Сфинкс и его загадки

Сфинкс и его загадки

         Содержание

Большой Сфинкс

История и загадки Сфинкса

Сфинксы в египетском искусстве

Сфинксы в Санкт-Петербурге

 

     Тот, кто знаком с древнегреческим мифом об Эдипе, помнит, конечно, встречу Эдипа со Сфинксом. Чудище поселилось неподалеку от Фив и развлекалось тем, что задавало загадки прохожим. Того, кто не мог дать на них вразумительный ответ, чудище проглатывало.

     В конце концов Сфинкс нарвался на Эдипа, ответившего на все вопросы, и вынужден был покончить самоубийством, бросившись в море со скалы: таково было условие игры, установленное богами.

Большой Сфинкс

     Но есть еще один Сфинкс; загадка, заданная им много веков назад, по сей день не разгадана. Речь идет о так называемом Большом Сфинксе фараона III династии Хафра (греки назвали его Хефреном), правившего, по очень приблизительным подсчетам, в 2700-х годах до н. э.

     Собственно, на первый взгляд никакой загадки нет. Крупнейший из сохранившихся Большой Сфинкс в Гизе, близ пирамиды Хефрена (XXVIII в. до н. э.). На левом берегу Нила расположена пирамида. В километре к юго-востоку от нее покоится Сфинкс, вырубленный из цельной скалы. Его высота – 20 м, длина – 57 м. Весь комплекс принадлежал одному и тому же фараону, сыну великого Хуфу (Хеопса).

     Но если вдуматься в это описание и сопоставить его с известными нам бесспорными фактами из жизни Древнего Египта, возникает ряд вопросов.

Сфинкс и его загадки
Сфинкс и его загадки

История и загадки Сфинкса

     Действительно ли Сфинкс был создан при Хефрене? И ему ли он «посвящен»?

1. Достоверно известно, что древние египтяне, как и многие современные им народы, фиксировали вначале на глиняных табличках, а позднее на папирусе события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью.

     В Египте существовало довольно многочисленное сословие писцов, пользовавшееся большим почетом и уважением. Храмовые писцы вели специальные «книги», где дотошно регистрировали доходы и убыль, расходы на строительство культовых и ирригационных сооружений, на празднества и прокорм рабов.

     О значении, которое придавалось таким записям, говорит хотя бы то, что египетская библиотека Аменхотепа III, ассирийская — Ашшурбанапала (668—629 гг. до н. э.), критская, финикийская и многие другие хранились в царских сокровищницах. Наиболее же выдающиеся деяния увековечивались на скалах и памятниках.

     Геродот, например, сообщает, что на пирамиде Хуфу «египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие» (строители пирамиды). На пирамиде! На царской гробнице, равной которой не видел мир.

Сфинкс и его загадки
Сфинкс и его загадки

     В свете этого по меньшей мере странно, что ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, сооружения, несомненно, незаурядного, до нас не дошел.

2. Египтяне, как правило, украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Текст мог быть подробным, а мог — кратким. Таковой обнаружен в гробнице зодчего Инени, строителя усыпальницы Тутмоса и карнакско-луксорского храмового комплекса: «Я один управлял всеми работами, когда в скале высекали гробницу для Его Величества, так что никто ничего не видел и никто ничего не слышал».

     Любопытно здесь следующее. Тутмос I правил много веков спустя после Хафра, когда технические возможности строительства далеко опередили примитивные приемы создателей первых пирамид. Инени же, на счету которого было немало грандиозных сооружений, пишет о возведении гробницы как о чем-то сверхвыдающемся.

     Так вот, мог ли Хафра проигнорировать такое событие, как превращение скалы в уникальную скульптуру? Но ни на самом Сфинксе, ни в пирамиде Хафры о строительстве нет ни малейшего упоминания.

3. В Египте в разное время побывало немало греческих и римских историков и географов. Вот имена лишь некоторых из них. Гекатей Милетский (546—480 гг. до н. э.). В его «Землеописании», вторая часть которого посвящена Египту и Ливии, Сфинксу не уделено ни слова.

     Геродот, путешествующий по Египту примерно в 445 году до н. э. и скрупулезно записавший во второй книге своей «Истории» все, что он видел и слышал, даже не обмолвился о Сфинксе.

     Гекатей Абдерский, автор «Истории Египта», живший на рубеже IV и III веков до н. э., ничего не говорит об этой скульптуре.

     Географ Страбон также бывал в Гизе, но и он не «заметил» Сфинкса.

     Единственный раз упоминает о скульптуре Плиний Старший в своей «Естественной истории».

Сфинкс и его загадки
Сфинкс и его загадки

     Что за странный многовековой заговор молчания?

     Тот, кто читал сочинения упомянутых историков, знает, как подробны и обстоятельны их записи. Не заметить Сфинкса они как будто бы не могли. Сфинкса, которого даже местные жители, привыкшие к его виду, именовали Отцом Ужаса.

     Сфинкса, с именем которого связаны трагичнейшие страницы греческой мифологии и который уже в силу этого не мог не вызвать естественного любопытства греков. Вывод может быть только один: они его не видели.

4. В III веке до н. э., при жизни Гекатея Абдерского, греки составили список семи «чудес света». Он широко варьировался, но неизменно открывался хорошо известными пирамидами. В список включались иногда и другие египетские «чудеса»: водяные часы клепсидра, колоссы (в том числе широко известные Колоссы Мемкона), Меридово озеро, Лабиринт и другие.

     Сфинкс — никогда. Вывод тот же.

5. Известно, что со времени правления Хуфу и до смерти Хафра жрецам были запрещены богослужения. Роль верховных жрецов исполняли сами фараоны, и они предпочитали наполнять не храмовую казну, а собственный карман.

     Отправление культа восстановилось только при преемнике Хафры Менкауре (Микерине), имена же его безбожных предшественников были преданы проклятию. «Египтяне так ненавидят этих царей, что только с неохотой называют их имена. Даже и пирамиды эти называют пирамидами пастуха Филитиса, который в те времена пас свои стада в этих местах», — писал Геродот.

     Может быть, жрецы по этой причине скрывали Сфинкса от чужеземцев? Вряд ли. Служители культа и местные жители, с которыми Геродот беседовал, даже не сделали попытки что-либо от него скрыть, рассказали ему о весьма незначительных храмах, статуях и фараонах.

     Ему любезно показали чуть ли не все пирамиды, поведали историю их создания и историю царствования фараонов-еретиков. Объяснили методы строительства, назвали количество камней, даже количество съеденных рабами овощей. И ни слова об уникальном, единственном в мире сооружении?

6. Все эти «чудеса египетские» заставляют задуматься над главным. Почему, собственно, египтологи считают Сфинкса портретным изображением Хафра? И почему его строительство относят ко времени правления этого фараона, то есть к XXVIII веку до н. э.?

     Достаточных оснований для такой атрибуции нет. В свое время в Египте был найден обломок каменной стелы (ее называют стелой Сфинкса), воздвигнутой, как полагают, в ХV веке до н. э., при правлении фараона XVIII династии Тутмоса IV.

     В сохранившейся части текста говорится о том, что молодой царевич Тутмос, охотясь в Гизе, сильно устал, уснул в тени, отбрасываемой Сфинксом, и получил во сне откровение, что станет фараоном только в том случае, если очистит чудище от песка.

Сфинкс и его загадки
Сфинкс и его загадки

     На стеле удалось разобрать имя Хафра, но контекст неясен. На этом основании Сфинкса и стали считать изображением этого фараона, тем более что расположен он в непосредственной близости от его гробницы. Сработала инерция мышления: пирамиды древние, это бесспорно; следовательно, все, что расположено рядом, относится к тому же времени. Отсюда и мнение о портретном сходстве Сфинкса с Хафрой.

     Сходство нетрудно отыскать там, где есть на то желание. В начале века, между прочим, Сфинкса считали портретным изображением Аменемхета III, твердо относили к XII династии и неплохо все это аргументировали.

     Таковы шесть вопросов, содержащихся в последней загадке, предложенной Сфинксом. Можно ли на них ответить? Думается, да. Фараон, как известно, считался живым богом. Поэтому после смерти его тело помещали в пирамиду грандиозную усыпальницу, свидетельствующую о мощи и величии покойного.

     Пирамиды можно было видеть на много километров кругом. Их складывали из известняка, а позднее из кирпича. Однажды освоенная техника строительства совершенствовалась и оттачивалась веками, но в основе своей оставалась неизменной — такой, какой ее узаконили жрецы. Так продолжалось до XII династии, когда в Египте произошла какая-то крупная катастрофа.

     Вот как описал ее жрец Ипувер: «Вся страна бедствует… Все залито кровью… Почва вращается подобно гончарному кругу… Кажется, что Земля хочет окончить свое существование в буре и пламени, чтобы прекратилось это бедствие».

     Восстание стихий дополнилось восстанием людей. В Египте «свершилось невозможное» — народ сверг фараона. В обессиленную страну ворвались гиксосы. После их 200-летнего господства пирамиды строить перестали. Теперь фараоны высекали свои усыпальницы в скалах, облюбовав для этой цели местность на левом берегу Нила, названную позднее Долиной царей. Для таких работ была нужна уже иная техника строительства.

Видео: Ползущие камни Долины Смерти

Сфинксы в египетском искусстве

     Итак, во времена III династии и позднее возводили пирамиды, с XVIII династии — скальные гробницы, требующие совершенно иной техники обработки материала. Но при чем здесь Сфинкс? А вот при чем.

     Во времена Хафры обработка скал была неизвестна: в ней не было необходимости. Редки даже скальные рельефы. Вряд ли египтяне могли осилить постройку гигантской скульптуры.

     В период же правления XVIII династии техника скального строительства становится обыденной. Далее, при IV династии невозможно было создать что-либо, противоречащее строго определенным правилам, увековеченным позднее в «Предписаниях для стенной живописи и канона пропорций».

     Регламентировались позы, одежды, атрибуты, раскраска — буквально все.

     Во времена же XVIII династии в египетском искусстве происходят коренные изменения. Именно в этот период в архитектуре начинаются поиски необычного, нового, получившего наивысшее воплощение в храмах Карнака и Луксора.

     Большой же Сфинкс уникален. Достоверно известно, что сфинксы изготовлялись при XII и XVIII династиях. Аллея сфинксов устанавливается у храма Хетшепсут. Аллея сфинксов с бараньими головами (символ бога Амона) соединяет Карнакский храм с берегом Нила.

     И наконец, как объяснить гигантский разрыв во времени между постройкой Большого Сфинкса (2700-е годы до н. э.) и первыми сфинксами XII династии (конец 1900-х годов до н. э.)?

     Именно с этого времени «сфинксостроение» становится вполне привычным явлением. Ответ может быть только одним: Большой Сфинкс был создан не в XXVII, а в ХV веке до н. э. Однако остаются вопросы. Зачем был создан Сфинкс? Почему его не видели путешествующие историки?

Сфинкс и его загадки
Сфинкс и его загадки

     По поводу первого можно высказать предположения. Сфинкс — своеобразная «проба пера» зодчих и скульпторов периода XVIII династии, поиск возможности обработки огромных скальных массивов, памятник их мастерству. Иными словами, он был сделан «между делом», и если это так, то становится понятным отсутствие хозяйственных документов — ведь фиксировалось только официальное строительство.

     Сфинкса же, видимо, отнесли в разряд обычной портретной скульптуры, учет которой не велся.

     Второй вопрос значительно проще. Обратимся вновь к надписи на стеле. Тутмос VI уснул в тени, отбрасываемой Сфинксом. Во сне ему было сказано, что он должен очистить Сфинкса от песка. Следовательно, «монумент» был полузанесен или почти занесен.

     Иначе с какой стати такое торжественное пророчество? Памятник заносило песком постоянно! Его раскапывали при Птолемеях, при римских императорах, расчищают и сейчас.

     Не потому ли его не заметил ни один путешественник вплоть до Плиния? В самом деле, зачем Геродоту или Страбону упоминать бесформенный песчаный холм? Их много в пустыне.

     Да и жрецы, множество поколений которых сменилось со времени сооружения Сфинкса, могли забыть о нем. Вполне вероятно, что изваяние обнаружили случайно, после прочтения какого- нибудь забытого папируса, который потом погиб при пожаре Александрийской или храмовой библиотеки?

Сфинксы в Санкт-Петербурге

     В заключение хочется напомнить, что в России, на берегу Невы, хранятся два подлинных сфинкса, не уступающих колоссу в Гизе по художественным достоинствам. Высечены они из розового гранита, обработка которого требует особого совершенства приемов.

     Сфинксы надежно датированы благодаря сохранившимся на их постаментах иероглифическим надписям. Они были созданы по приказу фараона Аменхотепа II, правившего в 1408—1372 годах до н. э., а доставлены в «град Петра», в 1832 году.

Сфинкс и его загадки
Сфинкс и его загадки

     Еще одна гипотеза создания Сфинкса. По мнению некоторых американских историков, основу скульптуры подготовила сама природа многовековым выветриванием (рис. А, В, С).

Сфинкс и его загадки
Сфинкс и его загадки

   Человеку оставалось только «довести» основу до завершения (рис. Д).

Сфинкс и его загадки
Сфинкс и его загадки

     Однако это не так. Сфинкс вырублен внутри обширной монолитной известняковой плиты толщиной 15 м, служащей фундаментом всего комплекса пирамид. Тело его заглублено так, что над верхней плоскостью плиты выступает только его голова.

     Пример причудливой работы ветра: эта выветренная скала в Аризоне удивительно похожа на верблюда.

Остров сокровищ Кокос

Видео: Легенды индейцев о золотой пещере Башни дьяволов

 

 

You May Also Like