Слово пришельцы для популярной культуры, уже давно ассоциируется не с чужестранцами или пилигримами, а с представителями внеземных цивилизаций. Сценарии книг, фильмов и компьютерных игр про инопланетян можно условно поделить на четыре типа:
Контакт с внеземным разумом происходит (тайно или явно) на Земле.
Люди будущего сталкиваются с инопланетянами на других планетах и в космосе.
Пришельцы контактируют с нами без физического взаимодействия, посредством телепатии или радиосигнала.
Людей в художественном произведении не существует вовсе. Все действующие лица не имеют к нашему голубому шарику никакого отношения.
Пришельцы чаще всего изображаются как агрессивные существа, опередившие человечество на несколько сотен (а то и тысяч) лет в плане технического прогресса. Такая концепция позволяет весьма легко писать сценарии на заданную тему. Люди — добро, серые гуманоиды — зло.
Но многие сценаристы не понимают, что они смотрятся в «зеркало», как человечество вело себя, при освоении новых территорий на Земле.
Многие астрономы и ученые занимающиеся космонавтикой, пытаются обнаружить другие разумные цивилизации, или просто жизнь на просторах Вселенной. Сигналы в космос. Ответ игнорируем…
Пришельцы из космоса стали появляться в поп — культуре, начиная с конца XIX века, вытеснив сюжеты с появлением в нашем мире богов, демонов и прочих мифологических существ. Вытеснение вполне логичное, если учесть, что космос (вселенная) с древних времен считался местом обитания сверхъестественных сил.
Поскольку наука не стоит на месте, то и наше понимание всего загадочного и паранормального эволюционировало. Вместо эфирных и призрачных существ, появились инопланетяне из плоти и крови (ну или что там у них под кожей).
Одним из первых упоминаний внеземных цивилизаций в массовой культуре, стал роман Герберта Уэллса «Война Миров». И пришельцы, на страницах этого произведения являются агрессивными захватчиками с технологиями, намного опережающими земные. С этим романом также связан один из самых неприятных случаев с «участием» пришельцев в массовой культуре. Радиопостановка «Войны Миров» 1938 года вызвала в обществе настоящую панику, т. к. многие люди реально поверили, что это не радиоспектакль, а сводки о начавшейся экспансии марсиан.
В кинематографе, с появлением комбинированных съемок и прочих спецэффектов, инопланетяне приобрели по-настоящему культовый статус. Многочисленные фильмы категории B 1950-х годов включали в себя сюжеты с участием пришельцев. Чаще всего внешне они напоминали антропоморфных рептилий. Серые гуманоиды с непропорциональной головой появились уже в 1980-х — 1990-х годах.
На телевидении, в таких научно-фантастических сериалах, как «Star Trek» и «Доктор Кто» инопланетяне в основном изображались похожими на людей, но обуславливалось это в первую очередь весьма скромным бюджетом съемок, на экзотический грим и спецэффекты не хватало средств. С появлением в 1990-х таких высоко бюджетных сериалов, как «Секретные Материалы» образы пришельцев на телевидении стали намного разнообразнее.
Видео: Легенда событий Розуэлла.
Эффект Джанибекова и гибель мамонтов.