Люди каменного века на острове Новая Гвинея.

Люди каменного века на острове Новая Гвинея

   Ириан-Джая — западная часть громадного острова Новая Гвинея. Эта таинственная и неведомая земля давно манила к себе и завоевателей и ученых. Страна горных хребтов и болотистых низменностей, редких видов животного мира, неисследованных недр.

Люди каменного века на острове Новая Гвинея
Люди каменного века на острове Новая Гвинея

   Европейские мореплаватели достигли берегов Новой Гвинеи почти четыре века назад, но никто не мог задержаться здесь надолго. Не столько горы и непроходимые болота, сколько жесточайшие тропические лихорадки и неизвестные людям болезни становились неприступным барьером перед теми, кто хотел проникнуть вглубь острова.

   Ириан-Джая является частью государства Индонезии, а раньше он был колонией Нидерландов. С освобождением от колониальной зависимости и присоединением к Индонезии началось освоение территории.

   Тогда тысячи юношей и девушек индонезийцев добровольно отправились работать в эту очень отсталую область. Там были открыты школы, медицинские пункты. Но это все только в наиболее доступных районах. Задача освоения Ириана-Джая очень трудная. Ее выполнение потребует не только огромного количества средств, но, возможно, и людских жертв.

   Небольшой поселок папуасов племени дани в долине реки Балием. Это люди каменного века, как в раннем палеолите. Они рубят деревья каменными топорами, добывают огонь трением и бреются заточенными каменными пластинами.

   Мужчины этого племени носят обручи на голове, опушенные мехом кенгуру, а в носу кольца из кабаньих клыков, на груди у них висят раковины. Вся их жизнь в наше время кажется кадрами из фантастического фильма.

Люди каменного века на острове Новая Гвинея
Люди каменного века на острове Новая Гвинея

   Люди племени дани не знают сторон горизонта. Они поклоняются той стороне, где восходит солнце и со страхом и трепетом взирают на ту сторону, где солнце скрывается и куда уходят, как они думают, люди, чтобы никогда не возвращаться на землю. Других сторон горизонта они не знают. Считать умеют только до пяти. Все, что больше, определяется словом «много».

   У папуасов дани совсем недавно появились имена, и они очень боятся произносить их, чтобы не случилось несчастья. Через переводчика (племя дани говорит на папуасском языке) с жителями поселка можно было говорить о многом. Но очень часто они неожиданно замолкали.

   Это значило, что их спрашивают о том, о чем говорить нельзя, или они просто не понимали вопроса. Почти невозможно получить ответ на вопрос о злых духах, которых они боятся обидеть и навлечь тем самым на себя беду.

Люди каменного века на острове Новая Гвинея
Люди каменного века на острове Новая Гвинея

   Вопросы о времени папуасов дани ставят в тупик. Время они не делят на мелкие отрезки. Их время: день и ночь, время дождей и сухой сезон. Расстояние определяется двумя понятиями: далеко и близко.

   Каждое утро, едва пробивается сквозь листву солнце, клан собирается на охоту. Проверяются бамбуковые луки, подтачиваются стрелы. Стрелы очень разные и все удивительной работы: тонкие и прямые, как лезвия финских ножей. Каждая стрела предназначена или для охоты на определенного зверя, или для войны с другими кланами.

Люди каменного века на острове Новая Гвинея
Люди каменного века на острове Новая Гвинея

   Вся большая земля Ириан-Джая как бы соткана из контрастов: экскаваторы, вгрызающиеся в недра, аэродромы и самолеты, взмывающие в небо, и тут же рядом, в джунглях,- человек, каменным топором долбящий лодку, охотящейся с деревянными стрелами и добывающий огонь трением.

Видео: Пропавшие корабли и Летучий Голландец

 

You May Also Like