Афанасий Никитин и хождение за три моря

Афанасий Никитин и хождение за три моря

         Содержание

     Дневник Никитина

     Путешествие Афанасия Никитина

     Памятник Афанасию Никитину

     Историческое значение путешествия Афанасия Никитина

 

     В 1474 году закончил свое шестилетнее путешествие по Персии и Индии Афанасий Никитич Никитин. Путешествие в 1468—1474 годах, датировка Л. С. Семёнова, ранее И. И. Срезневским датировалось 1466—1472 годами.

     Это путешествие замечательно не столько тем, что Никитин на 25 лет раньше Васко да Гамы побывал в Индии, сколько по имеющему огромное научное значение дневнику русского путешественника.

Афанасий Никитин и хождение за три моря
Афанасий Никитин и хождение за три моря

Дневник Никитина.

     Записки Никитина были включены в летопись «Софийский временник» 1475 г. под заглавием «Написание Офонаса Тферитина купца, что был в Индии четыре года». Свое путешествие Никитин называет «Хождение за три моря»; подразумевая под этими тремя морями Каспийское, Черное и Индийский океан.

     В записках Никитин рисуется, по определению академика И. И. Срезневского «как человек не только бывалый, но и начитанный, а вместе с тем и как любознательный наблюдатель, как путешественник — писатель, по своему времени очень замечательный, не хуже своих собратьев иностранных негоциантов ХУ века».

     По времени составления дневник принадлежит к числу самых верных памятников этого рода: рассказы венецианца Никколо Конти и отчеты Васко да Гамы одни могут быть поставлены вровень с «Хождением Никитина. Как наблюдатель Никитин должен быть поставлен не ниже, а выше современников иностранцев.

Афанасий Никитин и хождение за три моря
Афанасий Никитин и хождение за три моря

     Предприимчивый, общительный, наблюдательный, быстро усваивавший языки А. Н. Никитин тщательно знакомился со всем, с чем ему приходилось сталкиваться во время своих путешествий.

     Вместе с описанием местностей, которые он посетил, Никитин занес в свои записки замечания о природе, о народонаселении, о нравах, обычаях и верованиях жителей, о народном управлении, войске и т. п. Его заметки о народном управлении особенно ценны, так как их нет в рассказах других современников.

Путешествие Афанасия Никитина.

     Свое путешествие А. Н. Никитин начал в 1466 г., когда, узнав, что в Шемаху отправляется посол русского царя, он решил ехать туда же. Никитин с товарищами снарядил два судна, нагрузил их товарами и, получив проезжую грамоту от тверского князя Михаила Борисовича, поплыл вниз по Волге, надеясь нагнать в Нижнем Новгороде царского посла Василия Папина.

Афанасий Никитин и хождение за три моря
Афанасий Никитин и хождение за три моря

     Однако Папин уже уехал. Тогда Никитин присоединился к возвращавшемуся на родину шемаханскому послу, благополучно проплыл всю Волгу, но под Астраханью на него напали татары, ограбили русских до нитки, но отпустили на волю. Одно судно вскоре было разбито штормом, и русские путешественники попали в плен к горцам – кайтанам.

     Никитину, бывшему на другом судне, посчастливилось. Он добрался до Дербента, где застал московского посла Папина, стараниями которого пленники были освобождены и даже представлены Ширван — шаху. Однако шах отказался помочь русским вернуться на родину.

     Несчастным пришлось каждому на свой страх и риск пробираться к Руси. А. Н. Никитин решил все же двигаться на Восток и попытаться наверстать потерянное. По его собственным словам, он «пошел к Дербенту, из Дербента к Баке, где горит огонь неугасимый, а потом за море».

     Путешествие через персидские земли от южных берегов Каспийского моря до берегов Персидского залива продолжалось более года. Из Персии Никитин направился в Индию.

     Странствования по Индии заняли три года: с апреля 1469 до марта 1472 г. Никитин отправился из Персии 23 апреля 1469 г. и в начале мая подошел к берегу Индийского океана. Через шесть недель пути он добрался к первому индийскому городу — Чювилю.

     «Здесь земля Индийская, заносит Никитин в свой дневник. Люди ходят нагие, не покрывая ни головы, ни грудей, босые, заплетая свои косы в одну вервь. У князя есть покрывало на голове и бедрах, у княгини, и бояр фата на плече и на бедрах, а дети до семи лет остаются совершенно голыми. И все черны. Куда я не пойду, всюду за мной толпа людей, и дивятся белому человеку».

Афанасий Никитин и хождение за три моря
Афанасий Никитин и хождение за три моря

     Продолжая свое путешествие, Никитин не забывал торгового дела и, по-видимому, умел и здесь извлекать из него выгоду. Из Чюнейра, где он чуть не лишился жизни за отказ переменить веру, Никитин отправился в Великий Бедерь, где оставался несколько месяцев. В течение следующего года он продолжал свое путешествие по Индии.

     Вместе с индийскими паломниками он посетил г. Парват, где построен большой храм Будды, «каменный, величиной с половину Твери… Главное изваяние Буты (Будды) Твери… очень велико, из камня; одежды на нем нет никакой, кроме ширинки у живота…

Афанасий Никитин и хождение за три моря
Афанасий Никитин и хождение за три моря

     Тут и Бутовы жены и дети. Перед Бутом стоит большой вол из черного камня, весь позолоченный; во время службы его целуют в копыто и осыпают его и Бута цветами…». Вообще рассказ Никитина об индусских религиозных обычаях отличается большой точностью.

     Из животных Индии внимание Никитина привлекли буйволы, верблюды, слоны и обезьяны. «Мамоны, — отмечает Никитин в своих записках, — обезьяны, живут в горах, по скалам и по лесам. У них есть и свой «князь обезьянский»; детей у них родится много; если какие родятся ни в отца, ни в мать, то они мечут их по дорогам, а индейцы хватают их и учат всякому рукоделью, пляске, или продают».

     Поразили Никитина также змеи «в две сажени длиной» на улицах Бедеря и таинственная птица «Чукук», летающая ночью и изрыгающая огонь на тех, кто пытается ее убить.

     Из растений Никитин описывает пальмы и «великие» (по-видимому, кокосовые) орехи.

     Подробно описаны Никитиным индийские порты. Описание — это особенно важно, так как дает ясную картину торговли и мореплавания того времени.

Афанасий Никитин и хождение за три моря
Афанасий Никитин и хождение за три моря

     В начале 1472 г. Никитин прибыл в г. Дабыль, откуда решил ехать на родину. Он договорился с хозяином судна и уплатил за проезд от Дабыля до Ормуза два золотых. Но и здесь Никитину не повезло.

     Ветры отнесли корабль в сторону и после месячного плавания он пристал к берегу у Эфиопских гор, где экипаж подвергся нападению туземцев. Через пять дней судно смогло продолжать путь, а в начале марта А. Н. Никитин высадился в Мошкате, откуда добрался до Ормуза. Так закончилось знаменитое путешествие по Индии первого русского и европейца, посетившего эту страну.

     Прожив некоторое время в Ормузе и Тавризе, Никитин прибыл в Трапезунд, где подвергся обыску, причем у него «все что мелочь добренькая, они выграбили все».

     С большим трудом, вследствие частых бурь на Черном море, Никитин доплыл до Балаклавы, а оттуда через Крым и Литву он поехал на, Русь. Но увидеть родную Тверь ему так и не привелось. По дороге в Смоленске, он простудился и умер.

     Через 25 лет после Никитина Индию посетил Васко да Гама, долгое время считавшийся первым европейцем, ступившим на берега Индостана.

Видео: Ямал с вертолета

Памятник Афанасию Никитину.

     Памятник Афанасию Никитину расположен на левом берегу Волги между Новым и Старым мостом на одноименной набережной и является настоящим украшением города. Авторы композиции — скульптор Орлов и архитектор Захаров.

     Памятник установлен в 1955 году. Четырехметровая бронзовая статуя расположена на гранитном постаменте. Символ дальнего морского путешествия — ладья, а выдвинутая к Волге смотровая площадка напоминает палубу. Портреты Афанасия Никитина не сохранились, поэтому на памятнике изображен образ купца с особенностями русского народа.

Памятник Афанасию Никитину
Памятник Афанасию Никитину

Историческое значение путешествия Афанасия Никитина.

     Первые историки, изучавшие его записи, видели в Афанасии смелого исследователя и патриота. Однако, глядя на путешествие с коммерческой точки зрения, историк Джанет Мартин приходит к выводу, что, хотя Афанасий действительно путешествовал дальше, чем другие русские путешественники его эпохи, и посещал места, которые они не посещали.

Афанасий Никитин и хождение за три моря
Афанасий Никитин и хождение за три моря

     Его путешествие в Иран проходило по хорошо развитому торговому маршруту с длительными остановками в городах, известных своими базарами. Афанасий указывает, что его решение продолжить путь в Индию, было основано на информации от мусульманских купцов, которых он встретил в Иране.

     Его заметки об Индии, рынке, незнакомом российским купцам, содержат наиболее подробную информацию о товарах и рынках, а также советы по поиску убежища и предупреждения о высоких таможенных сборах. Эта информация была очень ценной для торговцев, рассматривающих такое предприятие.

Большой каньон Колорадо в США.

Видео: Песец сторожевой тундры

 

 

You May Also Like