Содержание
Шедевры наскального искусства
Развитие наскальной живописи
Разнообразность ритуалов
Пещера древних изображений
Рисунки в пещерных и астрономический календарь
Древнейшие шедевры изобразительного искусства «экспонируются» в основном там, где они нарисованы или вырублены на скалах, на стенах пещер.
Но на «страницах каменной книги» запечатлены не картины первобытных художников. Возникшие в неолите начатки естественных наук (особенно астрономии) также оставили след на камне. Наиболее интересна в этом отношении пещера на острове Пинос.
Уникальные открытия последнего столетия неузнаваемо изменили наши представления о природе изобразительного творчества, его истоках и удивительной судьбе.
История искусства ранее велась лишь с «гомеровских времен», и все удаленное в пространстве и времени от античной классики принято было считать недостойным внимания «художественным варварством».
Шедевры наскального искусства
Обнаруженные в конце ХIХ века шедевры наскального искусства в пещерах и гротах Испании и юга Франции поначалу были восприняты как фальсификация. Даже сейчас трудно поверить в фантастическую древность «фресок» Альтамиры, Ласко или Перион Пера, петроглифов Прованса или Лигурии, некоторые из которых существуют более 20 тысяч лет.
Рядом с ними величественные руины Трои или росписи Кносского дворца кажутся лишь едва завершившимся 30 — 35 веков назад вчерашним днем европейского искусства.
Но подлинность найденных памятников палеолита была доказана, и Западную Европу торжественно окрестили «прародиной» мировой культуры. Это громкое название продержалось недолго.
В Африке, в горах Кавказа, Центральной и Средней Азии, в Австралии и на острове Пасхи, в Скандинавии и на Карибском побережье Америки были обнаружены сотни очагов наскальных изображений: от палеолита до бронзового и железного веков.
Древнейшие произведения этой разбросанной по всем земным континентам галереи первозданного искусства дают бесценный материал в руки исследователей.
«В искусстве палеолита, — замечает академик А. П. Окладников, — найдены… отражение быта и элементарная охотничья магия, древнейшие мифы, в образной форме которых выступают зачатки, своего рода эмбрионы естественных наук, астрономии и математики».
Все варианты ответа на вопрос, почему люди начали рисовать, могут быть сведены по утверждению Г. В. Плеханова, что «труд старше искусства».
«Фреска» из пещеры Пеш-Мерль (Южная Франция). Изображение лошади, многократно «оживленное» серией подновлений. На культовый характер рисунка указывают и изображения человеческих ладоней (обведена кружком) – это своеобразные «подписи» палеолитического художника.
Если охота и собирательство были экономикой первобытной общины, то обряды и ритуалы являлись «внутренней и внешней политикой».
Можно предположить, что уже 30 тысячелетий назад зачатки пения объединялись с первоэлементами танца-пантомимы в едином действе. Смысл его сводился к установлению связи племени со своим тотемом и покровителем.
Таинственное родство человека и зверя основывалось на их внешнем сходстве, которое достигалось искусным подражанием движению, повадкам, голосу и окраске тотема.
Рельефное изображение кита на камне с острова Шпицберген. Одно из самых северных произведений древнейшего искусства, происхождение которых пока остается неясным.
Татуированное и раскрашенное человеческое тело явилось, очевидно, самым первым и самым благодатным материалом для первобытных художников.
Овладевая природой, человек заставлял и ее поклоняться тому, чему поклонялся сам: изображения тотема появлялись на земле, деревьях, костях животных, камнях и скалах. До нас дошла лишь ничтожная их часть, но до сих пор сохранилась живая традиция песчаных рисунков и живописи на звериных шкурах.
Развитие наскальной живописи
Одна общая закономерность свойственна развитию наскальной живописи на всех материках. Тысячелетиями совершался постепенный переход от динамичных и реалистических контурных изображений, выполненных, как правило, охрой желто-бурых тонов, к условным и более статичным рисункам в четыре цвета: желтый, красный, белый, черный.
Смешанные с животным жиром и смолами, минеральные краски и сейчас поражают своей стойкостью. Уже по их контрастным сочетаниям можно судить, как все больше усложнялся духовный мир человека, пытавшегося осознать извечную борьбу противоположностей — жизни и смерти, света и тьмы, родства и вражды.
Отвлеченная цветовая живописность была чужда рисункам первобытных художников: исключением может считаться творчество бушменов, пользовавшихся красками до десяти различных цветов.
Чаще всего рисунки представляли собою «граффити», выполненные пальцами по сырой глине, процарапанные на шиферных пластинках или нарисованные кусочками природных красителей, наподобие первых в мире «карандашных» набросков, сделанных в пещере Бамбата (Южная Родезия) палочками бурого гематита.
Капова пещера (Россия, Южный Урал, 18 — 16 тыс. лет до н. э.). Общий вид входа и изображение бизона, выполненное бурой охрой. Реалистическая манера характерна для большинства наскальных рисунков позднего палеолита.
Особый интерес представляют композиции древнейших рисунков, первые исследования которых принадлежат ученому С. Н. Замятнину. Как объяснить странную хаотичность наползающих друг на друга изображений многофигурных панно палеолита и неолита?
Есть мнение, что, по представлениям тех времен, сверхъестественной силой обладало лишь только что законченное изображение, которое в следующий раз приходилось рисовать заново — часто поверх старого.
В пещерах на севере Танзании обнаружено до 17 слоев палеолитической живописи! Но интересно и другое соображение: о многослойной, «кулисной» перспективе первых изображений.
Можно предположить, что трехмерность современного визуального восприятия возникла у человека не сразу, а тысячелетиями развивалась из плоскостного, присущего животным зрения.
Третье измерение — глубину — окружающее обретало лишь во время движения наблюдателя. Современному человеку трудно отрешиться от неподвижной созерцательности и взглянуть на палеолитические фрески глазами первобытных людей.
Воспринимаемое в ритмическом движении ритуального танца изображение двигалось вслед за людьми и словно оживало у них на глазах! Может быть, этому способствовало состояние экстатического возбуждения, и сейчас свойственное не только африканским или австралийским колдунам, но и рядовым участникам племенных культов.
Рисунки бушменов сходны с доисторической живописью многих районов мира. На снимке изображение антилопы, выбитое на камне (река Оранжевая). Заметен «пустынный загар», образовавшийся под воздействием погодных факторов.
В процессе магического действа душа тотема, душа животного словно «вселяется» в его изображение, исчезает грань между реальным и фантастическим.
По-разному могли заканчиваться подобные ритуалы-радения: убийством «духа» животного, пронзенного на скале десятками дротиков, или актом умилостивления тотема-покровителя с помощью убийства его «врагов» (изображенных рядом или приведенных живыми). Не с этих ли пор ведет свое начало обычай жертвенного убийства?
Разнообразность ритуалов
О разнообразной ритуальной предназначенности наскальных рисунков свидетельствует таинственность местоположения некоторых из них.
Если обряды охотничьей или военной магии могли происходить под открытым небом при стечении масс людей, то в глухой глубине пещер, иногда на расстоянии до 800 метров от входа, совершались иные, очень важные для племени действия: поклонение духам мертвых предков, магические обряды плодородия и посвящения молодежи в жизнь взрослой общины.
Изображение из пещеры Мтоко в Южной Родезии. Многофигурная композиция со сценами охоты и ритуальных церемоний.
Во тьме, при тусклом свете жировых светильников происходили инициации — таинственное «умирание» души ребенка и ее последующее возрождение в общей душе общины.
На пещерных изображениях часто можно встретить солнечные и лунные символы, помещенные рядом с фигурами людей и животных.
Возникшие в ледниковую эпоху рядом с первыми поселениями людей в естественных убежищах, эти пещерные святилища стали первыми на Земле храмами и капищами — своеобразным воплощением в человеческой культуре нововозникшей идеи «дома».
Было ли первобытное искусство исключительно культовым? Нет, изобразительное творчество тогдашнего человека позволяет судить о медленном, но неуклонном освобождении ищущего разума от власти магических представлений.
Человек познавал мир, изображая образы этого мира и проникая внутренним зрением в глубь внешне очевидного. В Австралии и Полинезии до сих пор существует так называемый «рентгеновский» стиль изображений, когда у животных и людей рисуются не только внешние, но и внутренние органы или эмбрионы. Художник показывает не только что видит, но и что «знает».
Отметим существенную деталь: в большинстве наскальных изображений фигуры движутся боком к зрителю, справа налево и сверху вниз, подчиняясь естественным закономерностям работы рисовальщика: правой, более развитой рукой легче изобразить левый профиль.
Уже в этих первых навыках «живописания» можно отыскать технические основы начертания на керамике линейных орнаментов, а затем пиктографического, иероглифического и раннеалфавитного письма.
Вглядимся внимательнее в дошедшие до наших дней образы глубочайшей древности. Они удивительно схожи между собой и являют одно из убедительных доказательств общечеловеческих истоков культуры.
Но от эпохи палеолита дальнейшее развитие искусства у разных народов пошло своими путями: уже 15 — 10 тысяч лет назад начали обрисовываться несколько самостоятельных регионов, внутри которых со временем возникли культуры древности.
Арнемленд, Австралия. Скала с изображениями мифических Вонжин, олицетворяющих дождь и влагу, а также духа великого человеко-черепахи Мура-Мура в окружении рыб. Обычно такие изображения находятся около источников и постоянно подновляются аборигенами, «чтобы не иссякла вода».
Солнечный бык с семью насечками на спине и боку — свидетельство охотничье — календарных обрядов неолита. В рисунке можно видеть отголоски представлений о солнечном годе и лунном месяце, хорошо известных первобытному человеку. «Лунная семерка» это четверть 28-дневного цикла Луны и одновременно «мужское число в отличие от «женской» восьмерки. Пещера Ласко, Франция. 15 тыс. лет до н. э.
Духовный мир первобытного человека не умер для нас, не растворился без следа в сознании тысячи людских поколений. Памятники первобытного искусства, среди которых наскальным изображениям принадлежит выдающееся место, дороги нам, как зрелому разуму дорого воспоминание о младенчестве.
Разве не удивительно, что внимание первобытного искусства было обращено на живую и только живую природу во всех ее проявлениях?
Полуостров Арнемленд, Австралия. Наскальное изображение злых женских духов — человеко-ящериц, выполненное в так называемом «рентгеновском» стиле, характерном для аборигенов.
Редкий случай изображения головы быка: контурный рисунок сплошь заполнен черной краской. На «языке» палеолита это могло означать жертвенное животное. Пещера Ласко, Южная Франция. 15 тыс. лет до н. э.
Эта древнейшая на Земле живопись явилась поистине «живым письмом» древнего человека, отосланным из каменного века в наши дни, письмом, страницы которого нам предстоит перечитывать вновь и вновь.
Кленов В.
Пещера древних изображений
Эта пещера находится на юго-восточной оконечности острова Юности (у берегов Кубы), недалеко от побережья, в склоне заросшей лесом горы, где, как говорят, зарыты клады знаменитого пирата Жана Лаффитта.
Стены пещеры покрыты загадочными рисунками, тысячи лет назад сделанными аборигенами Кубы; некоторые из них расшифрованы, но большинство не поддается разгадке.
Изображение из пещеры Мтоко в Южной Родезии. Многофигурная композиция со сценами охоты и ритуальных церемоний. Петроглифы Кобыстана (60 км юго-западнее города Баку). Буквальный перевод слова «петроглиф» — резьба по камню. Такие изображения высекались и в пещерах, и на открытых скальных поверхностях, и на отдельных камнях.
«Звездная» лодка с 22 гребцами — аналог изображений бронзового века в Карелии и Скандинавии, — семь схематических человеческих фигур и 10 «солярных» насечек над головой у центральной фигуры.
Ритуальная сцена плодородия. Две женские фигуры вверху рисунка и 14 фигурок внизу — остатки «женского календаря» палеолита, символизирующие две половины лунного месяца — 28 дней.
Вооруженный всадник бронзового века. На основе таких схематических изображений позднее возникло пиктографическое и иероглифическое письмо.
Пещера известна с начала XX века, но настоящий научный интерес к ней возник лишь после того, как немецкий исследователь доктор Топсиус, делая в ней зарисовки, заметил, что 22 марта, в день весеннего равноденствия, солнечный луч, пройдя сквозь одно из естественных отверстий в кровле, упал точно в центр круглого камня, лежащего на полу; это было первым указанием на возможный астрономический смысл пещеры.
Далее было замечено, что так называемый Центральный Мотив тесно связан с солнцем: общая ось стрелы и треугольника направлена на восток к устью пещеры, и пока оно не было загорожено, солнце в определенные моменты освещало Центральный Мотив.
Пещера невелика: ее максимальная ширина достигает 23 м, а высота не превышает З м. Она хорошо освещена через широкое овальное устье и семь естественных проемов в кровле, так что рисунки видны отчетливо.
Рисунки выполнены красной и черной красками: первая — это пегматитовый железняк, вторая — древесный уголь, и обе, по всей вероятности, растирались в пасту на животном жиру.
Главный элемент рисунков круг, нередко концентрические круги, сделанные в один или два цвета. Их в пещере множество, и они нарисованы необычайно точно, словно циркулем.
Этот мотив повторяется и в других пещерах, даже на самой Кубе, хотя встречается там гораздо реже. Интересно, что группы концентрических кругов вырезаны и на гранитных глыбах неолитических погребений на юге Франции. По всей вероятности, они символизируют Солнце.
Прямая линия встречается реже; таковы стрела Центрального Мотива, обведенный двойной каймой крест, концы которого указывают приближенно на стороны света, и рисунок в глубине пещеры, где ее высота уменьшается до 1 метра, и где красная вертикальная черта пронизывает несколько концентрических кругов (этому символу приписывается фаллический смысл).
У входа имеются непонятные изображения, из которых одно считается фигурой животного. Наиболее интересны Центральный Мотив, крест и большая двойная восьмерка; они находятся на доступном для руки уровне.
Крест с острова Пинос. Его концы приближенно указывают на стороны света.
Рисунки сохранились хорошо, порою даже слишком хорошо, так как в 1969 году были подновлены, и не всегда достаточно бережно; впрочем, большинство сохранило свой первоначальный характер.
Археологи видят в некоторых рисунках не только геометрическую абстракцию. Так, один из них считается изображением кобры; стрелы Центрального Мотива связываются с представлением о человеке; в одном из рисунков некоторые видят человеческое лицо, в другом — рыбу с человеческой головой.
Этот орнамент считается изображением свернувшейся кобры.
По мнению некоторых исследователей, пещера служила своеобразным планетарием, а на рисунках изображены созвездия. Один из рисунков истолковывается как комета, а загадочный Центральный Мотив — как космическая карта. Что это?
Отражение тяги к астрономическим наблюдениям или следы инопланетных посещений? Одна из загадок пещеры состоит в том, что все археологические находки и погребения в этом районе принадлежат индейскому племени сибонэ гхайлбо, едва ли не самому примитивному в архипелаге.
Многие предпочитают видеть в рисунках памятник какой-то другой, более развитой культуры, все прочие следы которой уничтожены частыми на Кубе подвижками почвы. Высказывалось даже предположение об инопланетной базе.
Нужно вспомнить, однако, что подобные же наскальные изображения в других районах мира создавались охотниками, не знавшими других орудий, кроме примитивных каменных.
Вполне возможно, что природные богатства Кубы делали ненужным дальнейшее развитие производительных сил, не препятствуя в то же время развитию духовных способностей человека.
Мы находим здесь полированные каменные шары, каменные «кинжалы» нефункционального характера, резные деревянные «жезлы» и другие ритуальные предметы абстрактной геометрической формы.
Истоки этой формализации заложены в самой деятельности человека. Обрабатывая камень, он постигал связь между «совершенной» формой и правильной функцией, и эта связь казалась ему магической.
В себе и вокруг себя он улавливал симметрию и ритм, и стремился перенести их в свои магические рисунки. А понятие о концентрических кругах — этом примере «совершенной формы» — могли дать ему круги от брошенного в воду камешка или годичные кольца на срезе дерева.
Зооморфные контурные изображения (Тассили — Аджер, Сахара. 6 тыс. лет до н. э.). Сцена поклонения Луне. В центре рисунка — «рогатый шаман». Подобные изображения дали повод некоторым ученым говорить о «визитах» инопланетян к нашим далеким предкам, как и Центральный Мотив из пещеры на острове Пинос.
Рисунки в пещерных и астрономический календарь
В пещерных рисунках Восточного мыса отражена и еще одна особенность явлений природы: периодичность. Фернандо Ортис, первым нашедший в этих рисунках «космогонический и астрономический смысл», обращает внимание на то, что среди концентрических кругов Центрального Мотива 28 имеют красный цвет и 28 черный: это символ 28 дней и ночей лунного цикла.
В этом же комплексе есть фигура, состоящая из 13 черных концентрических кругов: по Ортису, они означают 13 лунных месяцев года. А два центра, каждый из 4 кругов, означают: красный — узловые точки солнечной орбиты с ее двумя равноденствиями и двумя солнцестояниями, черный основные фазы Луны.
Таким образом, Центральный Мотив это что-то вроде астрономического календаря. Окончательно подтвердили гипотезу Ортиса наблюдения, начатые Нуньесом Хименесом в 1967 году.
Оказалось, что географическое положение пещеры, форма и положение ее устья превращают ее в естественную обсерваторию. Человек, стоящий под центром свода, может наблюдать видимое движение Солнца по небу от, летнего солнцестояния до зимнего.
По словам Хименеса, с 22 марта по 22 сентября восходящее Солнце освещает изображение на южной стене пещеры, оставляя все прочие в тени.
22 марта (и 22 сентября) наблюдатель видит его восход прямо напротив устья, причем оно освещает рисунок с красной вертикалью, пересекающей серию концентрических кругов, — символ животворного весеннего Солнца, символ пробуждения и плодородия природы.
После 22 сентября Солнце смещается вправо, пока 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, не достигнет конца своего пути. Именно в этот день оно освещает пресловутый Центральный Мотив.
Кроме того, по ночам сквозь естественные бойницы в кровле можно наблюдать движение Луны и звезд; в частности, хорошо бывает виден Юпитер. И само количество бойниц, их семь, не могло не способствовать отсчету времени, хотя бы и примитивному.
Все эти толкования построены довольно убедительно; однако они не объясняют всех загадок пещеры. Остается неясным значение многих деталей в Центральном Мотиве.
Далее, все наблюдения Ортиса и Хименеса сделаны при нынешнем состоянии устья пещеры, форма которого обусловливает все астрономические совпадения в рисунках. Но в свое время кладоискатели взрывали пещеру динамитом, так что форма ее устья изменилась; значит, в эпоху создания рисунков условия освещения в пещере были другими.
Неизвестны смысл и назначение двухсот других рисунков, разбросанных в беспорядке по стенам и кровле. И нерешенным остается основной вопрос: как и зачем могли первобытные охотники и собиратели произвести точные наблюдения, требуемые для создания такого календаря?
Неясно также, почему некоторые рисунки наложены друг на друга. Примеры такого наложения мы знаем в пещерах европейского палеолита, но там рисунки имели магическое значение, делались по случаю удачной охоты, при погребении соплеменников. После этого рисунок терял смысл, и поверх него при необходимости наносили другой.
Астрономические же символы сохраняют свое значение навеки. Правда, в пещере Восточного мыса тоже найдены погребения, и не исключено, что наложенные изображения связаны именно с ними.
Как бы то ни было, исследования продолжаются. Пещерные рисунки Восточного мыса дразнят нашу мысль сочетанием своей примитивности с трудностью расшифровки. Но расшифрованы они все-таки будут.
Херардо Маскер
Видео: Легенды индейцев о золотой пещере Башни дьяволов
Сириус и мифология древних догонов
Сокровища затонувших кораблей и сокровища серебряной отмели
История открытий новых земель — старые загадки истории