакомый нам по ранней истории Америки, написал книгу, в которой обвинил завоевателей в ужасных преступлениях против индейцев. Это был епископ Бартоломе де лас Касас.

     Его книга, вышедшая в 1552 году, называлась: «Связь первых путешествий и открытий испанцев в Америке с описанием их неслыханно жестокого обращения с индейцами».

     Касас относился к индейцам, как к равным, изучал их традиции, самобытную культуру и ставил ее (во всяком случае, культуру империи ацтеков в Мексике и империи инков в Перу) во многих отношениях выше той, что привезли с собой конкистадоры…

     Завоевание Нового Света началось почти сразу после открытия его Колумбом. Высадившись в 1519 году во главе отряда хорошо вооруженной кавалерии, Эрнандо Кортес за два года разрушил процветающее государство Монтесумы («Как прохожий, который бездумно сшибает головку одуванчика», — писал Шпенглер) и захватил несметные богатства.

Портрет Эрнана Кортеса XVIII века.

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Не меньше золота награбил и Франсиско Писарро, когда он в 1533 году опустошил Инкскую империю Атахуальпы. Испанские губернаторы, посланные своим венценосным монархом, грабили и убивали индейцев.

Резня в Чолуле. Тласкаланское изображение XVI века.

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Однако скорее лас Касас был донкихотом, упрямым правдоискателем. Может быть, не все в его описаниях точно, но последние исследования показали: за период завоевания Америки испанцы уничтожили миллионы индейцев.

     Факт остается фактом: уничтожены были миллионы. И единственным мотивом для этой самой страшной в истории человечества резни была ненасытная жажда золота.

Погоня за золотом

     Погоня за золотом породила множество легенд. Эльдорадо — один из таких мифов, распалявший завоевателей. Для искателей приключений эта сказочная страна была реальностью. После того, как Писарро наполнил золотом, найденным в стране инков, целую комнату, поиски Эльдорадо продолжались с новой силой.

Франсиско Писарро Гонсалес.

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Длились они до восемнадцатого столетия. Не удивительно, что после захвата Кортесом богатейших ацтекских городов с их дворцами и храмами взоры завоевателей обратились на север.

     Никто, даже сами индейцы, не знал, что за страна лежит к северу от Мексики. Почему бы и там не стоять дворцам и храмам? И в подогретом щедрым солнцем воображении возникают новые фантазии.

Семь городов Сиболы

     Там, на неисследованном севере, находятся «Семь городов Сиболы», где улицы вымощены золотом, а двери величественных зданий украшены сверкающими драгоценными камнями.

     Как ни странно, испанцы привезли легенду о «Семи городах» из Европы. Легенда повествует, что якобы в восьмом веке один епископ, опасаясь вторжения арабов, отплыл из Лиссабона на запад через океан и на новой земле основал семь процветающих городов.

     У европейской легенды есть «двойник» — история, рассказанная индейцами и относящаяся примерно к тому же времени…

     Рассказы о «Семи городах Сиболы» передавались из уст в уста, из одной таверны в другую. Сибола стала символом богатства и могущества.

     Позже солдат, который знал эту историю лучше многих других (звали солдата Педро де Кастаньеда, служил он в отряде Коронадо), так пишет об этом:

   «В 1530 году у Нуньеса де Гусмана, бывшего тогда правителем Новой Испании, был индеец родом из «долины долин» — Ошитипар, которую испанцы называют Техос.

     Индеец говорил, что его отец, торговец (умер он давно), путешествовал с ним по стране, продавая перья, используемые как украшения. В обмен на перья торговец привез домой много золота и серебра.

     Раз или два сопровождая отца в поездках, индеец видел громадные города, которые можно сравнить с Мехико. Городов было семь, и в каждом — множество шумных улиц, где жили серебряных и золотых дел мастера.

     Для того, чтобы достигнуть этих городов, надо сорок дней двигаться по пустыне, где ничего не растет, кроме травы, и держать направление на север…»

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Упоминания о Сиболе встречаются и во многих современных работах. Человеком, который впервые проверил правдивость легенд, тщательно изучив исторические источники, и определил расположение Сиболы (правда, не городов, блистающих золотом и серебром), был знаменитый впоследствии Адольф Ф. Банделье — пионер в области антропологии и археологии американского Юго-Запада.

     Но в то время, когда был написан труд Банделье, в Америке не нашлось журнала, который согласился бы его напечатать. Материал Банделье опубликовала нью-йоркская «Штаатцайтунг» в 1885 — 1886 годах.

Видео: Загадка таинственная пещера

Путешествие Кабеса де Вака

     Первым европейцем, пересекшим Северную Америку с востока на запад, был Кабеса де Вака («Коровья голова»). Свое забавное имя путешественник получил от предка — пастуха.

     В XIII столетии, когда король Наварры сражался с маврами, этот пастух провел королевские войска потайной тропой в горах. Чтобы путь был заметен всему войску, находчивый крестьянин надел на шест коровью голову.

     Король выиграл сражение, пастух был награжден. С тех пор его и стали называть Кабеса де Вака. Альвар Нуньес Кабеса де Вака первым рассказал о том, что Америка — огромная страна и, безусловно, новый континент.

Альвар Нуньес Кабеса де Вака.

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Он служил казначеем в экспедиции Панфило де Нарваэса, который, как и многие другие в то время, отправился завоевывать часть неизвестной страны, лежащей на севере.

     В апреле 1528 года флот Нарваэса достиг берегов Флориды, неподалеку от места, которое сейчас называется залив Тампа. Штормы разбросали суда, и никто не знает, как и где встретили смерть Нарваэс и большинство его спутников.

     Среди оставшихся в живых был Кабеса де Вака. Вместе с ним уцелели Андрес Дорантес, Алонсо дель Кастильо, Мальдонадо и Эстебанико — мавр родом из Асамора. Кажется, все муки ада претерпели они, выброшенные на техасский берег (возможно, на полуострове Веласко, к юго-западу от современного города Галвестона), пробираясь через Флоридские болота.

     Но затем последовало не менее драматичное плавание через Мексиканский залив на примитивных лодках. Возможно, эти четверо не стали бы противиться судьбе, если бы могли представить себе все трудности скитаний, которые будут продолжаться восемь лет.

     Быть может, правда, их поддерживало то, что они станут первыми европейцами, которые пересекли Североамериканский континент от Флориды до Калифорнии.

     Мы можем проследить только несколько наиболее интересных моментов долгого путешествия. Было много попыток нанести этот путь на карту, но точность любого из вариантов мала, потому что описания местности, которые оставил де Вака, не могут служить абсолютным ориентиром. Расстояния он измерял длиной дневного перехода, а ведь переходы наверняка были очень разными.

Маршрут экспедиции Нарваэса (до ноября 1528 г.) и реконструкция Кабеса де Вака.

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Потерпевшие кораблекрушение вступали в контакт с индейскими племенами. Они встречали людей с разными обычаями и языками, но все они были очень бедны. Случалось, четверо товарищей попадали в рабство. Судьба путников менялась постоянно.

     Бесправные в одном племени, они становились друзьями индейцев в другом. Два фактора двигали их жизнью: голод и стремление вернуться на родину.

     Охота в пути была небогатой, да и путешественники не слыли опытными охотниками или рыболовами. Они всегда зависели от своих временных владельцев или друзей.

     Месяцами путники питались кореньями, земляными червями, пауками, ящерицами. Несколько раз они серьезно болели. Их тела покрывались язвами и ранами, их мучила лихорадка. Часто они теряли друг друга.

     Однажды Дорантес исчез на десять месяцев. Потерялись Кастильо и мавр. Потом они снова встретились, а в конце концов к ним присоединился и де Вака. Шел 1534 год. К этому времени все четверо находились на западе Техаса.

     Просто удивительно, как во время всех перипетий, которые уготовила им судьба, не погасла последняя искра надежды… Четверо шли и шли через пустыню, через дикие, не видевшие человека леса и, не отчаиваясь, стремились к заветной цели: выйти к своим!

     Во время странствий де Вака обучил дружественное племя индейцев примитивному обмену с другими племенами. Сам он заслужил уважение как умелый торговец: ему было разрешено свободно передвигаться по округе. Вот что говорит он по этому поводу:

   «Моими товарами были кусочки морских ракушек. Раковины индейцы используют в качестве ножей. Товары я возил в глубь страны, а в обмен получал шкуры и охру, которой индейцы натирают лицо и мажут волосы, кремень для наконечников стрел, клей и твердые камни, чтобы делать наконечники и крепить их, кисточки для украшений, сделанные из волос оленя; их красили в красный цвет. Такая торговля меня вполне устраивала. Больше меня ничего не заставляли делать и не считали рабом».

Индейские курильницы из глины. (Культура Хококам около 1000 г. н. э.).

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Следующий период странствий, продолжавшихся к тому времени уже шесть лет, все четверо живут в племени Мариамес. Здесь начинается самое интересное. Странники твердили индейцам о великом боге белых, о его всемогуществе.

     Индейцы попросили доказать это: пусть бог белых исцелит больных. Никто из четверки не имел ни малейшего представления о медицине. Испанцы в этих вопросах разбирались даже хуже индейцев, которые знали множество целебных трав.

     Пленники начали осенять своих пациентов крестом, «вдыхали в них жизнь», молились. Случалось, бог «помогал» некоторым больным. Однажды де Вака попал в тяжелое положение: к нему принесли человека, у которого глубоко в груди сидел наконечник стрелы.

     Де Вака проделал первую в своей жизни операцию: он вытащил наконечник и зашил рану ниткой из оленьей кожи. Операция сказалась удачной.

     Испанцы, понятно, рисковали жизнью. Подобное лечение не могло заканчиваться успехом постоянно, а ведь каждый раз за их спинами стоял индеец-знахарь, снедаемый любопытством, завистью и злобой.

     Репутация испанцев росла, их с почетом водили от одного племени к другому. Так они достигли более богатых районов, где возделывалась кукуруза. Появилось много дичи.

Глиняные вазы, найденные на древних поселениях индейцев. (Культура Хококам, 900 — 1100 гг. н. э.).

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Чем дальше на запад шли испанцы, тем громче становилась их слава. Их уже называли «дети неба». Даже через семьдесят лет после того, как прошли на запад де Вака и его спутники, в хрониках говорится о том, что среди племен, которых встречали на своем пути четверо путешественников, до сих пор живы легенды о всемогущем боге белых, легенды христианского толка.

     Наконец, после восьми лет пути четверо вышли к реке, где индейцы местного племени рассказали им о других белых людях. Путешественники услышали, что недалеко от места, где они находятся, стоит конный отряд.

     Шла середина марта 1536 года, дело происходило на Рио де Потатлан в Синалоа. Капитан Диего де Алькарас с удивлением и недоверием смотрел на четыре странные бородатые фигуры, одетые в звериные шкуры.

     «Они стояли, уставившись на нас, настолько пораженные и смущенные, что даже не приветствовали меня и не подошли поближе».

     Алькарас — жестокий и грубый солдат — совершал поход для захвата рабов. Увидев одиннадцать индейцев, которые сопровождали де Ваку, он захотел взять их в плен: он не знал, что основной «эскорт» де Ваки состоял из 600 воинов. Де Вака быстро отослал индейцев.

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Когда четверо одновременно, сгорая от нетерпения, пытались рассказать за час то, что пережили за восемь лет, начиная от неудачи экспедиции Нарваэса, Алькарас серьезно подумывал о том, не стоит ли надеть наручники на пришельцев. Разве не похожи они на дезертиров, которые пытаются одурачить его, рассказывая всякие небылицы?

     Ближайший испанский губернатор думал иначе. Почетный караул сопровождал путешественников во время их пути к губернаторскому дворцу, а их возвращение в Мехико-сити превратилось в триумф.

     Единственное, что огорчало путешественников, так это то, что они не могли носить тяжелые испанские башмаки с новыми украшениями. Их ноги, бесконечно уставшие за восемь лет пути, не принимали ничего, кроме индейских мокасин.

     В конце июня путешественников приветствовал вице-король. Де Вака рассказал свою историю, он повторял ее снова и снова, говорил о трудностях и лишениях, которые встретились на пути, о жалкой жизни всех северных индейцев, о дикости, бесплодии и бесконечных просторах громадного континента.

     Но поверили только в половину рассказов де Ваки: каждый хотел услышать что-нибудь о золоте, а о нем-то де Вака не мог ничего сказать.

     В 1542 году первая версия его рассказов, названная «Реласьон» («Сообщение»), была напечатана. Это описание 5000-мильного пути правдиво в отличие от многих испанских документов того времени. Книга ставила в тупик тех, кто все еще верил в существование на севере могущественного индейского царства, «Семи городов Сиболы», и тех, кто считал всех индейцев недочеловеками.

     Картина, нарисованная де Вакой, говорила о громадных различиях в характере и образе жизни индейцев. Его феноменальная память сохранила все детали, его интересовало все. Он был прирожденным исследователем-антропологом.

     Описывая племя за племенем, де Вака говорит об обычаях, манере держаться, об одежде, религии и ритуалах, социальной структуре. Когда де Вака описывает пищу индейцев, то приводит даже рецепты приготовления индейских блюд.

     Именно он первым из европейцев описал североамериканского бизона, самого «главного» зверя северных прерий.

   «В этой стране много оленей, дичи и других животных, которых я не могу перечислить. Здесь водятся коровы — я видел их два или три раза и ел их мясо. Величиной эти коровы с испанских. У них маленькие рога, как у мавританских коров, шерсть длинная, она выглядит тонкой, как на матросской куртке из грубого сукна.

Первое описание бизона дал Кабеса де Вака. Здесь приведено первое изображение бизона, опубликованное Ф. Эрнандесом в Риме в 1651 году.

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Некоторые животные коричневатые, другие черные, последние, на мой взгляд, крупнее. Из маленьких шкур индейцы делают шерстяные одеяла, а из больших — обувь и мишени для стрельбы.

     Эти коровы приходят с севера и идут дальше, по направлению к Флориде, их можно встретить повсюду на пространстве более четырехсот лиг. На всей этой территории люди спускаются с холмов в долины и живут только охотой. Множество шкур можно видеть и в глубине страны».

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света. Бизон

     Первыми индейцами, которых де Вака встретил на побережье Флориды, были высокие, сильные, быстрые воины, вооруженные огромными луками. Де Вака пишет, что одна из стрел, выпущенная воином, вонзилась в ствол дерева на 9 дюймов.

     Но затем путешественник встретил на своем пути индейцев хрупкого телосложения, знавших только самые примитивные орудия, настоящих людей каменного века. Что особенно поразило де Ваку – это многочисленность языков. Племена, жившие недалеко друг от друга, могли объясняться только с помощью языка жестов.

     И ни разу не увидели путешественники то, чего больше всего жаждали колонизаторы, — драгоценностей. Несколько раз видел де Вака «изумруды», которые на самом деле могли быть лишь кусками малахита, да немного бирюзы.

     Когда путешественники переправились через Рио-Пекос, то встретили несколько жалких поселений. Но испанцы слышали о настоящих «городах» на севере, гигантских пуэбло, в которых живет несметное количество народа и которые полны золота и серебра.

     Эти слухи доходили до странников довольно часто. И хотя в своем «Реласьон», так же, как и в рассказах вице-королю в Мехико, де Вака говорит только о слухах, никогда не утверждая, что видел хотя бы один такой город, его правдивость не могла помешать ослепленным страстью к золоту испанцам поверить в то, во что они так хотели поверить.

     Де Ваку даже обвинили, что он скрывает правду; говорили о якобы найденных им и спрятанных несметных богатствах. Де Вака вернулся в Испанию, в свой родной город. И здесь люди смотрели на него как на обладателя неисчислимых богатств. Король предложил ему стать губернатором провинции Рио де ла Плата в Южной Америке. Де Вака согласился, но занять место было не так-то легко.

     Вовлеченного в махинации де Ваку даже вызывали в суд, но оправдали. Умер он в 1557 году. Дорантес и Кастильо остались в Мексике, оба женились на богатых вдовах. Даты их смерти неизвестны.

Корабль призрак «Марлборо» и его тайна
Корабль призрак «Марлборо» и его тайна

В поисках «Семи городов Сиболы»

     Остается еще один из четверки — мавр Эстебанико. Судьба приготовила для него необычайное приключение. Мавр стал первым, кто своими глазами увидел «Семь городов Сиболы». Вице-король Мексики дон Антонио де Мендоса издал приказ о поиске городов.

     Прежде чем посылать большую и дорогостоящую экспедицию, Мендоса решил провести тщательную рекогносцировку. Для этой роли был избран отец Маркос из Нассы (известный и как Марко де Ника) — францисканский монах, принимавший участие вместе с Писарро в захвате Перу.

     Лучшего проводника, чем мавр Эстебанико, Маркос не мог и желать. Мавр хорошо знал страну, мирные и воинственные племена и, наконец, умел говорить с индейцами на языке жестов.

     Память о нем как о великом исцелителе, впечатление от впервые увиденного чернокожего человека наверняка жили среди индейцев.

     Возможно, прежде мавр был рабом Дорантеса. Но за время долгих странствий мавр не только сравнялся в правах со своими спутниками, четверо стали настоящими друзьями. Теперь Эстебанико стал предводителем отряда.

     Эстебанико сформировал передовой дозор, в который включалось все больше и больше индейцев, так что очень скоро свита мавра превосходила по численности основной отряд, которым командовал Маркос.

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Целыми группами индейцы присоединялись по пути к обеим частям отряда. Они рассказывали о больших городах и богатых племенах, живших на севере. Поэтому Маркос так договорился с Эстебанико:

   «Направляйся на север миль на 50 — 60 и посмотри, не видно ли чего-нибудь большого, не началась ли богатая страна; если что-нибудь обнаружишь, остановись и пошли ко мне гонца с известием.

     Пусть он принесет белый крест из дерева. Если открытие будет не очень важным, пошли крест длиной в одну пядь, если оно будет важным, — длиной в две пяди, и, если очень важным значительнее, чем открытие Новой Испании, — пошли с индейцем большой крест».

     Мавр старался поддерживать связь с отрядом Маркоса, но расстояние между двумя партиями все увеличивалось. Энтузиазм, с которым продвигался передовой дозор, вдохновлял основной отряд.

     До отряда доходили фантастические, но не очень ясные донесения, и когда наконец появился индеец от мавра, неся большой крест, нервное напряжение дошло до предела. В действительности ли означал этот крест открытие, более важное, чем Новая Испания?

     Появившийся вскоре еще один посланец рассказал о таких чудесах, что Маркос записал:

   «Я отказывался в это поверить до тех пор, пока не увижу все своими глазами или не получу более достоверные сведения. Сибола была здесь так же хорошо известна, как Мехико в Испании или Куско в Перу.

     Индейцы точно описали мне величину и форму домов, расположение поселений, площадей и улиц, как люди, часто бывавшие там по своим делам».

     Теперь, когда желанная страна была так близка, мавр готов был, не дожидаясь Маркоса, стать первооткрывателем «Семи городов» — он один их нашел, только он!

     Но на пути отряда встретилось новое племя индейцев. Увидев чужеземцев, индейцы взялись за оружие.

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Изнуренный, с кровоточащей раной гонец принес это известие Маркосу. Индеец этот стал свидетелем последнего часа Эстебанико. Маркос записал его слова:

   «Он рассказал мне, что, когда оставался день пути до Сиболы, Эстебанико послал, как всегда, индейцев с бутылями из тыкв, чтобы показать, какой величины отряд скоро подойдет к городу. На одной из бутылей были повешены несколько цепочек с погремушками и прикреплены два пера, красное и белое.

     Когда мы подошли к Сиболе и подарили бутыль тому, кого господь послал нам навстречу, он взял бутыль из наших рук, увидев погремушки, сильно разгневался и бросил бутыль на землю. Он сказал путешественникам, что они должны сейчас же покинуть город, иначе их убьют.

     Посланцы вернулись назад и рассказали Эстебанико о происшедшем. Но Эстебанико ответил, что все это чепуха, тот, кто сначала показывает, что гневается, всегда в конце концов хорошо его принимает. И с этим он продолжил свой путь и достиг Сиболы, где встретил людей, отказавшихся впустить отряд и поместивших всех пришедших в большой дом за городом.

     Эти люди забрали все предназначавшиеся для обмена товары. На следующее утро индеец (тот, кто рассказал все это) захотел пить и вышел из дома, чтобы набрать воды из близлежащего ручья. И тут он увидел, что Эстебанико, преследуемый горожанами, пытается бежать, а его людей убивают.

     Индеец осторожно поднялся вверх по течению ручья, пересек его и пошел через пустыню».

     Мавр погиб. Жители Сиболы убили около 300 человек из отряда Эстебанико, а оставшихся в живых продали в рабство. Только нескольким раненым удалось дойти до Маркоса. Приведенный рассказ соответствует действительности. Год спустя офицер из отряда Коронадо услышал абсолютно такой же рассказ из уст индейцев.

     «Легенда» жила у индейцев племени Суньи до девятнадцатого столетия. По одной версии, тело мавра было разрублено на мелкие куски, которые послали вождям в другие поселения как доказательство, что мавр не бессмертен.

Ткани, найденные при раскопках поселений культуры Хоупвелл (500 г. до н. э. — 500 г. н. э.).

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Индейцы, сопровождавшие Маркоса, хотели разбежаться. Тогда Маркос раздал им все ценности, уговорил остаться и двигаться вперед. И вот двое самых преданных ему проводников вывели его к месту, откуда испанец смог увидеть Сиболу.

     Перед ним лежал город, который видели в своих снах испанцы! Маркос долго смотрел на него. Затем водрузил каменный крест и объявил, что право на «владение» этой землей — за испанской короной, Маркос назвал открытую им страну с городами Сибола, Тотонтеак, Акус и Марата — Новым Королевством Святого Франциска.

     Взглянув на город издали, Маркос принял благоразумное решение повернуть назад.

   «Иногда я подвергался искушению подойти туда, зная, что рискую не более чем своей жизнью, которую я предложил господу в тот день, когда начался поход. Но в конце концов я стал опасаться того, что, если я умру, никто не узнает об этой стране».

     Покрывало тайны, скрывавшее «Семь городов Сиболы», разрубил своим мечом Франсиско Васкес де Коронадо, которого вице-король послал в 1540 году на завоевание легендарной Сиболы во главе отряда из 250 всадников, 70 пехотинцев и нескольких сотен индейцев.

     В конце концов трудный путь остался позади, испанцы встретили первых посланцев из Сиболы. Обменялись дарами — в доказательство дружбы, но Коронадо был недоверчив. Он выслал вперед патруль проверить, нет ли засады. Опасения были не напрасны.

     Ночью, двигаясь бесшумно, как тени, индейцы атаковали испанцев. Испанцы отбросили атакующих. Коронадо, которому доложили о стычке, решил напасть на Сиболу.

     На следующее утро Коронадо и его люди стояли на вершине и смотрели на Сиболу, Испанцы увидели похожие на соты серые дома, индейцев, сновавших по лестницам между этажами.

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

     Парламентеры и переводчики, вышедшие объявить, что отныне испанский король будет правителем города, были встречены градом стрел. Коронадо решил атаковать город в лоб.

     Индейцы, превосходившие по силам отряд испанцев, встретили чужеземцев на открытом пространстве перед Сиболой. Горстка хорошо вооруженных людей, дерущихся как дьяволы, смогла отбросить тысячи индейцев, убить сотни индейских воинов. Потери испанцев исчислялись не более чем полудюжиной убитых.

     Индейцам пришлось скрыться в город. Но они не сдались. Забираясь по лестницам на террасы, воины выпускали в атакующих несметное количество стрел, бросали камни. Коронадо приказал идти вперед и сам возглавил наступающих, а ведь он был хорошей мишенью в своих украшенных золотом доспехах.

     Дважды Коронадо падал на землю, в него попадали камни, стрела задела ему ногу. Но легендарный город Сибола был покорен!

Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света
Семь городов Сиболы и погоня за золотом Нового Света

   

    – – – – – –                  Маршрут Кабеса де Ваки (по А. Банделье).

    • • • • • • • •                  Другие возможные маршруты Ваки.

    – •  – •  – •                  Маршрут монаха Маркоса де Ниссы.

   «Здесь мы нашли то, что ценили дороже золота или серебра в тот момент, а именно: много кукурузы, бобов и цыплят, которые были больше тех, каких разводят в Новой Испании, соль, лучше и белее которой я не видел в своей жизни», — писал в последствии Коронадо.

     Наконец стала известна правда о Сиболе. Не было в городе всемогущего правителя; двери не сверкали золотом и драгоценными камнями; индейцы ели с земли, а не с золотых тарелок.

     Не стесняя себя в выражениях, Коронадо обо всем этом рассказал вице-королю, добавив еще и несколько презрительных слов касательно донесения отца Маркоса. Вскоре стало ясно, что Сибола — это общее название группы поселений индейцев племени Зуньи…

     Теперь мы знаем, что это была «земля Зуньи», лежавшая в верхнем течении реки Зуньи (штат Нью-Мексико) и насчитывающая несколько поселений. Именно они и были «Семью городами Сиболы».

                                                               Журналист и писатель К. В. Керам

Видео: Легенды индейцев о золотой пещере Башни дьяволов

Золото «Черного принца» — в поисках сокровищ

Колумб и Арктика – загадки истории

История открытий новых земель — старые загадки истории

Исторический эксперимент – экспедиция по пути Колумба

 

You May Also Like