Золото «Черного принца» — в поисках сокровищ

Золото «Черного принца» - в поисках сокровищ

         Содержание

     Сокровища морских глубин и затонувшие сокровища

     Тайна «Черного принца»

     Находка доктора Павловского

     Водолазная фирма «Синкай Когиоссио»

     Был ли это «Принц»

     Легенда о золотом миллионе

     Карта затонувших кораблей

 

     На грунте мирового океана находятся доступные и недоступные ценности, затонувшие с кораблями, поэтому эпизодическое возвращение к таким темам закономерно. Более того, на дне морском есть не только известные «клады», но и много неизвестных сокровищ.

Сокровища морских глубин и затонувшие сокровища

     По сведениям Гидрографического управления США, с 1500 года до нашего времени каждый год в море гибло среднем 2172 судна. Можете себе представить, сколько затонувших кораблей покоится на дне морей и океанов!

     На многих из них перевозили золото, серебро, драгоценные Камни. Только за период годов из Нового Света в Европу было вывезено золота и серебра на сумму свыше 400 млн. долларов по современному курсу.

     По опубликованным данным британского адмиралтейства, 1/8 часть золота и серебра, добытого человеком, затонула с судами во время перевозки морем. Одна Португалия только за период XVI века оставила на грунте золото и серебро, которое наши дни оценивается в 124 млн. долларов.

     Кстати, весной 1965 года, у Багамских островов на глубине 4 м были найдены среди обломков испанского галеона груды серебряных пиастров. Они оценены в 3 млн. фунтов стерлингов.

Остров сокровищ Кокос
Остров сокровищ Кокос

     Не следует забывать, что за последние годы для транспортировки через океан драгоценных камней и концентратов редких металлов используются самолеты. Уже зарегистрированы первые подводные «покойники» с фюзеляжами, начиненными сокровищами.

     С годами число затонувших с ценностями самолетов будет расти. Это так же неизбежно, как неизбежно растут воздушные транспортные операции.

     Места многих затонувших кладов известны, и людям иногда удавалось вернуть отнятые у них морем сокровища. Успешных подъемов ценностей с грунта немало. Есть клады, о которых в некоторых странах запрещено писать или говорить по радио.

     Вспомним британскую традицию, по которой допуск к архивным материалам обставлен такими законами, которые часть из сведений закрывают вовсе.

     Возможно, что, когда технический прогресс в судоподъемном деле сделает глубоководные сокровища доступными для человека, Англия откроет карты, и только при условии, что клады находятся в британских государственных водах или в пределах «ничейной акватории», контролируемой короной.

     Целесообразность публикации материалов о загадочных кладах моря определяется тем, что она прививает молодежи исторический романтический интерес к морским глубинам. Кто-то остроумно назвал океан целиной. Это справедливо во всех отношениях, если проследить историю развития палеонтологии, геологии, географии, морской химии и других наук.

     Не преувеличивая, можно сказать, что человечество только приступает к освоению гидрофизических, химических, археологических, энергетических и всех других свойств, и особенностей океана… И океан не обманет!

     Затонувшие сокровища окажутся только тысячной долей тех ценностей, которые человек извлечет со дна еще недостаточно изученных глубин. Мы на пороге освоения полезных и редких ископаемых, именно тех, которые уже начинают истощаться в толще литосферы и почти не тронуты в объемах гидросферы, включая приполярные и ледовые области.

     Люди уже приступили в международном масштабе к поиску решений возможности опреснения океанских вод, что в случае успеха (а он неизбежен) абсолютно изменит в выгодную сторону ирригационный режим и баланс осадков.

     Сейчас большое внимание уделяется гидропалеонтологии, гидрогеологии и биологии — наукам, раскрывающим тайны происхождения, эволюции и дальнейшего видоизменения не только солнечной системы, но и других планет, ибо динамика приливных явлений и относительного смещения континентов позволяет определить взаимосвязь с другими планетами.

     Хотелось бы напомнить об одной особенности больших океанографических проблем — это об их своеобразной «международности». Масштабность, объем, значительность и необходимость миллиардных затрат с привлечением миллионов людей даже для кратко перечисленных задач.

     Достижениях последних двух лет показывают, что освоение глубин океана не по силам ни одной отдельной стране или национальной науке. Итоги изучения океанических недр и тех проблем, которые они ставят, нужны всему человечеству и могут быть решены народами.

Бутылка с запиской в океане
Бутылка с запиской в океане

     Отсюда вывод: «глубоководное» мышление должно быть одновременно международным (точнее интернациональным) мышлением. И как бы ни старались некоторые морские державы забраться поглубже в океан или под паковый лед своими вооруженными силами, народы скоро поймут, что совместное освоение глубин в конце концов приведет не к разобщению людей, а к их сплочению на благо мирного труда и увеличения всех научных и народнохозяйственных богатств.

     Привлечение внимания нашего юношества к исторической романтической, научной и технической стороне особенностей изучения океанских глубин поможет исподволь приучиться к «глубоководному» мышлению, а это, в свою очередь, неизбежно создаст плеяду изобретателей и энтузиастов для увлекательнейшей области исследований подводных «белых пятен».

     Одновременно надо учитывать, что увеличиваются глубина погружения и длительность обитаемости подготовленного человека и его снаряжения, быстрота спуска и подъема с недоступных раньше глубин.

     Разработана аппаратура для акустического прослушивания глубин океанов, для регистрации конвекционных явлений при вертикальном перемешивании вод и, наконец, для фотографирования и теленаблюдения тех областей, которые принято было называть областями вечной темноты и безмолвия.

     С романтикой безмолвия и мрака покончено! Помимо получения фотоснимков следов, оставленных на грунте тысячеметровых глубин, современные океанографы овладели возможностью предвидения и предвычисления цунами, подводных противотечений, регистрации элементов конвекции при вертикальном перемещении вод и многих закономерностей, которые раньше числились в рубрике частных аномалий.

     Сокровища «Черного Принца», история которых предлагается вниманию читателю, поучительный пример, подтверждающий одну из затронутых проблем.

Бермудский треугольник – загадка океана
Бермудский треугольник – загадка океана

Тайна «Черного принца»

     В 1853 году его спустили со стапеля «Принцем». После начала Крымской войны английская судоходная компания передала его правительству Англии для перевозки войск и амуниции в Крым.

     «Принц» прибыл на Балаклавский рейд 8 ноября 1854 года. Через пять дней над Крымским полуостровом пронесся ураган невиданной силы. Несколько английских кораблей, стоявших на рейде перед входом в Балаклавскую бухту, были выброшены на прибрежные скалы. Эта участь постигла и «Принца».

     Еще не закончилась война, а по всему миру уже расползлись слухи, что близ Балаклавы погиб английский паровой фрегат «Черный Принц» с грузом золота, предназначавшимся для выплаты жалованья войскам. Почему корабль стали называть «Черный Принц», сказать трудно.

     Может быть, в романтическом эпитете «черный» повинны неутомимые кладоискатели?

     Почти сразу же после Крымской войны начались поиски «Черного Принца», ставшего к этому времени легендарным. Корабль одинаково безуспешно искали итальянцы, французы, американцы, норвежцы, немцы.

Золото «Черного принца» - в поисках сокровищ
Золото «Черного принца» — в поисках сокровищ

     Наиболее терпеливыми оказались итальянцы. Изобретатель глубоководного скафандра Джузеппе Рестуччи возглавлял экспедицию в 1901 году. Через несколько недель после начала работ ему удалось найти железный корпус большого корабля.

     Итальянские водолазы подняли со дна металлический ящик со свинцовыми пулями, подзорную трубу, винтовку, якорь, куски железа и дерева. Но… никаких следов золота.

     Весной 1903 года итальянцы покинули Балаклаву, с тем чтобы через два года снова прибыть на место поисков. Но этот раз уже совсем в другом месте они обнаружили еще один железный корабль. Никто до сих пор не знает, был ли это «Черный Принц» или какое-либо другое судно. Золота опять не нашли.

     Однако мысль о сказочном кладе не давала покоя многим изобретателям, водолазам, инженерам. Министра торговли и промышленности России завалили письмами с предложениями поднять золото «Черного Принца». И только первая мировая война прекратила ажиотаж вокруг легендарного клада.

Чудовища океана
Чудовища океана

Находка доктора Павловского

     В 1922 году один ныряльщик-любитель из Балаклавы достал со дна моря у входа в бухту несколько золотых монет. Так мир снова заинтересовался «Черным Принцем».

     В 1923 году флотский инженер В. С. Языков пришел в ОГПУ и сообщил, что с 1908 года он самым подробным образом изучал обстоятельства гибели английской эскадры 14 ноября 1854 года и готов немедленно начать работы по поднятию золота.

     В марте того же года было решено организовать экспедицию. Она получила название ЭПРОН — экспедиция подводных работ особого назначения. Через несколько недель ЭПРОН приступил к подготовительным работам.

     Советский инженер Е. Даниленко спроектировал глубоководный аппарат, который позволял осматривать морское дно на глубине 80 саженей. Аппарат имел «механическую руку» и был оборудован прожектором, телефоном и системой аварийного подъема в случае обрыва троса.

     Экипаж аппарата состоял из трех человек, воздух подавался по резиновому гибкому шлангу. Пока строился глубоководный аппарат Даниленко, специалисты ЭПРОНа разыскали и тщательно опросили старожилов Балаклавы очевидцев шторма 14 ноября 1854 года.

     Но никто из них не мог утвердительно указать точного места гибели «Принца». Как обычно, их показания оказались крайне противоречивы. Наконец тральщики произвели промеры глубин и весь предполагаемый район гибели «Принца» был разбит вехами на квадраты.

     В первых числах сентября 1923 года начали осмотр западных от входа в бухту подводных скал. Каждый день небольшой катерок спускал аппарат Даниленко для обследования очередного квадрата. Было обнаружено множество обломков деревянных кораблей — мачты, реи, куски шпангоутов, бимсов и бортов, сильно источенные морским червем, обросшие ракушками.

     Думали, что разыскать «Принца» среди этих обломков не особенно трудно: В. С. Языков утверждал, что «Принц» — единственный железный корабль из числа погибших.

Бутылка с запиской в океане
Бутылка с запиской в океане

     Прошли весна, лето и осень 1924 года. Но «Принц» так и не был найден. В октябре 1924 года врач ЭПРОНа Павловский проводил с молодыми водолазами учебные спуски близ старых Генуэзских башен к востоку от входа в бухту. Молодые эпроновцы, тренируясь, поднимали с восьмисаженной глубины камни, раковины, обломки дерева.

     Утром 17 октября один из учеников Павловского нашел на морском дне недалеко от берега торчавший из грунта железный ящик странной формы. Он попробовал подвести под него строп, но безуспешно. Заинтересовавшись находкой, Павловский пригласил опытных водолазов.

     Вскоре подняли ящик на поверхность: это был изъеденный ржавчиной допотопный паровой котел кубической формы с чугунными дверцами и горловинами. Необычная находка заставила эпроновцев тщательно обследовать весь район.

     Под обломками скал, обрушившихся с береговых утесов, водолазы нашли разбросанные по всему дну остатки большого железного корабля, наполовину замытые леском.

     За два месяца работ со дна были подняты десятки кусков железа различной формы и величины, часть обшивки борта с тремя иллюминаторами, ручная граната, медицинская ступка из белого фарфора, несколько неразорвавшихся бомб, медные обручи от бочек, железный рукомойник, части паровой машины, почти сгнившая пачка госпитальных туфель, свинцовые пули.

     И опять — ни намека на золото… Перед Новым годом в районе Балаклавы начались жестокие штормы работы пришлось прекратить.

Марианская впадина и глубины Мирового океана
Марианская впадина и глубины Мирового океана

Водолазная фирма «Синкай Когиоссио»

     К этому времени поиски «неуловимого корабля» обошлись ЭПРОНу почти в 100 тыс. рублей. Как быть дальше: стоит ли продолжать работы? Мнения специалистов разделились. ЭПРОН не мог найти достоверных документов, подтверждающих наличие золота на «Принце».

     Запросили советское полпредство в Лондоне. Однако английское адмиралтейство, ссылаясь на давность события и законы, ограничивающие допуск иностранцев к архивам, ничего конкретного сообщить не смогло. ЭПРОН признал проведение дальнейших работ нецелесообразным.

     Именно в это время Советское правительство получило предложение японской водолазной фирмы «Синкай Когиоссио» поднять золото с «Принца».

     В те годы эта фирма считалась одной из самых известных и удачливых. Японская фирма предлагала ЭПРОНу сто десять тысяч рублей за предварительные работы по розыску и обследованию «Принца», а также принимала на себя все дальнейшие расходы.

     Поднятое золото должно было делиться между ЭПРОНом и «Синкай Когиоссио» в соотношении 60 и 40 %. Кроме того, японцы должны были ознакомить наших водолазов со своей глубоководной техникой и после окончания работ передать ЭПРОНу по одному экземпляру каждого предмета технического оборудования.

     Летом 1927 года после заключения соответствующего договора японцы (они рассчитывали без особого труда получить 800 тыс. рублей золотом!) приступили к работе. Каждые сутки водолазы стропили на дне и поднимали не менее двадцати каменных глыб весом по 500 пудов.

     Тысячепудовые куски скал оттаскивались в сторону с помощью паровых лебедок, установленных на барже. Каждый день, сменяясь, работали 7 водолазов и 5 ныряльщиков.

     5 сентября водолаз Ямомато нашел прилипшую к камню золотую монету — английский соверен чеканки 1821 года. После этого за два месяца ежедневного изнурительного труда водолазы обнаружили всего лишь четыре золотые монеты: английскую, французскую и две турецкие.

     Поскольку к середине ноября 1927 года разбитый корабль был полностью «перемыт» и обследован, фирма прекратила работы в Балаклаве.

     Вот небезынтересные результаты ее подводных работ на «Принце»: две вилки и ложка белого металла, кусок саперной лопаты, втулка от колеса, подковы, лошадиные кости, офицерская сабля, лопаточка для пирожных, замок, галоша с датой 1848 года, несколько кожаных подметок, огромное количество свинцовых пуль и т. д.

Марианская впадина и глубины Мирового океана
Марианская впадина и глубины Мирового океана

Был ли это «Принц»

     Перед отъездом из Балаклавы представители фирмы заявили, что корабль, на котором они проводили работы, по их мнению, был «Принц». Они повторяли версию В. С. Языкова, согласно которой «Принц» единственное железное судно из всех кораблей, ставших жертвой урагана 1854 года.

     Но так ли этот? Обратимся к первоисточникам. Вот что сообщает английский историк Вудз в своей книге «Последняя Кампания» (Лондон, 1860 г.):

     «Принц» — паровой корабль прибыл в Балаклаву утром 8 ноября. Он отдал один якорь, который вместе с канатом весь ушел в воду. Когда отдали другой якорь, он также ушел; оба якоря с канатами были потеряны на глубине 35 саженей, очевидно, ни один из канатов не был надежно прикреплен.

     После этого случая «Принц» стал в море на значительной дистанции и, возвратившись, удерживался за кормой корабля «Язон» на швартове, пока не был приготовлен другой якорь с канатом».

     Что же за корабль «Язов»? В английском журнале «Прэктикл Мэкеникс Джорнал» за 1854 год находим то, что не было известно ни В. С. Языкову, ни эпроновцам, ни японцам:

   «… в Блэкуолле… были выстроены три однотипных корабля, соответственно названные «Голден Флис», «Язон» и «Принц». Дальше приведены самые подробные размеры и характеристики каждого корабля.

     Отсюда можно сделать следующие выводы.

     Во-первых, перед штормом на балаклавском рейде стояло два однотипных парохода — «Принц» и «Язов».

     Во-вторых, если бы «Поэктикл Мэкеникс Джорнал» попался на глаза эпроновцам или японцам в момент подъема частей корпуса, то по приводимой точной спецификации, журналом, без особого труда можно было установить, является обследуемое судно «Принцем» или нет.

     К сожалению, никто не удосужился провести этого элементарного исследования исторических источников. Кстати, «Принц» и «Язон» вовсе не были единственными паровыми судами, погибшими на балаклавском рейде.

     Вряд ли японцы с такой уверенностью стали бы утверждать, что корабль, который они так тщательно обследовали, был «Принцем», если бы им было известно письмо командира одного из английских кораблей, застигнутых бурей у Балаклавы:

     «Агамемнон» с адмиралом Лайонсом, предвидевшим ураган, ушел в море 13-го вечером; остались на якоре пароходы «Мельбурн», «Авон», «Сити оф Лондон», «Принц», «Хоуп» и транспорты «Уайлд Уэйв», «Мерция», «Рип-Ван-Винкль» и др.».

     Как видим, вовсе не исключено, что найденный эпроновцами и обследованный японцами затонувший корабль мог быть и «Принцем», и однотипным с ним «Язоном», и «Хоупом», и «Сити оф Лондон», и «Резолютом». С наибольшей вероятностью можно предполагать, что поиски золота проводились на транспорте «Резолют».

Бутылка с запиской в океане
Бутылка с запиской в океане

     Сопоставим некоторые факты. Перед отъездом из Балаклавы японские водолазы заявили, что им не удалось найти среднюю часть корабля, а оставшиеся на дне металлические предметы были сильно разрушены. Причем разрушения носили искусственный характер.

     Достоверно известно, что в момент, когда «Резолют» был выброшен на прибрежные скалы, на нем взорвались боеприпасы. Возможно, что среднюю часть корабля не нашли потому, что ее уничтожило взрывом.

     Вероятно, от сильных ударов о скалы «Резолют» сначала переломился пополам, а его корма, на которой водолазы нашли неразорвавшиеся бомбы и снаряды, затонула.

     Еще один факт заслуживает внимания. На затонувшем корабле нашли много свинцовых пуль. Из истории известно, что на транспорте «Резолют» было 10 миллионов ружейных пуль.

     Не будем делать окончательных предположений. Согласимся, что найденный к востоку от входа в Балаклавскую бухту корабль — «Черный Принц». Что по иронии судьбы бочонков с золотыми соверенами найти так и не удалось, и они покоятся где-то на дне у входа в Балаклавскую бухту.

Легенда о золотом миллионе

     История «Черного Принца» уже давно бытует в литературе. О нем писали Е. В. Тарле, А. И. Куприн. С. Ж Сергеев-Ценский, М. Зощенко. Т. Бобрицкий и другие писатели.

     До сих пор на страницах зарубежной приключенческой литературы мелькают статьи и заметки о «загадочном исчезновении» бочонков с золотыми монетами.

     «Принц», «Принц-Регент», «Черный Принц», 200 000… 500 000 франков, 1 000 000 фунтов стерлингов, 60 000 000 франков, миллионы рублей золотом… Разные названия корабля, разные суммы, разные места его гибели…

     Да, действительно, найденный эпроновцами затонувший корабль мог быть и «Принцем», и «Язоном», и «Хоупом», и «Резолютом». До сих пор нет достоверных сведений, что пять золотых монет, поднятых Японцами, были из тех бочонков, которые вез «Принц» для выплаты жалованья солдатам.

     А было ли вообще золото на борту «Принца», когда он пришел на Балаклавский рейд?

Корабль призрак «Марлборо» и его тайна
Корабль призрак «Марлборо» и его тайна

     Историки и горе-историки вроде В. С. Языкова из числа сотрудников ЭПРОНа и представителей японской фирмы «Синкай Когиоссио», пытавшиеся восстановить подлинную картину катастрофы «Принца», забыли или не сочли достойным внимания один примечательный фант.

     Ни одна шинель, телогрейка, пара сапог, ни один соверен не могли лопасть в Балаклаву без санкции суперинтенданта британских экспедиционных сил, действовавших В Крыму.

     Суперинтендант был подчинен непосредственно финансовым органам Вестминстера в Лондоне, а его контора во время Крымской войны находилась в Константинополе.

     Доставленные «Принцем» в Истамбульский порт обмундирование, амуниция, продовольственные запасы и золото должны были быть направлены в Балаклаву по списочному составу, представлявшемуся из Крыма главнокомандующим.

     Списки людей, погибших в боях, от болезней и эпидемий, с дьявольской последовательностью, каждый день, расходились с фактическими потерями, а «разница» оставалась в руках разбитных клерков (конечно не без ведома их прямого начальника – суперинтенданта).

     Прибыльность манипуляций с золотом и снаряжением со стороны подчиненных британского суперинтенданта в Константинополе очевидна. Вот почему наиболее достоверной версией надо считать ту, которая утверждает, что бочонки с золотом были перегружены в Истамбльском порту на какой-то другой корабль, и после этого «Принц» ушел в Балаклаву.

Золото история открытия свойства и сплавы
Золото история открытия свойства и сплавы

     А вот другое веское свидетельство того, что на «Принце» не было золота. В эпопее «Принца» жестоко пострадали многие страны, кроме Англии.

     Так, Франция на поиски клада истратила полмиллиона, Италия — двести тысяч, Япония — почти четверть миллиона рублей золотом, в то время как Англия даже ни разу не предпринимала попыток получить лицензию на право работ для извлечения погибшего корабля флота «его величества».

     Бросается в глаза еще один немаловажный факт. Почти все исторические материалы, относящиеся периоду Крымской войны, не упоминают, что на борту «Принца» к тому времени, когда он прибыл на балаклавский рейд, было золото.

     О бочонках с золотыми монетами говорят источники более позднего времени, когда широкая молва сделала «Принца» «Черным».

     Работа ЭПРОНа по поискам «Принца» не пропала даром. Она обогатила наших водолазов, имевших свой традиционные опыт и замечательную репутацию, новым, дополнительным опытом, пользуясь которым ЭПРОН в трудные годы разрухи молодой Советской республики приступил к подъему судов и грузов, потопленных во время гражданской войны.

     За первые десять лет своего существования ЭПРОН поднял 110 судов, из которых 76 были восстановлены. Стоимость этих кораблей превышала 50 млн. рублей. Более того, водолазы ЭПРОНа подняли с морского дна более 13 тыс. т черного металла, 4700 т брони, 1200 т цветных металлов, 2500 т механизмов, которые были реализованы.

     «Черный Принц» — легендарный клад на дне Черного моря — явился школой ЭПРОНа, которая себя оправдала не моря меньше, чем британские законы, препятствующие допуску иностранцев к архивам, относящимся и некоторым оказиям Крымской войны.

Корабль призрак «Марлборо» и его тайна
Корабль призрак «Марлборо» и его тайна

Карта затонувших кораблей

  На этой карте обозначены места 50 крупнейших кладов затонувших сокровищ, о которых имеются документальные исторические записи.

     Примерная стоимость каждого клада выражается в английских фунтах стерлингов по курсу 1970 г.

Золото «Черного принца» - в поисках сокровищ
Золото «Черного принца» — в поисках сокровищ

   1. «Айлендер» (брит.), 1901 г.. 300 тыс. ф. ст. 2. «Ниагара» (брит.), 1940 г., 2,5 млн. ф. ст. 3. «Шамо» (фр.). 1725 г., 700 тыс. ф. ст. 4. «Де Браак» (фр.), 1798 г., 4 млн. ф. ст. 5. «Мерида» (амер.), 1911г., сокровища австрийского герцога Максимилиана, 1,5 млн. ф. ст. 6. «Сентрал Амернка» амер., 1857 г., 700 тыс. ф. ст. 7. «Сити оф Рио-де-Жанейро» амер., 1901 г., 0,5 млн. ф. ст. 8. «Мадагаскар» (брит.), 1853 г., 00 тыс. ф. ст. 9. «Саи Педро» (исп.), 1688 г., 300 тыс. ф. ст. 10. 35 португальских галеонов, потопленных их экипажами в 1772 г., 10 млн. ф. ст. 11. «Санта Сесилия» (исп.), 1702 г., 1.5 млн. ф. ст. 12. «Аврора» (исп.). 1772 г., 800 тыс. ф. ст. 13. «Генерал Грант» (амер.). 1866 г., 2 млн. ф. ст. 14. «Сан Себастьян» (исп.), 1754 г., 300 тыс. ф. ст. 15. Восточное побережье Флориды — более ста португальских и испанских галеонов. 12 млн. ф. ст. 16. Мексиканский залив около 70 затонувших кораблей, З млн. ф. ст. 17. Карибское море — более 100 португальских и испанских галеонов, 9 млн. ф. ст. 18. Багамские и Бермудские острова 63 затонувших галеона, 5 млн. ф. ст. 19. Куба около 20 старинных судов, 1,5 млн. ф. ст. 20. Остров Пинос — «Пиратский сейф Карибского моря», 5 млн. ф. ст. 21. Побережье Перу — около 30 старинных судов, 5 млн. ф. ст. 22. «Голден Гейт» (амер.), 1862 г., 350 тыс. ф. ст. 23. Остров Кокос — «Мекка кладоискателей», пиратские клады, 10 млн. ф. ст. 24. «Черный Принц» — «призрачный клад у входа в Балаклавскую бухту» (брит.), 1854 г., 500 тыс. ф. ст. 25. 14 испанских галеонов, погибших в шторм, 1657 г., 700 тыс. ф. ст. 26. Наваринская бухта — 63 корабля турецко-египетского флота, 1827 г., 10 млн. ф. ст. 27. «Адмнрал Нахимов» (русск.), 1904 г., 500 тыс. ф. ст. 28. «Мадре де Диос» (порт.), 1612 г., 1 млн. ф. ст. 29. 9 джонок флота Чингис-хана, погибших близ о. Тайвань в 1274 г., 1 млн. ф. ст. 30. «Харт Уэлл» (брит.), 1787 г., 500 тыс. ф. ст. 31. «Саидерер» (брит.), 1867 г., 400 тыс. ф. ст. 32. «Фантом» (амер.), 1862 г., 200 тыс. ф. ст. 33. «Джапэн» (амер.), 1875 г., 100 тыс. ф. ст. 34. «Сан Кристо» (исп.), 1735 г., 250 тыс. ф. ст. 35. «Доротея» (брит.), 1908 г., 300 тыс. ф. ст. 36. «Луиз де Крэйиштейн» (голл.), 1694 г.. 400 тыс. ф. ст. 37. «Гровенор» (голл.), 1782 г., 2 млн. ф. ст. 38. «Гарлем II» (голл.), 1648 г., 550 тыс. ф. ст. 39. Сорок два голландских парусных корабля, погибших во время шторма в Столовом заливе в 1717 г., З млн. ф. ст. 40. «Батавия» (голл.), 1629 г., 250 тыс. ф. ст. 41. «Уотер Уитч» (брит.), 1855 г., 600 тыс. ф. ст. 42. «Флоренция» — казначейский корабль Непобедимой Армады, взорванный шотландцами в 1588 году у о. Малл, 2 млн. ф. ст. 43. «Лаурентик» (брит.), затонувший в 1915 г. Из 3 211 было поднято 3 186 золотых слитков стоимостью около 5 млн. ф. ст. 44. «Лютин» (англ.). 1799 г., млн. ф. ст. 45. «Ройял Чартер» (брит.), 1859 г., 2 млн. ф. ст. 46. «Тубантия» (голл.), 1916 г., 300 тыс. ф. ст. 47. «Телемак» (фр.), сокровища Марии Аитуанетты, 1790 г., 1,2 млн. ф. ст. 48. «Элизабетвиль» (бельг.), 1917 г., 600 тыс. ф. ст. 49. «Драммонд Касл» (брит.), 1896 г., 700 тыс. ф. ст. 50. Вухта Виго — 24 испанских галеона, потопленных англичанами в 1702 г., 5 млн. ф. ст..

               И. С. Исаков, член-корреспондент АН СССР, адмирал флота, Л. Скрягин

Видео: Клад из прошлой жизни или наследие пирата

Тест. Загадки древних пиратов

Пираты и флаг «Веселый Роджер». История бренда

Пираты, корсары, флибустьеры

 

 

 

You May Also Like