
Содержание
Застенчивость
Разные проявления застенчивости
Единая причина
Как бороться с застенчивостью
«Я не могу жаловаться на свое внимание, на память и, пожалуй, даже на мышление (хотя хотелось бы и их улучшить), пока я работаю один, с книгой, с прибором.
Но если такую же или подобную работу мне приходится выполнять на людях, особенно перед кем-либо чужим, я уже ничего не вижу, глаз от пола поднять не могу, все забываю, путаю, двух слов связать не умею, становлюсь дурак дураком.
С детства был я застенчивым, нелюдимым. Таким остался, став инженером. Помогите мне избавиться от застенчивости!»

Застенчивость
Немало подобных писем получил я от читателей. Одни пишут о себе. Другие — о своих детях. Педагоги пишут об учениках, которым застенчивость мешает отвечать в меру знаний.
Многие сетуют, что о застенчивости и борьбе с ней они ничего не могли найти ни в одном учебнике психологии или педагогики, ни в специальной монографии или популярной литературе.
И все пишущие мне просят (одно письмо даже начинается сигналом SOS!) помочь им избавиться от застенчивости, хотя в некоторых письмах вместе с тем высказывается сомнение в такой возможности.
Все без исключения авторы писем просят не упоминать в статье их фамилий. И это, конечно, тоже не случайно, так как в этой просьбе отчетливо проявляется их застенчивость.

Разные проявления застенчивости
Письмо, которым начата статья, достаточно точно и ярко, хотя и неполно описывает картину проявления застенчивости. Неполно потому, что у каждого человека она может проявиться по-своему.
В одних случаях она выразится в резких, угловатых, некоординированных движениях, в изменении голоса, вплоть до того, что человек начинает заикаться.
В других, как у автора приведенного письма, более ранимыми окажутся интеллектуальные функции: внимание, память, мышление.
Третьих застенчивость буквально «доведет до слез», лишит голоса, «вгонит в краску» либо сделает белым как мел.
Но во всех случаях заставит отвести глаза, вызовет желание уйти, убежать, спрятаться, стать незаметным; а повышенное внимание окружающих будет мучительнее всего.

Все это так называемые «телесные проявления эмоций», переживаемых застенчивым человеком. В них нет ничего специфического по сравнению с проявлением других эмоций.
Близкая картина отмечается, например, у испуганного человека. И совсем много общего в картине проявления застенчивости с проявлением растерянности или напряженности. Недаром все они и объединяются в одну группу, называемую в психологии «эмоциональными нарушениями деятельности».
Любые эмоциогенные (рожденные эмоцией) нарушения деятельности могут более отчетливо проявляться либо в психомоторной, либо в интеллектуальной, либо в вегетативной сфере.
Нарушение этих сфер и определяет те три основных вида проявления застенчивости, о которых я уже сказал.

Есть еще один вид застенчивости, когда она проявляется как непонятное чудачество, несвойственная данному человеку резкость, даже грубость. Это так называемая «гиперкомпенсация застенчивости».
За сознательной беззастенчивостью, за подчеркнутой грубостью и чудачествами (хотя это, безусловно, более отрицательные качества личности) люди пытаются скрыть, спрятать свою застенчивость.
Застенчивость, как и любое другое психическое явление, может быть:
— относительно кратковременным психическим процессом, продолжающимся несколько минут; такое случается с любым человеком, даже таким, для которого вообще-то застенчивость несвойственна;
— более длительным (измеряющимся днями), но также преходящим психическим состоянием, вызванным неблагоприятными условиями, а иногда и заболеванием;
— достаточно стойким качеством личности, даже чертой характера.
Понятно, что меры борьбы с застенчивостью во всех этих случаях и в зависимости от вида ее проявления должны быть индивидуальными.

Единая причина
В отличие от других эмоциогенных нарушений застенчивость — это явление социально обусловленное.
Робинзон на необитаемом острове в трудных условиях мог растеряться или у него могла проявиться напряженность.
Но пока он был совсем один, застенчивость у него проявиться не могла. Она не могла проявиться ни как психический процесс, ни как психическое состояние, ни как свойство личности.
Конечно, застенчивость как свойство личности у человека, попавшего на необитаемый остров, могла сформироваться раньше и быть в скрытом состоянии. Но проявиться на необитаемом острове она никак не могла.

Застенчивость появляется только при взаимодействии людей в обществе; это одно из проявлений их взаимоотношений.
Чаще всего застенчивость вызывается чрезмерной скромностью человека, недооценкой своих возможностей. Но это не всегда так. Иногда застенчивость — следствие переоценки своей роли в коллективе, но только тщательно скрываемой переоценки.
Человеку кажется, что все внимание людей, с которыми он общается, привлечено только к нему, что те ошибки и недочеты, которые другому легко простили бы, ему «никто никогда не простит».
Иными словами, застенчивость в этом случае вызывается чувством своей исключительности. С такой формой застенчивости бороться труднее всего.

Как бороться с застенчивостью
Человеку с повышенной эмоциональной возбудимостью чаще, чем другим людям, свойственны различные проявления эмоциогенных нарушений деятельности.
Иными словами, он будет не только застенчив, но и будет легко теряться, поддаваться страху, панике, становиться напряженным в самых разных условиях: на работе, в школе, дома, в спортиграх.
Такому человеку скорее всего надо подлечиться и вместе с тем всесторонне укреплять свою эмоционально — волевую сферу и, в частности, эмоционально-моторную устойчивость (свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели).

Иное дело, если застенчивость проявляется у человека, которому вне взаимоотношений с людьми несвойственны ни растерянность, ни напряженность. Здесь «лечение» должно состоять в том, чтобы сделать эти взаимоотношения привычными и тем ослаблять социальную силу их воздействия.
Существует поговорка: «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду!»
Это, конечно, не значит, что надо сразу лезть на глубокое место. Чтобы научиться плавать, надо упражняться в плавании; чтобы устранить застенчивость, — «упражняться» постоянно усложняющихся взаимодействиях с людьми.
У людей, с детских лет привыкших к коллективу, любящих работу в коллективе, застенчивости либо совсем нет, либо она слабо выражена. Некоторые родители, стараясь уберечь своих детей от «дурного влияния», уводят их от коллектива, а потом удивляются, что дети выросли застенчивыми, нелюдимыми.

Прямой долг родителей — научить ребенка жить и работать в коллективе, быть его полноценным членом. Научить хорошему отношению к товарищам и показать, что люди тоже относятся к нему доброжелательно.
Нередко видишь, как четырех — пятилетние дети, разговаривая со взрослыми, особенно чужими, начинают ломаться, кривляться. Это опасный признак.
Если вовремя не остановить ребенка, не научить его ровному, спокойному обращению с окружающими, в нем будет развиваться застенчивость и та гиперкомпенсация ее, о которой мы уже говорили.
С детства надо искоренять у детей даже намек на чувство своей исключительности или, как говорят психологи, «необходимо приводить в соответствие уровень притязаний с уровнем возможностей».
Если это соответствие не было достигнуто в детстве, если что-то упущено в воспитании, взрослый человек, почувствовав и осознав этот недостаток в себе, может побороть его.
Но нередко бывает так. Взрослый человек, не умеющий себя держать в коллективе, по недомыслию или по невоспитанности совершает какой-то промах, предположим, нетактичный поступок.
Потом он спохватывается и настолько тяжело переживает свою ошибку, что, в соответствии с поговоркой, «обжегшись на молоке, дует и на воду». Его застенчивость после этого случая непомерно возрастет.
На этом примере видно, что знание каких-то основных правил поведения в коллективе — это тоже один из путей борьбы с застенчивостью. Особым вопросом является борьба с застенчивостью, иногда появляющейся в переходном возрасте, в период полового созревания.

Но это уже другой вопрос, который должен рассматриваться в системе правильного полового воспитания, которому, к сожалению, до сих пор еще часто мешает неизжитое мещанство и ханжество.
Теперь, когда вы знаете психологическую сущность застенчивости и можете проанализировать конкретные случаи ее появления у себя или у своих «подопечных», нетрудно понять и наметить основные пути борьбы с ней.
А пути эти всегда очень индивидуальны.
Профессор Платонов К.
Видео: Отношения и мозг. Юмор.
Смех — почему люди любят смеяться — причины смеха
Любовь – мужчина и женщина – биология любви
Лидер и вождизм — истоки вождизма
Демагогия и признаки демагогии — различные тактики и типы демагогии
Этикет — правила этикета в телефонных переговорах