Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей

         Содержание

     Необычная находка матросов шхуны «Братвог»

     Экспедиция Андре

     Тайна гибели экспедиции Андре

     Комментарии исследователей

 

     День шестого августа 1930 года выдался тихим и солнечным. Солнечный свет заливал ледник, и остров казался прозрачным.

     Глубочайшая тишина царила вокруг. Море было спокойным, и неподвижные айсберги, окружившие остров, казались уснувшими.

Арктика – зеленая Арктика и древняя колония норманнов
Арктика – зеленая Арктика и древняя колония норманнов

Необычная находка матросов шхуны «Братвог»

     В то утро матросы норвежской шхуны «Братвог» вместе со шкипером Элиассеном направились к берегу бить моржей.

     Трое ученых Полярного института решили пользоваться краткой стоянкой и посетить необитаемый остров — самый восточный в архипелаге Шпицберген, названный норвежцем Хьельсеном — Белым.

     Остров невелик: длина около 60 километров, и весь он покрыт ледяным колпаком. Лишь в двух местах — в юго-западной и северо-восточной оконечностях его проглядывают небольшие полоски пологой каменистой земли.

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

     Днем, когда охота была в самом разгаре, шкипер неожиданно вернулся на судно.

   — Господин Хорн, — обратился он к руководителю экспедиции, мне сдается, что мои парни нашли лагерь Андре.

     И Элиассен протянул какую-то тетрадь, мокрую и тяжелую. На первой странице можно было разобрать несколько слов: «…санное путешествие 1897 года».

     Случайно в поисках пресной воды среди каменистой тундры два матроса наткнулись на проступающую из-под снега брезентовую лодку. В ней-то и обнаружилось множество вещей с пометками «Полярная экспедиция Андре. 1896 г.».

     А рядом в беспорядке валялось снаряжение: шведский флаг, ящики и жестянки с продовольствием, пустые сани…

     В десяти метрах от лодки, возле невысокой каменистой гряды, нашли труп. На куртке сохранилась монограмма в виде буквы А. Это были останки С. Андре — руководителя неудачной экспедиции.

Арктика – зеленая Арктика и древняя колония норманнов
Арктика – зеленая Арктика и древняя колония норманнов

     Рядом стояли примус и кастрюлька с остатками пищи. Неподалеку — еще одна могила. Труп в расселине скалы, заваленный камнями. По инициалам на одежде выяснили, что это Нильс Стринберг — самый молодой участник экспедиции Андре.

     Сенсационная весть об обнаружении шведской экспедиции, бесследно исчезнувшей 33 года назад, стремительно облетела весь цивилизованный мир.

     Месяц спустя журналист К. Стуббендорф на судне «Белый медведь завершил поиски, начатые «Братвогом». Снег подтаял, обнажив остатки палатки. А в них останки третьего спутника Андре — Кнута Френкеля… Что же это за экспедиция?

Арктика – зеленая Арктика и древняя колония норманнов
Арктика – зеленая Арктика и древняя колония норманнов

Экспедиция Андре

     Во второй половине ХІХ века многие страны заинтересовались Арктикой и в особенности — достижением полюса. Только с 1848 по 1859 годы сорок экспедиций исследовали приполярные области.

     На долгие месяцы исчезали они во льдах, терпели крушения, теряли корабли, нередко голодали и погибали от цинги. Но Северный полюс оставался недоступным.

     План Андре «появился на свет» 16 марта 1894 года. В этот вечер сорокалетний инженер Патентного бюро поделился с известным полярным исследователем Э. Норденшельдом своей заветной мечтой — отправиться к Северному полюсу на воздушном шаре.

Саломон Август Андре (швед. Salomon August Andree, 1854 — 1897 гг.) — шведский инженер, естествоиспытатель, аэронавт, исследователь Арктики.

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

     Многие шведы уже знали Андре. Несколько лет назад он покорил соотечественников своими смелыми, в одиночку, полетами на шаре «Свеа».

   — Доложите об этом на заседании Географического общества. Я поддержу вас, — посоветовал Норденшельд.

     В своем докладе Андре указал на безрезультатность санных экспедиций.

   — Есть средство, словно специально созданное для такой цели, — сказал он. — Это воздушный шар. На таком шаре может быть совершен полет через ледяные пустыни…

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

     Эта идея была высказана более полувека назад, пояснял Андре, энтузиасты воздухоплавания искренне полагают, что полярные условия совершенно идеальны для полетов.

     За прошедшие годы появилось много подобных проектов, но все они по разным причинам — в основном за недостатком средств — так и остались на бумаге.

     … Американский полярный исследователь командор Чейн хотел отправиться к полюсу на связке из трех больших шаров.

     Известный Французский воздухоплаватель Сивель в 1872 году разработал проект аэростата объемом 18 000 куб. м и диаметром 34 м, который должен был поднимать 10 человек с продовольствием и снаряжением.

Конструкция аэростата Сивеля, 1872 г.

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

     Поскольку в полярных путешествиях необходимо экономно расходовать каждый кубический метр водорода, то для удержания аэростата на определенной высоте и уменьшения потери газа Сивель изобрел специальный компенсатор.

     Он представлял собой герметическое кольцо, наполненное воздухом. При изменении высоты объем воздуха в компенсаторе оставался неизменным и выполнял роль автоматического балластного устройства.

     Интересный проект предложили в 1890 году французы Безансон и Эрмит. Аэростат объемом в 16 000 куб. м, названный ими «Сивель», должен был транспортировать целый полярный домик, изготовленный из ивовых прутьев.

     B домике было достаточно места для 5 человек, 8 ездовых собак и продовольствия на 80 дней. Домик был снабжен полозьями и легко превращался в передвижной.

     В Географическом обществе план Андре не встретил серьезных возражений. Его одобрили. Андре предложил построить небольшой аэростат, способный нести трех человек и держаться в воздухе не менее 30 суток.

     Разногласия возникли только по вопросу о возможном направлении ветров в околополюсном районе. Синоптические данные о центральном арктическом бассейне были крайне скудными.

     Больше было догадок и предположений. Андре надеялся на благоприятный ветер, который позволил бы за шесть суток долететь от Шпицбергена через полюс до Берингова пролива, а там предполагалось встретить китобойные суда.

Кашалот - рассказы очевидцев и китобоев
Кашалот — рассказы очевидцев и китобоев

     Кроме того, Андре предложил оснастить аэростат системой парусов и гайдропов, испытанных еще на «Свеа», позволяющей шару отклоняться до 30° от направления ветра.

     Средства для экспедиции были собраны за несколько месяцев. Большие суммы пожертвовали «динамитный король» А. Нобель и барон Диксон.

     Аэростат объемом в 4800 куб. м был заказан французскому фабриканту Анри Лашамбру — видному специалисту этой области. Конструкция представляла собой обычный шарльер, модернизированный самим Андре.

     Он, в частности, отказался от верхнего маневренного клапана, справедливо полагая, что его работе будет препятствовать снег и лед. Два небольших клапана располагались на экваторе шара.

     Верхняя часть оболочки состояла из трех слоев пролакированного шелка. В гондоле, сплетенной из испанского камыша, известного своими исключительно упругими свойствами, находилось спальное отделение и фотокомната.

     Исследователь собирался заняться фотографическим картографированием и прямо в полете проявлять материал. Большую часть времени аэронавты намеревались проводить на крыше гондолы, защищенной от ветра брезентовыми полотнищами.

     Запасы продовольствия и снаряжения на четыре месяца хранились в несущем кольце. Три гайдропа разной длины должны удерживать были автоматически удерживать шар на высоте в 150 — 200 м; если он снижался, они ложились на землю, облегчая таким образом вес.

Конструкция аэростата Андре.

Цифрами на схемах обозначены: 1. Шелковый чехол. 2. Пеньковая сетка. 3. Несущий трос для крепления паруса. 4. Разрывные приспособления для быстрого выпуска газа. 5. Два маневренных клапана, управляемых из гондолы. 6. Газовый баллон. 7. Боковой парус. 8. Средний парус. 9. Автоматический клапан для выпуска газа при превышении давления в оболочке заданного значения. 10. Продовольствие и снаряжение, разложенное в брезентовые мешочки. 11. Несущее кольцо. 12. Механизм для установки гайдропов. 13. Кольцо для крепления научных приборов.

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

14. Гондола, выполненная из камыша и рамы каштанового дерева. 15. Три гайдропа длиной 370, 320 и 310 м. 16. Снаряжение, закрепленное на несущем кольце. 17. Бамбуковая палка для бокового паруса. 18. Веревочная лестница для подъема в несущее кольцо к автоматическому клапану. 19. Блок для маневрирования гайдропами. 20. Защитные полотнища из брезента. 21. Ящики для снаряжения. 22. Спальные места. 23. Привязная веревка.

     Сообщения на Большую землю, предполагалось передавать с помощью почтовых голубей, помеченных специальными клеймами, и сбрасывать пробковые буи.

     Оригинально решалась проблема приготовления пищи в полете. Кухонный аппарат подвешивался на несколько метров ниже гондолы и дистанционно приводился в действие. Горение контролировалось с помощью зеркала…

Кашалот - рассказы очевидцев и китобоев
Кашалот — рассказы очевидцев и китобоев

     Летом 1896 года экспедиция отправилась к Датскому острову, расположенному на северо-западе Шпицбергена, примерно в 1100 километрах от полюса. Там был построен ангар для аэростата.

     Многие хотели лететь вместе с Андре. Он выбрал двадцатипятилетнего Н. Стринберга — прекрасного фотографа и физика. Третьим участником экспедиции стал метеоролог Н. Экхольм.

     Но полет в том году так и не состоялся. Не дождавшись попутного ветра, Андре вернулся в Швецию. На обратном пути он встретился с Нансеном, только что вернувшимся из легендарного дрейфа на «Фраме».

     Ф. Нансен заявил, что достаточно изучил воздушные течения в приполярных областях, чтобы «смело усомниться в успехе воздушной экспедиции на полюс».

     Осенью из состава экспедиции вышел Н. Экхольм. Он пришел к выводу, что шар не отвечает необходимым требованиям и полет заведомо обречен…

     Неудачи не сломили Андре. Его убежденность и настойчивость обезоруживали самых больших скептиков. Следующим летом Андре вновь отправился на Шпицберген. Место Экхольма занял инженер Кнут Френкель.

     В конце июня шар был собран и наполнен водородом. 11 июля задул долгожданный резкий южный ветер. Посоветовавшись со спутниками, Андрэ решился стартовать и сделал распоряжение о разборке северной стенки ангара.

     В последний раз он осматривает аэростат и убеждается, что все готово. Подвешиваются корзины с голубями. Андре передает последние телеграммы. Короткое прощание. Перерезаются канаты, удерживающие шар, и «Орел» медленно поднимается в воздух.

Отправление Андре в экспедицию на воздушном шаре «Орел» с Датского острова, 1897 г.

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

     И вдруг, на глазах у окружающих, он ныряет вниз, касается поверхности залива, затем как мячик взмывает вверх и вскоре исчезает из вида…

     Пятнадцатого июля шкипер норвежского судна «Алкен» подстрелил почтового голубя. Записка, датированная 13 июля, вызвала некоторую тревогу. За два дня шар подвинулся к северу всего на 250 километров и двигался на юго-восток.

     Через несколько лет в Исландии и Норвегии нашли пять буйков. Только в двух содержались записки. На Земле Короля Карла, около Шпицбергена, был найден самый большой «полюсный» буек, Андре мечтал сбросить его над вершиной планеты.

Карта маршрута экспедиции С. Андре.

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

     В прессе выдвигаются самые фантастические предположения о местонахождении воздушного шара. Поступали сообщения о том, что шар якобы видели в разных частях Арктики. Экспедиция служила источником мистификаций.

     Но шли годы, и ее стали забывать. Аэронавты, казалось, навсегда затерялись в белом безмолвии… Но что было на самом деле?

Тайна гибели экспедиции Андре

     Свой «большой» дневник Андре хранил особенно тщательно. Он завернул его в шерстяной свитер и всегда носил под курткой… Карандашные записи прекрасно сохранились.

     В них сообщалось, что произошло с момента вылета и до высадки на Белом острове.

     После потери гайдропов, которая произошла сразу же после старта, «Орел» превратился в неуправляемый воздушный шар. Ветер менял направление. Обледенение оболочки оказалось значительнее, чем предполагалось.

     Шар летел очень низко, постоянно ударяясь о торосы. Аэронавтам пришлось расстаться с частью продовольствия и снаряжения. Но и это оказалось безрезультатным.

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

     14 июня Андре понял, что дальнейшая борьба бесполезна. Аэронавты привели в действие разрывное приспособление и высадились на лед в районе с координатами 82°56′ с. ш. и 29°52′ в. д.

     Неделю они готовились к санному переходу. Решили отправиться на юго-восток к большому складу продовольствия на мысе Флора на Земле Франца-Иосифа. Предстояло преодолеть около 350 километров тяжелого ледового пути.

     B Арктике разгар лета. Полыньи и разводья чередуются всторошенными ледяными полями. Каждый тащит сани с грузом в 120 — 130 килограммов. Дневник Андре пестрит жалобами на тяжелую дорогу. Утомительное однообразие переходов несколько разнообразит охота на медведей.

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

     В начале августа они убеждаются, что не продвинулись к цели и на десятки километров. Дрейф льдов сносит их к югу. Полярники меняют направление. Теперь они идут к малому складу на Семи островах возле Шпицбергена.

     Дорога по-прежнему ужасна. У Френкеля и Стринберга болят ноги, но в целом самочувствие их хорошее. Аэронавты все чаще вспоминают тихие радости, ожидающие их дома.

     Стринберг пишет на привалах письма своей невесте, с которой обручился перед отлетом, но вскоре бросает это. Ограничивается короткими замечаниями в записной книжке.

     Уже конец сентября. C каждым днем становится холоднее. Но самое ужасное путешественники поняли, что их неудержимо несет вместе с дрейфующим льдом между Северо-Восточной Землей и Землей Франца-Иосифа.

     «Мы признали необходимость примириться с зимовкой во льдах», — записывает Андре 17 сентября. Они строят ледяную хижину. В конце сентября их прибивает к Белому острову.

     Неожиданно льдина разламывается, и 5 октября аэронавты высаживаются на юго-западной оконечности острова, которая теперь носит название «мыс Андре», и разбивают свой последний лагерь.

     Второй дневник Андре начал вести уже на острове. Но заполнены всего четыре страницы. 8 октября записи обрываются…

     Загадочно умирает Н. Стринберг — первая жертва. Кое-какие его личные вещи были найдены потом у Андре и Френкеля. Они высвобождают третьи сани (найденные затем пустыми), перевозят Стринберга к расщелине и заваливают камнями.

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

     И вот что странно: Андре, отмечавший в своем дневнике самые незначительные события, ни единым словом не упоминает о его смерти! Может быть, он потрясен случившимся или… не решается доверить дневнику свои мысли?

     И сколько еще дней прожили Андре и Френкель? Андрэ не возобновляет записи, и нам остается предположить, что их загадочная смерть произошла вскоре после смерти Стринберга…

     Поздней осенью 1930 года останки аэронавтов на канонерке «Свенсккунд» — той самой, что 33 года назад доставила их на Датский остров, — отправили в Швецию и торжественно похоронили как национальных героев.

     Среди найденных на острове предметов были отснятые пленки. Их проявили и получили 20 весьма отчетливых снимков — через 33 года…

Посмертные фотографии Андре, увидевшие свет через 33 года после гибели экспедиции.

Катастрофа с аэростатом.

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

Последняя стоянка на острове Белом.

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

     Отчего же погибли аэронавты? Официальная версия гласила: «Смерть от холода во время сна».

     Несоответствие этого заключения реальным фактам было настолько очевидно, что на это почти сразу обратили внимание известные полярные исследователи В. Стефанссон и О. Свердруп.

     Все, что было найдено на Белом острове, свидетельствует: два главных врага многих полярных экспедиций — холод и голод не были непосредственной причиной гибели аэронавтов. И вот почему.

     Тела Андрэ и Френкеля обнаружили не в спальном мешке. В октябре температура воздуха на острове не опускалась ниже — 10°С. Примус был в полной исправности. Имелся плавник и сто коробков со спичками. В лагере нашли две медвежьи шкуры.

     На аэронавтах обнаружили достаточное количество одежды. Конечно, качество ее оставляло желать лучшего, однако, например, Нансен и Иогансен во время своей зимовки на Земле Франца-Иосифа находились в гораздо худших условиях.

     Среди вещей — нетронутые жестянки с продовольствием. Винтовки были в полной исправности, масса патронов. А сам Андрэ в дневнике отмечал, что после удачной охоты экспедиция обеспечена свежим мясом до поздней весны…

     И тем не менее — гибель… 

                                                                                      Новокшонов П. 

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

Комментарии исследователей

     Об этой экспедиции в свое время говорилось много. И конечно, основной темой разговоров было одно — почему при столь, казалось бы, довольно-таки сносной ситуации аэронавты не смогли сохранить себя?

     Выдвигалось много предположений и догадок, порой самых нелепых и фантастических. Утверждали, что три исследователя могли стать жертвами «полярной болезни» — невыносимых психологических условий, которые возникают у не подготовленных для пребывания в Арктике людей, и покончить жизнь самоубийством.

Беллинсгаузен и первые русские в Антарктике
Беллинсгаузен и первые русские в Антарктике

     В книге «Нерешенные загадки Арктики» В. Стефанссон подробно разберет все выдвинутые версии.

     Как погиб Стринберг? По мнению Паллина, автора книги «Загадки Арктики», он, возможно, утонул во время преследования по льду медведя.

     «Безусловно, — отмечает Стефанссон, — это было наиболее опасное время года, когда можно было легко провалиться под воду. Толстый покров нового снега скрывал молодой лед, покрывающий полыньи, делая их неотличимыми от остального льда».

     Но все же он не соглашается с Паллином. По его заключению, смерть Андрэ и Френкеля последовала в результате отравления окисью углерода, выделявшейся при работе примуса.

     Если сгорание неполное — образуется угарный газ. В условиях плохой вентиляции или ограниченного пространства это может привести к смертельному исходу. Опасность усугубляется тем обстоятельством, что окись углерода не имеет запаха.

     Признаки отравления появляются внезапно, и, чтобы избежать опасных осложнений или смерти, необходимо действовать очень быстро. А в Арктике даже кратковременная потеря сознания может привести к замерзанию.

Беллинсгаузен и первые русские в Антарктике
Беллинсгаузен и первые русские в Антарктике

     Имеется достаточно косвенных свидетельств, говорящих в пользу этой гипотезы. Примус нашли с закрытым воздушным клапаном. Кроме того, он часто отказывал в работе.

     Палатка была изготовлена из материала оболочки шара, и вентиляция в ней была недостаточной. Некоторые болезненные симптомы, которые отмечены в дневнике Андре, — такие, как слабость и боль в икроножных мышцах, характерны при хроническом отравлении окисью углерода.

     Все эти факты, а также расположение трупов Андре и Френкеля, по мнению Стефанссона, наводят на мысль, что угарный газ мог образоваться в смертельных дозах.

     Эту точку зрения разделяет и заведующий судебно-химическим отделом НИИ судебной медицины А. Ф. Рубцов, к которому мы обратились с просьбой проанализировать эту версию.

     Никто из полярных исследователей не застрахован от такого отравления, Стефанссон приводит аналогичный случай из своего опыта. Р. Амундсен едва избежал смерти, когда работал в палатке, обогреваемой примусом, и долгое время не мог оправиться от последствий отравления.

     Случаи хронического отравления окисью углерода отмечал и У. Херберт — руководитель британской трансарктической экспедиции 1968 года. Однако только непосредственный анализ крови на содержание окиси углерода в гемоглобине позволил бы полностью опровергнуть или подтвердить гипотезу Стефанссона…

     Холод мог привести к гибели людей, которые были больны и поэтому сильно ослабели. Хотя аэронавты находились за Полярным кругом, все же они не были застрахованы от тех болезней, которые подстерегают человека в «цивилизованном» мире.

Беллинсгаузен и первые русские в Антарктике
Беллинсгаузен и первые русские в Антарктике

     Например, от обычного пищевого отравления. В 1952 году датский врач Э. Трайд опубликовал книгу «Они умерли на Белом острове», в которой доказывал, что смерть аэронавтов последовала в результате заболевания трихинеллезом.

Трихинеллез – инфекция, вызываемая Trichinella spiralis или другими видами рода Trichinella . Симптомы включают начальное раздражение желудочно-кишечного тракта, за которым следует периорбитальный отек, мышечные боли, лихорадка и эозинофилия.

     Внимательно изучив дневник Андре, он сопоставил записи о самочувствии путешественников с клиническими признаками трихиниллеза и обнаружил поразительное совпадение.

     Это заставило Трайда отправиться в музей Андре. Среди экспонатов ему удалось найти кости белого медведя с остатками мяса. При микробиологическом исследовании Э. Трайд обнаружил возбудителей трихинеллеза.

     Изучением трихинеллеза в Арктике ученые занялись лишь после второй мировой войны. Было выяснено, что эта болезнь спорадически возникает среди морских млекопитающих, эскимосских собак и полярных медведей.

     Большая эпидемия трихинеллеза разразилась в 1947 году в Западной Гренландии. Она была первой опознанной в Арктике. Приблизительно 300 гренландцев заразилось и 33 умерло. 

Беллинсгаузен и первые русские в Антарктике
Беллинсгаузен и первые русские в Антарктике       

     Возбудителями этой болезни являются небольшие личинки, которые можно увидеть натренированным взглядом. Они могут передаваться человеку вместе со съеденным мясом.

     Личинки размножаются, разносятся потоком крови по всему телу, внедряются в мышцы, разъедают стенки сердца и в тяжелых случаях приводят к внезапным инфарктам.

     Известно, что аэронавты потребляли мясо тридцати медведей. По меньшей мере, половина из них, как считает Трайд, были заражены.

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

     По нашей просьбе доктор медицинских наук, научный сотрудник Института медицинской паразитологии и тропической медицины Н. Н. Озерецковская проанализировала «историю болезни» аэронавтов по дневнику Андре.

     Да, они действительно страдали от трихинеллеза. Но могло ли это привести к их одновременной гибели, определенно утверждать невозможно. Практика показывает, что различные люди по-разному могут переносить эту болезнь.

     Следствием трихинеллеза часто бывает сильная слабость, вплоть от до полной потери подвижности. Если это действительно имело место, то аэронавты могли погибнуть от холода.

     Вот как Трайд пытается описать их последние дни. Стринберг внезапно упал и умер от разрыва сердца, которое было изъедено личинками. Вероятно, это случилось после 7 октября.

     Перед этим аэронавты занимались тяжелой работой, переезжая на остров, Андре и Френкель настолько ослабели, что не смогли вырыть могилу. Тело положили в расщелину, завалили камнями и ничем не пометили. Ни имени, ни даты.

Беллинсгаузен и первые русские в Антарктике
Беллинсгаузен и первые русские в Антарктике

     Смерть Стринберга произвела на них тяжелое впечатление. Они не знали, почему это произошло, не могли понять, чем больны они сами и почему силы покидают их. У них не было сил даже разгрузить лодку и сани. Лежали в палатке и ждали смерти.

     Андре, чувствуя ее приближение, завернул дневник и спрятал его под курткой. А когда умер Френкель, то у него уже не было сил вынести его труп из палатки…

     Можем ли мы считать, что Э. Трайд окончательно установил причину смерти Андре и его спутников? Объясняет ли его версия всю совокупность имеющихся фактов? Судя по всему, нет.

     Крупная эпидемия трихинеллеза среди белых медведей этого района Арктики, несомненно, была бы замечена другими полярными экспедициями.

     Их было несколько: Джексона, зимовавшей на Земле Франца-Иосифа в 1894 — 1897 годах, Нансена, американца У. Вельмана — в 1899 году и герцога Абруццкого.

     Участники этих экспедиций активно потребляли медвежье мясо, но ничего похожего на трихинеллез у них не наблюдалось. На Белом острове среди экспедиционного снаряжения был обнаружен ящик с геологическими образцами. Вряд ли тяжело больные люди стали бы заниматься научными исследованиями…

Загадка гибели экспедиции Андре - комментарии исследователей
Загадка гибели экспедиции Андре — комментарии исследователей

     Была и еще одна версия. Внезапную смерть Андре и Френкеля объясняли сходом лавины с ледника. Но когда обнаружили лагерь экспедиции, ледниковая кромка отстояла от него на километр.

     И если допустить, что Андре разбил палатку в непосредственной близости от ледника, который затем отступил, то аэронавтов действительно могло засыпать лавиной типа «осев» — срыв карниза из лавинного снега, накопившегося козырьком на бровке невысокого барьера ледникового купола.

     Но и это предположение не подтверждается имеющимися в распоряжении специалистов данными. Ведь потепление Арктики, наблюдаемое с начала XX века, и связанное с ним повсеместное отступление ледников на Земле Франца-Иосифа, Шпицбергена и Новой Земле, почти не коснулось острова Белого!

     В иных местах деградация ледников исчисляется километрами, а на Белом острове кромка ледникового купола отступила за тридцать три года на каких-нибудь 40 — 50 метров!

     Правда, лавина могла сойти и со склонов ледника. Мы обратились к известному специалисту в этой области профессору МГУ Г. К. Тушинскому и попросили его дать лавинный прогноз для Белого острова.

     Что же, расчеты показали, что для ледника Белого острова с его невысоким куполом и ровными пологими склонами сход лавины на расстояние около километра невозможен…

Беллинсгаузен и первые русские в Антарктике
Беллинсгаузен и первые русские в Антарктике

     Вопрос о причинах гибели экспедиции Андре остается открытым. На сегодня еще нельзя с полной определенностью отдать предпочтение какой-либо из рассмотренных гипотез.

     Аэронавты могли погибнуть и от отравления окисью углерода, как считает В. Стефанссон, от трихинеллеза, как думает Э. Трайд, от холода — или от всех трех причин одновременно.

     Жаль, что у нас нет окончания второго дневника С. Андре — это прояснило бы дело. А может быть, он не хотел поведать миру свои сомнения, отчаяние, когда понял, что его страстная мечта — достигнуть Северного полюса — не осуществилась.

     Существует еще много вопросов, которые можно было бы поставить, но все они могут умереть без ответа в белой пустыне Арктики.

                                                                                              Алексеев Д.

Видео: Тайна корабля призрака «Марлборо»

Пропавшая экспедиция – в поисках судна «Геркулес»

Исторический эксперимент – экспедиция по пути Колумба

Феномены гор — серый человек — черный альпинист – Эльбрусская дева

Дирижабль – тайна дирижаблей «Акрона» и «Мэкон» — хроники катастроф

Путешествия древних — океанские пути человечества

 

You May Also Like