Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии

Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии

         Содержание

     Двигатель Джона Кили

     Новый источник энергии

     История изобретения Джона Кили

     Комментарии ученых

 

     Время от времени плавный ход развития техники нарушается появлением очередной «таинственной машины, заставляющей самых занятых людей бросать свои текущие дела и ломать голову над ее устройством.

     Совсем недавно отшумела пресловутая «машина Дина». В 30-х годах XX века не меньший переполох вызвали «лучи смерти» английского профессора Мэтьюса, которые якобы могли убивать на расстоянии живые организмы, взрывать динамит, останавливать двигатели.

     Еще раньше, в 1917 году, немало шумели о таинственном процессе Хуана Андрэса, превращающем воду в горючее. Хотя в большинстве случаев подобные сенсации оказывались искусными мистификациями, с ними навсегда остается связано сомнение: «А вдруг что-нибудь да есть?»

     Среди «таинственных машин» двигатель Джона Кили занимает особое место. Здесь трудно заподозрить мистификацию. А убежденность изобретателя наводит на мысль, что им было сделано какое-то открытие, которое он не решился доверить даже патентному бюро.

Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии
Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии

Двигатель Джона Кили

     Маленький кирпичный сарайчик затрясся. Тяжелая стальная махина, укрепленная на каменном фундаменте, загудела. Гудение превратилось в стон, стон — в завывание, а потом в раздирающий уши визг.

     Джон Кили (John Worrell Keely) — владелец машины — даже не взглянул на членов комиссии. От него требуют доказательств того, что деньги не летят на ветер. Ну что ж, сейчас он даст эти доказательства.

     Раздался грохот. Когда голубой дымок рассеялся, члены комитета увидели, что свинцовый шарик диаметром в дюйм был выброшен из машины с такой силой, что пронзил две дубовые доски и ушел в ящик с песком у стены.

   — Весьма внушительно, сэр, — сказал один из свидетелей, — но когда же вы намерены использовать эту мощь и применить ее в такой машине, которая принесла бы выгоды вашим акционерам?

Описание опытов Кили выглядело, например, так:

     Аппарат состоит из «либератора» — прибора, развивающего «эфирный пар», передатчика, концентрирующего и передающего в шаровый двигатель эту межатомную силу, где она превращается в механическую, и самого двигателя…

Джон Кили (John Worrell Keely)

Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии
Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии

     Мистер Кили провел смычком по трем камертонам, стоящим на точно рассчитанном расстоянии от двигателя, затем ударил молоточком по стальной пластине, укрепленной на «либераторе», чтобы присоединить силу её колебаний к тем камертонам.

     Когда «эфирный аккорд» умолк, Кили заявил… что в передатчике сосредоточена теперь сила, соответствующая давлению приблизительно 1760 кГс/см² .

     В нескольких шагах стоял демонстрационный прибор, состоящий из длинного рычага на оси, на одном конце которого висела гиря массой 250 кг, а над другим концом находился небольшой цилиндрик с поршнем. Достаточно было Кили открыть краник у цилиндра, чтобы рычаг с гирей быстро и плавно поднялся вверх.

Новый источник энергии

     Джон Кили впервые привлек к себе всеобщее внимание в 1873 году. Он заявил тогда, что нашел и освоил новый источник энергии. Что за источник? Изобретатель отвечал крайне уклончиво.

     Он говорил: «Я разрабатываю устройство, которое должно разлагать эфирную силу, лежащую в основе атомного строения материи. Я могу использовать эту силу в своем двигателе с помощью индуцированных гармонических колебаний».

     Одни ученые возражали ему, другие называли шарлатаном, но большинство заняло выжидательную позицию. Тем временем Кили пригласил группу специалистов, и они увидели, как его машина превращает двухдюймовый брус в щепки.

     Несколько крупных дельцов Филадельфии и Нью-Йорка заинтересовались этими сообщениями и вложили свои деньги в машину Кили. Была даже создана Компания моторов Кили с акциями на сумму 100 тыс. долларов.

     В последующие 7 лет изобретатель строил одну машину за другой. Немногочисленные свидетели иногда допускались на испытания. Они видели, как машины Кили разрывают кабели, скручивают или вытягивают толстые железные брусья, сверлят сталь, словно сыр.

Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии
Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии

История изобретения Джона Кили

     С описания одной из этих демонстраций в декабре 1879 года и начинается наш рассказ.

     Но каждый раз, когда акционеры начинали предъявлять свои права на детище Кили, он отказывал им в разрешении использовать машину, утверждая, что это чудовище, которое может вырваться из-под контроля и наделать неисчислимых бед, пока движущие его силы не будут изучены и обузданы.

     В 1882 году лопнуло терпение и у самых доверчивых акционеров. Собрание было бурным, но Джон Кили не потерял спокойствия.

   — Меня обвиняют в том, — сказал он, — что я отказываюсь раскрыть тайну своего двигателя. Это обвинение справедливо. Я действительно отказываюсь раскрыть ее и этим отказом защищаю не только себя самого, но и тех, кто верит в мой двигатель и финансирует его.

   — Я не обману этого доверия. Без вашего ведома и согласия я не опубликую сведений о том, откуда двигатель получает энергию. Но я с радостью дам эти сведения любому представителю, которого вы выберете.

     Акционеры выбрали некоего Эдуарда Бекеля, который был известен как специалист по паровым машинам и вообще как человек, хорошо «подкованный» в науке. После осмотра Бекель заявил:

    «Того, что я видел и понял, более чем достаточно. Мистер Кили действительно открыл все, о чем заявляет».

     Смягченные акционеры решили еще немного подождать. В августе 1883 года Кили пригласил ученых и акционеров на испытание новой машины. Когда все уселись, он потушил свет, и огромная машина в центре комнаты начала пульсировать.

     С шипеньем открывались и закрывались клапаны, раздавались свистки, из каких-то скрытых отверстий вырывался пар. Кили, в кожаном фартуке, принес длинными клещами кусок железа, подошел к машине и осторожно сунул железо в ее пасть, где оно оказалось зажатым в огромных тисках.

     После нескольких минут фырканья, свиста и дыма кусок железа начал раскаляться. Кили метался вокруг машины, деятельно нажимая кнопки и передвигая рычаги. Один из зрителей писал:

    «Это была сцена словно из какой-то страшной театральной пьесы. Закрыв глаза, можно было вообразить себя в преисподней.

     А если открыть глаза, то при взгляде на массивное нагромождение труб и рычагов, словно держащее в пасти раскаленный кусок железа, это впечатление только усиливалось. Что же касается мистера Кили, то он с успехом сыграл бы роль Владыки Ада».

     Целью этого внушительного опыта было доказать зрителям, что машина может брус холодного железа превратить в железнодорожный рельс, на что, по словам Кили, не была способна никакая другая машина.

     Но по окончании опыта он лишь очень туманно говорил о том, чтобы выпустить ее на рынок, и дело, как всегда, кончилось ничем. Разгневанные акционеры снова накинулись на него. Ему удалось отбиться от них на суде только в 1885 году.

     Кили принялся за работу с новой энергией. Между 1885 и 1888 годами он построил не менее 70 машин. Периодически появлялись сообщения о том, что чудесная машина Кили готовится выйти на рынок.

     В таких случаях курс акций поднимался иногда до 200 пунктов, а однажды взлетел даже до 1000!!!

     В 1888 году разорившиеся акционеры, окончательно взбешенные поведением Кили, подали в суд. Отказавшись выполнить решение суда и провести экспертизу, Кили угодил в тюрьму.

     Выйдя из заключения, Кили решил не иметь больше дела с акционерами, тем более что богатая вдова Клара Джессеп оказала ему значительную финансовую поддержку. Она уплатила его долги и назначила ему самому жалованье в 2500 долларов в год.

     Но тюремное заключение оказало на Кили роковое действие. Он продолжал строить машины, но в приступах какого-то бешенства уничтожал их. Вплоть до самой своей смерти в 1898 году он словно пытался убедить в чем-то самого себя.

     Неугомонные акционеры продолжали преследовать его и после смерти. Они разгромили мастерскую, в которой он трудился столько лет.

     Найдя трехтонный стальной шар со сжатым воздухом, они созвали репортеров и объявили, что тайна поразительного двигателя Кили раскрыта: он проделывал свои фокусы с помощью сжатого воздуха.

Сфера, найденная под лабораторией.

Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии
Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии

     Акционеры как будто забыли, что Кили факта использования сжатого воздуха не скрывал, что он много раз показывал зрителям этот шар во время своих демонстраций, что от сферического резервуара к мастерской вели лишь тонкостенные медные трубки, совершенно недостаточные для подачи воздуха под тем давлением, какое требовалось для опытов.

     Ключ к подлинной природе сил, действовавших в двигателе Кили, может заключаться где-то в его неуклюжем определении: «гидро-пневматическая пульсирующая вакуум-машина».

     Некоторые действия, проделываемые этими машинами, наверняка нельзя приписать никакому из тогдашних источников энергии. Если же Кили действительно располагал каким-то неизвестным источником энергии, то он не мог ничего объяснить.

     Нить, за которую он ухватился на мгновение неуверенной рукой, выскользнула из его хватки, и с тех пор ее никому не удается найти.

Комментарии ученых

     Машина Джона Кили и летящий с огромной скоростью шарик, скрученные и разорванные железные брусья, сверла, входящие в сталь, как в сыр…

     Удалось ли изобретателю действительно открыть новый мощный источник энергии? Или перед нами очередная, очень искусная мистификация?

     Скажем прямо: ни один из приведенных поразительных на первый взгляд фактов не свидетельствует о том, что в распоряжении Кили был какой-то необыкновенный источник энергии.

     Технические средства 70-х годов XIX — паровая машина, гидравлика, пневматика — вполне достаточны для того, чтобы разогнать шарик, разорвать железный брус, просверлить отверстие в стальном листе.

     Как ни скупы сведения о Джоне Кили, можно с большой степенью достоверности утверждать, что он не был ни обманщиком, ни сумасшедшим, а скорее всего человеком, случайно натолкнувшимся на явление, осмыслить которое оказалось не под силу самоучке.

     Анализируя все факты, можно утверждать, что Джон Кили изобрел не что иное, как ударную трубу. Ничего невозможного в этом предположении нет. Устройство такой трубы до того просто, что приходится только удивляться, почему ее не изобрели раньше.

     Это закупоренная с концов длинная труба диаметром около 20 — 25 см. Внутри установлена металлическая диафрагма, разделяющая ее на две части. Одна на них заполняется газом под высоким давлением, другая — разреженным газом.

Устройство ударной трубы и принцип ее действия.

Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии
Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии

     Под действием высокого давления диафрагма в конце концов лопается, и сжатый газ врывается в зону низкого давления. В месте контакта двух сред образуется стремительно движущаяся дальше ударная волна, мгновенно разогревающая разреженный газ до 5000 — 5500°C.

     Трудно сказать, что натолкнуло Джона Кили на это изобретение. Быть может, воздушное огниво, изобретенное в 1803 году и представлявшее собой цилиндр, в котором быстро сжимаемый поршнем газ нагревался настолько, что начинал тлеть трут.

     А может быть, Кили случайно получил этот результат, работая над чем-нибудь вроде «пневматического пресса», отличающегося от гидравлического только тем, что в нем жидкость была заменена сжатым воздухом.

     Как бы там ни было, ослепительная вспышка, за доли секунды раскаливающая воздух, так поразила воображение Джона Кили, что он прежде всего подумал о новом мощном источнике энергии.

     Сжатый воздух и сама труба представлялись ему неким механизмом, высвобождающим запасы этой небывалой энергии. Растерянность самого Кили была столь велика, что он да же не пытался скрывать своих смутных догадок о причинах поразившего его аффекта.

     В сущности, его объяснения «гидро-пневматическая пульсирующая вакуум-машина» или «устройство, которое должно разлагать эфирную силу, лежащую в основе атомного строения материи», не свидетельствуют о том, что он сознательно морочил голову своим компаньонам. Скорее наоборот, они говорят о безнадежных попытках Кили понять суть дела.

     Будь Кили пограмотнее, получи он систематическое образование, следи он за научной литературой, последствия случайного открытия не оказались бы для него столь драматическими.

     Ведь теория ударных волн в газах была опубликована немецким математиком Риманом еще в 1860-х годах. А первая экспериментальная ударная труба по странной иронии судьбы появилась во Франции в 1899 году, всего через год после смерти Кили.

     Но причины трагедии, постигшей Кили, даже не в этом. В нем противоречиво сочетались талантливый механик и плохой инженер. Не поняв обнаруженного эффекта, что само по себе не так уж и страшно, он взялся за чудовищно сложную задачу — постройку универсальной металлообрабатывающей машины.

     Она должна была ковать и прокатывать сталь, сверлить отверстия, вытачивать детали и т. д. и т. п. Даже если бы все составные части такой машины были бы принципиально ясны и практически реализуемы, она все равно явилась бы очередным монстром, валяющимся на обочине дороги, по которой движется технический прогресс.

     Ибо Кили не уловил и не понял основную тенденцию развития техники, согласно которой «всякая специальная вещь лучше универсальной».

     После первого ошибочного шага Кили уже был обречен на неудачу, его частные успехи лишь усугубляли драматизм положения. По-видимому, ему удалось решить некоторые довольно важные проблемы.

     Прежде всего из-за отсутствия мощных источников Кили широко применял принцип медленного накопления энергии и быстрого высвобождения ее в импульсе.

     В то время только пневматика давала наилучшую возможность для реализации такого принципа, и наличие сферического резервуара подтверждает эту догадку.

     Вероятно, Кили удалось сделать и кое-какие побочные усовершенствования, в частности открыть принцип, лежащий в основе современных адиабатических пушек. С помощью воздуха сравнительно невысокого давления он, возможно, разгонял массивный металлический поршень.

     Значительная кинетическая энергия поршня, затраченная на сжатие не большой порции воздуха, создавала кратковременное огромное давление, выбрасывающее со страшной силой свинцовый шарик.

Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии
Загадочный двигатель Джона Кили или новый источник энергии

     Это предположение подтверждается тем, что от резервуара к машине вели тонкостенные трубки, по которым Кили подводил к машине сжатый воздух не очень высокого давления.

     По-видимому, на каждом из созданных и испытанных устройств Кили отрабатывал отдельные функции своей универсальной машины: прокатку, сверление и т. д.

     Какое бы выгодное впечатление они ни производили на зрителей, в них не было главного, они были лишь отработкой частных, вспомогательных операций.

     Но сердце машины, которая в воображении Кили должна была произвести переворот в мировой промышленности, не давалось изобретателю.

     Все его попытки овладеть тайнами ударной трубы и приспособить ее для технологических операций вылились в конструкции, которых он не показывал никому и которые он в ярости уничтожал одну за другой.

     И было ему невдомек, что его ударная труба, хотя и позволяла получать высокие температуры, не обладала достаточной мощностью, чтобы раскалить кусок железа. Кратковременность процесса в ударных трубах до сих пор ограничивает их применение лишь научными исследованиями.

     Если бы Кили остановился хотя бы на одном из своих побочных изобретений, он наверняка достиг бы большего. Но самоуверенность самоучки и успехи в реализации других замыслов укрепляли Кили в его намерении не отступаться от поставленной цели.

     Бросив судьбе вызов «все или ничего», Кили получил вполне убедительный ответ: ничего.

                                                                                 Инженер Смирнов Г.

 

       Научно-техническая сущность этого изобретения остается нераскрытой. Предположение о том, что это ударная труба, мало вяжется с сообщением о том, что кусок железа в машине Кили был разогрет до состояния яркого свечения.

     В ударной трубе может нагреться до высокой температуры малая масса газа, но отнюдь не массивное твердое тело.

                                                                        Профессор Покровский Г.

Видео: ЭПС- Эффект полостных структур

ЭПС — эффект полостных структур и телекинез

Отпечаток пальца — история пальцевого отпечатка — дактилоскопия

Узнавание – механизмы процесса узнавания

Психология цвета – влияние цвета на человека

Семя — как пробуждается семя

 

You May Also Like