Содержание
Человек и болезни
Пессимизм и оптимизм
Маленькие радости
Ритмы жизни
Образ жизни и долголетие
Некоторые итоги
«Серые дни бывают только в нас самих».
М. Метерлинк.
«Я попросил здоровье:
Вернись ко мне, пожалуйста.
И оно, как послушное дитя, вернулось».
К. Коро
Человек и болезни
Существует ли самоизлечение? Да, конечно. Никто не знает, сколько болезней или предболезненных состояний проходят незамеченными. Иммунная система ежедневно и ежечасно удаляет из организма «наши ошибки» — аномальные клетки.
Нервная и эндокринная системы постоянно компенсируют возникающие в организме изменения, иногда значительные. В записи замечательного французского художника Коро, поставленной эпиграфом к этой главе, есть большая доля истины.
Конечно, далеко не от всех болезней можно избавиться «просьбой», усилием воли, по сути дела — созданием доминанты: «не хочу, не могу, не буду болеть». Но от очень многих — можно.
Термин доминанта (от латинского dominare — господствовать) введен в физиологию ученым А. А. Ухтомским, определившим ее как «функциональный орган» временное (иногда на минуты, а иногда — и на долгие годы) объединение нервных центров для решения определенной задачи.
По мнению А. А. Ухтомского, именно доминанте принадлежит существенная роль в процессе «новообразования реакций на среду, ее можно назвать органом поведения».
Физиологическая сущность доминанты как «общего рабочего принципа нервных центров» заключается в том, что «частью под влиянием внутренних гормонов организма, частью под рефлекторными влияниями извне в нервной системе образуются очаги повышенной возбудимости, которые именно в силу своей повышенной возбудимости будут облегченным образом реагировать на самые разнообразные и отдаленные раздражения, прилагающиеся к организму».
С этих позиций вполне понятен известный факт, что во время войны, в сырости окопов и землянок, простудных заболеваний было на порядок меньше, чем в мирное время, — не до этого, другая цель, другая доминанта.
И самовнушение — основа успеха так популярного в наши дни лечения самыми необычными методами — имеет в своей основе тот же самый механизм.
Рассказывают, что в ХVІІ веке один итальянский врач изобрел средство от зубной боли. С гарантией на год. Надо было раздавить между большим и указательным пальцами червяка (определенного вида!), а остатки приложить к больному зубу.
Когда врача заподозрили в шарлатанстве и назначили комиссию для проверки, 70% из многих сотен опрошенных пациентов подтвердили силу воздействия червей на их больные зубы! Люди жаждали излечения, и они его получали.
Это, конечно, крайний вариант «медицинского самовнушения» — в данном случае несомненно полезного, ведь зубы переставали болеть. Но всегда ли оно полезно?
Надо помнить, что предрасположенность к заболеваниям и характер их протекания определяются резистентностью (устойчивостью) и реактивностью нашего организма.
А они, в свою очередь, складываются из того, что мы получили по наследству (от этого никуда не денешься), и того, что добавили мы сами благодаря образу жизни: разумному питанию, крепкому сну, двигательной активности и, главное, положительным эмоциям.
«Между влияниями, укорачивающими жизнь, — писал около двухсот лет назад немецкий врач-клиницист Гуфеланд, — преимущественное место занимают известные душевные настроения и привычки: печаль, уныние, страх, тоска, малодушие, зависть и ненависть…
Страх лишает силы, осмотрительности, рассудка, решительности всех преимуществ человеческого духа…. Из всех телесных движений смех есть самое здоровое, он благоприятствует пищеварению, кровообращению и ободряет жизненную силу во всех органах…»
Поэтому не надо портить себе настроение из-за того, что вы не в силах изменить. Не надо, например, паниковать по поводу сообщений о загрязнении воздуха, озоновых дырах над вашей головой и так далее.
Конечно, все это плохо, и даже ужасно. Но надо раз и навсегда понять, что есть пространство, где мы существуем, и у нас нет другого выхода, кроме как к нему приспособиться, научиться быть счастливыми в нем.
А любая паника только мешает достижению счастья, не устраняя при этом озоновых дыр и других неприятностей. Хуже того — она вредит организму, вызывая массу неблагоприятных изменений в гормональном статусе и обмене веществ, создавая негативные доминанты.
«Человек является настоящею жертвой своих доминант везде, где отдается предубеждению, предвзятости; и еще хуже, когда он сам этого не замечает», — писал по этому поводу Ухтомский.
Собственно, если мы долго думаем о каком-то неприятном событии, которое, по нашему мнению, должно произойти, мы уже включаем весь комплекс отрицательных эмоций и связанных с ними физиологических реакций.
Как героиня известной сказки — бедная Эльза, которая, спустившись в погреб за пивом, вдруг задумалась о своей будущей жизни, и вместо того, чтобы вернуться с пивом к столу, начала горько плакать о возможной смерти своего возможного в будущем сына.
Конечно, можно изменить окружающий нас мир — например, уехать куда-нибудь. Но уверяю вас, что и там солнце не будет светить 24 часа в сутки, пища не будет возникать на скатерти-самобранке, людское общество не будет состоять из ангелов, а погода не всегда будет кротким ягненком. И там надо будет стремиться к счастью, активно стремиться, если вы хотите достичь его.
Пессимизм и оптимизм
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утолить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
А. Ахматова.
Трудно поверить, что это стихотворение написано в 1912 году, когда поэтессе было всего 23 года. А может быть, это закономерно? Ведь и Александр Блок именно в этом возрасте написал:
Но старость мне согнула плечи,
И мне смешно, что я поэт.
А одна моя подруга тоже именно в этом возрасте, встретив своего бывшего (в период учебы в седьмом классе) поклонника, написала стихотворение с эпиграфом из Д. Кедрина: «На холодном сером мраморе листья желтые лежат…»
И. И. Мечников, рассуждая на эту тему в своей замечательной книге «Этюды оптимизма», относит пессимизм к недугам молодости, соглашаясь с высказыванием Мебиуса:
«В теории можно оставаться пессимистом, но чтобы быть пессимистом по чувству, надо быть молодым. Чем старше мы становимся, тем больше дорожим жизнью… Когда пожилой человек страдает меланхолией, то он не чувствует себя пессимистом… Такое душевное состояние надо рассматривать как болезнь молодости».
Мечников приводит многочисленные примеры людей очень и не очень известных, бывших пессимистами в молодости (зачастую без особых к тому причин) и ставших оптимистами в зрелые годы, в том числе «близкого друга», в котором знающие биографию И. И. Мечникова легко угадывают его самого.
Рассуждая о причинах пессимизма, Мечников, в частности, ссылается на результаты исследований А. Ковалевского, четко демонстрирующие, что люди склонны фиксировать все неприятности и не замечать радости (или воспринимать их как должное).
Так, при опросе учащихся, на 88 случаев, когда болезнь была отмечена как зло, пришелся всего 21 случай, когда здоровье было отмечено как благо.
И в моем собственном дневнике, написанном, когда мне было 20 — 30 лет, каждая вторая страница — песнь пессимизму, говорящая о том, что я воспринимала этот возраст как преклонно — безнадежный!
Ян Вермеер (1632 — 1678 гг.). «Женщина, читающая письмо».
Вот одна из таких записей, сделанная в канун Нового года. С позиции моих теперешних познаний она кажется интересной тем, что в ней намечается поворот от пессимизма к оптимизму, хотя первого пока существенно больше.
Вот она, эта запись:
«Все проходит, проходит. Как ничтожно наше существование, даже самое великое. Песчинка на ладони Творца. Зачем суета? Зачем страсти? Чтобы в конце увидеть, что «пуста была златая чаша»?
Это, пожалуй, не лучший вариант… В одном знаменитом опыте необученный червь умнел, съедая обученного. Сколь гениален должен быть червиный род, если это действительно так! Съесть Пушкина и Лермонтова, Канта, Гете, Толстого, Шекспира и, и, и..! А в общем, к черту все!
Жить и радоваться каждому мигу — возможности ходить, дышать, знакомиться с людьми, пусть давно ушедшими в никуда, — все равно».
Кажется странным, что оптимизм развивается с возрастом, когда старость на пороге (или уже вошла в дом). Может быть, причина этого в том, что «года минули, страсти улеглись», но, на мой взгляд, существенный вклад в становление философии оптимизма вносят жизненный опыт, познание истории, литературы, сложившееся с возрастом понимание того, что страдание вечно, что самые достойные люди страдали не меньше тебя.
Может быть, все это потому, что с возрастом больше понимаешь цену жизни, или это результат работы над собой? Как сказал К. Чапек: «Настоящий пессимист — только тот, кто сидит сложа руки…»
Ведь, в конце концов, источник радости в нас самих, в умении не огорчаться по поводу мелочей, помнить о добре больше, чем об обидах. А эти качества тоже тренируемы. Так что все в наших руках.
Скорее всего, речь идет не о прямом пути «из пессимизма в оптимизм», а о качании маятника, сначала с одним, а потом (по мере накопления жизненного опыта) с другим уклоном.
Как об этом написал Блок в тяжелом 1918 году, за три года до своей ранней смерти:
«… Жизнь заключается в постоянном качании маятника; пусть наше время бросает и треплет этот маятник с каким угодно широким размахом, пускай мы впадаем иногда в самое мрачное отчаянье, только пускай качается маятник, пусть он даст нам взлететь иногда из бездны отчаяния на вершину блаженства».
Маленькие радости
Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зеленая вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.
Четыре — серых. И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.
Мир стал заманчивей и шире,
И вдруг — суда уплыли прочь,
Нам было видно: все четыре
Зарылись в океан и в ночь.
И вновь обычным стало море,
Маяк уныло замигал,
Когда на низком семафоре
Последний отдали сигнал….
Как мало в этой жизни надо
Нам, детям, — и тебе и мне,
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран –
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!
А. Блок.
Это стихотворение как нельзя лучше отражает о маленьких радостях, которые мы должны придумывать себе сами. Или замечать, если они уже есть. Но как часто мы их не замечаем, просто не думаем о них.
Мы просыпаемся утром, пахнет весной землей и свежей зеленью, или снегом, или желтые листья кружатся за окном. Или ландыш распускается, а потом — васильки, ромашки.
Видео: Пион распускается
Или хорошая книга, музыка, друзья — новые и давнишние. Или сидишь вечером одна, горит свеча, пьешь кофе, читаешь стихи, или просто что-то вспоминаешь. Всегда найдется что-нибудь хорошее.
Я не говорю о таких очевидных удовольствиях, как путешествия — дальние и близкие, озарение новой идеей, успех в любви, в работе, на сцене.
Вы справедливо ответите мне, что это не всем дано. Но и в самом роскошном путешествии можно остаться слепым и равнодушным. Один мой знакомый (между прочим, профессор), вернувшись с конференции, проходившей в районе североамериканских Великих озер, сказал мне: «Не расстраивайся, что ты не поехала. Там не было ничего интересного…».
И в то же время отзывчивое сердце и незамерзшая душа и в самых стесненных условиях найдут крупицы радости и счастья. В воспоминаниях А. П. Шан-Гирея о М. Ю. Лермонтове есть такая запись:
«… Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед. Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива…»
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листа;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный луч играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть, на земле,
И в небесах я вижу Бога!..
Видео: Как спросить совет у книги
«Серые дни бывают только в нас самих». М. Метерлинк.
Ритмы жизни
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
М. Лермонтов.
Все в жизни ритмично. День сменяет ночь, весна — зиму, прилив сменяет отлив, бодрствование — сон. Свой ритм есть в работе сердца, в дыхании, нервных импульсах.
И именно ритм является одним из основных критериев их благополучия. Каждый не раз испытывал на себе благостное влияние ритмов, поступающих извне, — музыки, поэзии, танца…
Эдгар Дега (1834 – 1917 гг.). Голубые танцовщицы.
«Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно… он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт».
— Это — из речи памяти Пушкина «О назначении поэта», произнесенной Блоком в феврале 1921 года, за несколько месяцев до смерти.
«На бездонных глубинах духа, где человек перестает быть человеком, на глубинах, недоступных для государства и общества, созданных цивилизацией, катятся звуковые волны, подобные волнам эфира, объемлющим Вселенную.
Там идут ритмические колебания, подобные процессам, образующим горы, ветры, морские течения, растительный и животный мир».
Задача поэта — «поднять» звуки из глубин духа и заключить их «в прочную и осязательную форму слова…».
Наша задача — задача читателей и слушателей — куда проще: принять эту подаренную нам музыку в наши души для утешения и подъема настроения, для врачевания ран, для гармонизации нашего мира.
Успех благодатного и даже лечебного действия музыки, в том числе — музыки стихов, имеет свое физиологическое обоснование в удачном сочетании внешних и внутренних ритмов.
Оглядываясь на свою теперь уже долгую и вовсе не усыпанную розами жизнь, я могу с уверенностью сказать, что именно ритмы стихи и музыка — всегда оказывались для меня лучшими помощниками «в минуту жизни трудную»!
И за долгие годы определились свои стихи и свои мелодии для каждой неприятности и каждой болезни. Это очень простое лекарство, которое всегда с нами.
И пусть катятся волны жизни своей чередой. Только пусть приходит мир после ссоры, радость после огорчения. Пусть будет радуга после дождя. После каждой ссоры, после тучек и серости, или после ливня с громом, после грусти и слез — пусть будет радуга!
Пусть выглянет солнце. Как удивительно сказано об этом в одном, к сожалению, редко вспоминаемом стихотворении Н. А. Некрасова:
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
То возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…
Образ жизни и долголетие
Мы приходим, словно поезда.
Попыхтим и в путь уходим дальний.
Остановка «Жизнь», ты, как всегда,
Всех встречаешь суетой вокзальной.
Вот и я пришел, но скоро срок,
Скоро вдаль меня умчит дорога.
Красный станционный огонек,
Мой отход отсрочь хоть нанемного.
Р. Гамзатов.
«Подобно наполеоновскому солдату, «носившему в своем ранце маршальский жезл», всякий в глубине своей души питает надежду отличиться по части долголетия… — читаем мы в «Философии долговечия» Фино.
— Даже те, кто… тяготится жизнью, лишь с трудом могут убедить себя, что Земля будет продолжать вращаться и после того, как их не будет, что все вообще будет идти как нельзя лучше, когда они совершенно исчезнут…
Кем бы мы ни были — философом или легкомысленнейшею из женщин… мы с трудом миримся с мыслью о нашем окончательном удалении со сцены».
Не удивительно, что ученые древности интересовались проблемами долголетия не меньше нашего. Сначала люди ограничивались тем, что завидовали отдельным счастливчикам — долгожителям, вздыхали и придумывали легенды.
Но даже и в легендах не все и не всегда было хорошо. Например, герои древнегреческих мифов Кадм и его жена Гармония получили бессмертие, но за это им пришлось стать животными, которые, как считалось, живут вечно или, по крайней мере, очень долго. И они были превращены в «две блестящие и старые змеи»…
Советы ученых средневековья были уже гораздо конкретнее, но, к сожалению, и они не давали практических результатов.
Средневековые алхимики предлагали не один эликсир долголетия, медики призывали к умеренности, но… по-прежнему одни жили мало, несмотря на умеренность и эликсиры, у других же все было наоборот: ничто не помешало им перешагнуть столетний рубеж.
В каменном и бронзовом веках, судя по остаткам человеческих скелетов, люди старше 50 лет были крайне редким исключением. Средняя продолжительность жизни составляла 18 — 20 лет.
В Древнем Риме человека в 40 лет называли стариком, а в 60 лет — допонтанусом (человек, пригодный только для жертвоприношения). Средняя продолжительность жизни в Древнем Риме составляла 28 — 30 лет. Такой примерно она оставалась и в эпоху Возрождения.
Биологически возможная продолжительность жизни человека 100 — 200 лет, однако и сто лет в наши дни, к сожалению, еще редкость. До сих пор остается в силе положение И. Мечникова о том, что никто не умирает от естественной смерти.
По некоторым сведениям, крайний человеческий возраст не превышает 185 лет. Именно в этом возрасте умер основатель аббатства в Глазго Кентингерн, известный под именем святого Мунго.
В Норвегии некий Дракенберг прожил с 1626 до 1772 года. Он был захвачен в плен пиратами, пятнадцать лет прожил в неволе, а затем еще девяносто лет прослужил матросом.
Шропширский крестьянин Фома Парр до 130 лет занимался тяжелой работой. Умер он, не дотянув трех месяцев до 153 лет, совершенно случайно — объевшись при дворе короля, куда он был приглашен. Фому Парра вскрывал сам великий Гарвей, а похоронили его в Вестминстерском аббатстве.
Едва ли какая-нибудь область знания может похвастаться таким обилием гипотез и теорий, как наука о старении геронтология: их сейчас известно более трехсот.
Говорят, что количество гипотез обратно пропорционально ясности вопроса. Действительно, проблема долголетия очень сложна — ведь речь идет об изучении процессов, определяющих сущность жизни.
Можно установить прямую связь между крупными событиями в области биологии и медицины и возникновением гипотез о механизме старения.
Расцвет учения о железах внутренней секреции породил представление о решающей роли гормональной деятельности в механизме старения; успехи биологии клетки дали толчок развитию представлений о роли внутриклеточных изменений; успехи в изучении свойств и строения белков привели к гипотезам о роли физико-химических изменений белка в старении организма.
Долголетие в значительной мере определяется наследственными генетическими факторами. Но, как всякое наследство, его можно быстро промотать, а можно и увеличить.
Статистика долголетия говорит о том, что успеха добиваются главным образом «вольные дети лесов и полей», ведущие спокойный, размеренный образ жизни, занимающиеся умеренным физическим трудом.
«Между влияниями, укорачивающими человеческую жизнь, преимущественное место занимают печаль, уныние, страх, тоска, малодушие, зависть и ненависть… Скука очень опасна как в физическом, так и в нравственном отношении…» — писал немецкий клиницист Гуфеланд.
Но оказывается, что к таким же малоприятным последствиям может привести и чрезмерная радость. Софокл, например, умер под аплодисменты толпы, венчавшие его гений, а племянница философа Лейбница умерла от радости, найдя на смертном ложе своего дяди 600 тысяч франков.
Пытаясь примирить эти две крайности, геронтологи предлагают придерживаться золотой середины — избегать «чрезмерной раздражительности» и, вообще, «беречь нервные клетки», так как их работоспособность с возрастом падает особенно быстро.
Но известно, что долголетием отличались и люди активного творческого труда, чьи нервные клетки работали, очевидно, в высшей степени интенсивно.
Лев Николаевич Толстой
Так, Лев Толстой скончался в возрасте 82 лет от воспаления легких. Тициан умер в возрасте 99 лет от чумы. Ему было 95 лет, когда он закончил свою знаменитую картину «Христос в терновом венце».
Коро написал один из своих шедевров на 80-м году жизни. Композитор Обер умер в 90 лет, в 87 он написал оперетту «Грезы любви», а когда ему было 80 лет, он говорил: «Мне не 80, а четыре раза по 20!».
83 года прожил Гете. Только за год до смерти он кончил вторую часть «Фауста». До самой смерти он сохранил не только трудоспособность, но и способность увлекаться.
В последний день жизни в бреду он воскликнул: «Посмотрите на эту прекрасную головку женщины в темных локонах на черном фоне!» И вместе с тем он был удивительно далек от мифической умеренности.
«… В сущности в моей жизни ничего не было, кроме тяжелого труда, — пишет он, — и я могу сказать сейчас, когда мне 75 лет, что я за всю жизнь и четырех недель не прожил в свое удовольствие. Точно я все время ворочал камень, который снова и снова скатывался обратно, и надо было снова его подымать».
Биограф Гете Эккерман не переставал удивляться тому, что этот, казалось бы, всего достигший человек в 80 лет — «безустанно ищет случая увеличить свою опытность. Ни в каком направлении не останавливается он… он все хочет идти дальше и дальше! Всегда учиться, вечно учиться! Этим он остается вечно и неисчерпаемо юным».
Микеланджело на портрете Даниэле да Вольтерра (1544 г.).
«Никто так не изнурял себя работой, как я, — писал Микеланджело. — Я ни о чем другом не помышляю, как только день и ночь работать». «Он… жил титанической жизнью, непосильной для его слабой плоти и духа… — писал о Микеланджело Ромэн Роллан.
— Страдание, причиняемое распиравшей его силой, заставляло его действовать, беспрерывно действовать, не зная ни отдыха, ни покоя».
И тем не менее Микеланджело прожил 89 лет и до самой смерти не оставлял своей работы и увлечений, переходя от скульптуры к архитектуре, от живописи к сонетам.
Говорят, что однажды на вопрос кардинала, что он в холодный дождливый день делает у стен Колизея, семидесятилетний Микеланджело ответил: «Я учусь!».
Галилею было 70 лет, когда он открыл движение Земли вокруг Солнца. И. П. Павлов умер от инфекции на 86-м году жизни, еще полный творческой энергии. Случайно ли это? Случайны ли столь частые случаи относительного долголетия среди людей активного творческого труда? По-видимому, нет.
И здесь действует все тот же универсальный принцип доминанты. Его автор — А. А Ухтомский — пишет по этому поводу:
«В понятии доминанты скрывается та мысль, что организм человека представляет из себя более или менее определенный энергетический фонд, который расходуется в каждое мгновение преимущественно по определенному вектору, и тем самым снимаются с очереди другие возможные работы.
Необходимо при этом помнить, что в отдельные моменты жизни энергетический фонд организма непостоянен: если, с одной стороны, он расходуется на процессы, идущие сами собой, то, с другой стороны, он в самом процессе работы может восполняться в избытке за счет процессов вынужденных…
Бездоминантная… и вялая установка Обломова должна быть энергетически неэкономной, а ярко-доминантная установка Юлия Цезаря и Гарибальди должна быть энергетически наиболее производительной».
Алексей Алексеевич Ухтомский.
Сам Алексей Алексеевич Ухтомский умер в блокадном Ленинграде, на 68-м году жизни. Но сколько всего вместила эта жизнь! Юный кадет, молодой слушатель Духовной Академии, кандидат богословия и великий ученый, чьи пророчества в области физиологии не устарели за последние десятилетия.
И удивительный человек, не только свято веривший в великий смысл жизни, но и глубоко убежденный в нашей ответственности — перед жизнью, перед миром, перед судьбой…
«Природа наша делаема, повторял он. — Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладеют нами. Поэтому если нужно выработать в человеке продуктивное поведение с определенной направленностью действия, это достигается ежеминутным, неусыпным культивированием требующихся доминант».
«В глубокой старости думают, что доживают свой век, а, напротив, тут-то идет самая драгоценная, нужная работа жизни и для себя, и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна квадрату расстояния до смерти». — Эта запись сделана 82-летним Львом Толстым. До его смерти оставалось меньше года… И все же такая позиция настраивает на оптимизм и плодотворную старость. И это — самое главное…
Некоторые итоги
Вот и приходит время прощаться. Вы можете спросить, выполняю ли я сама все рекомендации, изложенные в этой статье. Ежедневно и ежечасно — конечно, нет. Но в принципе — да.
Строить свою жизнь четко по часам, по жесткому принуждению — тоже одна из вещей, которых не стоит делать. Конечно, нужна самодисциплина, нужна цель, но нужны и некие «степени свободы», без которых все превращается в сухую схему, рождающую скуку и связанные с ней неприятности.
Основной принцип заключается, наверное, в том, чтобы пропуская «надо» через себя, превратить его в «хочу» и радоваться этому.
«Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач еще впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется — его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность», — это кусок из письма Николая Заболоцкого, написанного в 1928 году, когда ему было 25 лет.
Его ждали не только неудачи и разочарования. Его ждали арест в 1938 году и ад «исправительно-трудовых» лагерей… И все пережив, возвращаясь к этой теме 30 лет спустя, он говорит о том же самом:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
И уж раз речь зашла о душе, еще одна цитата.
«Душа есть совокупность ума, рассудка и всех чувств внутреннего мира человека. Следовательно, она — сила и, следовательно, исчезнуть не может», — Д. И. Менделеев.
И пусть спутниками вашей души будут Вера, Надежда, Любовь и их мать Софья мудрость. Счастливого вам пути!
Доктор биологических наук Серова Л.
Приспособление — стресс и адаптация
Видео: Пиратский клад из прошлой жизни
Психология конфликтов — посредник и союзник при решении конфликта
Агрессивное поведение – словесная агрессия — защита от агрессии
Советы и просьбы – формула четырех ступеней в общении
Искусство слушать — приемы понимающего слушания
Глаза — зеркало души — каналы восприятия между людьми