Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

Стоунхендж и древний календарь

         Содержание

     Листаем книгу истории

     За двенадцать тысяч лет от каменного топора к ракете

     Осколки легендарных древних цивилизаций

     Исполинские человеческие головы

     Шары Коста-Рики

     Рисунки на равнине Наска

     Вечный город

     Стоунхендж

     Микеланджело каменного века

     Произведение искусства или игра природы

 

     Это необычная книга — история. У нее нет конца. За последней (восьмисотой) страницей текста — тысячи незаполненных. Каждый год вписывает новую строчку.

     Каждое тысячелетие страницу. На восьмисотой странице убористый шрифт перемежается красочными иллюстрациями. Дымные трассы космических ракет…

     Призрачное мерцание сигнальных глазков на пультах электронных устройств… Жаркое дыхание ядерных реакторов. Это нынешний век. А в самом верху страницы — грозное великолепие средневековых рыцарских доспехов.

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

Листаем книгу истории

     Давайте будем листать книгу, только чур – от конца началу. Уже с предыдущей страницы начнутся пропуски, многоточия…

     Легкие линии античных храмов. Массивные египетские пирамиды. Глиняные таблички клинописью. Бронзовые мечи…

     Перевернуто всего семь страниц, а какой резкий контраст! Вместо плотного набора — редкие одинокие строчки. Вместо богатой палитры красок контурные черно-белые рисунки. Мы вступили в эпоху неолита (познекаменного века).

     Дальше пойдет мезолит (средний каменный век), потом — палеолит (древний каменный). И все эти сотни страниц вплоть до первой, где значатся всего два слова: «Появление человека», — покрыты многоточиями.

     За каких-нибудь десять — двенадцать тысяч лет человек прошел путь от каменного топора и чадных костров до космических полетов и «думающих» машин. А раньше?

Городу под водой, 16000 лет
Городу под водой, 16000 лет

 За двенадцать тысяч лет от каменного топора к ракете

     Неужели человек все это время пребывал в состоянии умственной летаргии? Как же ему удалось тогда превратиться из обезьяноподобного, питекантропа, в «гомо сапиенс» — «человека разумного»?

     Получается, будто какой-то непонятный толчок вдруг пробудил дремлющий мозг человека, и за ничтожный в сравнении с этими сотнями тысячелетий срок наши пращуры совершили поистине стремительный рывок вперед!

     Прямо-таки потрясающая диспропорция в исторических темпах, не правда ли?

Осколки легендарных древних цивилизаций

     Но разве нельзя предположить, что эту дисгармонию в динамику эволюционного процесса внесли сами авторы нашей «книги» археологи? Что, если первобытный человек был не таким уж примитивным? Давайте разберемся во всем по порядку.

Исполинские человеческие головы

     Они равнодушно смотрели вдаль недвижными глазами. Казалось, толстые губы великанов чуточку искривлены гримасой досады на тех, кто потревожил их многовековой сон среди непроходимых джунглей центральной Америки.

     А люди, зачарованные гипнотизирующим взглядом этих каменных глаз, сами застыли, словно изваяния, не в силах оторваться от удивительной находки…

     Разбросанные там и сям, глубоко вросшие в почву, сколько веков или тысячелетий стоят эти исполинские человеческие головы? Чья искусная рука высекла их из базальта — крепчайшей горной породы?

     Целый рой недоуменных вопросов смутил душу археологов, когда те набрели на сонное царство каменных великанов. С тех пор удалось установить, что изваяния появились в первом тысячелетии до нашей эры. Их творцами были не ацтеки, не толтеки и не майя — известные нам аборигены Американского континента.

Эти гигантские головы в странных шлемах можно было высечь из базальта только крепчайшим стальным долотом. Но ведь у ольмеков не было металлических орудий.

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

     Талантливых каменотесов дали более древние племена ольмеков, о происхождении и культуре которых почти не осталось никаких сведений.

     Непонятно, каким путем ольмеки, не ведавшие о принципе колеса и качения, транспортировали двадцатитонные глыбы трехметровой высоты от залежей базальта, расположенных в 100 с лишним километрах?

     Как мог добиться столь высокого совершенства народ, стоявший на самых изначальных ступеньках мексиканской культуры? Почему, наконец, древний скульптор задумал головы как самостоятельное целое — без малейшего намека на сочленение с туловищем?

     Эта загадка ждет еще пытливых исследователей.

Шары Коста-Рики

     Не менее поразительны «экспонаты» Коста-Рики громадные каменные шары. Отклонение от идеальной геометрической формы у них не превышает 2 – 3 сантиметров, хотя диаметр некоторых сфер достигает 2,5 метра. Такая точность обработки доступна не каждому мастеру и в наше время.

     Но странное дело: поблизости нет и в помине каких-либо инструментов, совершенно необходимых для столь тонкой, прецизионной работы!

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

     Несколько завершающих штрихов этой поразительной тайны: если базальтовых голов «имеется в наличии» не более двух — трех десятков, то шаров — многие сотни. Причем они расположены не хаотично, а намечают собой контуры гигантских треугольников. Более того, некоторые из шаров кто-то вкатил на высочайшие горные вершины…

Рисунки на равнине Наска

     А в Перу, на равнине Наска вьются широкие полосы. С поверхности земли трудно подметить в них какую-то систему. Но с самолета… Невероятно, неслыханно, и тем не менее факт налицо: сливаясь в узор, причудливые извивы дают… изображения животных!

Уж не воздухоплавателям ли сигнализировали этими изображениями животных средневековые перуанцы?

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

     Например, собаки с длиною туловища в целых 50 метров. Ученые подсчитали, что художник — анималист, создавший эти наземные рисунки, творил около тысячи лет назад.

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

     Впрочем, не только Новый Свет доказал, что пренебрежительно — высокомерное отношение к древним культурам не достойно настоящего археолога.

     Все знают выражение «иерихонская труба». Его этимология восходит к библейской легенде, согласно которой неприступная крепость Иерихон пала от звуков боевых труб осаждавших.

     Кроме «трубного гласа», на насчет самого Иерихона доподлинно известно, что город возник в четвертом тысячелетии до нашей эры.

     Подумать только: 50 — 60 веков назад: И не один Иерихон. Многие поселения Месопотамии и Египта относятся к той же эпохе. Правда, все это известно давно.

     Но вот сюрприз: раскопки в конце пятидесятых годов передвинули дату рождения Иерихона «во вчера» еще на две тысячи лет! А шестое тысячелетие до нашей эры — это время, когда каменный век еще не сменился бронзовым…

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

Вечный город

     «Вечный город». Так итальянцы называют свою столицу, выражая тем самым не столько надежды на ее обеспеченное будущее, сколько гордость за ее долгое и славное прошлое.

   «Все дороги ведут в Рим», — говаривали в древности, не оставляя ни у кого сомнений, что город Цезаря и Цицерона исстари слыл столицей античного мира.

Этрусская Венеция

     Но вот весной 1957 года начались дренажные работы в дельте реки По. На аэрофотоснимках недоступной заболоченной местности вдруг всплыли контуры каких-то непонятных сооружений.

     Тогда были сделаны дополнительно сотни снимков с самолета — на сей раз уже с чисто археологическими намерениями — и что же?

     Выяснилось: здесь, не так уж далеко от «вечного города», находилась Спина — «этрусская Венеция», которая, как считает директор «Спина музеума», профессор Альфиери, была когда-то «культурным центром мира».

     Существование этрусков, древних соседей римлян, не подлежит сомнению. Но их язык, письменность и происхождение до сих пор окутаны тайной.

     В 1964 году археологи откопали три золотые пластинки с надписями на этрусском и финикийском языках параллельно.

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

     Не исключено, что тексты идентичны. Быть может, расшифровка их прольет свет на тайну этрусской цивилизации, скрытую от нас более поздними напластованиями римской культуры?

     Кстати, раскопки развалин у подножия Капитолия в 1962 году засвидетельствовали: Рим возник в XIII веке до нашей еры — намного раньше, чем думали до последнего времени!

     Между тем считается, что «классическая» римская культура началась значительно позже. Это вновь воскрешает старую догадку историков: а не основан ли сам «вечный город» этрусками?

Стоунхендж

     А теперь перенесемся из солнечной Италии в туманную Англию, в местечко Стоунхендж. Здесь вздымаются каменные плиты высотой 6 – 7 метров каждая, вертикально врытые в землю, их называют менгирами. Долгое время полагали, будто они связаны с культом мертвых.

Десятилетиями ломали головы археологи над загадкой Стоунхенджа. Электронный мозг разгадал ее за 12 часов.

Стоунхендж и древний календарь
Стоунхендж и древний календарь

     Но что побудило первобытных людей расположить менгиры в виде правильной окружности длиной 110 метров? Вопрос задали электронной машине.

     Ответ был получен ошеломляющий: наиболее вероятно, что менгиры служили чем-то вроде обсерватории, определявшей положение Солнца и Луны с точностью до 1°.

     Есть много общего, что роднит все названные следы таинственных случаев и деяний, смысл которых скрыт от нас пылью времен. Вонзаясь в неподатливый грунт истории, лопата археолога со звоном ударяется не только о серые грязные камни, но и о сверкающие россыпи неожиданных находок.

     Вместо ожидаемого уточнения или обогащения уже известных данных пытливый взгляд во вчерашний день преподносит сюрпризы, которые ломают многие бесспорные классические схемы. И человеку ХХ века ничего не остается, как с изумлением взирать на дело рук своих далеких предков.

     Да, они не расщепили атом, не послали ракеты в космос. Тем не менее в меру своих сил и возможностей они умели создавать гораздо более прекрасные и умные вещи, чем мы от них ожидали. Причем не только в сфере наук и ремесел, но даже в мире искусств.

Микеланджело каменного века

     Отец часто брал с собой пятилетнюю Марию в предгорья Пиренеев. Там, в пещере Альтамира, валялась масса интересных обломков.

     И вот однажды, когда Марселино ди Саутуола по обыкновению внимательно осматривал почву в дальних уголках пещеры, он услышал прерывающийся от волнения голос дочери: «Быки, папа, быки!»

     Саутуола вскинул голову и увидел на потолке пещеры великолепные многокрасочные панно, изображавшие бегущих быков!

     Пока отец искал у себя под ногами каменные топоры, его пятилетняя дочь свежим взглядом обнаружила настоящий шедевр живописного искусства, принадлежащий кисти тех, кому академическая археология пренебрежительно отводила лишь умение изготовлять примитивные орудия. Но…

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

     Профессиональные археологи, даже не посетив пещеру, заявили, что первооткрыватель подделал росписи. Саутуола умер, так и не добившись признания официальной науки. Но не прошло и нескольких десятилетий, как во многих местах Северной Испании и Южной Франции: в Пасьеге, Ласко, Камбареле — нашли новые настенные фрески!

     С помощью радиоуглеродного метода было установлено время, когда творили первобытные Микеланджело — около 15 — 20 тыс. лет назад!

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

     На страницах, заполненных многоточиями, появились первые, притом многоцветные рисунки. И вместе с тем окончательно оформилась новая загадка: как могли люди двадцать тысячелетий назад достигнуть столь высокого художественного совершенства? Ответа пока нет.

     Но разве не отрадно уже то, что археология вынуждена признать более высокий интеллектуальный уровень у наших доисторических предшественников?

     Еще в 1938 году французский археолог профессор Элена в окрестностях города Нарбонны нашел вырубленные из камня небольшие изображения человеческих голов, реже фигурки животных.

Разве они не похожи — контурный наскальный рисунок, сделанный кроманьонцем в Южной Франции около 15—20 тыс. лет назад.

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

Каменная фигурка, найденная на севере Германии. Только возраст фигурки в 10 раз больше… (Эти и последующие иллюстрации любезно предоставлены профессором Маттесом.)

     Сам профессор Элена, с восхищением описывающий тщательную отделку многих из них, первоначально он принял эти скульптуры за «отходы» при изготовлении каменных орудий.

   «Часто мы видим здесь высокий лоб, — писал Элена, четко сформированный подбородок… И наоборот, некоторые лица воспроизведены без подбородка, с резко выступающими надбровными дугами, вследствие чего они сильно напоминают изображения неандертальцев».

     Неужели и впрямь автопортреты неандертальцев? Но ведь этих предшественников гомо сапиенс наука всегда считала абсолютно не способными к сколько-нибудь сложной творческой деятельности!

     Ни один научный журнал не соглашался напечатать статью Элена о его находках, написанную в 1939 году. Она была опубликована только в 1963 году через два года после трагической гибели автора в результате несчастного случая. Как и Саутуоле, ему не удалось дожить до признания его открытия.

Сигнал Человечеству на монете 17 века
Сигнал Человечеству на монете 17 века

Произведение искусства или игра природы

     Как и при обнаружении «Венеции этрусков», путь к открытию археологам указал инженер. В ноябре 1957 года инженер Ганс Эльешлагер принес профессору Маттесу кучу странных камней, случайно выкопанных экскаватором при землеройных работах в окрестностях Гамбурга и удивительно напоминавших человеческие головы.

Гротескная голова.

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

     Профессору Маттесу удалось установить возраст некоторых образцов, найденных в местности Виттенберген. Здесь высокий и крутой берег Эльбы представляет как бы естественный геологический разрез. Особенное внимание привлекает мощный (толщиною около 8 метров) пласт валунной мергелистой глины. В нижних слоях его и были погребены удивительные камни.

     Пласт относится к «периоду Варты», который новейшие исследователи хронологически связывают с предпоследним (Рисским) оледенением. Оно началось около 200 тыс. лет назад. Даже при самой осторожной оценке возраст пласта никак не менее 100 тыс. лет.

     Итак, 100 — 200 тысяч лет? Если это просто камни, удивительного ничего нет. А если действительно скульптуры? Тогда это неслыханный возраст! В статье, опубликованной в 1964 году в ежегоднике «Симболон», профессор Маттес подробно описывает свою удивительную коллекцию, а она в настоящее время состоит уже из нескольких тысяч экземпляров.

     Здесь встречаются быки, медведи, вымерший пещерный лев. Живо и разнообразно, иногда с яркими индивидуальными особенностями воспроизведены человеческие лица.

Галерея скульптур профессора Маттеса.

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

     Очень эффектна, например, голова беззубого длинноносого старца, которую профессор Мапес назвал гротескной.

     Существенная деталь: форма скульптур совпадает с естественным рельефом кусков кремня, лишь в отдельных местах заметны следы обработки. Для выявления таких деталей, как глаза, ваятель использовал инородные вкрапления или трещины.

     Но ведь и великий Леонардо считал, что пятна на старой стене способны подсказать художнику сюжет картины. И все же сомнения терзали профессора Маттеса: а вдруг перед ним случайное порождение стихий?

     Вспомнить хотя бы «замки» и «фигуры животных», выточенные ветром из скал. Однако гамбургские камни всегда встречаются там же, где и давно известные палеолитические стоянки! Скульптуры изготовлены из того же кремня, что и найденные вместе с ними орудия.

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

     И тем же самым приемом — «оббивкой», корректирующей природную форму булыжника. Так, может, это орудия труда? Но едва ли гротескная голова могла служить удобным топором!

     Изображаемые камнями животные представляют именно ту фауну, которая была характерна для Северной Европы в ледниковую эпоху. Но самый веский аргумент профессора Маттеса в другом — у случайного набора кремневых обломков не может систематически повторяться один и тот же художественный мотив!

     У целого ряда экземпляров один глаз широко открыт, другой напоминает узенькую щелку.

   «Мотив прищуренного глаза» прослеживается и у фигурок животных (большой кошки).

     Или вот «мотив Януса» (по имени двуликого римского божества). В одном случае на камне, обработанном в виде головы льва, сзади воспроизведено лицо человека.

     Еще любопытнее другой камень, спереди похожий на стоящего медведя. На его правой стороне виден мужской профиль, а при повороте на 125° влево легко различить женское лицо, имеющее один общий глаз с мужским.

     Каково было высекать эту трехликую скульптуру неподатливыми каменными «резцами»!

   «Никакая игра природы не создает целых галерей художественных образов с ясно выраженной типизацией», — заключает профессор Маттес.

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

     Поступили сообщения и о находках в других местах — в Дании, у западных границ Германии. Стала обозначаться область распространения необычных камней — к югу и востоку от Северного моря.

     Начинает понемногу заполняться и «вакуум», отделяющий первобытные шедевры из коллекции профессора Маттеса от «общепризнанных». Со скульптурами, открытыми Элена, их роднит сходство тематики. А последующие находки Элена, свидетельствующие о попытках пещерных людей раскрасить фигурки? Разве это не мост к наскальной живописи?

     Исследования археолога З. А. Абрамовой пополняют данные о том, как в первобытном пластическом искусстве эволюционировал любопытный «мотив головного убора». Маттес особо отмечает «шляпы» на некоторых скульптурах. А Абрамова говорит даже о фигурках обнаженных женщин со шляпками на головах.

     Открытая в Гамбургском университете выставка наглядно демонстрирует хронологические и стилистические различия и связи между скульптурами, найденными в различных концах Европы.

     Отдельные мотивы (в том числе «двуликий Янус») прослеживаются вплоть до начальных стадий таких культур, как шумерская или египетская. История смыкается с предысторией! А ольмекские «головы без туловища»?

     Разве они не могут быть отголоском палеолитического искусства? Да и сам Янус (по-видимому, заимствованный римлянами у этрусков) не сможет ли он засвидетельствовать древность этрусской культуры?  

     Посмотрите-ка: теперь в нашей воображаемой книге рисунки появляются на протяжении ста или даже двухсот страниц, а не теснятся, как раньше, в конце.

     С открытиями профессора Элена связана и антропологическая загадка. Поразительна не только способность первобытных людей создавать «автопортреты». Важен и такой факт: неандерталец и гомо сапиенс жили одновременно в эпоху мустьерской культуры, которую до сих пор отводили лишь «классическим неандертальцам».

Древние цивилизации - осколки легендарных цивилизаций
Древние цивилизации — осколки легендарных цивилизаций

     Сосуществование старого и нового биологических видов в тот период засвидетельствовано самими современниками непосредственными участниками эволюционного процесса!

     Открытия профессора Маттеса еще важнее в этом отношении. Здесь на многих скульптурах ясно различимы черты современного человеческого типа. А между тем они были созданы задолго до эпохи «классического неандертальца». Так, может, гомо сапиенс появился раньше, чем принято считать?

     Восемьсот страниц многоточий освобождаются от привкуса удручающей бесцветности и бессодержательности. Вполне вероятно, что «наглядный образ» — согбенные косматые фигуры в звериных шкурах, склонившиеся над костром в мрачных сырых пещерах и тупо колотящие одним куском камня о другой, навеян блеклой фантазией «академических» археологов.

     Подтверждаются, видимо, слова, которыми профессор Элена закончил в 1939 году свою отвергнутую издателями статью: «Будущее, безусловно, готовит для нас сенсационные открытия».

                                                                                          В. Критский

Видео: Загадка в поисках Йети

Металлы и сплавы у древних народов

Старые загадки истории и новые гипотезы

Потонувшие материки и острова — старые загадки истории

 

You May Also Like