Пропавшие корабли – сообщения очевидцев

Пропавшие корабли – сообщения очевидцев

         Содержание

     О ком звонит колокол — три удара колокола

     Не пришли в порт назначения

     «Циклоп» — дипломаты и марганцевая руда

     Таинственный «SOS» и слитки золота

     Тайны раскрываются

     Пропавший корабль и ржавый лист судовой обшивки

     Сейф с пропавшего корабля

     Пропавший корабль и преступление

    Опыт судоводителя и рука судьбы – истории из жизни

 

   «Никто не возвращается с исчезнувшего корабля, чтобы поведать нам, сколь ужасной была его гибель, сколь неожиданной и мучительной стала предсмертная агония людей. Никто не расскажет, с какими думами, с какими сожалениями, с какими словами на устах они умирали…»              

                                                                  Джозеф Конрад «Зеркало морей».

     В залах английского общества «Ллойд» в Лондоне целый день царит напряженная деловая атмосфера. Здесь страхуют любое имущество, но в основном морские суда – от небольшой спортивной яхты до танкера водоизмещением свыше 150 тыс. т.

Корабль призрак «Марлборо» и его тайна
Корабль призрак «Марлборо» и его тайна

О ком звонит колокол — три удара колокола

     Неожиданно под высокими сводами центрального зала раздается удар колокола. Это не обычный колокол. Более века назад его подняли с затонувшего во время шторма в 1799 году фрегата «Лютин», груз которого в виде золотых монет и серебра был застрахован «Ллойдом».

     Решив в 1896 году увековечить память о фрегате, страховщики подвесили колокол в центральном зале. Когда раздается звон колокола, шум толпы мгновенно утихает, клерки отрывают глаза от деловых бумаг и внимательно слушают.

Пропавшие корабли – сообщения очевидцев
Пропавшие корабли – сообщения очевидцев

     Одетый в красный плащ глашатай поднимается на кафедру и сообщает, что-такое-то застрахованное «Ллойдом» судно в должный срок не прибыло в порт назначения.

     Один удар колокола означает, что в записях нужно сделать соответствующую отметку об упомянутом судне. Если выяснится, что судно погибло, фирма должна будет выплатить страховое возмещение.

     Два удара колокола говорят о том, что в общество поступили хорошие вести — один из 1600 представителей «Ллойда», работающих в разных портах земного шара, сообщил, что застрявший где-то пароход нашелся.

     Но когда все реальные сроки ожидания проходят, а об исчезнувшем судне по-прежнему нет сведений, под сводами зала раздаются три удара колокола «Лютина», напоминающие похоронный звон. Глашатай объявляет, что судно считается пропавшим без вести.

     Англичане в шутку говорят, что простая чашка кофе родила крупнейшее в мире страховое общество. Основателем английского «Ллойда» в 1716 году был содержатель кофейни — Эдвард Ллойд. Он начал страховать суда посетителей, которые собирались в кофейне. Официально «Ллойд» был учрежден актом английского парламента в 1871 году.

     Застрахованные в «Ллойде» суда в случае гибели заносятся в «Книги кораблекрушений». Они делятся на разделы: «Погибшие на мели», «Затонувшие в море», «Погибшие в результате столкновений», «Сгоревшие». Сюда записывают суда, о гибели которых есть соответствующие сведения.

     Но когда колокол «Лютина» бьет Три раза, суда заносятся в особые книги «Считаются пропавшими без Вести». Это большого формата книги в красных сафьяновых переплетах. В каждой из них по 200 страниц.

     Первая «Красная книга Ллойда» была начата в 1873 году. Прошло всего два года и два месяца, как все строки ее двухсот страниц были заполнены названиями бесследно исчезнувших в море судов…

     В основном это были старые деревянные парусники, «плавающие гробы», загруженные сверх нормы. Потом записями заполнились вторая, третья, четвертая… четырнадцатая книги. Причем на заполнение «красных книг» с годами требовалось все больше и больше времени.

Корабль призрак «Марлборо» и его тайна
Корабль призрак «Марлборо» и его тайна

     Неизменная беспощадность морской стихии постоянно направляла человеческую мысль на обеспечение безопасности плавания изданием точных карт, усовершенствованием навигационных приборов, установкой маяков.

     Люди стали больше уделять внимания вопросу непотопляемости и остойчивости судов, совершенствовались противопожарные средства.

     Если на заполнение первой «красной книги» потребовалось всего два года и два месяца, то четырнадцатая книга такого же объема потребовала четверть века. Ее начали 10 июля 1929 года и закончили 22 декабря 1954-го. В книгу записаны 222 судна (суда, пропавшие без вести во время второй мировой воины, в книгу не заносились).

     За четверть века люди 222 раза расписались в своей беспомощности перед стихией моря!

     Эксперты по вопросам мореплавания и специалисты в области кораблестроения не только не смогли установить причину гибели этих судов, но и даже найти место, где они погибли…

     В наши дни заполняется пятнадцатая «Красная книга Ллойда». В нее занесено уже более 100 судов. Перелистаем пожелтевшие от времени страницы этих книг.

Видео: Осьминог кокосовый

Не пришли в порт назначения

     Скупые строки о разыгравшихся на море трагедиях. Сотни судов различного типа, от промысловой шхуны до линкора. Что кроется за этими строками?

«Циклоп» — дипломаты и марганцевая руда

     Последней якорной стоянкой этого парохода был рейд острова Барбадос, недалеко от Кубы. «Циклоп» — рудовоз, вспомогательный корабль военно-морского флота США, брал уголь. Покинув Барбадос 4 марта 1918 года, корабль пропал. С ним исчезли 322 человека. Командование отказывалось этому верить.

     Шутка ли: махина водоизмещением почти 20 тыс. т с двумя винтами, новенькое судно исчезает буквально из-под носа. Морской министр США в панике: вместе с кораблем исчезают возвращавшийся из Бразилии американский посол, видные дипломаты. Не говоря уже об 11 тыс. т ценной марганцевой руды.

     Три месяца крейсеры и эсминцы США утюжат океан в районе, где должно было проходить плавание «Циклопа». Все тщетно. С пропавшего корабля не нашли и спасательного круга.

Аргентинский грузо — пассажирский пароход «Генерал Сан-Мартин» — самое большое торговое судно, занесенное в «Красную Книгу Ллойда» (1954 г.)

Пропавшие корабли – сообщения очевидцев
Пропавшие корабли – сообщения очевидцев

Таинственный «SOS» и слитки золота

     Ранним утром 12 марта 1928 года, когда Лос-Анжелос осветился первыми лучами щедрого калифорнийского солнца, из гавани вышел английский теплоход «Азиатский принц» и взял курс на Йокогаму.

     23 мая того же года, то есть через два с небольшим месяца, в Лондоне колокол фрегата «Лютин» прозвучал три раза. Страховщикам пришлось выложить 180 тыс. фунтов стерерлингов.

     Начались допросы, поиски. Вскоре удалось установить, что через восемь дней после выхода «Азиатского принца» из Лос-Анжелеса английские пароходы «Ниагара» и «Венчура», находясь в Тихом океане, приняли сигнал бедствия. Он был неразборчивым, чувствовалось, что «SOS» передавался неопытной рукой.

     Координаты и название судна не означались. Сообщение кончалось словами: «страшный шторм». Однако позднее стало известно, что в день, когда пароходы «Ниагара» и «Венчура» приняли загадочный «SOS» в районе Гавайских островов, где на восьмой день своего плавания должен был находиться «Азиатский принц», не бушевало никакого шторма.

     Другой факт. Прибыв в Лондон, капитан английского парохода «Сити оф Истбурн» сделал заявление о том, что 24 марта его радиостанция ясно слышала сообщение с «Азиатского принца» о том, что судно намерено прибыть в Йокогаму 3 апреля.

     В назначенный срок «Азиатский принц» в порт назначения не пришел. Не появлялся он и в других портах.

     Поиски были безуспешными. Три американских военных тральщика из Пирл-Харбора день и ночь бороздили просторы Тихого океана. Как могло случиться, что совершенно бесследно исчез новый теплоход с опытнейшим капитаном?

     Спустя три месяца после исчезновения теплохода грузовладелец заявил, что на борту «Азиатского принца», помимо генерального груза, находились… слитки золота на сумму в 260 тыс. фунтов стерлингов. Это, конечно, дело волю фантазии журналистов. Чего только не писали в связи с этим газеты!

     Они навязывали читателю версию, что в момент выхода судна в рейс на борт проникли американские гангстеры, которые, уничтожив команду, перебрались на другое судно, перегрузив на него золото. А «Принца» пустили на дно.

     По вниманию, которое даже в наши дни уделяется ему западной прессой, злополучный теплоход мог бы конкурировать с небезызвестным английским же фрегатом «Черный принц» времен Крымской войны. Оба «Принца» везли золото.

Теплоход «Мелани Шульте» (ФРГ) 21 декабря 1952 года сообщил свои координаты: 58°22’ N и 9°33’ W. После этого судно исчезло бесследно.

Пропавшие корабли – сообщения очевидцев
Пропавшие корабли – сообщения очевидцев

Тайны раскрываются

     До сих пор океан надежно хранит тайну бесследно исчезнувших кораблей. Но проходят годы и иногда суда находят. Водолазы и аквалангисты обследуют их полуразвалившиеся, занесенные песком корпуса. В некоторых случаях удается определить название судна и даже установить причину его гибели.

Пропавший корабль и ржавый лист судовой обшивки

     В 1909 году мир облетела весть — новый английский пассажирский пароход «Уарата», совершая плавание из Австралии в Англию, исчез со всеми находившимися на нем людьми у берегов Южной Африки. «Уарата» был построен по заказу крупной английской судоходной фирмы «Блю энкор лайн» в Шотландии в 1908 году.

     Это был большой, надежный пароход, рассчитанный на дальние океанские рейсы. После сдачи заказчику пароход, успешно выдержав ходовые испытания, совершил первое плавание в Австралию.

Так выглядел пароход «Уарата» перед роковым рейсом.

Пропавшие корабли – сообщения очевидцев
Пропавшие корабли – сообщения очевидцев

     Возвращаясь в Европу, «Уарата» взял на борт в Аделаиде 6500 т груза — зерно, муку, жиры, кожи и свинец. Пополнив запас угля в Дурбане, пароход, имея на борту 211 человек пассажиров и членов экипажа, вечером 26 июля 1909 года снялся с якоря и взял курс на Кейптаун, откуда он должен был идти в Лондон.

     В порт назначения пароход не пришел… Сначала думали, что судно просто задерживается из-за какой-нибудь неисправности в машине (радио на «Уарате» не было).

     Вспомнили случай с новозеландским пароходом «Уайкато», у которого в 1899 году, во время плавания из Англии в Австралию, переломился гребной вал. Судно было случайно замечено одним пароходом в 180 милях от Кейптауна лишь спустя три с половиной месяца после аварии.

     Шли дни, недели, а «Уарата» не давал о себе знать.

     Поиски, организованные на третий месяц, не дали никаких результатов. Дело стало принимать характер сенсации. И действительно, если «Уарата» по каким-либо причинам затонул, то куда же делись люди — 211 человек? Ведь они могли спастись.

     На судне было 17 спасательных шлюпок, рассчитанные более чем на 800 человек, деревянные плоты, спасательные круги, около 1000 пробковых поясов. Во время же поисков, не было обнаружено ни одного плавающего предмета!

     Австралийские и английские газеты стали заполняться различными предположениями. В печати появилось сообщение капитанов пароходов «Инсизва» и «Тоттенхэм». Оба моряка заявили, что 11 августа в районе порта Ист-Лондон видели плававшие в море трупы. Однако разница в координатах этих двух пароходов составляла около 100 миль.

     Капитан английского парохода «Харлоу» сообщал, что 27 июля, в 17 час. 30 мин., находясь близ мыса Гермес, мимо которого должен был пройти «Уарата», он заметил нагонявшее его большое судно. В 19 час. 15 мин. того же дня англичанин отчетливо видел два топовых огня (топовый огонь — представляет собой белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна) и красный огонь левого борта того же судна.

     Через несколько секунд после этого за кормой в ночной дали вспыхнули два столба пламени высотой около 300 м и пролетел отдаленный гул. Затем огни неизвестного парохода исчезли.

     Сообщению капитана «Харлоу» противоречило заявление смотрителя маяка на мысе Гермес, который утверждал, что не видел ни вспышек, ни огней второго судна и не слышал гула.

     С каждым днем пресса выдавала все больше «подробностей», которые в большинстве были противоречивы.

Миражи – причины миражей и свидетельства очевидцев
Миражи – причины миражей и свидетельства очевидцев

     15 декабря 1910 года в Лондоне собралась официальная комиссия по расследованию исчезновения «Уараты». В состав этой комиссии входили лорды Адмиралтейства, опытные капитаны, инженеры, профессора.

     Рассмотрение чертежей парохода, пересчет его остойчивости, критический анализ его мореходных качеств — все это заняло больше года. Но ответа на вопрос: «Где пароход?» — комиссия не смогла дать.

     Шли годы. Летом 1955 года пилот самолета Южно-Африканского Союза, совершая патрульный облет побережья, в районе селения Порт-Эдуард, на небольшой глубине близ подводных рифов заметил корпус большого парохода. Летчик сделал об этом сообщение представителям печати.

     На следующий день, пролетая по этой же трассе с журналистами на борту, он не мог увидеть замеченный им накануне силуэт парохода. Возможно, пилот не сумел вывести самолет на ту же трассу, или море было не столь гладким и прозрачным, или лучи солнца освещали дно не под тем углом, как первый раз.

     Прошло еще три года. Летом 1958 года капитан одного рыболовного судна, промышляя рыбу к юго-западу от Дурбана, близ устья реки Умзамба, обнаружил эхолотом большое затонувшее судно. Место находки совпадало с местом, где был замечен с самолета силуэт парохода.

     Через некоторое время с обнаруженного на дне судна удалось с помощью храпкового ковша поднять ржавый лист обшивки корпуса. Специалисты шотландской судостроительной фирмы «Барклай Кэрл», где в 1908 году был построен пароход, тщательно исследовали переданную им находку.

     Анализ качества стали, толщина листа, его форма, расположение отверстий для заклепок и форма нескольких сохранившихся в них заклепок свидетельствовали о том, что найденным судном оказался пароход «Уарата».

Бразильский линкор «Сан Паоло» водоизмещением 21 тыс. т пропал без вести в Южной Атлантике во время буксировки в 1951 году.

Пропавшие корабли – сообщения очевидцев
Пропавшие корабли – сообщения очевидцев

Сейф с пропавшего корабля

     Последним, кто видел «Ионгалу», был смотритель маяка на острове Дент. Это было 22 марта 1911 года, вскоре после того, как пароход вышел из австралийского порта Маккай в Таунсвилл.

     С тех пор в течение почти полувека судьба парохода и 120 находившихся на его борту человек оставалась загадкой. Назначенная правительством комиссия не смогла ответить, почему исчез пароход.

     Члены этой комиссии заявили, что «Ионгала» вполне мореходное судно, а ее капитан Вильям Найт — грамотный судоводитель с большим опытом, хорошо знавший район плавания.

     Власти австралийского штата Куинсленд объявили исключительно большую по тем временам награду в размере 1000 фунтов стерлингов тому, кто раскроет тайну исчезнувшего парохода. Получить ее пришли через… 48 лет.

     За давностью лет власти отказались ее выплатить. В конце 1958 года некий Конрат, занимаясь подводной охотой у мыса Боулинг-Грин, близ Таунсвилла, обнаружил на глубине 35 м два затонувших парохода. С одного из них Конрат поднял судовой сейф, который оказался пустым.

     Снимок находки опубликовали австралийские газеты. Фотография заинтересовала представителя английской фирмы «Замки и сейфы Чаба и сына». Номер и снимок сейфа он послал в лондонскую контору своей фирмы.

     Через неделю в Таунсвилл пришел ответ:

     «Сейф за номером 49825 был изготовлен нами в мае 1903 года по заказу фирмы Армстронг для парохода «Ионгала».

     Факт и место гибели парохода были установлены. После осмотра обнаруженных судов водолазами специалисты пришли к выводу:    

     «Оба парохода затонули, получив огромные пробоины в результате столкновения».

Корабль призрак «Марлборо» и его тайна
Корабль призрак «Марлборо» и его тайна

Пропавший корабль и преступление

     В 1963 году, 2 февраля американский танкер «Салфур Куини» вышел с грузом расплавленной серы из Бомонта в Норфолк. Через несколько дней радиосвязь с танкером прекратилась.

     Выяснилось, что судно не пришло в порт назначения. Судя, по последнему сообщению, с танкера, он находился в 230 милях от Нового Орлеана. О судьбе 39 моряков исчезнувшего судна не было никаких известий.

     Расследование показало, что самым удивительным является не факт исчезновения судна, а то, что его выпустили в море. Бывшие члены экипажа и те, кто находился в отпуске, засвидетельствовали, что танкер находился в аварийном состоянии: в его корпусе были трещины, все четыре танка для серы расползлись по швам.

     Загорание серы происходило так часто, что по этому поводу даже перестали бить пожарную тревогу. Был случай, когда «Салфур Куин» вошел в порт с пламенем на борту, разгрузился и вышел в море так и не затушенным пожаром.

     Судно давно нуждалось в капитальном ремонте, но его владелец компания «Тексас Галф Салфур», испытывая финансовые затруднения, откладывала ремонт.

     Вдова главного механика Мартина, чей первый рейс на «Салфур Куин» оказался последним, заявила: «Я никогда не хотела быть женой моряка, но ведь он должен был как-то зарабатывать на жизнь. Он был очень расстроен, когда увидел свое новое судно».

     Через две недели после исчезновения на побережье Флориды море выбросило кусок деревянного плота, спасательный нагрудник и сломанное весло. Комиссия установила, что эти предметы с «Салфур Куини. Стало очевидным, что танкер погиб. Он мог переломиться или взорваться.

     В свете правил Международной конвенции об охране человеческой жизни на море эксплуатация аварийного танкера «Салфур Куин» — это преступление со стороны его владельца. Выпуск танкера в море — это второе преступление. А виновато в нем было Американское бюро судоходства, назначение которого — обеспечивать безопасность плавания судов торгового флота США.

                                                                                               Скрягин Л.

Видео: Тайна корабля призрака «Марлборо»

Опыт судоводителя и рука судьбы – истории из жизни

     Комментировать случаи исчезновения без вести судов практически невозможно. Причины их гибели могут быть столь непредвиденными и редкими, что порой в них трудно поверить. Многие случаи таинственных исчезновений судов можно отнести за счет действия непреодолимых сил стихни.

     Но ссылками на силы стихни при разборе катастроф нередко прикрывается самонадеянность капитана, неопытность его помощников или небрежность при несении вахты. Так что о «руке судьбы» говорить не приходится.

     Профессиональное чутье и опыт судоводителя не раз предотвращали аварии и, казалось бы, неминуемые катастрофы на море. Вспоминается такой случай…

     Дело было осенью 1913 года. Я был штурманским учеником на русском пароходе «Рязань», который возвращался из очередного рейса из Шанхая во Владивосток. Японское море встретило нас густым туманом.

     Стремясь выдержать расписание. «Рязань» шла полным ходом. Пароход давал положенные в таких случаях туманные сигналы, на баке за морем следили впередсмотрящие, в машинное отделение была отдана команда «быть в готовности».

     Неожиданно над моим ухом прозвучала громкая быстрая команда старшего помощника капитана С. Шубина: «Право на борт!» Напряженно всматриваясь в густую пелену тумана, я ничего подозрительного не видел и был удивлен внезапным изменением курса.

     Но через мгновенье слева от нас появилось расплывчатое светлое пятно. Прошло несколько секунд, и оказалось, что это топовый огонь парохода, шедшего на большой скорости нам навстречу. Судно не подавало никаких сигналов.

     Через минуту оно, словно призрак, растаяло в Тумане. Если бы не своевременная команда старшего помощника капитана, то столкновение было бы неминуемо. И кто знает, не пропал ли бы наш пароход без вести, если бы неизвестное судно протаранило нас и скрылось в тумане.

     На мой вопрос, каким образом Шубин обнаружил опасность, он ответил:

   «Я не был уверен, что увидел огонь, но чуть посветлевший туман, стелившийся по носу нашего судна, мог им оказаться».

Видео: Загадки морских чудовищ

     От опыта судоводителя на море зависит многое. Иногда для единственно правильного решения даются секунды. В моей жизни был случай, о котором я не могу вспоминать без волнения.

     В феврале 1934 года теплоход «Старый большевик», которым я командовал, прибыл в испанский порт Лас-Пальмас (Канарские острова). Был полный штиль. Нам нужно было стать между двумя стоявшими у причала судами.

     Мы подошли левым бортом, а два катера приняли швартовы, чтобы завести их на берег. Неожиданно с гор подул ураганный шквал. Наш теплоход понесло к причалу, до которого оставалось каких-нибудь 40 — 50 м.

Пропавшие корабли – сообщения очевидцев
Пропавшие корабли – сообщения очевидцев

     Один из катеров успел проскочить под корму стоявшего у причала английского парохода. Положение же второго катера оказалось трагическим. Он не мог уйти под корму стоявшего у причала парохода, этому мешали поданные на берег швартовы. Катер с шестью испанскими матросами оказался в ловушке.

     Высокий причал не позволял людям выбраться с катера на берег. Отдача якоря не могла спасти положения. На размышление оставались секунды. Принимаю решение: даю средний ход вперед с таким расчетом, чтобы нос теплохода лег на корму норвежского парохода.

     По моему расчету, теплоход в этом случае будет прижат шквалом к причалу только кормой. При этом образуется как бы треугольник, где катер найдет спасение.

     Через мгновенье нос теплохода лег на правую сторону кормы норвежского парохода, послышался скрежет металла и через несколько секунд глухой удар кормы о причал. Люди были спасены…

Пропавшие корабли – сообщения очевидцев
Пропавшие корабли – сообщения очевидцев

     Статистика аварийности торгового флота морских держав красноречиво говорит о том, что большинство аварий и кораблекрушений происходит обычно по вине людей.

     Поэтому значительную часть исчезнувших в море судов можно отнести и за счет проектировщика, допустившего ошибку в расчете остойчивости судна, и штурмана, сделавшего неправильные выводы из наблюдений по радиолокатору, и механика, допустившего какой-нибудь недосмотр в машине, и даже пассажира.

     Ведь даже брошенный за борт окурок потоком воздуха может быть втянут в открытый иллюминатор каюты, и начнется пожар…

     Есть еще одна причина несчастий на море, о которой западная пресса старается не распространяться. Чувствуя приближение финансовой катастрофы, иногда судовладельцы вынуждены идти на такое крайнее средство, как уничтожение своего имущества, чтобы получить страховое возмещение и, таким образом, остаться в игре.

     В целях спекулятивной наживы некоторые судовладельцы страхуют свои суда на очень высокую сумму. Предметом страхования, как правило, являются старые тихоходные суда. Преднамеренный поджог судна или затопление его на большой глубине это один из верных и удобных способов уничтожить судно и замести следы преступления.

     В 1963 году в Италии была вскрыта афера, авторами которой оказались крупные судовладельцы. По их приказу были преднамеренно затоплены тринадцать принадлежавших им же судов, застрахованных на значительную сумму.

     За десять лет авантюристы от хитроумно организованных потоплений получили 350 миллионов лир. Ожесточенная конкурентная борьба морских монополий это одна из вероятных причин того, что, несмотря на оснащенность современных судов самой совершенной техникой, в наше время около десяти судов в год все еще заносится в «Красную книгу Ллойда».

                                                                  Капитан дальнего плавания А. П. Бочек.

Видео: Летучий Голландец и пропавшие корабли

Миражи – причины миражей и свидетельства очевидцев

Загадки истории человечества — необъяснимые совпадения древности

Человек на необитаемом острове и истории людей — Робинзонов

Исторический эксперимент – экспедиция по пути Колумба

Арктика – зеленая Арктика и древняя колония норманнов

 

 

You May Also Like