Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

         Содержание

     История артефактов

     Письменные сообщения очевидцев «снежного человека»

     Есть ли люди, видевшие таинственное существо

     Основные доводы противников существования лесного существа

     История поисков загадочного существа в горах Азии

     Если он существует, то именно где

    Кто он, человек, животное или предок человека

     Жизнь в суровых условиях вечных снегов

     Есть ли вероятность существования «снежного человека»

     Я верю в «снежного человека»

 

     В последнее время в информационном поле стали снова появляться различные сообщения о пресловутом обитателе горной страны в центре Азии и Сибири — «снежном человеке».

     Что нового в поисках «снежного человека» и нашлись ли люди, непосредственно видевшие его? Если он существует, то где! Но кем бы он ни был, если он все-таки есть, то как он может жить в суровых условиях Вечных снегов!

     Исследователи беседовали с такими известными учеными, как историк-профессор Борис Федорович Поршнев, член-корреспондент АН СССР Сергей Владимирович Обручев, палеонтолог и писатель, профессор Иван Антонович Ефремов, крупный востоковед Юрий Николаевич Рерих, антрополог Алексей Алексеевич Шмаков и другие.

     В некоторых случаях привлекали документы – они были слово безмолвным, но порою убедительным свидетелям.

Снежный человек – палеоантроп – рассказы очевидцев
Снежный человек – палеоантроп – рассказы очевидцев

История артефактов

     Для многих, вероятно, будут новостью, например, фотографии скальпов «снежных людей».

     Это о них рассказывал «барс снегов» — покоритель Эвереста — Тенцинг:

     «В Соло Кхумбу… впервые в моей жизни я увидел настоящие останки йети, «ужасного снежного человека». Оба раза это происходило в монастырях, Кхимджунге и Пангбоче, и в обоих случаях нам показали скальп заостренной формы с сохранившейся кожей и волосами.

Старый лама держит святыню монастыря Кхимджунг — скальп йе-тэ.

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

Скальп йе-тэ из монастыря Пангбоче.

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

     Хоу Вай-лу не сомневается, что и сейчас в горах Циньлин-шань обитает некоторое количество таких «дикарей».

     По предположению Хоу Вай-лу, они являются потомками племени или народа эпохи Западного Чжоу, оттесненного в горы и в дальнейшем все более оттеснявшегося окрестным населением и дичавшего.

    На кхимджунгском скальпе волосы были короткие и жесткие, словно свиная щетина; пангбочанский скальп покрывали более светлые волосы, возможно, он принадлежал более молодому существу.

     Ламы считали эти скальпы драгоценными и сильно действующими талисманами, причем они попали в монастыри так давно, что никто не знал, откуда они взялись».

     Выступая на заседании комиссии АН СССР 3 марта 1958 года, Юрий Николаевич Рерих, долгое время проживший в Индии и в Гималаях, сообщил:

    «Ясно только одно, что по главным склонам Главного Гималайского хребта, видимо, обитает какое-то существо (будем говорить, человекоподобная обезьяна), которое еще науке неизвестно.

     Во всяком случае, мне кажется, что эти повторные сведения… слишком определенны, чтобы просто сказать, что речь идет о фольклоре».

Снежный человек – палеоантроп – рассказы очевидцев
Снежный человек – палеоантроп – рассказы очевидцев

Письменные сообщения очевидцев «снежного человека»

Интересны следующие сообщения:

Из письменного сообщения профессора Ринчена, Уланбатор, 1958 год:

     «Одна пожилая гобийка лет семидесяти рассказывала мне, что ее кормила грудью алмаска. Дело было так: отец этой женщины ушел с караваном. Мать ушла со стадом овец к колодцу поить овец и оставила грудного ребенка в юрте, как это делается и теперь. Дело было летом.

     Юрта была одинока. Возвращаясь с овцами, мать вдруг услышала плач ребенка и увидела, что дверь юрты распахнута.

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

     Она в испуге бросилась к юрте и увидела, что голая женщина с телом, покрытым редкими рыжеватыми волосами кормит ее младенца грудью.

     Мать вскрикнула от ужаса и ринулась спасать свое детище. Волосатое существо вздрогнуло от крика, быстро положило ребенка и, выскочив из юрты, пробежало мимо кинувшейся в юрту матери в Гоби.

Окаменевший след неандертальца в «Пещере ведьм» (Италия).

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

     Странное существо было косолапо и быстро скрылось в саксауловой заросли. Ноги у этого существа были кривые, а руки длиннее человеческих. Люди потом сказали, что это была алмаска, и решили, что у нее, наверное, погиб детеныш и груди распирало от молока.

    «Я никогда в жизни не хворала, и старые люди говорят, что это оттого, что я сосала молоко алмаски», — закончила тогда свой рассказ моя информаторша.

След «снежного человека», сфотографированный Э. Шиптоном.

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

Из записей Р. С. Прасолова, участника экспедиции Ленинградского университета на Памир в апреле — мае 1958 года:

    «Председатель каракульского сельсовета и председатель колхоза рассказали про удачную охоту на голуб-явана (йети). В Алайском районе, в селениях Джоал и Дарауткурган (колхоз имени Кирова) живут Кулбаев Вахаб, Гафаров Ишангул и Потаев Чалобай.

     B 1937 — 1938 годах брат Потаева — Хомар Чалобаев (погибший впоследствии) увидел на пастбище голуб-явана. Хомар Чалобаев сбегал в селение за ружьем и потом вместе с Кулбаевым и Гафаровым стал преследовать голуб-явена.

     После того как его подстрелили увидели, что он очень похож на человека, охотники, опасаясь ареста за убийство человека, закопали его на берегу реки».

Снежный человек - сообщения очевидцев
Снежный человек — сообщения очевидцев

Из сообщения сказителя Саякбая Каралаева (записано в 1958 году Е. А. Телишевой):

    «В Кеминском районе Фрунзенской области есть колхоз Бейшике. Там живет около тридцати переселенцев из Китая, которые теперь являются членами этого колхоза.

     Один из них, по имени Омралы, рассказывал, что в период их пребывания в Китае им пришлось много скитаться; в конце концов, они поселились в Тибете. Там было много дичи и архаров, и они жили, добывая себе пропитание охотой.

     Однажды из их числа пропала одна женщина. Очень долго она не возвращалась, так что ее сочли погибшей и даже справили по ней поминки. Однако приблизительно через год она пришла, вся оборванная.

     Ее стали расспрашивать, что с ней случилось и где она была. Женщина рассказала, что, когда она ходила за дровами, ее поймал и утащил к себе киш-киик — дикий человек. Он сравнительно мало отличался от человека, только был покрыт шерстью и не мог говорить.

     Дикий человек сделал ее своей женой. Женщина сказала, что скоро у нее должен быть от него ребенок. Муж женщины убил ее, за что и был наказан властями.

     Так как женщина в своем рассказе указала приблизительно, где находилось логово дикого человека, власти направили туда несколько человек для захвата этого существа. Действительно, там были пойманы дикие мужчина и женщина, сплошь покрытые шерстью».

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

А вот что рассказал Достбаев Дувона, киргиз, 72 лет: (Тохтамыш, 8 августа 1958 г.)

     «Дело было в Китае. Однажды четыре человека поехали на охоту. Один из них ранил архара (горный дикий баран с закрученными рогами) и пошел вверх (в гору), остальные остались внизу. Раненый apxap лег. Охотник схватил apxapa, зарезал его, шкуру снял и спрятал.  

     Вдруг охотник услышал сильный крик, похожий на человеческий. Появился кто-то, похожий на человека, только больше и покрытый короткой шерстью, похожей на шерсть верблюда.

     Отложив в сторону ружье, охотник стал с ним бороться и повалил его на землю. Взял веревку и связал его по рукам и ногам. Услышав шум, пришли другие охотники. Они очень испугались, хотя голуб-яван лежал связанный. Тогда охотник сказал им:

    «Чего вы боитесь, ведь я один его поборол, подойдите помочь. Одному из них он поручил привести яка, чтобы на нем перетащить это существо вниз, в лагерь. Пойманному существу давали жареное мясо, но он его не ел, ел только сырое.

Снежный человек Северной Америки и Канады
Снежный человек Северной Америки и Канады

     Наступила ночь. Все переночевали в лагере. На следующий день погрузили на яков убитого архара и голуб-явана, и увезли домой. Сняли с яка, притащили в дом. Утром послали в Ташкурган, чтобы сообщить китайским властям о происшедшем.

     Из Ташкургана прислали несколько человек с лошадьми и повозками и забрали голуб- явана. Охотнику дали много денег и подарков и очень благодарили. Что дальше было с голуб-яваном, неизвестно. Мне это рассказывал младший брат отца.

     Охотника звали Назар-баатыр, он был очень сильным человеком, первым палваном. Родился и умер он в Китае. Все рассказанное также происходило в Китае, в местности Текеликджайляу, административно подчиненной Ташкургану. Описанное событие произошло, кажется, в 1912 году».

Лаконичные, но очень интересные сообщения сделал тов. Чжао Шоу-шань, председатель правительства провинции Шэньси (Китай):

    «Давно, лет сорок назад, т. Чжао Шоу-шань лично видел «жень-сю» (то есть человека — медведя», «дикого человека») на хребте Циньлин-шань (отроги Сычуанских Альп на юге провинции Шэньси), но на значительном расстоянии, так как сам он находился на одной вершине, а жень-сю — на другой.

     Один охотник, убивший жень-сю и снявший с него шкуру, показывал лично т. Чжао Шоу-шаню снятую шкуру».

Снежный человек – палеоантроп – рассказы очевидцев
Снежный человек – палеоантроп – рассказы очевидцев

Еще одно свидетельство (1954 г.):

     В 1954 году провинцию Юнань посетил уполномоченный ВОКСа в Китае т. Чеканов. Заместитель заведующего отделом по делам национальностей Куньминского горкома КПК т. Ма-яо.

     Ма-яо рассказал Чеканову, что в начале текущего 1954 года в горных районах западной части Юнани найдены люди, стоящие, по его мнению, на доисторической ступени развития.

     Они ведут животный образ жизни, не имеют звуковой речи и одежды. Кажется, т. Ма- яо упомянул и о том, что тело их покрыто волосами и что один из этих людей был захвачен и доставлен в Куньмин.

     Начальник учебной части Юнаньского института национальных меньшинств Чжао Го-хой также сообщил Чеканову, что в районе Хун-хэ, где живет народность хани, в горах обитают какие-то своеобразные люди, не принадлежащие ни к какой народности. Они не имеют одежды и прячутся от людей.

     Однажды одного поймали и привезли в Куньмин. Когда его одели в человеческую одежду, он казался довольным и улыбался.

     Указанные лица, как вспоминает т. Чеканов, говорили, что этот пойманный дикий человек был в конце концов отправлен для изучения в Пекин. Но это все показания людей, «слышавших от других о диком обитателе гор.

Снежный человек – палеоантроп – рассказы очевидцев
Снежный человек – палеоантроп – рассказы очевидцев

Есть ли люди, видевшие таинственное существо?

Да, нашлись. Вот их показания.

Во время посещения Музея антропологии МГУ директором Непальского государственного музея (г. Катманду) г-ном Чандра Ман Маскей ему был задан вопрос: что он знает о «снежном человеке»?

     Г-н Чандра Ман Маскей ответил, что в распоряжении Непальского государственного музея имеется фотография мумифицированного трупа детеныша «снежного человека».

     Фотография была снята в музее с этой мумии, находившейся в музее всего несколько дней. Владельцем ее является лично знакомый г-ну Чандра Ман Маскей и проживающий в г. Катманду частный гражданин, получивший ее каким-то путем с «другой стороны Гималаев», то есть из Тибета.

     Мумия находится в особом ящичке и была засыпана сахаром для дезинфекции. Труп принадлежит ребенку с бесспорными признаками мужского пола, может быть новорожденному.

Снежный человек – палеоантроп – рассказы очевидцев
Снежный человек – палеоантроп – рассказы очевидцев

     В ссохшемся состоянии он имеет всeгo 8 — 9 дюймов (20 — 23 см) в длину. Кожа темно-коричневого цвета, без волос. На лице очень маленькие впавшие глаза. Руки непропорционально длинны сравнительно с руками человека.

     Общее впечатление г-на Чандра Ман Маскей: труп напоминает не обезьяну и не современного человека, а скорее доисторического человека.

     Свидетельство крупного непальского ученого — очень ценное свидетельство. Но он видел труп. А не видел ли кто-нибудь непосредственно живого «снежного человека»? Да, есть и такие люди.

     Вот их показания:

«Бай Синь, из киностудии Народно — освободительной армии Китая, который только что вернулся в Пекин, заявил, что он пробыл весь 1957 год в Гималаях и только сейчас услышал о том, что кто-то видел «снежного человека».

     Он сообщил, что сам видел «снежного человека» в 1954 году, когда с тремя товарищами снимал ледники на горе Музтаг-Ата на высоте 6 тысяч метров над уровнем моря.

     Однажды утром, вскоре после восхода солнца, на расстоянии свыше тысячи метров они увидели двух «человек» — невысоких, со сгорбленными спинами, которые, следуя друг за другом, взбирались вверх по склону горы. Бай Синь и его коллеги стали кричать и выстрелили в воздух.

     Однако эти «люди» не обратили на них внимания и продолжали взбираться вверх большими шагами. Казалось, что они карабкались наверх с легкостью. Потом они исчезли среди скал.

     Бай Синь сообщил, что однажды фотограф и он обнаружили на толстом слое снега следы двуногого существа. Они напоминали отпечатки ноги человека, но были больше. Бай Синь и его коллеги шли по этим следам полтора километра и обнаружили несколько капель крови по пути.

     Эти следы привели их, наконец, к массивной глыбе льда, однако им пришлось возвратиться, поскольку уже стемнело и они не могли идти дальше.

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

     В другой раз пограничники, у которых жил Бай Синь, выбросили мясо коровы, сдохшей от болезни. Они оставили его примерно в 40 метрах от своей хижины. Ночью при ярком свете луны пограничники увидели, как «дикий человек», закутанный в белый мех, схватил мясо и убежал с ним.

     Бай Синь добавил, что ходит много местных легенд о «диких людях» Памира. В заключение Бай Синь сказал: «Как бы ни называлось это странное существо, на основании собственного опыта я считаю, что оно действительно живет в горах Памира».

                                           Из газеты «Бэйцзинжибао» от 29 января 1958 года.

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

Другое важнейшее показание:

     «B 1957 году, как сообщил известному китайскому профессору Бурхану председатель Синьцзян-Уйгурского автономного района Сайфуддин Азизов, один охотник уйгур встретил в районе озера Лобнор существо, которое там принято называть «человек-медведь».

     Существо это передвигалось на двух ногах, было покрыто темно-коричневой шерстью, впрочем не особенно густой. Охотник застрелил «человека-медведя», а затем снял с убитого зверя шкуру и передал ее в город Курля, где она хранится и в настоящее время у начальника округа — Турсун Исраила».

                                               Записано со слов проф. Бурхана в ноябре 1958 года A. A. Шмаковым.

Запись беседы с профессором Хоу Вай-лу, директором 2-го Института истории КНР (1 декабря 1958 г.):

    «О человекообразных существах, встречающихся в некоторых местностях Синьцзян-Уйгурского автономного района, профессор Хоу Вай-лу слышал неоднократно.

     По мнению китайского ученого, эти существа, встречающиеся в Синьцзяни, те же самые, о которых сообщают из Тибета и следы которых сфотографированы и изучаются в Гималаях.

     По-видимому, они могут быть названы «первобытным человеком», но по уровню развития стоят еще ниже «пекинского человека» (синантропа). Однако пока они еще не найдены или не реконструированы по костным и другим остаткам, высказываться о них определенно было бы преждевременно.

     Нечто совершенно отличное от этих существ, по мнению профессора Хoy Вай-лу, представляют собою дикие люди, встречающиеся в горах южной части провинции Шэньси.

     Их следует считать не «первобытными людьми», а «дикарями», так как по строению тела они ничем существенным не отличаются от людей. Правда, на их теле волосатость значительно сильнее, чем у людей, но это можно объяснить тем, что они живут голые в холодном высокогорье.

     Они не имеют никакой одежды, питаются сырьем, в том числе сырым мясом. Особенно важно, что они не имеют никакой речи, никакого языка. Можно допустить, что они пользуются какими-либо очень примитивными орудиями, однако об этом ничего не известно.

Снежный человек – показания очевидцев
Снежный человек – показания очевидцев

     Но само существование этих «дикарей» не подлежит никакому сомнению. Четыре года назад профессор Хоу Вай-лу лично видел одного такого прирученного «дикаря».

     Он не обладал никакой речью, его удалось только научить воспроизводить несколько самых простых слов (китайских). Он мог выполнять некоторые простейшие работы.

Вот как выглядят следы: 1 — неандертальца, 2 — гималайского йе-тэ, 3 — гориллы и 4 — современного человека.

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

     За исключением показания Тенцинга, все остальные материалы уникальны. Возможно, что с ними не знакомо подавляющее большинство противников теории существования таинственного существа в горной стране в центре Азии.

Основные доводы противников существования лесного существа

Кратко они сводятся к следующему:

      1. Если бы действительно существовал какой-то тип постепенно вымирающего антропоида, то неизбежно были бы найдены или скелеты, или хорошо сохраняющиеся в условиях высокогорья трупы этих существ.

      2. Следы на снегу не являются убедительным доказательством, так как под действием солнечных лучей след любого животного (например, медведя) может приобрести самые причудливые очертания.

     3. Из большого количества «очевидцев» «снежного человека» кто-нибудь мог бы поймать или хотя бы сфотографировать таинственного зверя. Однако этого никто не сделал, а в тех случаях, когда, как уверяют, тот был убит, труп его почему-то исчезал бесследно.

     4. Показания людей, якобы видевших «снежного человека», очень противоречивы. Даже в тех случаях, когда речь шла бесспорно не о гималайском медведе (дзу-тэ), а о человекообразном существе (йе-тэ), одни «очевидцы», утверждали, что йе-тэ по высоте не больше 14-летнего ребенка, другие говорили, что он имеет двухметровый рост.

     Не верит в существование «снежного человека» профессор И. А. Ефремов. Вот что говорит по этому поводу Иван Антонович:

    «Просьба высказаться по вопросу о существовании «снежного человека» поставила меня в затруднительное положение. Неисправимый романтик, всегда готовый встретить необычайное в жизни, труде и науке, я не люблю давать «отрицательные заключения».

     Особенно по такой интересной и увлекательной теме, как поиски «снежного человека», может быть нашего ближайшего родственника! K несчастью, именно в отношении «снежного человека» я убежден, что подобного существа в его «чистом виде», то есть крупного антропоида или обезьяночеловека, нет.

     В каждом отдельном случае встречи со снежным человеком исследователи принимали за него других животных или людей. Смешение древних легенд и действительных встреч с одичавшими беглецами привело к появлению рассказов о «волосатых» людях, чему немало способствовали дико отраставшие волосы беглецов.

Снежный человек - сообщения очевидцев
Снежный человек — сообщения очевидцев

     И все же трудно отделаться от впечатления, что «снежный человек» — реальность, что он действительно где-то существует, тщательно прячась от людей.

     Это не марсианин, прилетевший с ближайшей к нам планеты и прижившийся в условиях, всего ближе на Земле приближающихся к условиям на Марсе, — низкая температура и разрежение на вершинах гор (есть и такая теория» происхождения «снежного человека»).

     Может быть, это просто уцелевшие остатки неандертальцев? Но в этом случае можно ли удивляться тому, что мы их никак не можем поймать?

     Ведь если бы у них не выработалось исключительно тонкого защитного чутья на того, кого они считают (надо думать, по опыту веков, не необоснованно) своим опаснейшим врагом, — на человека, они не уцелели бы до наших дней. И не было бы загадки «снежного человека»…

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

     Возможно, что люди гораздо чаще встречали живых «снежных людей» и различные следы их существования, чем можно судить сейчас об этом по рассказам одиночек. Но люди не понимали, кого именно они встречали.

     Неосведомленность населения о проблеме «снежного человека», быть может, главное, что мешало разрешить науке загадочнейшую из тайн, важнейшую антропологическую загадку.

     Тайна будет раскрыта скорее, если в разрешении ее примут участие широкие массы натуралистов, краеведов, бывалых людей и юных романтиков. Давайте же включимся и мы в поиск «снежного человека»!

История поисков загадочного существа в горах Азии

     1889 год. Английский капитан Л. А. Уэдделл, первый из европейцев, обнаруживает следы человекообразного существа в Сиккиме, на высоте 5 тысяч метров. Кто в порывах ледяного ветра мог прогуливаться по «Крыше мира»?

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

     1890 год. Таинственное существо едва не было захвачено почти сразу же, как его открыли. Рабочие, проводившие телеграфную линию, внезапно разбежались.

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

     Солдаты, сопровождавшие их, открыли стрельбу и убили косматое, похожее на человекообразную обезьяну существо. Но труп был оставлен в горах. Был составлен лишь армейский рапорт о происшествии.

     1925 год. А. Тамбоци, первый из европейцев, увидел «снежного человека». «Несомненно, — говорил Тамбоци, — фигура по форме походила на человека, двигающегося в вертикальном положении».

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

     Это было в Сиккиме, там же, где была сделана первая находка Уэдделла.

     1937 год. Знаменитый альпинист Джон Хант пытался проникнуть в трудное и опасное ущелье Зему.

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

     Он был страшно удивлен, обнаружив там две линии следов, похожих на человеческие, которые, изгибаясь, шли через горы. Из людей вблизи никого не было.

     1952 год. Проводник Э. Хиллари из племени шерпов Анг Пемба поднял пучок длинных толстых и грубых черных волос. «Это йе-тэ» — закричал проводник.

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

     Однако на просьбу Хиллари передать ему этот пучок для исследования Анг Пемба ответил категорическим отказом («это принесло бы несчастье всему племени шерпов») и бросил пучок в пропасть.

     1954 год. Бай Синь, из киностудии Народно-освободительной армии Китая, лично вместе с тремя товарищами видел двух «снежных людей во время съемки ледников на горе Музтаг-Ата на высоте 6 тысяч метров.

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

     Это было утром вскоре после восхода солнца. Таинственные существа — невысокие, со сгорбленными спинами, следуя друг за другом, взбирались вверх по склону горы. Бай Синь и его товарищи стали кричать и выстрелили в воздух, но люди не обратили на них никакого внимания.

     1957 год. Охотник-уйгур встретил в районе озера Лобнор существо, которое там называли «человек-медведь». Охотник застрелил «зверя» и, сняв шкуру, передал ее на хранение в город Курля (КНР).

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

Если он существует, то именно где?

     Во 2-м выпуске «Информационных материалов» комиссии Академии наук СССР по изучению вопроса о «снежном человеке» говорится следующее:

    «Биологическая версия основывается на предположении, что дикий обезьяно-человек действительно существует, что он представляет собою в высшей степени редкий вид, еще обитающий и мигрирующий на огромных пространствах высокогорных и нагорно-пустынных областей Азии.

     Допускается предположение, что ранее он обитал на значительно большей территории, а именно на всей взаимосвязанной системе горных хребтов Азии (а также Кавказа), где среди населения сохранились смутные предания о нем в форме легенд, подчас весьма фантастических.

     Согласно этому предположению дикий обезьяно-человек был в историческое время вытеснен человеком с этой территории по мере ее культурного освоения.

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

     Внутри этой обширной зоны может быть выделена меньшая (южные горы Китая, Гималаи, Памир, Тянь-Шань, юго-западные горно-пустынные районы МНР), где можно предполагать не какие-либо совершенно исключительные миграции отдельных особей, но и не постоянное обитание этих существ, а их спорадическое (случайное) появление.

     Наконец внутри указанного полукольца предполагается еще меньшая зона более или менее постоянного обитания и размножения этих существ (Тибет, Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР)».

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

Кто он, человек, животное или предок человека

Член-корреспондент CCCP C. B. Обручев допускал возможность близкого родства между таинственным существом и человеком.

     Что же такое в действительности «снежный человек»: йе-тэ или гуль-бияван? Все известные до сих пор данные заставляют меня склоняться к мысли, что это, во всяком случае, не первобытный человек, а высокоорганизованная обезьяна.

    «Снежные люди» — это близкие к полному вымиранию приматы, которые, постепенно отступая под натиском человека из тропических лесов Индии, укрылись в своем последнем убежище, в альпийской зоне Гималаев.

     Это не недостающее «звено» между человеком и обезьяной, а самостоятельная ветвь приматов, не наши предки, а двоюродные братья».

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

Жизнь в суровых условиях вечных снегов

Что говорит об этом физиология

     Заведующий сектором физиологии спорта Центрального научно-исследовательского института физической культуры (ЦНИИФК) доцент Б. С. Гиппенрейтер приводит следующие примеры высокой выносливости живых организмов в самых тяжелых условиях.

     «…Январь 1959 года. Московский парк культуры и отдыха. Температура воздуха минус 12°C. В Москве-реке купаются «моржи». Не настоящие. Так называют людей — любителей зимнего купания, купания в прорубях. Полчаса продолжается необычное купание…

     Ровно 24 часа продержался в воде во время заплыва в Черном море известный пловец Николай Мамин. Температура воды была 20 — 21°C. Необычайно звучит название: «профессиональные голодальщики». Но есть и такие люди.

     Под наблюдением врачей и физиологов они до 50 — 55 суток не принимают пищи — ничего, кроме воды».

Альпинисты - маршрут на Эверест
Альпинисты — маршрут на Эверест

     По наблюдениям западных физиологов, альпинисты постепенно привыкают к такому недостатку воздуха на больших высотах, который для нетренированного человека является смертельным.

     И все же известный писатель, профессор И. А. Ефремов считает, что в условиях высокогорья нет достаточных условий для обитания там человекоподобных существ.

    «Каждое дикое животное, — говорит ученый, — требует определенной площади для того, чтобы прокормиться на ней и обеспечить свое существование на весь срок жизни. Чем более бесплодна и пустынна местность, тем большая площадь обитания нужна животному, особенно крупному.

Любовь и теория расширения положительных эмоций
Любовь и теория расширения положительных эмоций

     Пара лебедей требует для жизни и размножения 2,5 кв. км воды и суши. Пара страусов нуждается уже в 25 кв. км пустынной степи. Лиса умеренной зоны нуждается во много меньшей площади, чем лиса пустыни.

     Еще сложнее дело с большим антропоидом, или обезьяно-человеком. Если питающийся плодами антропоид в тропическом лесу свободно просуществует на сравнительно небольшой (относительно размеров животного) площади, то антропоид в пустынной горной зоне потребует для поддержания жизни площади во много раз большей.

     Если же крупный антропоид перейдет к обитанию в холодной, близкой к вечным снегам горной зоне, то на одно лишь обогревание его организма пойдет большое количество качественной пищи, что резко увеличивает потребную для прокормления площадь обитания.

    Если же эти высокогорные антропоиды существуют уже многие тысячелетия (вернее, десятки тысяч лет), то, само собой разумеется, продолжение жизни вида может осуществляться не двумя-тремя парами, а несколькими стадами подобных животных.

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

     Каждое стадо больших антропоидов в холодном высокогорье неизбежно нуждается в такой большой площади обитания, что при современной исследованности и заселенности этих областей невозможно представить себе отсутствие довольно частого контакта с местным населением, а тем более исследователями.

     Очень далекая видимость в горных условиях еще более увеличивает шансы наблюдений «снежных антропоидов». Исходя из этих биологических предпосылок, остается признать невозможным постоянное и длительное обитание особого вида крупной обезьяны или обезьяно-человека в снежных высокогорьях Гималаев».

Альпинисты - маршрут на Эверест
Альпинисты — маршрут на Эверест

Есть ли вероятность существования «снежного человека»

Пишет охотник В. С. Боженов:

    «Мы поехали на охоту в Алабугу за 700 км от г. Рыбачье в сторону Таджикистана. Там, в горах, мы увидели и «снежного человека» и наблюдали за ним в бинокль. Наблюдение вели очень долго — с 9 часов утра до 2 часов дня.

     Рост «снежного человека» по наблюдению в бинокль 210 — 220 см. «Снежный человек» проходил по крутому склону скалистых мест, трущоб, зарослей. Потом он зашел в пещеру. Я решил пойти к пещере.

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

     Прямо подойти к пещере было невозможно, пришлось обходить кругом. Когда я уже начал подходить к пещере, появился туман и пошел снег. Мне пришлось бросить наблюдения и спасаться, так как погода резко изменилась, и я ушел далеко от товарищей…»

Заведующий конефермой колхоза имени Крупской в селе Сосновка Калининского района Киргизии А. М. Уразовский рассказал следующее:

    «…Я его не видел. Но след его видел, длина лапы как у человека. Однако пальцы длиннее, а середина лапы тонкая, пятка очень выпуклая и овальной формы.

     Это я видел в 1951 году по реке Карабалта, ущелье Абла, по той стороне, где и Бития. Только под самым перевалом, то есть под Александровским хребтом. В это место можно пробраться на автомобиле.

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

«Я видел гуль-биявана, — рассказывает таджик Кадыр Токоев, рабочий яководческого совхоза, участникам одной из геологических экспедиций. — Смотрите, вот как он стоял…»

     Еще я узнал от чабанов, которые живут в Сосновке, что они видели след на снегу, след примерно 10 — 12-летнего ребенка.

     Кроме того, русские охотники говорили с одним киргизом, который знает, где есть «снежный человек». Его братья — охотники стреляли по «снежному человеку» и ранили, но не взяли, и он ушел. Они говорят, что это была большая обезьяна».

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

Очень интересные показания дал Кадыр Токоев (родился в 1900 г.), рабочий яководческого совхоза Булун-куль, Мургабского района ГБАО Таджикстана.

    «Я видел гуль-биявана. Дело было так. В 1922 или 1923 году я вместе с пятью своими соседями поехал в Тохтамыш.

     Ночь нас застала в пути около перевала Белез. В пяти километрах от него есть кишлак Майдакара. В этом кишлаке нам так говорили:

    «Не ходите этим перевалом. Не пройдете. Тут гуль-бияван живет, вас не пустит».

     В полдень следующего дня не успели мы еще пройти перевал, как все шестеро увидели: сверху, с горы, наперерез нам спускается существо, похожее на человека. Существо было без одежды, ростом повыше человека, покрыто шерстью.

     Это был гуль-бияван. Я пошел навстречу ему, хотел стрелять, но когда до него осталось мне пройти 500 или 400 м, гуль-бияван скрылся в кустах. Выстрелить я не мог, потому что ружье у меня было старинное, било только на 100 м».

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

К. В. Станюкович, в течение многих лет возглавлявший Памирскую научную станцию, несколько охлаждает энтузиазм защитников Теории существования «снежного человека». Он пишет:

    «Следов дикого человека, аналогичных тем фотографиям, которые публиковались в зарубежной печати, мне видеть не приходилось. Опытные и хорошо осведомленные люди говорят, что они никогда не встречали дикого человека и никогда не находили его следов».

     Однако прочитайте внимательно этот исключительно интересный документ. Достоверность его бесспорна.

Запись беседы с подполковником медицинской службы B. С. Карапетяном, сделанная 20 ноября 1958 года профессором Б. Ф. Поршневым в присутствии профессора С. Е. Клейнеберга и А. А. Шмакова.

    «В октябре — декабре 1941 года наш отдельный стрелковый батальон был переброшен, примерно на 30 км в сторону от гор. Буйнакска…

     Однажды представители местных властей попросили меня как военврача осмотреть пойманного в данном районе в горах и доставленного в райцентр человека: требовалось установить, не является ли этот странный человек замаскированным диверсантом…

     Мы вошли в сарай вместе с двумя — тремя сотрудниками местных органов власти. На мой вопрос, почему я должен осматривать человека в холодном сарае, а не в комнате, мне сказали, что в теплом помещении он не может находиться, сильно потеет, поэтому его держат в сарае.

     Человек, которого я увидел, как сейчас стоит перед моими глазами. Перед нами стоял человек мужского пола, голый, босый. Это был, бесспорно, человек, ибо все его формы были человеческие.

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

     Но на груди, спине и плечах его тело было покрыто пушистыми волосами темно-коричневого цвета (следует подчеркнуть, что все местные жители черноволосые); эта шерсть напоминала медвежью, длиной она была в 2 — 3 см.

     Ниже груди шерсть была более тонкая и нежная, кисти рук — грубоваты, с редкими волосами, ладони и подошвы ног — без волос. 

     Напротив, на голове очень длинные, до плеч, отчасти закрывавшие также и лоб; на ощупь волосы на голове оказались очень жесткими. Бороды и усов не было, на всем лице легкая волосатость, вокруг рта волосы также не длинные, мелкие.

     Человек стоял совершенно прямо, опустив руки. Рост выше среднего, порядка 180 см. Стоял он как богатырь, мощно выставив развитую, могучую грудную клетку. На руках очень толстые, крепкие пальцы необычно большого размера. В целом он был значительно крупнее местных жителей.

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

     Взгляд у него был ничего не говорящий, тусклый, пустой. Это был чисто животный взгляд. Да и в общем он производил впечатление животного.

     Как выяснилось, за время пребывания в плену человек этот не принимал ни какой пищи и питья, ничего не просил, не говорил: в теплом помещении обильно потел.

     При мне снова к его лицу была поднесена вода, затем пища (хлеб), была протянута ему рука — никакой реакции не последовало. Я дал устное заключение, что это не маскированный человек, но какой-то дикий!

     Затем я вернулся в свою часть и ни когда больше не получал сведений о судьбе этого существа…»

     Кого видел В. С. Карапетян? Высказывается мнение, что речь идет о редком случае гипертрихоза (чрезмерной волосатости) у современного человека в сочетании с немотой и некоторыми другими патологическими чертами.

     Однако некоторые ученые полагают, что это мог быть и самый настоящий «снежный человек».

Предоставим последнее слово в этом разговоре одному из руководителей ученых, занимавшихся розысками «снежного человека», профессору Борису Федоровичу Поршневу.

     Выступление Б. Ф. Поршнева проливает свет на некоторые темные стороны в этой проблеме.

Я верю в «снежного человека»

     Я принадлежу к числу тех, кто считает «снежного человека» реальностью, так как не вижу, как иначе можно было бы объяснить возникновение всей имеющейся сегодня у нас в руках информации.

     Попытки свести все к фольклору (народным поверьям) наталкиваются на часть информации, безусловно не имеющей фольклорного характера: вещественные данные, например следы; свидетельства лиц не принадлежащих к местному населению.

     Попытки свести все к обману наталкиваются на вопрос: зачем столько людей, не сговариваясь и не извлекая из этого никакой выгоды, вздумали обманывать горстку ученых или даже широкую общественность?

     Попытка утверждать, что часть информации является фольклором, а часть — обманом, наталкивается, кроме того, на вопрос: почему обе части так хорошо согласуются друг с другом?

     Тот же вопрос остается в силе, если предположить, что имеет место не сознательный обман, а заблуждение, например обман зрения.

     Остается признать, что «снежный человек» — реальность, а та часть материала, которая носит явно легендарный, фольклорный характер, стоит к этому реальному существу в таком же отношении, как бесчисленные сказки и легенды о медведе к реально существующему в природе медведю.

     Но если «снежный человек» реальность, почему он так плохо поддается наблюдениям натуралистов, не дается им в руки?

Снежный человек – показания очевидцев
Снежный человек – показания очевидцев

     Очевидно, ответ может быть только один: в течение десятков тысяч лет этот животный вид выработал гораздо более совершенные, чем мы предполагали, инстинкты спасения себя от своего главного врага — человека.

     На огромном расстоянии он узнает о приближении человека, отлично убегает и прячется, приближается к стоянке человека почти исключительно под покровом темноты.

     А натуралисты еще ничего не знают о приманках, которыми можно было бы его обмануть. Справедливо говорят, что, видимо, он изучил нас много лучше, чем мы его.

     Значит, не так-то просто решить загадку «снежного человека» единичным актом, как многие надеются: поймать или сфотографировать один экземпляр.

     Терпеливо нанося на карту разнообразные собранные в разных землях сведения о «диких волосатых людях», подчас второстепенные и ненадежные, сопоставляя эти сведения между собой, ученые получили важные обобщения, которых не мог предвидеть ни один из рассказчиков в отдельности.

     Так, географы заметили, что почти все сообщения об обитании где-либо подобных существ приурочиваются не к долинам рек, а к водоразделам, и особенно концентрируются в районах Стыка двух водоразделов.

     Отсюда следуют выводы, что исследуемое животное принадлежит к видам, мало нуждающимся в воде, что оно расселяется в направлении горных хребтов.

Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке
Снежный человек и Бигфут или новые свидетельства о лесном человеке

     Приматологи, то есть специалисты по анатомии и поведению обезьян, заметили, что в описаниях внешности и повадок этих существ отмечаются по отдельности многие черты, которые в совокупности характерны для высших человекообразных обезьян.

     Сведения эти поступают из стран, где известные человекообразные обезьяны не водятся, не знакомы населению, и, следовательно, указанные черты почерпнуты из наблюдений реальной природы.

     Значит, «снежный человек» является, несмотря на свое прямохождение и другие человеческие черты, существом более, чем мы, люди, близким к человекообразным обезьянам.

     Допустив предположение, что все места, где среди населения сохраняются хотя бы легендарные рассказы о «диком волосатом человеке», составляли территорию его древнего обитания.

     Ученые обнаружили, что в таком случае граница его расселения почти полностью совпадала с границей современного расселения другого животного, «снежного барса», хорошо известного зоологам.

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

     Совпадает и абсолютная высота над уровнем моря и ландшафтные условия, в которых эти два «снежных вида отмечаются.

     Следовательно, они принадлежат к одному комплексу фауны, может быть, даже тесно биологически приспособились друг к другу, судя по тому, что хищный снежный барс почему-то ни при каких условиях, даже раненый, не нападает на людей.

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

Видео: Снежный барс – ирбис

Этот удивительно тонкий гипсовый слепок со следа йе-тэ был сделан в Непале: в 1958 году.

Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев
Снежный человек – архивы свидетельств и сообщения очевидцев

Здесь только что прошел «снежный человек». Длинная и прямая цепочка его следов, сфотографированная известным исследователем Э. Шиптоном, рассказывает о многом.

Окаменевший след неандертальца в «Пещере ведьм» (Италия).
Окаменевший след неандертальца в «Пещере ведьм» (Италия).

Не нужно быть искусным следопытом, чтобы убедиться, например, в косолапости этого таинственного обитателя склонов высоких гор: следы его правой ноги лишь незначительно сдвинуты от линии следов левой ноги.

     Интересно, что по каким-то еще не установленным причинам кости умерших снежных барсов не сохраняются в природе; палеонтологам не известно ни одной древней косточки этого хищника, охотники тоже не встречают их.

     Следовательно, на вопрос: почему не найдено костей «снежного человека», если он реально существует? — можно ответить: по той же причине, по которой не найдено костей его биологического соседа, снежного берса, в реальном существовании которого можно убедиться в любом зоопарке.

    Таковы некоторые примеры, показывающие, что наши научные знания о «снежном человеке» расширяются еще до его поимки и прямого наблюдения. На этом мы пока закончим разговор о «снежном человеке».

     Как видите, проблема таинственного обитателя снежных гор еще не разрешена. Но защитники положительного решения этой проблемы получили сильные доводы в пользу своей точки зрения.

     Поиски загадочного существа продолжаются. Нет никакого сомнения в том, что в недалеком будущем удастся раскрыть вековечную волнующую тайну.

Видео: Загадка в поисках Йети

Видео: Йети Гималаев и Снежный человек

Шаровая молния и ее загадка – огненный шар и свидетельства очевидцев

Снежный человек — сообщения очевидцев

Багровый туман – по следам аномальных явлений и свидетельства очевидцев

Аномальные явления – сообщения на семинаре по анимальным явлениям

Необычные реальные истории – загадочные лесные существа

 

You May Also Like