Содержание
Запоминание
Компетенции и запоминание
Искусство мнемотехники основано не столько на знании приемов эффективного запоминания, сколько на умении вовремя активизироваться и подчас неожиданным образом применить свои способности, профессиональную память, эрудицию.
Художники — шрифтовики легко запоминают названия книг. Опыт их работы делает графику активнейшим операционным элементом при восприятии.
Шрифтовики, вероятно, быстрее других прочтут слова и числа, состоящие из недописанных букв и цифр, например слово, что означает «кибернетика», или такое число, то есть 6927.
Разрезанную фотографию можно узнать по разному количеству составляющих частей, что позволяет судить о наблюдательности и зрительной памяти.
Упражнения на распознавание развивают способность выделять минимальные отличительные черты и признаки. Эти черты и признаки оказываются важнейшими опорами зрительного запоминания.
Карикатурное изображение, как правило, запоминается лучше фотографического. Карикатура обычно устраняет излишнюю информацию, стремится усилить «у лица не общее выражение».
Видео: Цитаты — цитаты великих людей для каждого человека
Запоминание
Если вам нужно что-нибудь запомнить, пробуйте внести в запоминание толику юмора, и самое скучное явление окажется незабытым.
Любопытен способ запоминания знаков объединения и пересечения множеств, применяемых повсеместно в математике. Знак ͜ , обозначающий объединение, напоминает чашу, которая по-английски называется сир, а знак пересечения ͡ напоминает шапку, по-английски — cap.
При этом первое множество можно представить в виде совокупности множеств, как бы помещенных в чашу. А элементы, общие всем множествам данной совокупности, как бы отграниченные от остальных накрывающей их шапкой, образуют пересечение этих множеств.
Воспринимающие механизмы не любят монотонной работы и словно оживляются при переключениях. Неожиданные совмещения, «столкновения» несходств динамизируют эти процессы.
Существует интересный способ запоминания большого числа первых знаков десятичной записи числа е (основание натуральных логарифмов).
Для запоминания приближенного равенства е = 2,718281828459045… необходимо запомнить две первые цифры (2 и 7). Дальше цифры организуются следующим образом: дважды прочитывается дата рождения Л. Н. Толстого (1828 год), а затем перечислены величины углов прямоугольного треугольника.
Скорость переключений или изменений точек зрения на предмет, столь необходимая для развития памяти, возрастает при выполнении упражнений по дешифровке записей со смешанными системами знаков.
Прочтем, например, следующие фразы: «Смо3 в √ !» «05 в во7 часов», «ОдО решение в задаче?»
Очевидно, используемые здесь «для сокращения» цифры не слишком затрудняют прочтение предложений: «Смотри в корень!», «Опять в восемь часов» и «Одно ль решение в задаче?»
Уже сообщалось об огромном значении контура распознавании и запоминании фигур. При составлении плана текстуального материала обычно выделяют вступление и заключение.
В результате намечается новый внутренний «контур» основного содержания, используется «геометрия» смысла. Можно сказать, что общие конструктивные принципы лежат в основе зрительного, слухового и смыслового (без выраженной опоры на зрительное и слуховое восприятие) запоминания.
По меткому замечанию одного ученого — физика, «мы похожи на человека со связкой ключей, который, пытаясь открыть одну дверь за другой, всегда находит нужный ключ с первой или второй попытки. Это заставляет его сомневаться относительно взаимно-однозначного соответствия между ключами и замками».
«Ключи» зрительного запоминания весьма похожи на «ключи» запоминания слухового и могут использоваться для «открытия одних и тех же дверей».
Компетенции и запоминание
Любое знание, умение, талант можно использовать при запоминании. Так человек с музыкальной памятью прекрасно запоминает номера телефонов, подбирая к каждому номеру подходящий мотив.
Известно, что способность к версификации позволяет запоминать явления, далекие от мира поэзии. Школьники рифмуют слова, представляющие исключения из грамматических правил, рифмуют формулировки некоторых теорем.
Чем замечательна версификация как мнемотехнический прием? Она динамизирует процесс воспоминания, сообщает этому процессу определенную эмоциональную окрашенность.
Запомненный с помощью версификации материал не нуждается в частом повторении, чтоб не быть забытым.
Перельман в своей «Занимательной астрономии» описал анаграммы (перестановки букв), которые использовали Галилей и Гюйгенс. Решение подобных анаграмм оказывается несложным для людей с развитым зрительным и слуховым восприятием.
Из фразы, которую можно приписать утомленному курьеру, попытаемся составить пословицу так, чтобы у нас не осталось лишних букв. Вот эта фраза:
И ВЕСНА, А ВСЕ ДНИ НОСИСЬ.
Попытки зрительной переорганизации вряд ли приведут нас к успеху. Остается одно — «нащупывать» на слух возможные варианты слов, которые окажутся опорными для прочтения известной пословицы «Не в свои сани, не садись».
Люди, запоминающие стихи с первого прочтения, обычно быстрее распознают слуховые образы и, следовательно, быстрее решают задачи такого типа.
Но вот еще одна задача, где бессильным, как правило, оказывается слух. Из двух слов УТРО ОМЕГА надо составить название известной пьесы.
Здесь в решении должен преобладать зрительный или графический компонент, который может избавить нас от механического перебора вариантов и ускорить расшифровку названия «Горе от ума».
Часто мы умеем применять знания лишь по прямому их назначению. Чтобы научить человека использовать интеллектуальные полнее возможности, интенсифицировать в необходимых случаях психофизиологическую деятельность, его ставят в затруднительные условия.
Сократив время экспозиций или предъявления какого-либо материала, можно повысить скорость «съема информации с бумаги».
Необходимость заставляет человека активизироваться, он начинает быстро, часто лихорадочно, искать пути достижения цели. Этот способ небесполезен, поскольку поможет человек проявить свои скрытые способности и найти собственные приемы.
Навык использования мнемотехнических приемов, доведенный до автоматизма, делает эти приемы составной частью непроизвольного запоминания.
Хромов В.
Видео: Пиратский клад из прошлой жизни
Запоминание — мнемотехника — искусство запоминания
Память — цепи памяти — мозг и информационные потоки
Мозг человека – гипотезы ученых быстрой эволюции мозга
19 полезных правил для здоровья вашего мозга
Мозг. Мысль. Причины лени.