
Содержание
Лето
Июнь — хлеборост
Июль — страдник
Август — жнивень
Переход от звонкого красавца мая в жарник — июнь едва ли заметен. Тот же буйный рост растений, те же длинные, ветреные дни.
Но понаблюдайте за птицами, хотя бы за скворцами. С рассвета дотемна носятся они взад и вперед, только подбой крыльев сверкает.
Перестали пересмешничать — петь с чужого голоса, занялись добыванием корма. Ведь в гнезде уже верещит прожорливое потомство. Смолк брачный гомон, настала пора выхаживать птенцов.
А самая знаменательная примета этих дней — свет. От восхода до заката 17 часов! Заря с зарей как бы сходятся: вечерняя встречает утреннюю. День июньского солнцестояния — астрономическое начало лета.

Лето
По-народному: «С Петра-поворота (25 июня) солнце поворачивает на зиму, а лето на жары».
Погодоведы начало лета относят ко времени, когда средняя суточная температура устойчиво поднимется выше десяти градусов. Природолюбы — фенологи говорят, что лето начинается с полета вязовых семян-крылаток.
Цепко держится в народе мысль о том, что характер лета предопределен прошлой зимой:
Зима лето строит: зимнее тепло — летний холод.
Зима снежная — лето дождливое.
Зима морозная — лето жаркое.
Лето, в свою очередь, тоже будто бы оказывает влияние на зиму.
Лето сухое, жаркое — зима малоснежная, морозная.
Современная климатология не отрицает взаимосвязей сезонов. Иначе как же объяснить, что среднегодовая температура почти постоянна? Для Подмосковья она колеблется в пределах от 2 до 5 градусов тепла.
Летом всякий кустик ночевать пустит.
Правда: День на день не приходится, час на час не выпадает. То все вёдро, вёдра, а то такой свежестью потянет, что и лето немило. Дневники погоды подсказывают: от заморозков освобожден только июль. Собственно, и в нем, хотя и чрезвычайно редко, но бывали заморозки.
Так, летопись за 1454 год повествует: 2 июля «мороз рожь побил». Этот случай, конечно, очень редкий. Чаще всего лето досаждает крестьянину либо дождливостью, либо сухостью. Как то, так и другое чувствительно бьет по урожаю. Оттого-то и сетуется в приметах:
Дождливое лето хуже осени.
Ранний дождь озолотит, а поздний разорит.

Июнь — хлеборост
На выгонах цветут подорожник и кашка, вдоль полей колокольчики, по обочинам луговых тропок появились луговые опята, в лесу – грибы — колосовики: белые, подберезовики, лисички.
Июнь — конец пролетья, начало лета.
В начале месяца загляните в тенистые, укромные уголки леса. Там уже засияли серебряные колокольца ландышей. Они вырастают семейкой — от одного хорошо расползшегося, разросшегося в разные стороны корневища. Запах ландышей свеж и изысканно нежен.
Покрасуется трогательный цветочек недолго, привянет, поблекнет и зарумянится рдяными горошинами плодов. В народной фармакопее ландыш издавна известен как успокаивающее, сердце укрепительное средство.
И в поле, и в лугах «Июнь-скопидом, урожай копит на целый год».
Взошли хлеба — не дивись, налились хлеба — не хвались, хлеб на току — про урожай толкуй.
Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре.
Всходы — еще не хлеб.
Хвали урожай, когда в сусек засыплешь.
Подтягивая поясок потуже, перебиваясь с хлеба на квас, мужичок за работой встречал и провожал зарю.
Летом пролежишь — зимой с сумой побежишь.
Летний день год кормит.
В начале июня садят огурцы.
2 июня – Фалалей — огуречник.
3 июня — Олены — ранние льны и поздние овсы.
Нижегородцы советовали: «Ярицу, лен, гречу, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня».
11 июня – Федосья — колосяница: хлеб колосится.
Владимирцы называли ее «гречушницей», от сева гречи.
Спеши в вёдро (теплая, ясная и солнечная, сухая погода) всю работу справить.
Вёдро колосит хлеба.

На подходе жаркие, пышущие зноем дни. Месяц подвинулся серединой.
12 июня сажали бобы, причитая: «Уродись, бобы, и круты, и велики, на все доли, старых и малых».
13 июня – Еремей — распрягальник. С севом покончено. А еще неделю спустя — солнце на перевале. Астрономический рубеж весны и лета. Самые длинные дни:
Летом свет во всю ночь.
21 июня — Стратилат — грозами богат.
В полдень маленький, нестерпимо яркий диск солнца в зените. Изнурительный, густой зной разлит в воздухе. Пахнет гарью, лежалой пылью и осыпающимся разнотравьем.
Вот принахмурилось, подул резкий ветер. Заклубилась придорожная пыль и сор. Меж темных туч проскочил зигзаг молнии, раздались раскаты грома. Застучали первые капли дождя. Вот он, милостливец!
Вовремя-то цены ему нет. Жадно пьет поливку земля. Хоть и сильный прошел, а лужи не застаиваются.
Летом ведро воды — ложка грязи.
Дождь вымочит, а красное солнышко высушит.
После хороших дождей земля именинница.
В июне не оберешься хлопот с прополкой. Осот, молочай, пырей, повитель (вьюнок), лебеда и другой сор (нет ему числа) глушат посевы и посадки. Без прополки не вырастут или резко сбавят урожайность и просо, и картофель, и свекла, и бобы, и морковь, и огурцы, и капуста.
Рвать сор вручную — труд изнурительный. Горсточкой, щепоткой день-деньской, согбенно под лучами и ветром. Огнем горят натруженные ладони, трещинами покроются, но отдыха не жди. Не справишься с сорняками вовремя — объедят захребетники, по миру пустят.
Вот и торопится крестьянин пособить тому, что посеял. О сорняках народ выражался так:
Сорняк без хлеба оставит.
Поле полоть — руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть.
Осот да лебеда — для посевов беда.
Посеяли злаки, а косим осот да маки.
Пока тучнеют нивы, в междупарье старались побольше вывезти навоза на паровой клин, отчего эту пору и называли «навозницей». Сдобрить парующее поле — значит побеспокоиться о ржаном хлебушке на другой год. Ведь «Хлеб — всему голова».
С ним было связано все благополучие дома. Не уродится рожь — по миру пойдешь (иное дело: «Не удастся мак — перебудем и так»).
Хлеб в закрому — что хозяин в дому.
Хлеб на стол, так и стол — престол, а как хлеба ни куска, так и стол — доска.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Без печки холодно, без хлеба голодно.
Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
Хата бела, да без хлеба беда.
Не шуба греет, а хлеб.

Навоз, или назем, — пища для земли. О нем с уст крестьянина часто яркие выражения:
Навоз бога обманет.
Без назема — батюшки не жди хлеба от землицы — матушки. Возвращай земле долг — будет толк.
Земля навоз помнит.
Клади навоз впору, соберешь хлеба гору.
На новь — хлеб сеять, на старь — навоз возить.
22 июня — Кирилу отдает земля солнышку всю свою сипу.
Пора запасать сено! Лучшее сено то, которое скошено перед самым цветением основных трав. Первая коса не прогадывает потому, что урывает сено, когда в каждой копне «пуд меду» (у сена, сметанного в ненастные дни, в каждой копне — «пуд навозу»).
25 июня — день солнцеворота.
Солнце с Петра — поворота укорачивает ход, а месяц идет на прибыль. Выпадают большие росы.
26 июня – Акулина — задери хвосты. В полдень, в изнурительную жару, оводы и мухи так донимают быков и коров, что они, не зная, куда деться, с ревом бегут из стада, закатав хвосты – зикуют. «Задери — хвосты» — не очень-то почтительное прозвище святой, но не до боголепия, если скот убегает из стада, тощает, сбавляет удои.
29 июня — С Тихона — солнце идет тише и птицы стихают. Астрономы свидетельствуют, что вправду: в конце июня – начале июля Земля движется по своей орбите с наименьшей за весь год скоростью. Пытливый народный ум подметил это явление как «застаивание солнца».
30 июня — на Мануила — солнце застаивается. Июнь в древней Руси называли изок, от слова кузнечик. Из горячих трав раздается трескотня жесткокрылых попрыгунчиков. Старинное название «червень» дано июню из-за кошенили — червецов, которых наши предки собирали в эту пору для добывания багряной краски (вспомним — «червление знамен»).
Римляне посвятили июнь богине Юноне — покровительнице семейного счастья. За яркие переливы красок в лесу, на лугу, у реки, за бело — розовое цветение садов и за алые зори июнь наречен фенологами «румянцем года».
Макушка лета через прясло глядит.

Июль — страдник
День ото дня тучнеют нивы, наливаются в садах яблоки, поспевают первые ягоды. В шелковых травах полян и лесных прогалин зарделась земляника, почти вровень с нею подошла боровая ягода-черника, а за ними предстоит целый ягодный стол малина, костяника, черемуха. Сладкоежка-июль тороват на душистые, оздоровляющие дары.
А цветы, каких только цветов у него нет! Угомонились, примолкли пташки, хлопоты не дают распевать. Подошла пора птенцов выхаживать, на крыло ставить. Трудно пернатым родителям напитать ненасытных деток.
Натуралисты подсчитали, что горихвостка, например, подлетает с кормом к гнезду в день не менее четырехсот раз, щебетунья-ласточка — около трехсот раз. Это десятки и даже сотни километров лёта. Поэтому-то «рабочий день» птиц — от зари до зари, с рассвета до заката.
Июль — вершина русского лета, благодатная пора спелого хлеба, овощей и раннего картофеля. Сенокос, начало косовицы хлебов, подготовка озимого клина — во всем надо успеть, не упустить срок.
Июль — макушка лета, сенозарник, страдник.
В июле на дворе пусто, да в поле густо.
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам пробежал.
Июль начинается цветением липы. Другие деревья по весне отцветали, а она все выжидала. И вот душными летними днями поплыли сладкие запахи. Сквозь шелковый шелест листвы доносится бодрое гудение пчел-сборщиц: липа щедра на медовое подношение. В народном численнике к первой июльской пятидневке относится такая примета:
3 июля — на Мефодия дождь, будет идти сорок дней.
6 июля — «Аграфены-купальницы».
Знающие люди приурочивали к этому дню сборы кореньев и лихого зелья не зря: травы выросли, набрались живительной силы.
Полдневная жара томит. Глубокий покой, воздух не шелохнется. Зелень будто в обмороке. «Пить-пить-пить», — отрывисто стонет вблизи пташка. Эх, кабы брызнул дождичек, да проливной, не сходил бы, покуда все сущее не напилось вдосталь.
«Просите, дети, дождя до Ивана Купалы, а после Ивана я и сам упрошу» — так полушутливо, полусерьезно говорил о пользе летних дождей крестьянин — краснослов.

7 июля — на Купалу открывали большой покос. Спозаранку — на луг! Не было на Руси труда краше и веселее, чем труд сенокосный. Звон при отбивке, оттягивании кос на обушке, наточка. И затем взмахи, молодцеватые взмахи косарей.
Ряды за рядами, валы за валами. Никнет скошенная трава, сохнет, переворачивать пора. Это — занятие баб, проворных, гутарливых, нарядных. Легкие ореховые грабельки мелькают в чутких руках. Ни одного пустого движения, все ладно, все красиво.
А вечером сообща у телег за ужином. Рассказы, смех, пляски.
Дружно — не грузно, а один и у каши загинет.
Прошумели долгожданные дожди. Изнуренная зноем земля жадно напилась влаги. И сколько б ни лило сверху, мокроты нет. Под цветущий картофель, под овощи вода сейчас ой как нужна — ведь поникло все.
Набежавшие дождички поправили, взбодрили растения. Теперь снова бы солнышко!
10 июля. Оракулы погоды утверждали:
«На Самсона — сеногноя дождь — до бабьего лета мокро будет».
Случается иногда такое мокрое лихолетье. Конечно, не от того это бывает, что дождь в Самсонов день пошел, а просто выпадает июль, подверженный обложным циклоническим осадкам. А в народном календаре есть «на всякий случай» и другая примета, связанная с тем же числом:
На Самсона дождь — через семь недель тож.
12 июля — любимые в народе Петровни.
В Петровки сухо, и день велик.
Петр-Павел жару прибавил.
Солнышко играет, набрав полную силу. Жара прибывает, а птичкам не в радость. Пению их конец подходит. Вечерами уже не слыхать соловья, замолк голосистый певун.
Соловей поет до Петрова дня.
Примолкла и кукушка. Есть поверье, что она ячменным колоском подавилась. Заколосились яровые — кукушкина песенка спета.
Недалече кукушечке до Петрова дня.

Зато не смолкают другие пташки. «Пить — подать, пить — подеть», — почти выговаривает во ржи перепелка. В лугах поскрипывает коростель — дергач, на деревенских улицах щебечут белогрудые ласточки, рюмят зяблики. В Петровки начинают сваливаться первые желтые листочки:
Придет Петрок — сорвет листок.
С Петрова дня — красное лето. Косьба в самом разгаре. «Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает», — сказано о косе в старинной загадке.
В цвету трава — косить пора.
Не хвались травой, хвались сеном.
До солнца пройти три покоса, ходить не будешь босо.
Роса косу точит.
На травах роса — легче ходит коса.
Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу.
Большой лужок, а сена накосил мешок.
Кто косить, а мы сена просить.
Перестоялась трава — ни сено, ни труха.
К Петрову дню заканчивали взмет озимого клина.
«До Петрова вспахать, до Ильина (2.08) заборонить, до Спаса (28.08) посеять», — подгонял крестьянский численник.
17 июля — На Андрея озими в наливах доили, а батюшка овес до половины дорос.
Овес в кафтане, а на грече и рубашки нет.
Народный численник день за днем отмечает состояние посевов.
Зерно в колоске, не валяйся в холодке.
21 июля — на Казанскую начинали жать рожь. Теперь главным работягой был серп. С ним, с сутулым, горбатеньким, все поле сжать — по горсточке соломинки перебрать!

Сей хлеб — не спи; будешь жать — не станешь дремать.
Жнут порою — жуют зимою (то есть в короткий срок запасают на весь год).
Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя.
Пока колос в поле, трудись подоле.
В жатву лентяй женится, а зуда замуж идет.
Июльский лес манит румяной земляникой. Слаще, душистее ее нет ягоды. Собирать неспоро, зато сколько удовольствия. И всегда верным остается завет:
Клади по ягодке, наберешь кузовок.
В садах снимают вишни. Спелые плоды потемнели, набрались сладости — в корзину просятся. С черемух свисают черные кисти. Лакомые, полезные, они памятны средь июльских даров и ни с чем не сравнимы.
Конец июля — самое росистое время.
25 июля — на Прокла поле от росы промокло.
Особенно сильно осаждается роса в ясные ночи, при легком ветре.
«Роса мочит по зорям» … — подмечает примета.
Утренняя роса — добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.
Утром сильная роса и туман — к хорошей погоде.
Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана — к ненастью.
29 июля — на Афиногена замолкают пичужки. Лето перешагнуло свой знойный возраст.
Август — жнивень
Спадает летнее тепло, уходит. Сначала это почти незаметно, но вот дожди и прохлада день ото дня настойчивее, и убеждаешься: накал солнышка уже не тот, время сдвинулось к осени. Да так оно и есть: первая половина августа — жаркое лето, вторая соседствует с первоосеньем — неустойчивой, хотя в общем-то и теплой погодой.
Лето бежит вприпрыжку.
И все-таки, как величав август в своем спокойствии! Ровно греет солнышко, покуда не насупится тучками. Грозовые дожди исподволь поят землю: пронесутся и стихнут. В поле по-прежнему напряженная работа: и косить надо, и пахать, и сеять.
Уборочная, подъем зяби и сев озимых. В теплой земле спеют крахмалистые клубни картофеля и сладкие корни свеклы, на грядах завиваются, крепчают вилки капусты.
Август — густарь, густоед, разносол: всего вдоволь.
Щедроты августа — густаря несметны. На весь год запасают хлеб, добывают корма, заготавливают разносолы:
У зимы рот велик.
Вдоль рек, по обрывам и ярам перелетные пернатые готовят выводки к дальним дорогам. Стаи скворцов с шумом срываются с крутизны на впадины, проделывая крутые взлеты и виражи.

Вечерами и по утрам сборища грачей немолчно граят на гнездах, а как день – на добыче.
У августа много народных названий. «Жнивень» и «серпень» — от разгара жатвы: «зарев» — от ярких , холодных зорь.
1 августа — месяц открывается днем Макриды — указательницы осени.
Смотри осень по Макриде: Макрида мокра и осень мокра.
Макрида сряжает осень, а Анна (7 августа) — зиму. Исследователь народного погодоведения К. Ф. Агринский на основе многолетних наблюдений утверждал в конце прошлого века, что подобная взаимосвязь проявляется довольно часто.
2 августа — Ильин день, одно из примечательных чисел августа.
Илья почитался держателем гроз. Так уж случается, что в этот день редко не гремит гром и не поливает как из ведра дождь. Отсюда шли всякие суеверные страхи и россказни. Но Ильин день в крестьянском календаре отмечен и весьма поучительными наблюдениями:
На Илью до обеда лето, а после обеда осень.
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет.
С Ильина дня ночь длинна и вода холодка.
На Ильин день олень копыто (медведь лапу) обмочил — купанию конец.
Придет Илья — принесет гнилья (дождей).
На Ильин день зима с летом борются.
Петр и Павел (12 июля) на час день убавил, а Илья — пророк — два уволок.
До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.
Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два.
К Ильину дню выпекали первые колоба из новины. Деревня отъедалась на чистом, не мешанном хлебе. Встарь сжатый хлеб сперва свозили на гумна, в овины, откуда до самой зимы доносились перестуки братцев-хватцев — цепов.
Влажные снопы держали в сушилках — курных сараях. В августе молотить некогда — заедала неотложная полевая работа. Вовсю разворачивается ржаной сев.

Яровой сею, — по сторонам гляжу; ржаной сею, шапка с головы свалится — не подыму.
12 августа — Сила. Считали, что рожь, посеянная на Силу, родится сильно. Это был наилучший срок посева ржи для ряда мест, и никакого мистицизма в такое выражение не вкладывалось.
14 августа — первый Спас, проводы лета. Пасечники выламывали в ульях соты, отчего первый Спас называли «медовым». Пчела перестает носить медовую взятку. Отлетают ласточки. Некогда полагали, что ласточки не улетают в заморские страны, а ложатся на дно колодцев.
Существо такого поверья, видно, связано с привычкой касаток селиться на лето в срубах колодцев. Стоит только взяться за крюки ворота, как из глубин шахты выскочит и взмоет над головой стайка, пернатых.
Но вот в какой-то день, предвестник осени, крестьянин замечал, что из колодца больше не выпархивают ласточки. Значит, полагал он, они легли на дно.
С первого Спаса — холодные росы.
У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье.
15 августа — Степан-сеновал. Косят отаву — отросшую траву.
16 августа — Антоны-вихровеи. Ежели ветер с вихрями — ожидали снежную зиму.
17 августа — Авдотьи-сеногнойки. Заладили дожди. Средь бела дня, без молний и грома. Застаиваются лужи, прядают тонкие ручейки. О дожде в народе хранилась такая притча:
«Дождь слепой. Ему говорят: «Иди туда, где тебя просят». — А он пошел, где сено косят. Ему говорят: «Иди туда, где тебя ждут». — А он пошел, где жнут».
Но не все дождь да дождь, проглянет и солнышко. Август открывает сбор грибов листопадников. Стоит лесной подстилке напиться влагой, отволгнуть от больших рос и густых туманов, как полезут грибы.
На Авдотью-сеногнойку срывали огурцы. Хозяйки ошпаривали кипятком с крапивой кадки, предназначенные для солки огурцов, проветривали их в солнечные дни на воле, скребли и мыли.
19 августа — второй Спас, прозванный «яблочным». Срывали спелые яблоки: Погода меняется.
На второй Спас бери голицы про запас.

21 августа — Мироны-ветрогоны.
«Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном лете стонут».
23 августа — на Лаврентия соблюдали поэтический обычай — в полдень смотрели в воду: коли тиха, не волнуется, — осень обещает быть тихой и зима без злых метелей. У И. А. Бунина в рассказе «Антоновские яблоки» приведена такая примета:
«Осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождики.
27 августа — Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликаются.
На Михея дуют ветры-тиховеи — к вёдренной осени; Михей с бурей — к ненастному сентябрю.
28 августа — Успенье, третий Спас, подходит к концу жатва. Последний отлет ласточек. Начало молодого бабьего лета (длится до 11 сентября).
С Успенья солнце засыпает.
Если молодое бабье лето вёдренное — жди ненастья в старое (14 — 21 сентября).
В последние дни августа прилучаются холодные утренники. Конец озимому севу. Дни короче, и от зари до зари дольше стало. Но нередко предосенние дни бывают жарче июньских или июльских. И все-таки август — лета закат.
Стрижев А.
Видео: Ёж заходит в гости. Поиск ёжика
Весенние приметы — народный календарь