Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев

         Содержание

     Феномен шаманки Анны Павловой

     Методы лечения якутских шаманов

     Легенды о шаманке Анне Павловой

     Феномен шамана Георгия Герасимова

     Шаманы и возбуждающие средства

     Шаманы и огонь

     Духи — помощники шамана

     Шаманские сражения

 

     Верховный жрец-шаман народа Саха Владимир Алексеевич Кондаков. Свои основные труды он написал на якутском языке. По материалам В. А. Кондакова.

     Удаган (шаманка) Анна Ивановна Павлова являлась выдающейся личностью. Родилась в середине XIX века, а умерла в начале 30-х годов. О ней создано очень много легенд. А мы постараемся отойти от гиперболических легенд и создать более реальный образ Анны.

     В этом нам помогут рассказы выдающегося рассказчика, знатока старины, лично знавшего Анну Павлову, 93-летнего жителя с. Борогон Вилюйского улуса Иосифа Тимофеевича Мальцева.

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев
Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

Феномен шаманки Анны Павловой

     Иосиф Тимофеевич видел Анну уже пожилой женщиной и описывает ее так:

    «Ростом она была под два метра и крепкого, очень ладного телосложения. Была светлокожая, нос у нее был высокий, с заметной горбинкой, а глаза имела большие, красивые, взгляд был очень острый и проницательный.

     Говорила глубоким, низким, сильным, взывающим холод по спине, голосом. Держалась очень степенно, ходила плавно и чуть медлительно. Можно было предположить, что она в молодости была очень красива и представительна. В молодости, видимо, имела очень красивую фигуру.

     Представьте себе такую красивую женщину ростом за метр девяносто и мысленно оденьте ее в самую красивую национальную одежду. Говорят, что в молодости имела пышные волосы, которые достигали до пят.

     Вот такая была Анна Ивановна Павлова. Видимо, от того, что много камлала, к старости ока выглядела более мрачноватой и внушительной».

     Да. Недаром в молодости Анна была желанной гостьей губернаторских праздников. Анна Ивановна, Иосиф Тимофеевич и автор этих строк выходим из одного родословного корня. Нашим общим предком был знаменитый великий воин Дуора Боотур, ближайший родственник Дыгына, родоначальника якутских племен.

     Кроме того, Анна Ивановна была прямой племянницей моей прабабушки, знаменитой сказительницы и собирательницы древних родословных рассказов нашего рода Феодосии, которая была очень интересным человеком и снискала славу не меньшую, чем ее племянница. Но об этом расскажем позже.

     Отцом Анны был Иван Тукун, родной брат знаменитого шамана Баабыс. А мать была родом на наслега Муосай и звали ее Евдокия Олоодун. Евдокия родилась на восточном берегу огромного озера Бооруда, где, кстати, родилась и моя прямая бабушка (мать отца) Екатерина.

     Евдокия Олоодун родила двоих: дочь Анну и сына Николая Холохоно. Николай Холохоно тоже впоследствии стал шаманом. Их отец Иван Тукун умер в молодости, и Евдокия осталась одна с двумя детьми во II Лючинском наслеге Средневилюйского улуса (нынче территория Мукучинского наслега Кобяйского улуса).

     Когда Анне исполнилось девять лет, она тяжело заболела. К счастью Евдокии и ее детей в это время во II Лючинском наслеге княжил родной брат Евдокии Олоодун Никифор. Никифор привез их всех к себе домой и поселил в своем втором доме.

     Так они жили три года, но Анна не выздоравливала. Никифор жил в местности Асахтааччы близко от рода Маарынчы. Однажды Евдокия с плачем обратилась к своему брату с такими словами:

   — Анна больна шаманской болезнью. Если бы могла оплатить, то пригласила бы шаманов. Ох, жалко мне, что Анну не могу вылечить.

     Никифор ответил ей так:

   — Мне тоже очень жаль Анну, она же мне является прямой племянницей. Каких шаманов можно пригласить? А насчет оплаты не беспокойся, я все оплачу.

     Евдокия радостно ответила брату:

   — Надо пригласить знаменитого шамана Хаарпа, жителя I Лючинского наслега, который живет в местности Куба Сиэбит, а помощником пригласить сына знаменитого шамана Афанасия Ивана Уллуке.

     Так и сделали. В огромном доме Никифора камлали великий шаман Хаарпа и его помощник Иван Уллук. Собралось много народу. Камлали с остановками, в течение трех суток.

     За первую ночь камлания спустились в Нижний Мир, но очень быстро вернулись оттуда обратyо. А потом камлали и поднимались в Верхний Мир с девятью остановками.

     В конце кампания шаман Хаарпа сказал:

    «У Анны нет и не будет связи с нижним миром. Но она будет великой шаманкой, имеющей алгыс всех Верхних Аар Айыы, которые будут очень благосклонны к ней. Она будет очень известной, великой шаманкой, и слава ее разнесется по всему миру.

     Отныне ее будете называть Удаган Дохсурума. И сейчас, если бы она знала пути-дороги и все секретные алгысы и слова, то могла бы превзойти нас. Такая она сильная, и у нее очень высокое предназначение свыше. Она будет великой целительницей и защитницей своего рода».

     Действительно, Анна быстро выздоровела, похорошела и начала шаманить. Появились и женихи, невеста всем отвечала отказом. В скором времени переехали в местность Мастаах на западном берегу озера Алысардаах. Анна с помощью малолетнего брата Николая Холохоно сама построила дом, хотон и все другие постройки для жилья.

Шаман - тайны великого шамана
Шаман — тайны великого шамана

     Евдокии Олоодун не нравились отказы ее дочери зажиточным и влиятельным женихам, и она начала временами упрекать свою дочь, но Анна молчала. Однажды рассерженная мать накричала на свою дочь, высказала страшные слова:

    «Как же мы сможем жить без мужчины? Николай еще мальчик. Выйти замуж за хорошего человека — счастье для женщины. Наверное, на тебе женится сын верхнего Абаасы — демон настоящий!»

     Анна вздрогнула и увидела, как лицо матери изменилось и стало страшным. В тот же вечер Анна вышла во двор и сразу услышала какой-то странный небесный звук. Вдруг она увидела спускающегося с неба человека и с испугу хотела вбежать в дом, но человек сразу же оказался перед ней и сказал:

   — По зову твоей матери я спустился, чтобы жениться на тебе.

     Голое у него был гнусавый. Анна была физически очень сильной девушкой, она оттолкнула его, но пришелец был крепким, как могучая лиственница. Девушке едва удалось бежать в дом, пришелец во сне и наяву начал являться к ней.

     В это же время близко от них, к богатым людям приехал молодой неженатый шаман Николай Сыгынньах. Чтобы избавиться от небесного пришельца, Анна съездила к Николаю и предложила ему руку и сердце. Николай сразу согласился жениться на красавице.

     Они поженились и переехали жить в местность между озерами Унаардаах и Унаардаах Бэрэтэ — прекрасное и красивое местечко. Жили богато, держали много скота, местность изобиловала сенокосными угодьями. Хозяева даже держали наемных работников.

     Так прожили несколько лет, но детей не было, и они взяли на воспитание приемную дочь. Девочка выросла и начала помогать в хозяйстве. Неожиданно Анна забеременела. Вскоре подошло ей время разрешиться от бремени, они пригласили сына богача Ньу-куу, знаменитого шамана Сонтуорка.

     Очевидец церемонии, когда шаман Сонтуорка камлал при разрешении Анны, рассказал Иосифу Мальцеву следующее:

    «Сделали трехножный стол и накрыли черной материей в виде палатки. Анна с трудом разрешилась, Сонтуорка взял родившегося ребенка и сунул в эту палатку. Затем он взял конфеты и, накрошив, положил их в палатку, а из палатки раздавался стук клюва, как будто кто-то ел конфеты».

     В середине апреля подошло время праздника богини деторождения Айыысыт. Анна, одевшись, сидела на кровати и была очень бледна. А шаман Соптуорка, с лицом темнее осенней ночи, сказал такие слова:

    «Анна, я твоего сына, рожденного от небесного демона, отправляю на воспитание на Небо к его деду и бабушке. Ты посмотри на него через открытую дверь, а потом я с камланием отправлю его».

     Шаман открыл палаточку и все увидели сидевшего в нем вороненка. Шаман взял его на руки, вывел из дома, посадил на вершине среднего сэргэ лицом к югу и запел кутуруу очень сильным и энергичным голосом. Кутуруу — это специальное ритуальное пение шамана. Затем кутуруу запел его помощник.

     Так они примерно в течение трех или четырех часов камлали, и вороненок улетел в кожную сторону Неба. Затем шаман Сонтуорка с камланием влетел в дом и начал заклинание Духа Огня Хатан Тэмиэрийэ.

     Потом он лечил Анну, проводил древний ритуал домм и говорил ей:

   — Хотя ты по назначению выше меня, но мне удалось вылечить тебя.

     Впоследствии, когда Анка лечила тяжелые болезни и травмы, она при камлании обязательно вызывала своего сына Ворона. Она высасывала болезни, инородные тела из организма человека. Вот это я считаю главным феноменом Анны.

Шаман - тайны великого шамана
Шаман — тайны великого шамана

     В Америке высасывание различных болезней и инородных тел практиковала Эсси Пэриш. Врачи поддерживали ее, присылали к ней своих больных и с большой любовью называли ее «высасывающий доктор». Эсси Пэриш, высосав болезнь, любила всегда показывать ее в натуре людям.

     Точно так же поступала и Анна. Она спасала людей с застрявшей в пищеводе костью и т. д. Чтобы быть более убедительным, приведу два примера, как Анна высосала кость, застрявшую в пищеводе человека.

     Однажды у Акулины Алексеевны Гоголевой нечаянно в пищеводе застряла большая рыбья кость. Акулина была при смерти, когда Анна приехала к ней.

     Осмотрев ее, Анна сказала: «Что ты, сестра моя замедлила, надо было сразу за мной прислать. Кость сидит у тебя очень крепко, почернела, еще загноилась… Ну что, я не буду великой шаманкой Анной, если ты умрешь, если не смогу тебя вылечить. А теперь готовься, я начинаю лечить!»

     И начала высасывать у Акулины через спину, но ничего не вышло. Анна сказала: «Кость слишком крепко сидит, не выходит», — и, помрачнее лицом, издала крик ворона и с плачем начала высасывать через грудь. С криком удачи и радости Анна высосала почерневшую рыбы кость с кровью и гноем.

     Затем из сумки вытащила полую кость стерха и начала высасывать через нее. Вышло много почерневшей крови и гноя. Все вычистив спиртом, она сказала Акулине:

    «Вот кость я оставляю тебе на память. Теперь все определит твоя судьба свыше. В течение семи дней понемножку будешь пить чистое топленое масло. Затем, если пойдешь на улучшение, будешь пить в течение семи дней еще кипяченое молоко. Но и масло, и молоко должны быть только теплые, а не горячие.

Шаман - тайны великого шамана
Шаман — тайны великого шамана

    Если не пойдет нагноение, перейдешь на кашу дальше через десять дней, постепенно, перейдешь на негустые свежие сливки.

     На более грубую пищу перейдешь только через девяносто девять дней или, точнее, через сто двадцать три дня после лечения, но мясо, рыбу, горячие и холодные блюда будешь есть только через год».

     Анна оставалась с Акулиной, пока она соблюдала очень тонкую диету, и уехала домой только тогда, когда убедилась, что больная выздоравливает. Акулина дожила до глубокой старости и всегда была благодарна своей тетушке Анне.

     Однажды случилось несчастье с Каратаевым. Половина берцовой кости зайца застряла у него в пищеводе. Сразу вызвали Анну, уже пожилую женщину.

     Она, покамлав, высосала через грудь пациента большую кость и, объяснив диету, сказала: «Какой ты бедовый, разве человек может глотать такую кость! Ты ведь не медведь или волк, как я вижу», — и дала ему высосанную кость на память.

     Вот яркие примеры бесследных операций, которые как редкие, яркие явления, имели место в практике великих шаманов.

     Мне лично не нравится, когда неосведомленные люди пишут о том, как шаман лизнул языком докрасна горячий металл или принесенный с улицы зимой мерзлой пешней проткнул свой живот и потом лизнул сало, которое прилипло к пешне и т. д. Это все фокусы, и ничто иное.

     Такие фокусы сможет сделать любой фокусник, лишь бы была творческая выдумка. Если вы думаете, что это делают по-настоящему, или вы думаете, что у шамана особое неуязвимое тело, то вы глубоко ошибаетесь. Такие вещи делаются только для публики, и они нисколько не возвышают шамана.

     Такие описания вредны, они отвлекают исследователей от основных вопросов шаманизма. А вот высасывание болезней, бесследные операции шаманов — действительно явления, достойные исследования. Возникают различные вопросы.

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев
Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

Методы лечения якутских шаманов

     Почему шаманы различных культур, материков и народов, которые не знакомы друг с другом, пришли к таким достижениям? Например, якутские шаманы-суллэрдьиты, шаманы индейских племен, филиппинские хилеры и т. д.

     При высасывании болезней инородных тел фокусами не обманешь людей. А такое явление действительно существует в природе. Я лично, как целитель, тоже знаком с этим явлением, хотя до уровня Анны Павловой нам, современным целителям, очень далеко.

     Вот один из сильнейших методов лечения якутских шаманов суллэрдэссин — бесследные операции и высасывание болезней, заслуживают глубокого изучения.

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев
Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

     Близкими соседями Анны Павловой и Николая Сыгынньах были Семен Имэнниээх, Прокопий Бырдавасыт и Михаил Борисов. Жили все в дружбе и согласии. Идейным руководителем всех была, конечно, Анна.

     Она занималась лечением, усовершенствованием своего мастерства. Много бывала в Якутске, была знкома со многими знаменитыми и богатыми жителями города. Хозяйство вели наемные работники и близкие родственники. А хозяйство было большое и доходное.

     Анна одевалась очень богато и красиво. Одевалась в меха и дорогую шелковую и шерстяную одежду. Она любила носить совершенно белое длинное платье с национальными серебряными украшениями.

     В 1888 году, во время приезда графа Игнатьева, якутский губернатор организовал праздник, где с дорогими винами и европейскими деликатесами подавались и вкусные местные блюда.

     Рядом с высокими гостями сидели семь отборных якутских красавиц, одетых в очень красивую и богатую национальную одежду. Одной из них была шаманка Анна Ивановна Павлова.

     Губернатора нисколько не смутило то, что с высокими гостями рядом сидела знаменитая якутская шаманка-красавица, наоборот, он был очень горд ее присутствием.

     Через 3 — 4 года после рождения первого «ребенка», Анна опять забеременела. Когда подошло время родить, Анна исчезла. Начали искать, но Николай Сыгынньах сказал: «Не ищите ее. Все равно она родит что-то несуразное, необъяснимое… Зачем искать».

     Однажды утром жена Семена Имэнниээх Фекла в двух верстах от очерка Идэр увидела, как Анна сунула в полый пень живого окуня. С испугу Фекла со всех ног бросилась бежать и забежала к Анне.

     Людей было много. К удивлению всех, Анна вышла из хотона, зашла в дом и, глядя на Феклу яростными глазами, накричала на нее: «Что ты, Фекла, за мной по пятам ходишь!»

     А Фекла бедная сидела, вся дрожа. С тех пор при камлании Анна стала призывать: «Дочка моя, Окунь, помоги…»

     Прошло 3 — 4 года, Анна забеременела в третий раз. Когда подошло время родить, пригласили шаманку Марию Хойбочох, которая жила в пяти километрах от нее. На этот раз Анна родила птичку. Вскоре она сказала: «Дайте мне мое дитя», — и велела открыть дверь.

     На дворе стояла июньская жара. Роженица, посадив птичку на ладонь, сказала: «Ты, оказывается, не нуждаешься в моем воспитании. Когда нужна будешь, я буду вызывать тебя со словами: «Приди, моя Кэкэ-Бука», а ты прилетай». И птичка вылетела из дома.

     Муж Анны, Николай Сыгынньах, умер рано, его похоронили возле озера Дьэнкэ. Затем возле местности Окучу нашли мертвым брата Анны Николая Холохоно. Анна, посмотрев на покойника, сказала: «Брат, как и муж, умер от копья шаманов. Они всегда были неосторожными людьми».

Шаман - тайны великого шамана
Шаман — тайны великого шамана

     Анна постарела, начала лечить только знакомых людей. Как и раньше, она лето проводила в местности Нээтийэ, а зимовала на берегу озера Кучан, где раньше жил ее предок Дуора Боотур.

     Великая шаманка последний раз камлала в 1918 году. Из людей, которые присутствовали на данном камлании, жив только Иосиф Мальцев.

     В этот день сын Хатырыка, уроженец Тасагарского наслега, Антон Поскачин провел собрание, где объяснил политику советской власти о разделе земли. Вечером заболел А. Каратаев, и лечила его Анна.

     Однажды, еще до этого случая, у одного зажиточного человека, взломали амбар и украли дорогие вещи. Пострадавшие попросили Анну, чтобы она помогла своими способностями вернуть украденные вещи.

     Анна камлала и просила «сына Ворона» вернуть эти вещи. «Сын Воронь принес, держа в клюве, женские трусы с бисером и серебряными украшениями и сказал Анне такие слова: «Зачем ты заставила меня принести такую грязную, гадкую вещь. Я больше никуда не прилечу к тебе», — и улетел к своему Южному Небу.

     Приемная дочь вышла замуж и начала вести с мужем хозяйство матери. По новой политике из-за нехватки сенокосных угодий уменьшили и количество своего скота.

     Число приезжающих лечиться тоже уменьшилось. А из-за старости лет и в связи с гражданской войной великая шаманка перестала ездить в другие места.

     В середине 1920-х годов на Унаардаах приехали работники органов советской власти Петр Бубякин, человек с именем Политбюро, начальник милиции Колодезников, милиционер Чомуохаан, сын Урунэя Никифоров, Алексей Кулуччу. Они остановились у зажиточного хозяина Иннокентия Егоровича Кычкина.

     На следующий день они вызвали Анну. Почтенная старая великая шаманка приехала в сопровождении своего зятя, сына Сэрбэннээх, Прокопия Кылаана. Войдя в дом, она сняла свою верхнюю одежду, а затем поздоровалась со всеми за руку. Ходила она медленно, опираясь на большую трость.

Шаман - тайны великого шамана
Шаман — тайны великого шамана

     Сидя спиной к камельку, сказала все еще звучным низким голосом: «Наступили страшные январские морозы, оказывается. Расскажите, приезжие молодые люди, какие новости у вас, что слышно, что видно в ваших дальних краях?»

     За всех ответил словоохотливый и быстрый Алексей Кулуччу. Хозяева накрыли стол и всех угостили. После угощения Анна спросила: «Зачем меня, восьмидесятилетнюю старую каргу, вызвали, молодые люди?

     Сидевший до этого в глубоком молчании П. Бубякин ответил: «Говорят-рассказывают, что вы лечите людей. Советская власть запретила деятельность и попов, и шаманов. Мы были в Тогуйском и Тасагарском наслетах. Каково ваше мнение? Рассказывайте».

     Анна, помолчав, ответила: «Когда я была молодой, у меня были духи-помощники. А по натуре я была очень чувствительной и сострадательной к людям. Не могла выдержать, когда люди просили, и действительно лечила людей.

     А теперь все мои помощники ушли. Ушел Сын-Ворон, ушли Птичка Кэкэ-Бука и Дочка-Окунь. Осталась совсем одна. Кроме того, постарела и сейчас уже не могу камлать, произносить алгысы — заклинания, проводить большие обряды. Все бросила давно».

     П. Бубякин спросил: «Значит, вы согласны отказаться от своей бывшей профессии? На что Анна степенно ответила: «Раз у меня моих духов-помощников нет, что я буду обманывать людей-то зря?!» Из жалости приезжие дали шаманке денег, и она, поблагодарив их, вышла со своим зятем.

     Но впоследствии, перед смертью, Анна в последний раз вылечила одну знакомую. Сын Буолкалааха Прокопий Прокопьев с матермо приехали весной к Анне, в местность Кучан Эбэтэ. Мать Прокопия страдала панарицием, не могла ни сидеть, ни спать. Кричала и стонала беспрестанно.

    Анна, сильно постаревшая, больная, лежала на кровати и слабо приветствовала своих гостей, с которыми раньше была в очень хороших отношениях.

     Услышав просьбу гостей, она сказала своей приемной дочери: «Иди, доченька, в амбар, поищи и найди полую кость стерха. Давным-давно я никого не лечила. Не знаю, получится ли у меня лечение. Это будет мое последнее и прощальное лечение. Дочь нашла инструмент и дала матери.

     Анна с большим трудом встала с постели и вытащила из своего ящика спирт. Спирт налила в блюдечко и поставила на стол, а потом начала через полую кость стерха высасывать болезнь из больного пальца женщины.

     Высосанное она выплевывала в блюдечко со спиртом. Завершив дело, она ополоснула свой рот и горло спиртом, затем велела дочери вынести блюдечко и вылить содержимое далеко от дома.

     Больная совсем успокоилась, боли у нее прошли. Они вместе попили чаю. Когда Прокопий с матерью уходили, Анна сказала: «Это было мое последнее лечение. Через три дня я умру. Как бы я хотела умереть в своем зимнем доме!»

     Действительно, Анна до этого всегда говорила, что хочет умереть в зимнике. Ей не хотелось умирать летом в Унаардаахе, потому что она видела, что в данной местности в будущем будет жить множество людей и она не хотела волной своей смерти смести счастье данной местности.

     Когда Анна умерла, ее похоронили между Николаем Сыгынньах и Николаем Холохоно. Так завершила свою жизнь одна из самых талантливых женщин нашего народа.

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев
Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

Легенды о шаманке Анне Павловой

     При жизни Анны были созданы и передавались из уст в уста различные легенды о ней. Из них я выбрал наиболее интересные.

   1. Анна в молодости гостила в одном большом богатом доме в городе Якутске. Стол был богато и красиво сервирован. Золотые вилки, ложки, серебряная и хрустальная посуда, красивые вазы с цветами, роскошные блюда дополняли сервировку стола.

      Красиво и богато одетых гостей хозяева рассаживали на венские стулья. Высокую, очень красивую Анну в длинном белом платье с национальными украшениями усадили напротив молодого и красивого парня, сына известного богача.

     Увидев девушку, парень подумал: «А вот какая, оказывается, великая шаманка?! Неужели такая красивая девушка занимается таким грязным делом шаманскими методами лечения?»

     Анна покраснела и, положив золотую вилку на стол, сказала парню: «Оказывается, сидя за столом, мысленно друг другу говорим всякие нехорошие слова».

     Парень опешил, у него волосы на голове стали дыбом, по спине побежали мурашки. Хозяева очень культурно и мягко уладили спор.

     Прошло некоторое время. Богатый купец по каким-то делам заехал в далекий II Лючинский наслег. Он зашел в дом Анны.

     Хозяйка хорошо угостила своего гостя, она-то сразу узнала в богатом купце того молодого парня, который когда-то ее оскорбил на празднике. А купец не знал, что Анна живет в такой глуши. Он всегда думал, что девушка-шаманка жила где-то в центральном улусе.

     Купец подумал: «Как похожа хозяйка на ту девушку-шаманку, с которой когда-то мы поссорились!» Утром гость, отблагодарив хозяев, уехал. Но вечером приехал обратно к тому же дому. Пришлось зайти и остаться на ночь.

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев
Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

     Хозяйка с таким же радушным гостеприимством приняла и угостила купца. На следующий день вечером он опять возвратился. И был такой же прием. Но утром купец осмелился спросить: «Это почему я не могу выехать? Кто мне так мешает? Раньше я такого не знал».

     Анна ответила ему: «Вы когда-то очень сильно оскорбили меня, но не извинились за это. Я, от того что вы были очень молодым и красивым парнем, не отомстила за это. А теперь извините!»

     Глаза купца округлились, он извинился и подарил Анне дорогие вещи. Она сказала ему: «Вот теперь-то вам всегда будет сопутствовать удача и будь всегда счастливы да удачливы!» — и поцеловала купца.

   2. В молодые годы у Анны была подруга Вера Бэдэрдээх, тоже шаманка. Летом обе они, одевшись во все белое, переходили через озеро и, достигнув сухого берега, Анна сказала Вере:

    «А ну-ка, подружка моя, покажи свои подошвы! При этом подошвы у Веры были чуть мокрые, а у Анны они всегда сухие. И Анна сказала:

    «Хоть ты, Вера, моя подруга, великая шаманка, оказывается, все же уступаешь мне».

     Так вот в молодые годы шутили две шаманки.

   3. Рассказывает знаменитый гипнотерапевт, большой педагог В. Л. Сенькин.

     С нами в школе учился уже взрослый человек Иван Иванович Иванов. Оказывается, этот Иванов, когда учился в Мукучинской школе, однажды заблудился в лесу и долго скитался в нем.

     Его искали и не нашли. Затем обратились к Анне Павловой, которая была, по словам Ивана, очень старой.

Шаманы и шаманизм
Шаманы и шаманизм

     Старая шаманка сказала: «Мальчик ходит возле одного озера, но я его приведу к поселку. Не беспокойтесь, он придет».

     А Иван рассказал следующее: «Когда я находился на берегу одного озера, прилетел ворон и сел почти у моих ног. Хотел поймать его, но не смог. И вот, гоняясь за птицей, пришел к деревне».

     Известный учитель И. А. Борисов рассказал В. Л. Сенькину следующее.

     Когда Анна умирала, ее спросили: «А вы еще вернетесь на землю? Она ответила: «Не знаю. Но думаю, что больше не вернусь на землю. С того света не возвращаются. Я так полагаю. Об этом И. А. Борисову рассказал человек, который был свидетелем последних минут жизни А. Павловой.

   4. Однажды в Лючинском Семен Качкин организовал большой ысыах. Были приглашены высокие гости: сам улусный голова, князья и богачи Мукучинского, Лючинского, Орготского (ныне Хампинского), Тасагарского, Жемконского, Тогуйского, Муосайского, Борогонского наслегов.

     Кроме того, собралось много народу из местного населения. Было приготовлено много кумыса, забили двенадцать крупных, откормленных в течение нескольких лет, рогатого и конного скота. В изобилии были приготовлены и мучные блюда, было в меру и вино.

     Ысыах прошел очень хорошо. Но на следующий день распространился скорбный слух: исчезли двое, первый — человек из рода Мас, живший на восточной стороне озера Унаардаах, Никифор Иванов и семнадцатилетний сын Кычкина Семена-Второго, Петр.

     Кычкин Семен-Первый, который провел большой праздник, организовал поиск, но поиск был безуспешным. Искали в течение недели, но никаких результатов не было. Тогда обратились к Анне с большой просьбой.

Шаманы и шаманизм
Шаманы и шаманизм

     Она, покамлав короткое время, сообщила присутствующим: «Никифор лежит в воде чуть южнее от середины озера по направлению к лиственнице с наростами.

     Завтра утром во время восхода солнца соберитесь у этой лиственницы и понаблюдайте. Вода начнет бурлить в том месте, где лежит Никифор. Это значит: моя Дочка-Окунь подает знак. Тогда быстро на лодках подплывите и опустите длинные веревки с грузилами. Так вы вытащите Никифора.

     А второй парень близко, примерно за версту от дома, он лежит в густых зарослях молодых лиственниц. Оказывается, он очень много выпил кумыса, лег там отдохнуть и крепко заснул. Парень умер от чрезмерно много выпитого кумыса и лежит на спине, а Никифор лежит в воде ничком».

     Так и сделали и нашли обоих в точно указанных местах и со скорбью похоронили их.

   5. Иосиф Мальцев подрос и начал косить и выполнять более тяжелую физическую работу. Однажды произошел большой пожар. Вокруг озера Харбалаах жили семь хозяйств, из которых пять находились на южной стороне озера. Близко от южного берега Харбалаах находилось озеро Тыыраахылаах.

     Начавшийся с берегов последнего озера пожар был очень сильным и страшным. Родной дядя Иосифа Кирилл Иванович Мальцев прискакал на коне к наследному князю Софрону Трофимову. Собралось много народу, но все попытки утихомирить стихию остались безуспешными.

     Род Мегинцев — Мальцевы не знали, что делать. Князь Софрон Трофимов обратился к самому старшему в роде Мегинцев — Ивану Мальцеву, ехать и просить помощи у Анны.

     Старик, сколько смог, быстро поехал к великой шаманке. В это время некоторые женщины с испугу начали «мэнэрэчить», в старушка деда Ивана начала молить Бога.

Шаманы и шаманизм
Шаманы и шаманизм

     От дыма стало ничего не видно, люди задыхались, а жара стояла невыносимая. Но вдруг вечером начался ливень. Крупные капли дождя падали на землю, и образовались лужи. Народ собрался в доме Мальцевых, и князь Софрон сказал присутствующим такие слова:

    «Вот великая Анна спасла нас, спасла землю и народ. Великая благодарность нашей великой шаманке!»

     Все говорили слова благодарности. Пожар был потушен дождем полностью.

     Однажды осенью приехал родной дядя Иосифа и переночевал у них. Утром за завтраком он обратился к деду Ивану с такими словами: «Великая шаманка Анна велела передать тебе следующее:

     Чтобы вызвать дождь, я искупалась второпях в ручейке. Оказалось, что в ручейке было очень много водяных блох, которые искусали мое тело и я долго мучилась от этих укусов. Пусть за мой труд и мучение дед Иван что-нибудь придумает!»

     Дед Иван ответил: «Я давно об этом думаю, конечно, никогда не забуду об этом». Осенью дед Иван приехал к Анне, захватив с собой жирной конины, двадцать крупных стерлядей, одного чира и крупных карасей. Вот так отблагодарил старик великую шаманку.

   7. Бывший батрак Григорьев Тимофей Григорьевич при советской власти стал жить зажиточно. Раньше якуты имели традицию в январе и феврале пускать на лисиц быстроногих собак.

     Охотничьи собаки, которые могли поймать лисиц, высоко ценились. Родственники оставили Анне такую собаку.

     Григорьев Т. Г. насильно отнял у нее эту собаку. Человек советский, он имел кураж, не боялся шаманки. Анна, тогда уже старая женщина, сильно оскорбилась. Никто на нее раньше и голоса не повышал, а этот «новый якут» тогдашнего времени кричал на старую шаманку.

     В тот же вечер у Тимофея заболели глаза и от боли он не мог сидеть, все ходил взад-вперед по дому. К Анне с просьбой приехал брат Тимофея Алексей Сантай. Но старая шаманка наотрез отказалась лечить своего обидчика.

     Тогда к ней поехала жена Тимофея Евдокия. В ту ночь Иосиф Мальцев ночевал у Тимофея и стал свидетелем всех тех событий, которые имели место в тот вечер у Григорьевых.

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев
Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

     Анна вошла в дом и сказала: «Почему звал — пригласил? А Тимофей начал извиняться и сказал: «Я поступил неправильно, вылечите меня и возьмите эту собаку обратно».

     Шаманка спросила: «Почему не поехал на охоту на лис и зачем глаза завязал?» «Извините, Анна, у меня было большое желание охотиться. Из-за этого у меня вышло совсем не так, как надо было», — тихо ответил Тимофей.

     На что старушка ответила своим все еще сильным голосом: «Из-за того, что я стала старая, ты жестоко обидел меня. В мои молодые годы ты бы так не поступил…

     Ты глупый, разбогатевший нынче бывший бедняк. Какой толк от того, что глупый человек разбогател. Ты от этого стал еще глупее и спесивее. Нет у тебя ни Чести, ни совести, ни благородства.

     А мне с молодых лет всегда сопутствовали добрые мысли. Вот поэтому и сегодня я согласилась лечить тебя. Мне жалко твою жену Евдокию, а не тебя», — и, плюнув в ладонь, три раза она хлопнула по виску Тимофея.

     Евдокия хотела было потчевать чаем старую гостью, но та отказалась: «У меня еще не прошел мой гнев», — и, одевшись, вышла из дома. А Тимофей, проболев еще девять дней, выздоровел.

Шаман - тайны великого шамана
Шаман — тайны великого шамана

     «B 1929 или 1930 году, в феврале умерла Анна, точно не помню», — вспоминает Иосиф Тимофеевич. Перед смертью она предупредила всех: «Пусть далеко не ездят на охоту, пусть запасаются сеном заранее, будет буря, страшная буря».

     И действительно, разыгралась страшная буря продолжительностью в трое суток. Дальше Мальцев так описывает это событие:

    «Буря началась с сильнейшего восточного ветра. Три дня люди не могли вывести скот к водопою и сами не могли выйти на улицу. Буря разбросала стога сена и скирды с хлебом.

     На третий день вечером приехал Федот Ньыктаха и сообщил, что великая шаманка умерла. Вот таким образом отметила природа смерть великого человека.

     И после смерти Анна никому не давала себя обижать. Однажды лесорубы обосновались близко от ее могилы и начали рубить лес. Но вскоре им пришлось уйти, так как сгорел балок и у них начались различного рода неполадки.

     Хотели было близко от ее могилы провести газопроводную ветку, но опять же ничего не вышло. Пришлось провести ее по другому проекту, далеко обойдя могилу шаманки.

     Было время, когда вертолет летал как раз над могилой шаманки. Но однажды летчик отказался от полетов и рассказал:

    «Каждый раз, когда я пролетаю над этой местностью, навстречу прилетает старая женщина и грозит мне кулаком. Мне страшно. Дайте мне другой маршрут, а туда я отказываюсь лететь».

     Его подняли на смех, один высказался так: «Вот придумал еще летающую бабу, лишь бы уклониться от работы! Дайте мне этот маршрут».

      И полетел, но его вертолет рухнул, правда, никто сильно не пострадал. Маршрут пришлось изменить. Говорят, что мир без чудес. Но в действительности получается, что чудес в мире много.

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев
Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

Феномен шамана Георгия Герасимова

     Шаман Георгий Герасимов родился в семье шамана Герасима в 1899 году в I Едюгейском наслеге Верхневилюйского улуса. Георгий еще мальчиком заболел шаманской болезнью. Родители пригласили шамана Афанасия Ходьоорой, который помог Георгию стать настоящим шаманом.

     Вскоре совсем еще молодой Георгий со своим помощником Иваном начали шаманить и объездили все вилюйские улусы. Георгий от природы был очень щедро одарен: имел представительную внешность, проницательные глаза и голос — низкий и могучий бас. Он стал известен как Шаман-Обо.

     Молодой шаман при камлании очень отличался от своих предшественников. Он камлал коротко, не путешествовал по всем трем мирам, а сразу приступал к лечению пациента.

     Однажды в Олекминске заболела какой-то нервной болезнью дочь богатого человека. Приглашенные шаманы не смогли ее вылечить. Пригласили Георгия, и он быстро вылечил ее.

     С этого времени разнеслась слава молодого шамана. Он принял новое имя — Шаман Бадыл. Но вскоре пришла новая советская власть и запретила шаманство. Георгий стал простым работником, а затем колхозником. Но к нему тайком знакомые приходили лечиться, и он лечил их. Все это держали в тайне.

     Началась Великая Отечественная война и к Георгию прибывали призванные в армию, чтобы получить его благословение. От первой жены он имел двоих детей. После смерти жены он вторично женился. С Марией Даниловной они вырастили и воспитали восьмерых детей.

     Георгий вышел на пенсию и со всей семьей поселился на берегу реки Тун. За работу в колхозе ему назначили пенсию в размере 12 рублей. На берег Тун он переселился с целью прокормить свою большую семью. Местность была богата охотой, сочными сенокосными угодьями. Охотой и домашним скотом держалось его хозяйство.

     В конце 50-х годов в 50 километрах от него обосновался и начал лечить людей Никон Алексеевич Васильев. А Георгий долго колебался лечить или не лечить? Во сне он постоянно видел, что лечит людей. Но он хорошо помнил, как давал подписку советской власти об отказе шаманить и лечить.

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев
Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

     Наконец, Георгий все-таки решился с осени 1967 года лечить людей. Пациентов приезжало очень много. Из-за того, что больным негде было остановиться, он лечил в основном летом, когда можно жить в палатках. А люди прибывали к нему летом на моторных лодках по реке Тун, самолетом через наслег Тылгыны и т. д.

     По утрам старый шаман лечил людей. Он разводил костер, а затем приступал к лечению. Я лично виделся с шаманом в июне 1968 года, когда сопровождал двух больных старушек. Мне, молодому историку, было очень интересно увидеть настоящего живого шамана.

     До Тылгыны мы летели на самолете. Стойбище шамана находилось в пятидесяти километрах от села, оттуда начиналась территория Верхневилюйского улуса. Утром нам дали одного коня, и мы, взвалив на него свои вещи, поехали к старику. Дали нам еще хорошего проводника.

Шаман - тайны великого шамана
Шаман — тайны великого шамана

     До стойбища шамана доехали только вечером. Я увидел маленькую избушку, амбар и хотон. Возле избушки стояли палатки. По реке Тун на моторных лодках прибывали люди. Все мы вошли в избушку. Я вошел последним и встал позади всех.

     Вошедшие первыми говорили со стариком, а мне было слышно только гудение его на редкость низкого баса, самого старика не мог видеть. И вдруг услышал его восклицание: «Oo! Неужели! Оказывается, и нынче имеются очень большие молодые люди! Подойди сюда, молодой человек!»

     Люди расступились и сказал и мне, что хозяин зовет меня к себе. Я увидел голого по пояс крепко сложенного старика среднего роста, он, улыбаясь, протягивал мне руку. Я подошел к нему, поздоровался с ним за руку, а он, все еще улыбаясь, смотрел на меня своими темно-зелеными глазами.

     Шаман дал распоряжение вскипятить чай, мне и моим спутникам указал остановиться в просторной палатке, сшитой из толстого брезента. После чаепития мы, постелив телогрейки, легли спать. Но уснуть я не смог. Всю ночь куковали кукушки, шумели от ночного ветра большие деревья, шелестели листья, «шептались» сочные травы.

     Я лежал и думал: «Как, оказывается, шумно в лесу! В действительности шаманы, значит, не такие страшные, как о них пишут, да и на сцене их показывают. А Георгий, видать, очень добрый по натуре человек».

     Утром встали рано и вскипятили чай. Хозяйка, надоив коров, дала нам молока. По реке прибыло много народа, и нас, гостей, стало человек 60 — 70.

     Когда солнце поднялось достаточно высоко, Георгий начал свое лечение. На нем никаких шаманских атрибутов не было.

     Он развел костер на улице, а в 3 — 4 метрах от костра стояла длинная скамейка, которая могла вместить человек десять. Почему-то я оказался сидящим на толстом чурбане недалеко от костра и стал наблюдать, как старик лечит.

     Он никого к месту лечения близко не допускал, а мое присутствие, мне показалось, он одобрял. Лечение началось с общего благословения. Потом он каждого пациента коротко лечил индивидуально.

Шаманы и шаманизм
Шаманы и шаманизм

     Со второй группой я даже сел лечиться и запомнил дословно все слова заклинания целителя. Потом спрашивал у лечившихся, какие слова за помнили они, но оказалось, что они ничего не запомнили.

     Так в течение нескольких дней я наблюдал за лечением Георгия Герасимова. Он молчал, и я молчал, но мы друг друга понимали. Очень интересно было, как он определял по присланной одежде, чем страдает человек.

     Одна молодая девушка привезла с собой платье своей матери и дала старику. Старик долго смотрел на платье, держа его у огня костра. Вдруг я почувствовал запах гноя и увидел корочки от какого-то кожного заболевания и про себя подумал: «Видимо, эта женщина страдает какой-то кожной болезнью».

     А шаман сказал девушке: «Ваша мать страдает кожной болезнью и желудком». Девушка подтвердила. Старик заговорил, трижды плюнул в платье, отдал его девушке и сказал: «Не разворачивай. Как только приедешь, одень мать в это платье».

     Каждому лечившемуся дочь старика Варвара давала клочки бумаги, где было написано шаманское имя старика. А он говорил: «Если вам будет трудно или будет обострение болезни, то идите в лес, разведите костерчик, задабривайте духов Огня и Земли и позовите меня. Бросайте в огонь масло, белый конский волос и ждите».

     Тогда у меня в голове не укладывалось, как это старик может на расстоянии «посетить» всех своих пациентов. «А вдруг его призовут одновременно из нескольких мест», пришла в голову мысль, и я осмелился спросить его об этом.

     Старик спокойно ответил: «Я могу всех посетить. Могу превратиться в птицу или в зверя, а может быть, в своем облике могу преодолевать большие расстояния. А расстояние может и вообще не существовать. Это мы условно придумали. Нет вообще расстояния».

     Спрашиваю дальше: «Как это человек может превратиться в птицу или в зверя? На что шаман ответил так:

    «Даже очень одаренному человеку нужно для этого очень долго и упорно тренироваться. Раньше этому искусству обучал юношу старый шаман. Но во всем нужна постепенность. Постепенность есть один из секретов данного учения и искусства. Я открою тебе еще несколько самых секретных секретов…»

Шаманы и шаманизм
Шаманы и шаманизм

     Шаман Георгий Герасимов действительно был феноменальным целителем, и сам он был феноменом природы. Он нем остались легендарные рассказы. Из них привожу те, в достоверности которых я сам лично убедился.

   1. Летом 1968 года из поселка Сайдыы Верхоянского улуса отправились лечиться в Верхневилюйский несколько человек… Руководителем группы был прораб Егор Прокопьевич Чириков. Об этом он рассказал мне весной 1972 года.

     Расстояние от села Сайдыы до местожительства шамана составляет примерно 2000 километров. Из данной группы до шамана доехал лишь Егор Чириков, остальные остались кто в Батагае, кто в Якутске.

     Увидев гостя, Георгий Герасимов воскликнул: «Oo! Издалека ты приехал. Когда отправились в путь ко мне, вас было много. Куда ты подевал своих друзей?» Чириков спрашивает у шамана: «Скажите, пожалуйста, из какой местности я прибыл, опишите мою родину».

     На что старик спокойно ответил: «Ты прибыл из далекого Севера. А твоя деревня стоит на северо-восточной части большого озера. Форма озера походит на большую переметную суму.

     Превратившись в лебедя, я прилетел к вашему озеру и подсел близко от моста, где брали воду, и меня увидел старик, похожий на грузина, который был одет в клетчатую сатиновую рубашку. Он сутуловат, широкоплеч и любит прежние времена. Если не веришь, найди этого старика и спроси у него».

     Чириков вылечился, приехал домой и больше никогда к спиртному не прикасался. Стариком, увидевшим лебедя у моста, оказался сын бывшего наследного князя Соловьев Николай Николаевич.

     В 1972 году я лично встречал Соловьева Н. Н. Он был стар, но еще крепок и его внешность совпадала с описанием шамана. Вот что он рассказал:

    «Была весна 1968 года. Взяв ведра и коромысло, пошел к озеру брать воду. Когда я брал воду, подлетел лебедь и сел близко от моста. Я очень удивился, что за лебедь, который не боится человека! Обычно лебедь — очень осторожная птица.

     Я брал воду, а огромная белая птица очень внимательно смотрела на меня. Очень удивился, но никому не рассказал об этом, так как боялся, что охотники пойдут стрелять в него». Вот это чудеса!

   2. Один пациент после лечения приехал домой. Почувствовав себя плохо, он пошел в лес, развел костер, положил в огонь масло, белые конские волосы и вызвал старика.

     Ждал, но ничего не увидел и в сердцах сказал: «Да ну, оказывается, шаман сказал неправду. Каким образом он явится сюда? Все это вранье, чушь». И возвращается домой.

     Но вдруг ему встречается волк, а он, взяв в руки большую палку, прогоняет его. На следующий год он опять поехал к старику лечиться. Но старик встречает его такими словами: «Ты злой и нехороший человек. Вызвал и побил меня. Вот теперь иди к другому целителю».

     С большим трудом он добился согласия старика на лечение и вылечился. Похожих на этот случаев было множество. Все эти пациенты потом только понимали, что старик может лечить на расстоянии.

   3. Девушка, которая привозила к шаману платье своей матери, приехала домой и надела на нее платье. Ночью все домашние увидели наяву старика-шамана, который подходил к кровати больной. Она вскоре выздоровела.

   4. Однажды пациенты из Сунтарского улуса пригласили старика на летний праздник ысыахе. Он почему-то очень быстро согласился и сказал, что будет на ысыахе.

     На празднество Георгий не прибыл, но прилетел лебедь и сел на землю возле стойбища. Он безбоязненно ходил рядом с людьми. Пригласившие шамана предупредили участников праздника, чтобы они не трогали птицу.

   5. Весной 1969 года муж тяжелобольной женщины уехал из Жемконского наслега Вилюйского улуса к шаману с одеждой жены. С ними вместе жили старики Васильевы. Через несколько дней старик Гавриил Васильев переехал к другим знакомым и сказал:

    «Я боюсь, видимо, мой сосед доехал до Герасимова, видел во сне, что на потолке, возле печной трубы сидит медведь».

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев
Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

Шаманы и возбуждающие средства

     Используют ли якутские шаманы возбуждающие средства? Нынче стало модным писать о том, что шаманы используют перед камланием ядовитые и возбуждающие средства.

     Писания Карлоса Кастанеды о том, что индейские шаманы используют напитки, которые вызывают галлюцинации, подстегнули авторов к написанию таких вещей.

     Я не берусь утверждать, что шаманы других народов не используют таких средств, но в отношении якутских шаманов сразу скажу, что они никаких допингов не употребляют.

     Однажды слышал, как один врач в своем докладе говорил, что якутские шаманы употребляют мухомор, постепенно увеличивая дозу. Это чушь!

     В древности якуты грибов не ели. Не лечили людей психотропными и ядовитыми веществами. Кроме того, якуты очень осторожно относились ко всему ядовитому.

     Они даже имели обыкновение уничтожать ядовитые растения, чему я сам бывал свидетелем. Лично интересовался у шаманов, используют ли они допинговые средства, и всегда получал отрицательные ответы.

     Якутские шаманы в экстаз и транс входили сами, без возбуждающих и психотропных средств, через силу своего воображения, через свое умение войти в транс.

Шаманы и шаманизм
Шаманы и шаманизм

     Этому искусству молодых шаманов-неофитов старые, опытные шаманы обучали очень долго. Это значит, что якутские шаманы входили в транс в чисто психологическом плане. Нынче ученые утверждают, что транс, трансовое состояние — это путь к новым открытиям. Это наука нового века.

     Все загадочные и непонятные на сегодня явления будут разгаданы. Будут открыты и некоторые тайны параллельных миров, которые сегодня иной раз улавливают чувствительные снимающие аппараты. Это вопросы будущего времени. То, что я говорю, это не мракобесие.

     Мракобес сегодня тот, кто все это отрицает. Когда эти тайны будут открыты, то станет ясно, что сегодняшний нигилизм — это не что иное, как мракобесие.

     Некоторые шаманы, одержимые параллельными мирами, являются первооткрывателями. В жизни можно все отрицать, можно и все утверждать.

     Потому что чисто научно доказано очень мизерное и поэтому очень многое, значит большинство находится на уровне предположений и догадок. Но наука уже усиленно атакует эти неизвестные вещи.

     Понятие об употреблении допинга шаманами тоже «выплыло» из догадок. Возможно, шаманы некоторых народов, живущих в тех местах, где очень много различных растений, и использовали кое-какие возбуждающие средства.

     Этого я не отрицаю, но в отношении якутских шаманов могу уверенно утверждать, что они ничего возбуждающего не употребляли.

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев
Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

Шаманы и огонь

     Огонь — средство общения с духами. Айыы-шаманы начинали свои обряды с обращения к Высшим Силам Небес — Аар Айыы. Обращаясь к каждому из двенадцати Аар Айыы, они по три раза вверх брызгали кумыс обрядовой деревянной ложкой — Алгыс хамыйаба.

     Алгыс хамыйаба бывает длиной до 140 сантиметров, разрисованная обрядовыми узорами, неглубокая, но с тремя углублениями посередине.

     Во время обращения к Высшим божествам — Аар Айыы, Айыы-шаман стоит лицом к восточному Небу, изредка поворачиваясь к северо-востоку и юго-востоку.

    Обращаясь в Аар Айыы, шаман от имени народа просит их благосклонности, чтобы они ниспослали людям и Серединному миру благодать, плодородие земли и скота, божеского света, благословения и т. д., затем благословляет весь народ.

     Только после этого Айыы-шаман обращается к Духу огня Хатан Тэмиэрийэ, а после него к Духу Матери-Земли Аан Алахчын Хотун, духам растений — Эрэкэ и Дьэрэкэ, к Духу охоты Баай- Байанаю, к духу Вод Куех Боллох и просит также их благосклонности.

     Все эти духи не являются Небесными богами, они — Земные добрые духи, без которых человек тоже жить не может. Обращение к Земным добрым духам идет через задабривание огня. Ему «дают» топленое масло, жир, спиртное, белый конский волос.

Шаманы и шаманизм
Шаманы и шаманизм

     При ниспрошении конского и рогатого скота Айыы-шаман иногда прямо обращается к Небесным богам — Богу конного скота, Богине рогатого скота.

     При таких обрядах Айыы-шаман обязательно камлает в сопровождении девяти невинных мальчиков и восьми невинных девочек, которые держат в руках тальниковые прутья и делают движения, как бы загоняя ниспосланный с неба скот в загон.

     Иногда айыы-шаман обращается и Богине деторождения Айыысыт и Богине любви Иэйиэхсит, чтобы испросить бездетному семейству детей по их просьбе. При этом Айыы-шаман также прямо обращается и Земным божествам.

Шаманы и шаманизм
Шаманы и шаманизм

     В конце кампания (камлают обязательно с круглым бубном; с рогатым бубном и божествам не обращаются). Айыы-шаман делает при помощи ассистентов модель детской люльки или похожее на гнездо птички со статуэтками птичек и дает хозяевам дома, благословляя их.

     Если у богини Айыысыт в данный момент нет детских Ийэ-Кутов (душ детей), то шаман иногда обращается к другим божествам.

     Во всех остальных случаях шаманы обрядовые, целители — обращаются к различным духам через посредство Духа огня Хатан Тэмиэрийэ. Они, в отличие от Айыы-шамана, не обращаются к АарАйыы и в основном свои обряды совершают в вечернее и ночное время.

     А Айыы-шаман свои обряды проводит в самый разгар или пик дневного Солнца. Все это проводит четкую грань между этими шаманами и ярко свидетельствует о том, что у якутов в действительности был особый разряд шаманов — Айыы, т. е. шаманов жрецов и шаманов-проводников определенной религии.

     Шаманы обрядовые, целители в основном используют рогатые (с резонатором) бубны и надевают на себя костюм с железными доспехами и побрякушками. А Айыы-шаманы одеваются во все белое.

     Но я согласен с версией шамана Ивана Андреевича Суздалова-Сапалаай о том, что некоторые шаманы Айыы порою надевали костюм шамана целителя или обрядового и рогатым бубном совершали камлание в ночное время.

     Но то явление, я считаю, появилось позже, когда Айыы-шаманы и их основная роль стали чуть-чуть забываться, и это порой показывало постепенный переход Айыы-шаманизма в общеобрядовый шаманизм из-за того, что первый был запрещен христианской религией.

     Обряды общения с духами через огонь очень сложны. Настоящего общения с ними достигает только сильный шаман. Но это не запрещает никому из якутов задабривать духов через огонь и обращаться к ним за помощью.

     Настоящее общение с духами требует от шамана подлинного таланта, знания обряда, заветных секретных слов и умения обращаться к духам. Порою даже очень сильные шаманы хромали в этом деле из-за незнания магических слов и из-за отсутствия настоящего красноречия.

     Отправляясь в Нижний или Верхний миры, шаман произносит алгыс духам, которые охраняют входы в данные миры. Только после разрешения духов шаман может посетить эти миры.

     В основном шаман отправляется в эти миры для того, чтобы вернуть Кут своего пациента, украденного тем или иным определенным духом — Корнем болезни.

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев
Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

Духи — помощники шамана

      Духи помощники и Ийэ-Кыыл шамана. Духи шамана — это его покровители, защитники и помощники. Количество духов зависит от силы и кланического назначения шамана.

     По якутским понятиям и по шаманской философии, каждый шаман имеет свое кланическое назначение. Это уже определяется тогда, когда Ийэ-кут шамана воспитывается в определенном дупле шаманского дерева — Ыйык-Мас.

     Дух-Хозяйка Ыйык-Мас воспитывает Ийэ-Кут шамана в дупле, исходя из природного назначения и уровня шамана. В нижних дуплах Ыйык-Мас, воспитывались Ийэ-Кут слабых, маленьких шаманов, в средних дуплах воспитывались души средних шаманов, а на верхних — души сильных и великих шаманов.

     В северных дуплах дерева воспитывались души кровожадных, а в восточных дуплах — души шаманов с более светлым назначением.

     Каждый шаман при посвящении четко знал свой клан, предназначение, уровень, шаманскую деятельность, которой предстояло заниматься и т. д.

     И вот это древнее кланическое разделение по способностям и назначению упорядочивало деятельность шаманов и заметно уменьшало возможность шаманских сражений.

     Количество и состав духов-покровителей и помощников зависит от кланического уровня шамана. У сильного шамана их было много, причем все они, в свою очередь, тоже были сильны: духи — помощники являлись к шаману в облике людей, медведей, волков, птиц и т. д. Когда камлал сильный шаман, эти духи в виде теней иногда бывали видны пациентам.

     Каждый дух-помощник шамана при лечении имел свое определенное назначение, например, некоторые из них вылечивали болезни сердца, некоторые болезни пищеварительных органов, а другие помогали при проведении обрядов и т. д.

     Большим духом-помощником шамана являлся его бубен с колотушкой. По шаманским представлениям, бубен является его конем, а колотушка — нагайкой. На этом коне шаман объезжает все три мира.

     Духами-покровителями могут быть и духи умерших шаманов- предков. Они являются к неофиту и объявляют о готовности служить ему.

     Если он согласен с их требованиями, начинают учить его шаманскому искусству. Обучение, конечно, идет ночью. Кроме того, некоторые шаманы имеют своего духа-защитника в образе человека.

     Такие шаманы считаются защищенными от астральных нападений. Дух-защитник постоянно является к шаману во время сна в образе древних или даже по-современному модно одетых людей.

Шаман - тайны великого шамана
Шаман — тайны великого шамана

     У шамана могут быть два духа-защитника. Рост духов-защитников тоже не одинаков. В большинстве случаев они бывают очень высокого, иногда среднего роста.

     Духами-покровителями Айыы-шаманов становились определенные божества небожители, такие, как Бог грома и молнии, Бог-защитник племени, Бог конного скота. Такие шаманы считались непобедимыми. Того, кто делает зло по отношению к такому шаману, ждет неминуемая небесная кара.

     Каждый шаман имел, кроме всего этого, своего особого духа-покровителя — Ийэ-Кыыл (Мать-Зверь шамана). Шаман только перед смертью наяву видел своего Ийэ-Кыыла, но он знал, каков он.

     Слабые шаманы имели Ийэ-Кыыл в образе собаки, а самые сильные шаманы — в образе быка-пороза, медведя, жеребца, орла, лося-самца.

     Ийа-Кыыл сильного якутского шамана в виде быка-пороза вступает в бой с Ийэ-Кыылом сильных шаманов. Ийа-Кыыл тунгусских шаманов появляется в образе самца оленя и иногда вступает в бой с быком-порозом якутского шамана.

     Очень много было рассказано информаторами исследователям про такие случаи.

     Некоторые шаманы имели Ийэ-Кыыл в образе волка, ворона, собаки. Такие шаманы страдали больше всех, потому что эти звери кровожадные постоянно жаждали крови. Будучи голодными, они причиняли страдания шаману, требуя от него жертвы. Такой шаман постоянно болел из-за злого влияния своих кровожадных Ийэ-Кыылов.

     В древности были и Айыы-шаманы, которые имели Ийэ-Кыыл в образах орла и сокола-сапсана, мамонта. Шаман, имеющий свой Ийэ-Кыыл в образе орла, всегда поклонился Верхнему богу, защитнику племени Айыы, Грозному Хотой Айыы.

     Очень интересно то, что Ийэ-Кыыл шаманов соответствовали зверям, обитающим на проживаемой местности. Например, Ийэ-Кыылам индейских шаманов Южной Америки бывают духи в образе крокодилов, которых они называют нагалами.

     Возникает вопрос: почему шаманы не видят своих Ийэ-Кыылов в образах каких-то сверхъестественных мифических животных? Сегодня ответить на этот вопрос затруднительно.

     Духи-помощники, покровители и Ийэ-Кыыл шамана после его смерти остаются на земле долго. Вот они-то и защищают могилу шамана от пожаров, от наводнений, различных посягательств и глумлений.

     Кроме всего этого, шаман при камлании вызывает на помощь духов огня, земли, вод, дорог, местности, двора. Айыы-шаманы вызывали на помощь и просили защиты у Верхних Высших Светлых Сил — Небожителей Аар Айыы.

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев
Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

 Шаманские сражения

     До нас дошло много рассказов и легенд, рассказывающих о шаманских сражениях. В шаманских сражениях участвовали шаманские духи и Ийэ-Кыыл шаманов.

     Как мы уже упоминали, Ийэ-Кыыл великого шамана, превратившись в быка-пороза, лося-самца, черного медведя, орла, жеребца, вступает в бой с Ийэ-Кыылом другого шамана.

     Шаманы низшего клана не вступают в бой с шаманами, назначение которых выше, чем у них. Они могут делать им какие-нибудь мелкие пакости. Раннее клановое определение всегда спасало слабых шаманов.

     Например, шаман, имеющий Ийэ-Кыыл в образе собаки, не может вступить в бой с шаманом, имеющим Ийэ-Кыыл в образе черного медведя или быка-пороза, из-за явного преимущества последнего.

     Легенды рассказывают о случаях, когда великие шаманы вступали в бой с духами эпидемических заболеваний.

     Почти в каждом улусе сохранились такие легенды, рассказывающие, как бык-пороз великого шамана вступил в бой с Духом оспы. Дух оспы превращался в голубовато-пестрого быка и сражался с быком-порозом шамана.

     В большинстве легенд говорится о том, что быки-порозы великих шаманов не могли справиться с Духом оспы и обращались в бегство; а некоторые шаманы даже умирали. Легенды легендами, но все эти рассказы приводят к глубоким размышлениям.

     Есть множество тайн в Тонком мире. Может, в Тонком мире все болезни являются в определенных образах? А если так, то эти легенды рассказывают о действительных космических сражениях в астральном плане.

     Очень многого мы не знаем, потому что наше восприятие слишком ограниченное. А расширять наше восприятие мы не можем, так как наш организм этого просто не выдержит.

     Конечно, без Божественного огня, данного нам Небом, жить и творить невозможно. Если у человека не будет этого Божественного огня, то его голова будет наполнена Сатанинским огнем.

     Но такие люди творцами и созидателями не могут быть, потому что в них заложена отрицательная, сатанинская, разрушительная сила.

     Места, где происходили сражения шаманов, и сейчас опасны, так как в астральном и физическом плане там буквально все разрушено.

     Имеются странные подобия просек, старики утверждают, что они проложены ураганами каких-либо шаманов. Шаманы иногда шли к своим врагам или путешествовали в виде урагана-смерча (холорук). Эти ураганы на своем пути разрушали все.

Шаманы и шаманизм
Шаманы и шаманизм

     То есть шаманские сражения шли и в виде сражений ураганов. Узнав, что какой-то шаман идет к нему сражаться в виде урагана, шаман быстро собирал всех своих духов-защитников и шел навстречу противнику также в виде урагана.

     Если это объяснить более понятно, то между шаманами шло огромное космическое сражение через Тонкий мир.

     Ученый исследователь Н. С. Гурвич, со слов информатора А. Александрова, написал о сражении шамана Оноху-Спиридона Герасимова и Вилюйского шамана на берегу речки Мууна.

     Ийэ Кыыл Спиридона Герасимова в виде оленя-самца вступил в бой с явившимся в образе быка-пороза, Ийэ-Кыылом Вилюйского шамана. Фактически победил бык-пороз и Спиридон Герасимов едва спасся от смерти. По свидетельству жителей, место, где они сражались, еще не восстановлено от разрушений, причиненных Ийэ Кыылами.

     В Верхоянском улусе мне рассказали легенду о победе Верхоянского шамана над Духом оспы. Верхоянцы утверждают, что якутский шаман победил Духа оспы хитростью, указав ему путь, на котором он поставил самострел, а речку наполнил надледной водой. Дух оспы попал под самострел и, переходя речку по подледной воде, обморозил свои ноги.

     Дух оспы явился в образе женщины европейского вида. Придя к шаману, она попросила вытащить стрелу и пообещала, что в будущем никогда не ступит на Верхоянские земли.

Шаманы и шаманизм
Шаманы и шаманизм

     Аналогичный рассказ записан 16 января 1925 года Г. В. Ксенофонтовым со слов информатора Семенова Платона Саввича, жителя II Мальжегарского наслега Западно-Хангаласского улуса.

     В той легенде рассказывается о том, как в Верхоянье оспа косила людей и все бежали в более отдаленные края. Жил в это время очень богатый шаман-тунгус. А Дух оспы в образе женщины европейского типа обморозил ноги. Она пришла к шаману и сказала ему:

    «Я сама — оспа, абаасы (бес, злой дух) и хожу не по своей воле, а по приказу самого Бога, по его письменному указу. Я пришла в этот край лесов и верховьев речек, чтобы пожрать вас. Куда же ушли члены твоей семьи, ты обязан мне сказать это».

     Вот так, по-административному приказала. Шаман ответил:

    «Все мои домочадцы, испугавшись тебя, бежали в другие места. Ты лучше пожри меня, а их оставь в живых. Зачем тебе преследовать их? Отправляйся в другие места».

     На что оспа не согласилась, и шаман указал ей дорогу, где он поставил самострел. Она пошла по этой дороге и, попав под самострел, пронзенная насквозь стрелой с обратными шипами, вернулась и шаману. Шаман страдал вздутием живота и все время лежал дома.

     В ходе переговоров они сошлись на том, что вылечат друг друга, потом Дух оспы навсегда покинет эти края. Шаман вытащил стрелу, а «гостья стала гладить и растирать живот шамана. Вытекли слизистая жидкость, грязная вода, и шаман сразу выздоровел. Дух оспы навсегда покинул эти края.

     Рассказывали о шаманах, которые одновременно гостили в семи домах. Родной дядя Анны Павловой шаман Хаабыс однажды ночевал в семи семьях, юрты которых располагались вокруг одного озера.

     На следующий день поднялся большой спор: каждый хозяин утверждал, что шаман ночевал у него. Хаабыс был великим шаманом.

     За свой век он не проиграл ни одного шаманского сражения. Его племянница Анна Павлова тоже была непобедимой. Оба они никогда первыми не нападали, а очень удачно защищались от нападений других шаманов.

Шаман - феномен великих шаманов - рассказы шаманов и очевидцев
Шаман — феномен великих шаманов — рассказы шаманов и очевидцев

     Тасагарский шаман Савва (Вилюйский улус) сражался с шаманами других мест. Но однажды весной он был побежден и в образе гагары улетел через озеро Ниджили к себе домой. Прилетев к своему родному озеру, он хотел нырнуть, но на озере проверял свои сети его земляк Чуоннаан.

     Савва, пожалев своего земляка, полетел дальше, а противники все приближались, и он, чтобы спастись, нырнул в прокаженную воду. Впоследствии он заболел проказой.

     Знаменитая шаманка Анна Павлова заранее узнавала, что к ней идут сражаться шаманы, и сразу отправлялась навстречу, чтобы не допускать сражения на своей родной земле.

                                                                        Жрец-шаман В. А. Кондаков

Шаман — тайны великого шамана

Шаман – шаманы ясновидцы и пророки — молитвы якутских шаманов

 

Видео: Легенды индейцев о золотой пещере Башни дьяволов

Алхимики и золото – история краха синдиката «Аргентаурум»

Тайна исчезновения самолета «Белая птица» — первый и последний полет

Мумие – реальность и легенды — каменное масло

Оружие и мораль у животных — истории о животных

Пчела – как пчелы общаются

You May Also Like