Приметы и суеверия

Приметы и суеверия

         Содержание

     Откуда появилась приметы

     Страх — причина неудачи

 

     Была когда-то такая пословица: «Без примет ходу нет». И действительно, в любом даже самом обычном явлении суеверные люди готовы были видеть какой-то «тайный» смысл, «предзнаменование» каких-то хороших или дурных событий.

     Встретился кто-либо на дороге, соль просыпалась, зеркало разбилось, кошка пробежала — все это считалось приметой. Из поколения в поколение передавались поверья, связанные с видами на урожай, погоду, личную жизнь.

     Вера в приметы живуча, она распространена и сейчас. Иногда даже люди, как будто чуждые всякой религиозности, шарахаются от черной кошки или избегают встречи с человеком, несущим пустые ведра.

Приметы и суеверия
Приметы и суеверия

Откуда появилась приметы

     Откуда появилась вера в приметы? На этот вопрос можно ответить коротко: от незнания причинных связей между явлениями.

     В глубокой древности человек не знал и не мог знать, что его ожидает завтра, не понимал, отчего бывает урожай и неурожай, голод и болезни. Со всех сторон его окружали непонятные, таинственные силы природы, перед которыми он был совершенно беспомощен.

     Правильно разобраться в отношениях между явлениями внешнего мира, понять законы, которым они подчинены, люди не умели. Эти отношения они сплошь и рядом представляли себе извращенно.

     Прежде всего первобытное сознание отражало внешние отношения предметов и событий: последовательность, сходство, близость. Если одно явление следовало за другим, то первое по времени казалось причиной последующего.

     Сходные предметы представлялись влияющими друг на друга, близкие — связанными друг с другом. Так появлялись фантастические представления о мире, зарождалась мистика, а вместе с нею и вера в существование таинственного «смысла» простых явлений — вера в приметы.

     Вот австралийцы с поднятыми копьями столпились вокруг изображенного на песке кенгуру. Они стараются пронзить рисунок копьем. Зачем? Они считают, что между рисунком и изображенным на нем животным существует некая мистическая связь и, поразив рисунок, они обеспечат себе успех охоты.

     Суеверный человек, который пугается, встретив женщину с пустыми ведрами, вряд ли сможет объяснить, откуда возникло поверье о том, что пустые ведра приносят неудачу. А между тем корень здесь тот же: представление о мистической связи сходных предметов — пустое ведро якобы символизирует неудачу, не исполнившееся желание.

Приметы и суеверия
Приметы и суеверия

     Мысль о таинственном влиянии изображения на изображаемый предмет лежит в основе поверья о том, что разбить зеркало (изображение) — к беде. Немало примет основано на том, что дорога символизирует жизненный путь («дурной человек перешел дорогу», «черная кошка перебежала» и т. п.).

     У тасманийцев, например, пересечь дорогу перед идущим по ней человеком означало попытку помешать его намерениям, причинить вред. Число подобных примеров можно умножить. Они говорят о том, что сохранившаяся доныне в сознании некоторых людей вера в приметы — пережиток первобытных форм мышления, тесно связанный с мистическим представлением о мире.

     Вера в приметы поэтому, по существу, не отличается от веры в духов, богов, святых, то есть от религиозной веры.

     Суеверные люди нередко приводят факты, якобы подтверждающие различные поверья: дескать, была кому-то «плохая примета», и потом действительно с этим человеком случилось несчастье т. п.

     Без особого труда можно, однако, вспомнить десятки случаев, когда имелись «плохие приметы» и после этого решительно ничего не происходило.

     Но существует такая особенность человек ческой психики: предположения, которые не подтвердились, забываются быстро, те же из них, которые как будто подтвердились, надолго запоминаются. Вот почему суеверные люди обычно хорошо помнят случаи, когда приметы «оправдывались» (то есть попросту наблюдалось совпадение двух фактов), и не вспоминают случаев, когда этого не происходило.

Приметы и суеверия
Приметы и суеверия

 Страх — причина неудачи

     Та же самая психологическая закономерность объясняет «подтверждение» так называемых «вещих снов», «предчувствий» и т. п.

     Надо учесть еще и такое обстоятельство. Если человек верит в приметы, он пугается, увидев «дурное предзнаменование», нередко становится нерешительным, колеблется и т. д. В таком состоянии, конечно, он может допустить ошибку, сделать неверный шаг.

     Есть старинная китайская легенда о воине, который перед битвой увидел «дурную примету», якобы предвещавшую ему гибель от руки врага. Воин потерял уверенность в себе, удары его меча уже не были столь меткими, и он действительно был убит в сражении.

     Так иногда «сбываются» дурные приметы: суеверный страх является действительной причиной неудачи. Выше речь шла о приметах суеверных, несостоятельных. Таковы все приметы, в которых судьбы людей мистически связываются с различными случайными событиями (вроде разбившегося зеркала, просыпанной соли и т. п.).

     Но есть приметы другого рода — о погоде, об урожае. По существу, это народные наблюдения над явлениями природы, попытки предугадать результаты своего труда. Среди таких примет есть немало верных, более или менее правильно (хотя и неглубоко) отражающих действительные отношения вещей.

     Общеизвестны приметы: «снег глубок — хлеб хорош», «грачи прилетели — скоро потеплеет» и т. п. Здесь верно схватывается часто повторяющаяся последовательность событий: действительно, глубокий снег приносит много влаги полям, что благоприятствует росту хлебов, а грачи прилетают в начале весны.

     Существуют приметы о том, что муравьи перестают копошиться перед плохой погодой, что красная заря вечером предвещает дождь, и т. д., и т. п.

     В многочисленных сведениях такого рода, которые хранит народная память, есть немало ценного, заслуживающего внимательного изучения.

     Было время, когда такие приметы служили основным в хозяйственной деятельности людей: по приметам крестьянин определял, когда нужно сеять, когда убирать урожай. Но этот ориентир никогда не был надежным. Ведь примета в лучшем случае говорит о последовательности явлений, но не о причинной связи между ними.

Приметы и суеверия
Приметы и суеверия

     Эту связь раскрывает наука. Поэтому только она дает основу для точного предсказания погоды, для прогноза урожая, для предвидения будущего. Наряду с верными наблюдениями народные приметы о природе содержат много необоснованных, порой чисто фантастических положений.

     Нередко, например, с радугой связывают хороший урожай, хотя никакой связи здесь нет. В некоторых местностях существует поверье о том, что увидеть зарницу семь вечеров подряд с правой стороны — к урожаю доброму, с левой — к беде неминучей.

     Эта примета, конечно, не основана на наблюдении: она исходит из мистического представления о том, что «левое» означает «дурное».

     Обычно верные и ценные эмпирические наблюдения тесно переплетены в памяти людей старшего поколения с множеством ошибочных и прямо суеверных представлений.

     Так, из 93 примет, наиболее распространенных среди западноевропейских крестьян, только 20 оказались более или менее верными, а 73 — ошибочными.

     Таким образом, надо отличать приметы о природе от примет суеверных (в основном о судьбе людей). Если первые заслуживают внимательного, критического изучения, то вторые, безусловно, вредны.

                                                                                                  Крутик М. И.

Видео: Как спросить совет у книги

Радуга и гало эффект

 

 

You May Also Like