Клад — в поисках сокровищ королевской казны

Клад - в поисках сокровищ королевская казны

         Содержание

     Королевская казна

     Исчезнувший обоз

     В поисках сокровищ

     Из истории кладов

 

     В середине XX века, английской геолог У. Эванс пробурил несколько скважин в болотистой низине долины реки Нен.

     В одной из скважин с глубины около сорока футов (фут (foot) = 0,3048 м) были извлечены кусочки железа, обломки цветной эмали, серебряные нити и даже крупинки золота.

     Эти незначительные, на первый взгляд, находки стали настоящей сенсацией в научном мире. Многие историки и археологи задавали себе один и тот же вопрос:

   «А не прошел ли бур Эванса через один из больших, окованных стальными полосами старинных сундуков с легендарными сокровищами, которые ищут вот уже семь с половиной веков?..»

Клад - в поисках сокровищ королевская казны
Клад — в поисках сокровищ королевская казны

Королевская казна

     Октябрьский день клонился к вечеру. Над побуревшими холмами Линкольншира клубился пар. Еще моросил дождь, но на западе сквозь облака уже просвечивал багровый закат.

   «Короля Иоанна не интересовали краски заходящего солнца. Он стоял у окна и пристально вглядывался в другую сторону, откуда надвигалась ночь. Заскрипела дверь. Вошел граф Уильям Пемброк.

   — Есть ли новости? — быстро спросил король.

   — Нет, государь. Странно, что они так задерживаются. А ведь должны были прибыть в Уисбеч почти одновременно с нами.

   — Не польстился бы на золото кто-нибудь из мятежных баронов.

   — Что вы, государь! Кто же посмеет поднять руку на королевскую казну?

   — Посмеют… Есть такие, что и посмеют. Ну, хотя бы Мортимер… Там кто-то едет… Вы видите, граф?

     Пемброк хотел сказать, что сэр Генри честный человек, хотя и враг королю, но промолчал и посмотрел в окно. В самом деле, со стороны Уоша скакал всадник. Человек соскочил с лошади и вбежал в дом.

     С трепетом поклонившись королю, гонец проговорил:

   — Обоза с казной нигде не нашли, государь… Мы обыскали все дороги до самого Кингс-Линна. Никаких следов. Ничего…

Клад - в поисках сокровищ королевская казны
Клад — в поисках сокровищ королевская казны

   — Ничего… машинально повторил Иоанн Безземельный.

     В разговор вступил граф Пемброк:

   — Но ведь на дороге остались следы, колея. Это же не какая-нибудь повозка. Это же целый обоз!

   — Крестьяне говорят, ваша светлость, что был очень сильный прилив. Возможно, он смыл следы…

     Граф вскинул брови.

   — Сильный прилив? Неужели он достиг дороги?

   — Да, ваша светлость. Мне даже сказали, что у крестьянина Томаса Брауна волной смыло корову.

     Последние слова со всей своей беспощадностью дошли до сознания короля. Лицо его перекосилось. Он воздел вверх руки:

   — О горе! Моя казна, мои драгоценности все взято морем!

   — Я — нищий король!..

Клад - в поисках сокровищ королевская казны
Клад — в поисках сокровищ королевская казны

Исчезнувший обоз

     Потерян обоз… Ну, можно «посеять» монетку (скажем, выпала через дыру в кармане). И кошелек тоже можно выронить. Но потерять обоз!!! С повозками, лошадьми, возницами, со всей государственной казной. Королю явно не повезло.

     Какой-то злой рок с малых лет преследовал Иоанна. Когда его отец Генрих II Плантагенет делил между сыновьями английские, нормандские и анжуйские владения, Иоанну, как самому младшему, хотя и любимому сыну, ничего не досталось.

     С тех пор и прилипло к нему обидное прозвище «Безземельный».

     Рассердившись на отца, Иоанн пошел на службу к злейшему врагу Англии — французскому королю Филиппу II Августу, чем очень огорчил Генриха II и способствовал его быстрой кончине.

     После смерти Генриха II трон перешел к старшему брату Иоанна — Ричарду Львиное Сердце. Беспокойный Ричард за десять лет своего правления был в Англии всего несколько месяцев. Остальное время он провел в крестовых походах и в плену у германского императора.

     Иоанну же приходилось за него править. Это двусмысленное положение очень раздражало Иоанна, и он поднял мятеж против законного короля. Особенно хотелось «временщику», чтобы Ричарда подольше держали в плену. Однако и здесь его постигла неудача.

     Архиепископ Кентерберийский объявил Иоанна виновным в нарушении вассальной клятвы и начал сбор денег на выкуп короля из плена. Ричард вернулся и потребовал было суда над братом, но потом смилостивился и простил его.

     Наконец судьба как будто бы улыбнулась Иоанну. В 1199 году Ричард Львиное Сердце умер, не оставив наследников. Иоанна короновали в Вестминстере на знаменитом черном камне, якобы привезенном откуда-то с запада древними бриттами.

     Современники так характеризуют Иоанна Безземельного:

   «Он был чувствителен, ленив и одушевлен низменными мыслями. У него не было ни творческой энергии Генриха II, ни блестящих качеств Ричарда; он походил на них только пороками.

     Лишенный нравственных и религиозных принципов, он был коварен и жесток. Это был негодный человек, сделавшийся дурным королем».

Клад - в поисках сокровищ королевская казны
Клад — в поисках сокровищ королевская казны. Иоанн Безземельный

     И после восшествия на престол Иоанна по-прежнему преследовали неудачи. Он выступил против Франции. Но Филипп II Август оказался наготове и не только дал отпор англичанам, но и в конце концов отобрал у Иоанна все его владения на континенте – Нормандию, Анжу, Мэн…

     Тогда Иоанн Безземельный решил заняться внутренними проблемами страны, но перегнул палку в отношениях с английскими церковниками, он не признал законным избрание нового Кентерберийского архиепископа, посягнул на его поместья, стал преследовать епископов.

     Гроза не заставила себя долго ждать — богоотступник вызвал ярость папы Иннокентия III. Глава католиков действовал довольно решительно. Он немедленно отлучил короля от церкви и стал готовить против него крестовый поход. Иоанн и тут проиграл — пошел на уступки и даже согласился платить папе ежегодную дань – 1000 марок серебром.

     Недаром говорят: «Беда никогда не приходит одна». Воспользовавшись затруднениями короля, на севере страны взбунтовались бароны, отказавшиеся и от военной службы, и от уплаты податей. Придворная знать требовала ограничения монархии и введения конституции, чем страшно разгневала короля, не признававшего никакой законной узды.

     От требований бароны перешли к действиям, и в мае 1215 года 2000 рыцарей в сопровождении конных и пеших воинов направились на Лондон. Король бежал, но недалеко. Рыцари поймали его на Роннимедском лугу между Стэнсом и Виндзором и заставили подписать знаменитую Великую Хартию английских вольностей.

     Однако Иоанну удалось раздуть разгоравшиеся распри между феодалами. Одних он подкупом привлек на свою сторону, других разбил в бою. Вскоре король овладел центром страны и отменил Великую Хартию вольностей, воспользовавшись известным «принципом»: «Мое слово, хочу — даю, хочу — назад беру!»

     Испуганные бароны обратились за помощью к соседям — французам. Те беспрепятственно высадились в Англии летом 1216 года, и король снова бросил трон и столицу, собрал все имущество и казну, отданную на хранение в монастыри, и во главе большого обоза направился на север страны.

     Вот тут-то и произошло то злосчастное событие, о котором, собственно, и идет речь.

     Иоанн так и не дождался в Уисбече обоза, а тщательные поиски ничего не дали. Сокровища бесследно исчезли! Король не перенес такого потрясения и через несколько дней скончался, оставив потомкам одну из «жгучих» загадок истории.

     «Слизнул» ли обоз необычайно сильный прилив или его захватили мятежные бароны? А если «слизнул», то где лежат драгоценности? Нередко «искатели счастья» начинали раскопки на свой страх и риск, но лишь напрасно тратили время.

     Один из крупнейших в мире кладов, точно заговоренный, не давался в руки. Тайна по-прежнему оставалась тайной.

Клад - в поисках сокровищ королевская казны
Клад — в поисках сокровищ королевская казны

В поисках сокровищ

     Прошло почти семь веков. В один из дней 1906 года в Лондоне проходило заседание Общества любителей древности. Доклад сменялся докладом. Слушатели уже начинали поклевывать носами. Но вот появился новый оратор.

     Председатель представил его:

   — Мистер Сент-Джон Хоуп сделает перед почтенной аудиторией краткое сообщение о сокровищах, утерянных в 1216 году королем Иоанном. Любители древности зашевелились. Сокровища, хотя бы и утерянные, это не глиняные черепки, которые уже порядком наскучили.

   — Леди и джентльмены! — начал мистер Хоуп.

   — Благодаря тщательному изучению исторических документов мне удалось доказать, что обоз с казной короля Иоанна Безземельного, в самом деле, как это утверждает народная молва, был накрыт огромной приливной волной 11 октября 1216 года во время переправы из Кросс-Кейса в Лоиг-Саттон через обмелевший эстуарий (от лат. aestuarium «затопляемое устье реки») реки Уэллстрим.

   — Вы знаете, конечно, что теперь эта река носит название Нен и по-прежнему впадает в Уошский залив. Мистер Сент-Джон Хоуп подошел к карте (рис. 1)

Рис. 1.

Клад - в поисках сокровищ королевская казны
Клад — в поисках сокровищ королевская казны

   — Вот это самое место. Обоз двигался по древней насыпной дороге, которая пересекала эстуарий и была впоследствии занесена песком…

     Тут же на заседании общества было решено организовать Комитет по исследованию Уоша. Многие годы прошли в спорах относительно места пропажи королевских сокровищ. Аргументы сторонников Хоупа были не более обоснованы, чем доводы его оппонентов.

     Поиски и раскопки не приносили ничего нового. Споры продолжались бы и по сей день, если бы не помощь людей. В общем-то весьма далеких от исторических исследований…

     Разгадкой исчезновения сокровищ короля-неудачника заинтересовались геофизики, которые помогли своими приборами открыть геологам не одно месторождение полезных ископаемых.

     От чего же отталкиваются геофизики в своих поисках?

     Горные породы разного состава: пески, глины, известняки, твердые и плотные, или, наоборот, рыхлые и мягкие проводят электрический ток. В этом легко убедиться, поместив кусок породы между двумя электродами.

     Схема измерения по методу сопротивлений.  

Рис. 2.

Клад - в поисках сокровищ королевская казны
Клад — в поисках сокровищ королевская казны

     Ну, а если электроды (скажем, А и В) воткнуть прямо в землю и пустить ток? Он потечет в пространстве между электродами.

     Если в это пространство ввести (а попросту вбить в землю) еще два электрода M и N, то между ними можно измерить разность потенциалов, которую вызывает проходящий в земле ток (рис. 2).

     А зная величину тока и разности потенциалов (вспомним известный закон Ома!), легко определить удельное электрическое сопротивление горной породы. Такова суть электроразведочного метода сопротивлений.

     В каких же случаях электроразведчики могут рассчитывать на успех? В тех, когда между электродами М и N попадает какая-нибудь неоднородность, отличающаяся по электрическому сопротивлению от окружающих слоев земли.

     Окажется, например, глыба мрамора — приборы тотчас отметят ничтожную разность потенциалов, попадет залежь медной или железной руды — зафиксируется в десятки раз большая величина.

     Этого уже вполне достаточно, чтобы с уверенностью заявить: под поверхностью земли находится объект, обладающий в первом случае высоким электросопротивлением, а во втором — низким.

     Именно метод электроразведки и решил применить известный английский геофизик Дж. Тэгг для поисков дороги, по которой ехал злополучный обоз с королевскими сокровищами.

     Насыпная дорога, почти дамба из утрамбованной глины, рассуждал ученый, некогда возвышалась над окружающей местностью. За прошедшие века она была занесена и сровнена песком. Но у песка, даже насыщенного водой, электрическое сопротивление гораздо выше, чем у глины.

     Нельзя ли по этой разнице свойств обнаружить старый, всеми забытый тракт? Тэгг решил проверить свои рассуждения в лаборатории. Он изготовил модель — алюминиевый бак с изогнутым дном, наполненный водой. Вода играла роль влажного песка, а алюминий роль глины.

    Результаты исследования рельефа дна на модели.

Рис. З.

Клад - в поисках сокровищ королевская казны
Клад — в поисках сокровищ королевская казны

     Волнистый изгиб дна изображал засыпанную дорогу. В воду погрузили четыре медных электрода. Через два из них пропускали ток, а между двумя другими мерили разность потенциалов. Результаты опыта оказались очень обнадеживающими. График прекрасно повторял все изгибы алюминиевого дна (рис. З).

     Осенью 1956 года экспедиция во главе с доктором Тэггом выезжает на побережье Северного моря, в район Уошского залива. Ученых встречают болотистая равнина, зыбучие пески. Множество каналов, речек.

     Со временем земля здесь поднялась, и берег моря отодвинулся далеко на север. Вода теперь не заливает место, где находился эстуарий реки Уэллстрим, и с одного его бывшего берега на другой можно переправиться довольно легко.

     Сотрудники Тэгга вбивают электроды, растягивают провода, делают измерения, потом переносят электроды в другое место. На площади в две квадратные мили они сделали около тысячи замеров. На карте протянулись тонкие паутинки изоом — линий, соединяющих точки с равным электросопротивлением.

Рис. 1. Карта местности.

Клад - в поисках сокровищ королевская казны
Клад — в поисках сокровищ королевская казны

     Линии причудливо изгибаются. И все же в их абстрактном узоре улавливается какая-то закономерность. Они, вытягиваясь, образуют мостик. Ну, конечно! Это же старая дорога, засыпанная сорокафутовым слоем песка.

     Правда, она немного южнее, чем предполагалось раньше. Не у Лонг-Саттона, а ближе к бывшему устью реки Уэллстрим, примерно между селениями Тидд-Сент-Жиль и Уолпоул-Сент-Питер. Работы были завершены. Но вопрос о том, где находятся сокровища короля Иоанна, оставался открытым.

     Страсти вокруг открытия Тэгга со временем поутихли. Ни в Уисбече, ни в Тидд-Сент-Жиле, ни в Уолпоул-Сент-Питере больше не появлялись кладоискатели. Возможно, их останавливал огромный объем земляных работ, а может быть, официальное сообщение о том, что казна Иоанна Безземельного принадлежит его далекой наследнице — королеве Англии.

     Вот почему находки геолога У. Эванса, который пробурил на месте дороги, указанной Тэггом, несколько скважин, явились для всех полной неожиданностью.

     Напал ли Эванс на сокровище Иоанна или же это просто случайное совпадение? Будем надеяться, что следующие экспедиции ученых дадут точный ответ.

                                                        Карташев Е., Инженер Слукин В.            

 

Из истории кладов

Клад - в поисках сокровищ королевская казны
Клад — в поисках сокровищ королевская казны

Загадка повешенного

     Когда 7 июля 1730 года Ла Бюз, король французских пиратов, взошел на эшафот, он швырнул в толпу исписанный шифром листок и крикнул:

   «Мои сокровища тому, кто прочитает!»

     Записку расшифровали частично. Оказалось, что пират зарыл драгоценности на Сейшельских островах в Индийском океане. И вот уже более двух веков они притягивают к себе кладоискателей. Но безуспешно. Поскольку точные координаты и ориентиры клада никому не известны, сокровища не удалось найти.

Сокровища Марии Антуанетты

     Первые дни Великой французской революции. Людовик XVI и его сторонники разрабатывают тайный план контрреволюционного переворота, а пока поспешно вывозят из страны ценности.

     На фрегат «Телемак» была погружена большая партия золота, серебра и драгоценных камней (включая знаменитые бриллианты, рубины и изумруды, принадлежавшие жене короля — Марии Антуанетте) общей стоимостью в несколько миллиардов франков. А 3 января 1790 года при загадочных обстоятельствах «Телемак» затонул близ устья реки.

     Не раз французские кладоискатели-аквалангисты пытались добраться до легендарного клада. Увы, фортуна не улыбнулась им до сих пор.

Тайна германского консула

     За несколько дней до начала первой мировой войны германский консул в Сиднее и группа немецких резидентов погрузили на борт парохода «Зейдлиц» медный ящик. Его содержимое — 2500 золотых соверенов, несколько килограммов золотых слитков и ценные бумаги — хранилось в строгом секрете.

     Ночью капитан корабля закопал ящик в песке, на берегу моря близ города Баллина (штат Новый Южный Уэллс) с расчетом достать сокровища после войны. Но капитану не повезло — он погиб в бою.

     Однако слух о зарытом им ящике все же дошел до жителей Баллины. С тех пор вот уже более полувека они копают пляж, но так ничего и не нашли.

23 дублона

     Летним утром 1947 года рыбак Вильям Котрелл прогуливался по пустынному пляжу в местечке Хайлендз под Нью-Йорком. Неожиданно в песне блеснула золотая монета. Это был испанский дублон чеканки 1713 года. В тот же день приятель Котрелла нашел еще одну монету, но уже другого года чеканки.

Клад - в поисках сокровищ королевская казны
Клад — в поисках сокровищ королевская казны

     За неделю жители Хайлендза, побродив по пляжу, отыскали пять золотых дублонов. О находке пронюхали газетчини, и вскоре тихий дачный поселок на берегу залива Сэнди-Хук утратил свою прелесть, В Хайлендз бросились алчные кладоискатели Нью-Йорка.

     Полторы недели «хайлендзская золотая микролихорадка» трясла нью-йоркцев. Всего они нашли 23 золотых дублона, зато заплатили владельцам скобяных лавок несколько сот тысяч долларов.

     Бойкие торговцы шанцевым инструментом доставили на пляж вагоны лопат, кирок и граблей. Эти огородные орудия «на рабочем месте» стоили в десять раз дороже. Спрос на них был огромен. Ну, а как же попали испанские дублоны на пляж тихого залива?

     Возможно, это был пиратский клад, но, впрочем, возможно и другое объяснение. Представьте себе, что те же торговцы кирок и лопат, осененные гениальной идеей, в одно прекрасное утро разбросали по пляжу старинные дублоны. Остальное читателю уже известно…

Видео: Клад из прошлой жизни или наследство от пирата

 

Загадка в поисках клада

Сокровища затонувших кораблей и сокровища серебряной отмели

Золото «Черного принца» — в поисках сокровищ

 

You May Also Like